Ансамблевая игра на занятиях по фортепиано


Автор: Гуськова Клавдия Борисовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Ансамблевая игра на занятиях по фортепиано

Краткое описание работы: В данной работе освещается понятие ансамблевой игры на занятиях по фортепиано и о специфике жанра фортепианного дуэта.

МБУ ДО ДШИ №10 г.Ульяновск
Методическая разработка на тему: "Ансамблевая игра на занятиях по фортепиано"
Составитель: преподаватель Гуськова Клавдия Борисовна.

    Ансамбль – в  переводе с французского языка, "ensemble" означает: "вместе". Так называют совместное исполнение музыки двумя и более музыкантами.  Главным отличительным признаком ансамбля это согласованность и слаженность. Именно это, и есть его самая важная составляющая. Делать что-то вместе и делать это синхронно. В синхронности и кроется главная тайна и неизменный успех ансамбля.
   Фортепианная ансамблевая игра  представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом проходят произведения различных художественных стилей, авторов, различные переложения оперной и симфонической музыки. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует художественное воображение. Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического). Совместное музицирование  играет важную роль в развитии творческой инициативы, творческой активности ребенка, его способностей, и является одной из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки.
    Навыки ансамблевой игры ребенок приобретает уже на первых уроках по фортепиано. Здесь можно вспомнить слова Г. Нейгауза, который говорил: "С самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он играет простые , но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу ощущают радость восприятия хотя и крупицы, но искусства. То, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, будет побуждать их как можно лучше выполнять свои первые музыкальные обязанности. А это и есть начало работы над  художественным образом, которая должна начинаться одновременно с первоначальным обучением  игре на фортепиано" (2, с.20-23).  Донотный период тесно связан с ансамблевым музицированием в дуэте: педагог - ученик. За счёт насыщенного, богатого мелодическими и гармоническими красками сопровождения -  исполнение становится более красочным и живым.
Игра в ансамбле способствует хорошему чтению нот с листа, помогает в закреплении основных навыков звукоизвлечения, позволяет успешно вести работу по развитию чувства ритма.  Играя с педагогом, ученик находится в определенных метроритмических рамках. Ансамблевая игра не только дает педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формировать у ученика верное темпоощущение. Далее, в более старших классах, игра с педагогом в ансамбле,  постепенно сменяется игрой в ансамбле с таким же учеником, как и он сам. Дети учатся при игре в ансамбле друг с другом (ученик - ученик) умению слушать себя и другого, быть внимательными и ответственными, а также организованными.
Исполняя произведение с учеником своего класса,  ребёнок учится думать о партнёре, решать вместе с ним различные музыкальные и исполнительские задачи, вести диалог с партнёром, то есть понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Как известно - ансамблевая игра закладывает основы также для воспитания слухового внимания, развития ритмической дисциплины и гармонического слуха, а так же способствует развитию истинного чувства ритма.
    Ансамблевая игра развивает умение играть синхронно. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей. Фортепианный ансамбль - необходимая школа самообучения и самовоспитания. Ансамблевое исполнительство, в сравнении с сольным, оказывает благотворное влияние на учеников не только в профессиональном плане, но и формирует человеческие качества: чувство взаимного уважения, такта, партнерства, а и нередко чувства "плеча". Игра в дуэте предоставляет прекрасную возможность как для творческого, так и дружеского общения пианистов-солистов. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля - единого понимания и чувствования партнёрами темпа и ритмического пульса. Синхронность является одним из технических требований совместной игры.
    Игра в ансамбле сплачивает, развивает коммуникативные навыки, дисциплинирует участников ансамбля, прививает любовь к различным жанрам музыкальной культуры.
   Ансамблевое музицирование обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей учащегося: музыкального слуха, памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков; расширяется музыкальный кругозор; воспитывается и формируется художественный вкус, понимание стиля, формы произведения.
   Развиваются профессионально-психологические качества: наблюдательность, критичность, стремление к совершенствованию собственного звучания, слуховой контроль, рационализация профессиональных игровых движений.
Мобилизуются ресурсы, появляется смысл занятий, ребенок ощущает успех – единственный источник внутренних сил.

Список литературы:
1. А. Алексеев "Методика обучения игре на фортепиано"
2. Г. Нейгауз "Об искусстве фортепианной игры"
3. А. Готлиб "Первые уроки фортепианного ансамбля"

                                                август  2019г.