Последовательное изучение гамм в освоении фортепианной техники и их значение


Автор: Кондакова Ирина Владимировна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Последовательное изучение гамм в освоении фортепианной техники и их значение

Краткое описание работы: Что дают нам гаммы и как их разучивать в начальном периоде обучения учащихся музыкальных школ

 «Хорошо сыгранная гамма- поистине прекрасная вещь, только их редко играют хорошо, потому что мало в этом упражняются» - говорил И.Гофман

 

Работа над гаммами и всем гаммовым комплексом является необходимой составной частью воспитания пианиста. Что такое гамма? Гамма –это чередование звуков в определенном порядке, т.е. звукоряд от тоники до её повторения. Гамму для поступенного звука ряда придумал музыкант в XVI в. Гвидо де Ареццо, он же назвал и ноты. Изучение гамм, арпеджио, аккордов стало обязательной частью музыкального воспитания в незапамятные времена ещё в клавирной педагогике при обучении игре на клавишно-струнных инструментах- чембало, клавикорд, клавесин. Игра гамм становится «основой фортепианного обучения к концу XVIII-XIX, когда фортепиано вытесняет из обихода другие клавишные инструменты, когда формируется фортепианный стиль и виртуозное исполнительство. «Музыкальная таблица умножения»-назвал гаммы И.Гофман. Гаммы нужны пианисту всегда. Их освоение начинается в младших классах и продолжается в консерватории. Игра гамм является завершающим этапом по организации пианистического аппарата.

Что дают нам гаммы?

Приобретение пианистических навыков легато; Умение вести певучую линию, выработка идеального звука и нужного звуковедения.

Приобретение подвижности и гибкости рук, постановка руки.

Ощущение клавиатуры «кончиками пальцев».

Развитие моторики и беглости пальцев.

Развивается синхронность, внимание и координация.

Гаммы, а также аккорды и арпеджио- развивают ладовый, мелодический и гармонический слух, усваивают направление движения (вверх,вниз).

Гаммы помогают освоить  основные формулы фортепианной техники. Гаммы нужны для понимания основных закономерностей аппликатуры. Гаммы помогают развитию и расширению музыкально-теоретических представлений. (Такие понятия как звукоряд, гамма, лад, тональность, аккорды, интервалы, арпеджио и т.д.).

О порядке изучения гамм.

Когда мы начинаем знакомить уч-ся с гаммами, мы вводим их в мир тональностей. Мажор сменяет минор, также как вечер сменяет день, после лета наступает осень, меняется настроение человека, за веселым может быть грусть. Меняются различные «тональные краски» в музыке. У некоторых композиторов было цветное видение тональностей (А.Скрябин, Н.Римский-Корсаков). Существует несколько методических рекомендаций. М.Лонг советует начать изучение с хроматической гаммы. Она элементарна по своей структуре подкладывание 1-го пальца совершается в очень тесной позиции, вырабатывается точность, прикосновение, ловкость и гибкость 1-го пальца. Другой вариант- начать с гамм, имеющих наименьшее количество знаков. От До мажора двигаться по квинтовому кругу тональностей. К изучению гамм необходимо приступать в то время, когда уч-ся ознакомились с клавиатурой, нотной грамотой, с определенными навыками игры на инструменте. Лучше всего приступать к гаммам, когда хорошо освоены пятипальцевые позиции. Прежде чем изучать гамму «руками», нужно изучить её головой. Сыграть гамму и произносить вслух ноты или название интервала между соседними нотами(т.е. для мажора: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон). Выучив одну гамму, запомнив её звучание следует остальные гаммы подбирать по слуху.  

