Современные методики для развития музыкальных способностей


Автор: Дзюина Инна Викторовна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Мастер-класс

Современные методики для развития музыкальных способностей

Краткое описание работы: Развитие музыкальных способностей через игру

«Детям совершенно также,  как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им и они будут беречься». Януш Корчак.

В настоящее время все чаще используются нетрадиционные методы оздоровления детей. Одним из таких является игровой массаж. Под действием массажа происходит покраснение кожи (сосуды расширяются, повышается теплоотдача, затем сосуды сужаются, что приводит к охлаждению и тренировке центра терморегуляции).

Мастер-класс:  «Современные методики для развития музыкальных способностей»

Слайд 1.

Цель: Распространение педагогического опыта по применению современных методик в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

  • раскрыть значение здоровьесберегающей технологии;
  • познакомить с методикой их проведения;
  • поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья дошкольников;
  • распространить педагогический опыт по применению игрового массажа с детьми дошкольного возраста;
  • познакомить педагогов с элементами игрового массажа  с целью повышения их профессиональной компетентности.

Материал: презентация, карточка- задание «Воздушный шар», чистые листы офисной бумаги, прищепки, массажные мячики, массажные круглые расчёски, бигуди-липучки, шарики-конструктор, панно «Полянка здоровья», цветочки на липучках (для рефлексии), музыкальное сопровождение флеш-моба, картотека игрового массажа для каждого участника мастер-класса.

Ход мастер – класса:

1.Теоретическая часть.

Вступление:  С прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс   по применению игрового массажа в детском саду под девизом:  «Пусть детство будет здоровым».

Слайд 2.

Наш мастер-класс начать  хочу с прекрасных слов:

Здоровые дети – в здоровой семье.

Здоровые семьи – в здоровой стране.

Здоровые страны – планета здорова.

Здоровье! Какое прекрасное слово!

Так пусть на здоровой планете

Растут здоровые дети!

Нам родители доверяют самое дорогое, что есть у них – своих детей. И каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым и счастливым. Ребенок отправляется в долгое путешествие по жизни, и мы ему в этом поможем. (Раздать листочки с нарисованным воздушным шаром). Путешествовать он (ребенок) будет на воздушном шаре.

Упражнение  “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека).

Вы видите воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это ребенок. Вокруг него ярко светит солнце, по небу плывут легкие облака. Напишите в облаках, какие 9 ценностей важные, на ваш взгляд, для ребенка настолько, что он  взял бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что эти легкие облака превращаются в грозовые. Вам нужно избавиться от них, чтобы путешествовать дальше. Вычеркните 3 облака. Но снова грозятся облака стать черными и хмурыми. Вычеркните еще 3 облака. А теперь поднимите руки те, у кого в списке облаков осталось слово «здоровье». Спасибо большое, приятно видеть, что вы все понимаете - здоровье – главная ценность человека.

Еще Самуил Яковлевич Маршак говорил, обращаясь к детям:

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути

Важнейшее условие.

Пришло время новых  технологий, назначение которых - объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление здоровья. Эти технологии получили название «здоровьесберегающие».

Слайд 3.

Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни.

Обращаюсь к участнику мастер-класса:

- Как вас зовут?  

- Светлана.

- Светлана, дайте мне, пожалуйста, яблоко.

- У меня его нет.

- Посоветуйте, пожалуйста, что мне нужно делать для того, чтобы укрепить и сохранить мое здоровье?

(ответ: делать зарядку, заниматься физкультурой и т.д.)

Приходим к выводу. Что мне не могут дать того, чего нет у человека сейчас. Но здоровье есть у каждого человека и педагоги в силу своей профессии  знают, с помощью каких технологий научить ребенка заботиться о своем здоровье и бережно относиться к нему.

Слайд 4.

«Детям совершенно также,  как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им и они будут беречься». Януш Корчак.

В настоящее время все чаще используются нетрадиционные методы оздоровления детей. Одним из таких является игровой массаж. Под действием массажа происходит покраснение кожи (сосуды расширяются, повышается теплоотдача, затем сосуды сужаются, что приводит к охлаждению и тренировке центра терморегуляции).

