Воспитание пианистических навыков


Автор: Грущина Наталья Борисовна

Предмет: Фортепиано

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

Воспитание пианистических навыков

Краткое описание работы: Рекомендации при начальном обучении маленького пианиста

В настоящее время в музыкальных школах при поступлении не проводят отбора и конкурсов, поэтому учат всех детей не зависимо от наличия у них музыкальных способностей. Обучать при этом, нужно профессионально всех детей не зависимо от того, станет ли музыка его профессией или музыкальное образование закончится вместе с получением свидетельства об окончании школы. Также надо отметить, что современные дети отличаются от тех, которых мы учили раньше, не только своими музыкальными способностями, но и характером, поведением, отношением к работе, а также большой загруженностью и в общеобразовательной школе и всевозможными дополнительными занятиями. Среди этих детей встречают и музыкально одаренные, но основная масса - это дети со средними музыкальными способностями: неразвитым слухом, плохой координацией, темпо-ритмической неустойчивостью и проблемным игровым аппаратом. Это совсем не означает, что таких детей не следует обучать музыке. На мой взгляд, учить нужно всех. Занятия музыкой, успешны они или не очень, приносят огромную пользу не только обучающемуся ребенку, но и окружающим его взрослым.

В первую очередь занятия всех дисциплинируют, приучают к терпению, труду, умению планировать свое время. Со временем развиваются и музыкальные способности: слух, ритм, память. Но самое главное - ребенок учится любить и понимать язык музыки.

Кроме формирования у учащихся прочных базовых знаний, умений, навыков игры на фортепиано, в нашу задачу входит воспитание эстетического вкуса и слушательской культуры, развитие творческого воображения и образного мышления.

Вопрос овладения техникой учащимися является частью комплексного
воспитания пианиста. Техническая работа не противостоит общемузыкальному развитию. Технэ - в переводе с древнегреческого, означает ремесло, искусство, мастерство Поэтому с самого начала ребенка надо приучать к сознанию того, что занятия музыкой - это не забава, а трудная работа.

Работа над техническим развитием ученика начинается с самых первых занятий, начиная с посадки, организации игрового аппарата и воспитания двигательной культуры. Преподаватель должен разумно организовать движения ученика: посадка должна быть свободной, спина подтянута, предплечье и локоть слегка отведены от корпуса.

Одним из главных недостатков в техническом развитии ученика является зажатость и скованность аппарата. Для освобождения от встречающейся иногда скованности движений, особенно в локте, целесообразно заняться с учеником гимнастикой, например, проделать ряд вращательных движений руки от плечевого сустава вверх и в сторону. Исходить нужно из естественного, т.е. удобного положения руки. Руки должны быть свободными, но не вялыми и безвольными, а свобода рук не имеет ничего общего с расхлябанностью. Маленький ребенок, не умея пользоваться весом руки, преодолевает слабость пальцев, зажимая руку, при этом возникает тряска и появляются лишние движения Свобода, пластичность и ритмичность пианистических движений является основой начального формирования моторики. Сокращение этого сложного периода овладения приемами пальцевой игры возможно при условии систематической работы с учениками, это предмет постоянной заботы преподавателя.

На начальном этапе обучения существенную помощь в освоении учениками различных двигательных навыков могут оказать упражнения.
Упражнений существует великое множество. Они удобны тем, что и преподаватель и ученик могут фантазировать, изменять их, оставляя неизменной только конечную цель упражнения, ради которой данное упражнение и дается. Очень ценно, когда ученик проявляет свою фантазию. Например: изменяет лад, концовку упражнения, ритмический рисунок, динамику и так далее. На инструменте упражнения маленькому ученику удобнее начинать с середины клавиатуры.