Основная задача при игре гамм - это ознакомление с аппликатурой каждой тональности. Заботу о том, какими пальцами следует играть, можно оставить на потом. Сначала важно научиться исполнять гаммы от любого звука, в любой тональности, а для этого стоит поначалу играть их двумя руками поочередно: четыре первых звука левой рукой, четыре следующих - правой. Поиграть по белым клавишам вверх и вниз по всей клавиатуре и послушать как  звуки, словно ручеек, медленно и спокойно перетекают из одной руки в другую. Поиграть можно с разной аппликатурой: 1-2-3-4 или 2-3-4-5 пальчиками, а затем поиграть с диезами и бемолями от до# вверх хроматические звуки и от миb вниз четырьмя пальцами.
Можно поиграть на f, постепенно затихая и наоборот с разной динамикой. А теперь можно добавить к гамме заключение в виде нисходящего трезвучия V ступени, причем левой руке поручим сыграть эту ступень октавой ниже. Вот так мы знакомимся с квинтовым кругом тональностей. «Катить колесико» можно и нужно разумеется и по минорным гаммам. Продолжая «катить колесико» по квинтовому кругу тональностей, перейдем к игре уже освоенных гамм. Играть гамму по двум позициям, тремя или четырьмя пальцами подряд. Потренируемся в перекладывании 3, 4 и в подкладывании 1 пальца: ведь позиции эти надо между собою связать. Существует множество упражнений на подкладывание и перекладывание пальцев.

В начальный период необходимо следить за свободой пианистического аппарата, чтобы не было зажатости и скованности. Добиваться певучей и мягкой игры, чтобы не было ощущения «точечности»  звучания. Удобнее начинать изучение мажорной гаммы с Си мажора для правой руки и Ре Ь для левой руки, так как в их звукоряде есть формула Ф.Шопена. Играя эти гаммы, ученик сразу учится придерживаться середины клавиатуры, а не спускаться к краям клавиш. Длинные пальцы на черных клавишах, кисть приобретает естественную форму, исключающую зажим мышц. Первый палец «сохраняет верность белым клавишам», остальные на черных. Минорные гаммы можно учить как параллельные мажорным или как одноименные. Часто при игре гамм приходится сталкиваться с «тряской рук». Чтобы этого избежать, нужно начинать упражнения на легато с 2-х 3-х нот с дальнейшим прибавлением до 5 звуков. Кисть движется за звуком, собранная, пальцы не оттопыриваются, а двигаются за играющими пальцами. Кисть и предплечье при игре звуков гаммовой позиции делают вспомогательное, объединенное движение. Кистевые вспомогательные движения, сочетающиеся с движениями плеча и предплечья-пианистические движения с пружинным «дышащим» запястьем, которые способствуют гибкости и пластичности рук. Эти движения освобождают руки от переутомления. Можно сравнить с образными представлениями: «Лодочка», «Радуга» и др.

 

Как разучивать гаммы:  

Каждую гамму следует разучивать отдельно каждой рукой в медленном темпе, правую руку вверх, а левую руку вниз.

Играть в пределах одной октавы, затем в две октавы.

Играть гаммы с различной артикуляцией, различными штрихами.

Играть гаммы с различной динамикой, исполнять с разными заданиями: вверх на крещендо, вниз- диминуэндо.

Развивая методическую точность, играть гаммы с акцентами в различных ритмах, с ударениями по 4, 8, 3 и 6 звуков.

Осуществлять слуховой контроль. Во время игры гамм можно развивать полифонический и ансамблевый слух.

Вслушиваться в мелодический характер гаммы, учиться на гаммах навыкам певучей игры легато.

Чисто механическое, формальное исполнение скучно. Интерес к игре занимает к игре сказки. Быстрая игра не должна допускаться. Основная задача-улучшение качество исполнения. Темп берется тот, в котором всё прослушивается и получается.

Типичные ошибки:

1.    слабый слуховой контроль:

2.    Передерживание пальцев на клавишах. (Пальцы не должны «вязнуть» в клавишах. Взятие и снятие должно быть активным и точным.)

3.    Ритмическая звуковая неровность. (Несовпадение рук- «кваканье» получается). Надо стараться активно работать пальцами, высоко приподнимая, Поиграть на нон легато или стаккато. Чаще всего дело в левой руке, которая немного отстает и появляется несинхронность. Можно применить гамму в синкопированном ритме, начинает движение левая рука.