 Слайд 5.

          В дошкольном возрасте ведущая деятельность – игровая.

          Дети любят играть в игры, связанные с профессиями. Часто играют в «доктора». А если врач придет делать массаж? Массаж не только приятен, но и полезен – об этом дети тоже знают. В чем его особенность? В простых приемах, не требующих специальной подготовки прикосновения, особенно прикосновение пальцев, рук, кулачков, постукивание, поглаживание, похлопывание, а иногда и пощипывании.

          Умение общаться через тактильное прикосновение необыкновенно важно. Подобные игры учат обходиться друг с другом ласково, доверительно, бережно и аккуратно.

        Слайд 6. 

             Главное правило игрового массажа – никакой боли. Только приятные ощущения позволят в дальнейшем выполнять эти игровые задания.

Что можно использовать для массажа:

  • природный материал (шишки, орехи, горох, фасоль, камушки)
  • зубные щетки и щетки для волос
  • массажные мячики
  • прищепки
  • шестигранные карандаши
  • бросовый материал (пробочки, старые фломастеры, колпачки от них)

         Уважаемые участники, а теперь я предлагаю вам перейти к практическому занятию и выполнить несколько видов массажа.

2. Практическая часть.

Массаж спины.

Если говорить о массаже спинки, то он способствует нормализации деятельности нервной системы, улучшению кровообращения, а также отлично снимает напряжение в этой области. Наконец он просто помогает расслабиться и настраивает ребенка на сон.

Слайд 7.

1. Игровой массаж «Пёсик»  

 Участники стоят в кругу, выбирается песик (надеваем маску). Он встает в середину круга. Все говорят слова и показывают движения:

Песик в бане вымыл ушки  (поглаживают и растирают уши) 

Шейку (поглаживают шею),

Кожицу  на брюшке (поглаживают живот).

И сказал дружочку пес: «Ты мне спинку не потрешь?»

«Песик» встает к детям, все поворачиваются друг за другом и растирают спину своему соседу кулачками.  Эту игру можно провести и в парах. Можно добавить другого персонажа, например, ёжика.

Слайд 8.

2. Аурикуломассаж — это массаж ушной раковины, который активизирует работу всего организма.

Учеными замечено, что, если ребенку 2 — 3 раза в день проводить массаж ушных раковин, он меньше болеет, лучше развивается, нормализуется работа многих систем организма.

«Взяли ушки за макушки»

(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)

Взяли ушки за макушки  -(большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули… -   (несильно потянуть вверх)

Пощипали…   -                             

(несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)

Вниз до мочек добежали.      

Мочки надо пощипать:   -(пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять..-(приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём  -

(провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами) 

И к макушкам вновь придём.

Слайд 9.

Самомассаж  рук   для детей важно проводить регулярно, чтобы активизировать определенные зоны в головном мозге.. Самомассаж пальцев рук для детей позволяет улучшать мозговую активность и ускоряет психологическое развитие ребенка.

 

Веселые прищепки

Мы весёлые прищепки,

Коль поймам держим крепко!

Раз, два, три, четыре, пять!

Прищепки будем мы катать!        

(Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями)

Большой пальчик мы поймаем

И немного покачаем!        (Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой)

Указательный поймаем

И немного покачаем!        (Ловим указательный палец левой руки и качаем)

 Средний пальчик мы поймаем

И немного покачаем!        (Ловим средний палец левой руки и качаем)

 Безымянный мы поймаем

И немного покачаем!

 (Ловим безымянный палец левой руки и качаем)

И мизинец мы поймаем

И немного покачаем!        (Ловим мизинец левой руки и качаем)

Раз, два, три, четыре, пять!

Прищепки будем мы катать!        

(Прищепка лежит на правой руке, накрываем её левой рукой и прокатываем между ладонями, затем выполняем аналогичные действия на левой руке)

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхнём

И немного отдохнём!        (Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук, встряхиваем кисти рук)

Массаж грецкими орехами (можно заменить комочком плотной бумаги)

«Орех»

Движения соответствуют тексту

Я катаю свой орех

По ладоням снизу вверх.