 Вот наиболее часто используемые упражнения в моей практике:
- на звукоизвлечение и постановку рук - учить слушать затухающий звук и ощущать его кончиком пальца, учить ребенка пользоваться весом руки,
при переносе руки как бы «нести звук»;
- для одновременного развития техники обеих рук полезны симметрично
расположенные технические фигуры в партиях обеих рук, исполняемые синхронно, совпадающей аппликатурой;
       - для развития координации движений полезно перемещать мелодию в разные регистры;
       - полезны упражнения для укрепления наиболее слабых пальцев - игра трели 3-4, 4-5 пальцами, начиная с очень медленного темпа во избежание мышечного напряжения;
       - полезно чередование штрихов легато и нон легато;
       - очень важны упражнения на выработку певучего легато, при этом большую пользу может оказать пение со словами:
по два звука - мама, Таня, и т. д.
по три звука - мамочка, девочка, Катенька и т. д.
по четыре звука - Вероника, Катерина и т. д.
по пять звуков - я хочу гулять, весело поем, ласточки летят и т.д.

       В последнее время особенно часто приходят дети с очень слабыми, неразвитыми мышцами пальцев, которые не в состоянии удержать палец требуемой формы. В таком случае, чтобы избежать перегрузки, нужно отказаться на время от глубокого звука.
       Особой нашей заботой всегда являются первый и пятый пальцы. Пятый палец слабый, а первый плохо приспособлен для фортепианной игры. Но они для нас играют чрезвычайно важную роль. Они создают основу правильной позиции руки, это основание и фундамент нашего «купола». Первый палец должен быть слегка закруглен и свободно, без толчка опускаться на клавишу.
       Для развития гибкости и ловкости 1-ого пальца существует множество упражнений: - игра гамм 1-2 пальцами;
       - упражнение «с черной на белую»;
       - взять звук любым пальцем с последующей незаметной подменой на 1-ый;
       - «зарядка» для всех пальцев, в том числе и для 1-ого и 5-ого;
       - 1-ый повторяет одну и ту же ноту, другие пальцы поочередно двигаются над ним;
       - 1-ый двигается под рукой, исполняя секунды и терции.
Можно пофантазировать и придумать совместно с учеником и другие упражнения, которые  подготовят игровой аппарат будущего пианиста к знакомству с гаммами.
       Цель гамм - выравнивание пальцев, а для этого требуется постоянный слуховой контроль, который проще осуществить при игре каждой рукой в отдельности в медленном темпе. Играя гаммы нужно научиться извлекать звуки равной силы, внимательно контролируя звук в отношении ритма и динамики.
К концу первого года обучения ученик должен уметь подобрать по слуху мажорную гамму от белых клавиш и сыграть правильной аппликатурой гаммы До, Соль, Ре, Ля, Ми мажор на одну или две октавы в прямом движении отдельными или двумя руками в зависимости от способности данного ребенка.
Работа над аккордами и арпеджио также должна начинаться отдельными руками, с точным соблюдением аппликатуры. Короткие арпеджио играются группировкой по четыре звука. Гибкая кисть «рисует» движение от первого пальца к пятому. Первый при этом играет роль подвижной оси. Ни один звук не должен пропадать, слушать ровную звуковую линию. При группировке по три звука легкие акценты снимают неизбежные ударения с первого пальца каждого звена. Первый палец должен быть свободен и уходить в сторону движения.
       В работе над короткими арпеджио важно объединяющее движение кистью от первого пальца к пятому при движении наверх и от пятого к первому при движении вниз, при этом слушать ровную звуковую линию. Очень важно для дальнейших успехов ученика в течении первых лет обучения всегда ставить главной целью освоение правильных навыков звукоизвлечения.

В работе с начинающим пианистом с самого начала обучения очень важно  стремиться к сознательному, музыкальному исполнению и слуховому контролю - Удобство движений, их точность, свободная посадка, овладение хорошим звуком, музыкальное исполнение, как правило, прививает ученику любовь к занятиям на фортепиано, что уже само по себе является очень важным условием его дальнейших успехов.

 

Используемая литература:
Бирмак А. «О художественной технике пианиста»

Милич Б. «Воспитание ученика - пианиста»

Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста»

Шмит - Шкловская А. «О воспитании пианистических навыков»

Гнесина Е. «Фортепианная азбука».