А потом обратно,

Чтоб стало мне приятно.

Я катаю свой орех,

Чтобы стал круглее всех

Массаж ладоней мячиками- «ёжиками»

Массажный мячик предназначен для микромассажа.   Шипы на его поверхности  при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Игры с массажными мячиками можно проводить как по телу малыша, так и используя только  ручки. Эти мячики легко умещаются в детской ладошке, что позволяет с ними весело играть и развивать мелкую моторику рук.

«Ёжик»

Представьте, что к вам в гости пришел ёжик - движения выполняются в соответствии с текстом.

Ёжик выбился из сил-

Яблоки, грибы носил.

Мы потрем ему бока,

Надо их размять слегка.

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко.

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка.

Ёж по тропке убежал,

Нам «Спасибо!» пропищал.

Ребенок жалеет ёжика, гладит, чешет, щекочет. На слова «по тропке убежал» мячик можно катать по столу, коленкам.

Рефлексия

Обращаюсь к участникам.

-   Посмотрите, у нас появилась поляна «Здоровья».   Но на ней не хватает …(цветов). Я предлагаю оживить нашу поляну: взять цветочки (раздать клейкие цветочки)  и записать на нём ваше впечатление от мастер-класса, и прикрепить к стебельку.  Я прикрепляю цветочек   «Удовольствие от общения».

Участники прикрепляют цветы с надписями).   Рада, что мастер-класс стал для вас... (Читаю  сделанные надписи.)

 Заключительная.  Флеш-моб для педагогов (песенка Мамонтенка)

Всем известно выражение «Движение – жизнь». И с этим трудно поспорить. Мы с вами хорошо поработали,   я предлагаю вам немного подвигаться.

Встаньте, дружно потянитесь

И друг другу улыбнитесь!

Руки, ноги  разомнем

И флеш-моб скорей начнём!  

И в заключение мне хочется прочитать  четверостишье:

Получен от природы дар –

Не мяч и не воздушный шар,

Не глобус это, не арбуз.

Здоровье! Очень хрупкий груз.

Чтоб жизнь счастливую прожить,

Здоровье  нужно сохранить.

Спасибо за внимание.  Нам было очень приятно поработать с вами. Надеюсь , эта информация для вас была сегодня полезна.

 

 

Игровой массаж для детей младшего и старшего дошкольного возраста

Игровой массаж, как одна из форм здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Цель: формирование привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
1.Образовательные: усвоить правила овладения простейшими приёмами массажа;
2.Воспитательные: развивать положительные эмоции;
3.Оздоровительные: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;
Описание материала: данный материал предназначен для воспитателей, музыкальных руководителей детских садов, педагогов дополнительного образования работающих с детьми дошкольного возраста, родителям.
Здоровье ребёнка - это его полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оздоровление детей становится приоритетным направлением в работе детских садов. Поэтому в дошкольных учреждениях должны быть созданы все необходимые условия в музыкальном, спортивном залах, групповых комнатах, на спортивной площадке и всей территории детского сада.
Здоровьесберегающие технологии в непосредственной образовательной деятельности - это:
Валеологические песенки распевки;
Дыхательная гимнастика;
Артикуляционная гимнастика;
Игровой массаж;
Пальчиковые игры;
Речевые игры;
Музыкотерапия;
В непосредственной образовательной деятельности учитывается индивидуальные и возрастные особенности каждого ребёнка, его интересы. Успех НОД - это совместная деятельность музыкальных руководителей, воспитателей, врача, педагога-логопеда.
Массируя определённые точки тела, мы посылаем положительные сигналы своим органам (сердцу, легким, почкам, печени). Выполнение игрового массажа улучшает нервную систему, поднимает настроение. Обучение массажным приёмам происходит в игре. В НОД игровой массаж проводится под музыку - слова пропеваются. Дети закрепляют в игре навыки выполнения самомассажа.
Проводя игровой массаж используют разминание, растирание, поглаживание, легкие постукивания. Пальчики рук вытягивают и разминают. В центре ладони находится точка повышения активности.
Самомассаж ушей разогреваются трением ладошки и массируют ушные раковины вперёд-назад.
Игровой массаж
"Доброе утро" сл., муз., Е. Шадриной

 


Ножки, ножки топ, топ, топ
Потопайте скорей.

Ручки, ручки хлоп, хлоп, хлоп
Похлопайте скорей.
Мы погладим ушки, бровки
Носик разотрём
И дружно мы споём!

Дети исполняют песенку и выполняют движения по тексту, поглаживая и нежно надавливая пальцами на соответствующие точки.
"Мишки лепят" сл, О.Н.Арсеневской, муз., Е. Шадриной


Чтоб всегда здоровым быть,
Будем с мишками лепить.(сжимают и разжимают кулачки)
Слепим брови и реснички
Носик будет как у птички.
Слепим лобик, щечки, глазки.
Мы - волшебники из сказки!

Дети исполняют песенку и выполняют движения по тексту легко надавливая и поглаживая на точки.
"Вышел зайчик" сл., Х. Афанасенко муз., Е. Шадриной

 


Вышел зайчик на лужок,
На зелёный бережок.
(Плавные движения от переносицы к ушам)
Потирает зайка нос,
Чтобы носик не замёрз.
(Надавить пальцами на точку у крыльев носа)
Серый зайчик вместе с нами
Потирает над бровями.
(массаж точек у внутренних концов бровей)
Говорила зайке мать,
Надо ушки потирать!
(Надавить пальцами на точки у основания мочки уха)

Пальчиковые игры тоже относятся к игровому массажу

Пальчиковая игра "Цветики"

Музыкальный руководитель: Смотрите, какие красивые наши цветы, какие нежные у них лепестки! Вечером, когда солнышко уходит спать, каждый лепесток закрывает свои лепесточки и тоже засыпает. А утром, чуть солнышко появится на небе, цветы просыпаются и подставляют свои нежные лепестки его теплым лучам. Давайте сейчас представим. что наши маленькие нежные пальчики - это цветочные лепестки.
Наши алые цветки
(Дети соединяют чуть согнутые ладони - бутон)
Распускают лепестки.
(Разводят пальцы в стороны, запястья соединены - раскрылся бутон)
Ветерок чуть дышит,
(Тихонько дуют на "цветок")
Лепестки колышет.
(Покачивают "цветком")
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
(Соединяют пальцы рук - вновь перед нами "бутон")
Головой качают
(Покачивают "бутоном" вправо-влево)
Тихо засыпают.
(Ладони сжимают в кулачки - "цветочки спят")
Утром ранним все цветки
(Снова делают "бутон", постепенно поднимают его вверх "тянется к солнцу")
Вновь распустят лепестки.
(Разводят пальцы рук в стороны - "бутон расцвел")
Таким образом игровой массаж влияет на развитие фонематического слуха, мелкой моторики и общее развитие речи.

  

Особую роль в приобщении детей к здоровому образу жизни играет физкультурно-оздоровительная работа. Одним из компонентов этой работы является игровой массаж, правильная организация и проведение которого помогут ребенку правильно осознать свой организм и укрепить свое здоровье. Массаж прекрасно развивает все органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Кроме того ласковые прикосновения рук, упражнения в виде игры доставляют огромное удовольствие ребенку, укрепляют эмоциональную связь между ним и взрослым. Так же игровой массаж стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецептов кожи глубже лежащих тканей. Укрепляя организм и содействуя общему развитию, массаж помогает предупредить заболевания. Игровой массаж обладает не только лечебным действием, проводить его можно и с профилактической целью.

Овладеть приемами массажа может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта или специального образования. Взрослый должен обращать внимание на качество движений ребенка, на точность и правильность выполнения заданных упражнений.

В своей работе используем игровой массаж (интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки, гимнастика маленьких волшебников (Т. Нестерюк, А. Шкода).

А сейчас хотелось бы показать и провести несколько видов игрового массажа. Вы уважаемые гости будете выступать в роли детей. Итак, для начала мы сделаем разогревающй массаж.

Дети, хотите ли вы порисовать? Но, у вас нет ни мела, ни кистей, ни карандашей, и в этом нам помогут наши части тела.

1. «Рисуем головой». И. п. -ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения головой 4 раза в одну и 4 раза в другую сторону.

2. «Рисуем локтями».И. п. -ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1-2 круговые движения локтями вперед 4раза, 3-4 назад.

3. «Рисуем туловищем».И. п. ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения в левую сторону 3 раза, правую.

4. «Рисуем коленом».И. п. - одна нога согнута в колене и отведена в сторону, руки на поясе. 1-3 круговые движения коленом левой ноги 3 раза, потом правой.

5. «Рисуем стопой».И. п- одна нога согнута в колене, руки на поясе. Вращательные движения стопой в одну и другую стороны, тоже другой ногой.

«Массаж головы» - воздействие на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.

1. Сильным нажатием пальчиков имитируем мытье головы.

2. Пальцами словно граблями, ведем от затылка, от висков, от лба к середине головы.

3. Спиралевидными движениями ведем пальцы от висков к затылку.

4. «Догонялки»: сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, бегаем по поверхности головы. Пальцы обеих рук, то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.

5. С любовью и лаской расчесываем пальцами, словно расческой воловы и представляем, что его прическа самая красивая.

Точечный самомассаж биологически активный точек, предотваряющий простуду.

Выпал снег, но вот досада. Не готовы мы к зиме. Простужаться нам не надо, сделаем массаж себе.

-Утка крякает, зовет всех утят с собою

(поглаживать шею ладонями сверху вниз)

-А за ними кот идет, словно к водопою

(указательными пальцами растирать крылья носа)

-У кота хитрющий вид, их поймать мечтает

(пальцами поглаживают лоб от середины к вискам)

-Не смотри ты на утят, не умеешь плавать

(раздвинув указательный и средний пальцы сделать «вилочку» и массировать точки около уха).

Массаж рук «Рукавицы».

Вяжет бабушка Лисица (имитация вязания)

Всем лисятам руковицы:(поочередное растирание пальчиков начиная с большого)

Для лисички Оли, для лисенка Коли

Для лисички Маши, для лисенка Саши,

А для Катеньки лисички (заканчиваем мизинцем)

маленькие рукавички

В руковичках да-да-да (растирание ладоней)

Не замерзнем никогда (хлопки руками).

Массаж спины «Дождик».

(встать а круг паровозиком, и похлопывать по спине друг друга)

-Дождик бегает по крыше, кап-кап-кап-кап

По веселой звонкой крыше, кап-кап-кап-кап.

-Дома, дома, посидите, кап-кап-кап-кап

Никуда не выходите (постукивание пальчиками)

-Почитайте, поиграйте, кап-кап-кап-кап

А уйду, тогда гуляйте (поколачивание кулачками)

-Дождик бегает по крыше, кап-кап-кап-кап

По веселой звонкой крыше (поглаживание ладошками).

Оздоровительный массаж всего тела «Хлопки».

Вот игра у нас какая: хлоп ладошка, хлоп другая!

Правой, правою ладошкой (шлепки по левой руке от плеча к кисти)

Мы пошлепаем немножко.

А потом ладошкой левой (шлепки по правой руке)

Ты хлопки погромче делай.

А потом, потом, потом (легкое похлопывание по щечкам)

Даже щечки мы побьем.

Вверх ладошки! Хлоп, хлоп (хлопки над головой)

По коленкам-шлеп, шлеп (хлопки по коленям)

По плечикам теперь похлопай! (хлопки по плечам)

По бокам себя пошлепай! (шлепки по бокам)

Можем хлопнуть за спиной (шлепки по спине)

Хлопаем перед собой (шлепки по груди)

Справа-можем, слева-можем!

И крест накрест руки сложим (похлопывание по груди)

И погладим мы себя. Вот какая красота!

(поглаживание по рукам, груди, бокам, ногам)