4.    Тряска рук (Неумение вести мелодическую линию от звука к звуку). Чтобы преодолеть разорванность в исполнении надо услышать гамму внутренним слухом, как единую, цельную мелодическую линию, ощутить направленность к верхней ноте- тонике.

5.  Низкий первый палец, неумение его подкладывать. Полезно начинать играть с хроматической гаммы. Полезно наращивать звуки, начиная с одного, двух и т.д. Остановка на тонике расчленяет октавы, помогает осознать тонику-финиш. Игра «броском».

Недостатки учащихся:

Часто у уч-ся прогибаются фаланги пальцев. Нужно закрепить кончик пальца на клавише. (Полезны упражнения на столе).Не прогибать запястные косточки, а ощущать в них опору пальцев.

«Не выкалачивать» 1-м пальцем при смене позиции, вслушиваться в ровное звучание гаммы, чтобы не была нарушена звуковая линия.

 

Играть гаммы можно разными штрихами, менять артикуляцию и динамику, менять темп, ставить задачи художественного порядка. Наряду с артикуляционными динамическими, темповыми вариантами при работе над гаммами полезно применять и варианты ритмические, например в пунктирном ритме.

Художественные задачи при игре гамм:

Динамические задачи. Сыграть гамму на f(форте), но не колотить, не стучать, не играть грубо и жестко, а играть сочно, мягко и благородно. Локоть подвижный, свободный. Вес руки- висящая «свинцовая гирька». Вся рука – «шланг, по которому течет вода», сила от плеча в кончики пальцев. Пальцы живые и активные, они забирают, хватают клавиши движением под ладонь, при этом рессорят. Эта упругость смягчает резкость звука, нужен не удар пальца, а медленное погружение на дно клавиши. Маленький ученик, играя гамму на форте, будет представлять большого и грузного слона, но надев мягкие тапочки.

Сыграть гамму на Р (пиано). Важно не шептать, не прятаться. Должно быть слышно в «последнем ряду зала» - по выражению Н.Перельмана. Рука мягкая, легкая, воздушная, вся нагрузка приходится на пальцы. Играем с точным «прицелом» пальцев- образ «росинок на цветах, на утренней заре. Нежные, хрупкие лепесточки сверкают на солнце».

Сыграть гамму певучим форте, пропеть гамму штрихом легатиссимо в динамике пиано. Исполнить гамму серебристым, прозрачным, легким звуком, с постепенным затуханием.

 

Осваивать гаммы двумя руками удобно в Ми мажоре. Ученик знакомиться с симметричной, «зеркальной» аппликатурой, запоминая положение 4-го пальца: на 7-й ступени правой руки и на 2-й ступени в левой руке.

Как запомнить порядок следования пальцев для каждой гаммы?

Аппликатура гамм подчиняется двум правилам:

1) Применять первый палец на черных клавишах запрещается.

2)В пределах одной позиции (т.е. без подкладывания и перекладывания)

пальцы следуют друг за другом без пропусков. Исключения составляют минорные гаммы мелодические: до #, фа #, соль #, где на вершинке, перед движением правой руки вниз, за первым следует 3-й. Аппликатура гамм, которая начинается с черной или с белой для правой руки вверх, для левой руки вниз. Если с черной, то первый палец берется на первой белой клавише, после черной. Аппликатура гамм начинающихся с белой клавиши следует в форме 3+4, исключение Фа мажор, фа минор  в правой руке и Си мажор и си минор в левой руке, где порядок следования пальцев обратный. Итак, 3+4 или 4+3. Эти правила сложились в эпоху классического венского стиля.

Аппликатурные сходства между собой:

Гаммы: До, Соль, Ре, Ля, Ми мажор и Си мажор для правой руки и Фа мажор для левой ( для правой руки вверх, левой вниз).

Гаммы Си мажор для левой и Фа мажор для правой. (пр вверх, для лев. вниз).

В мажорной гамме от черной клавиши 4-й палец правой руки приходится на си бемоль, в левой на соль бемоль.

Фа#, до # и соль # объединяются по признаку изменения аппликатуры в мелодическом виде в отличие от гармонического варианта. Порядок пальцев учить отдельно для мажорных гамм До, Соль, Ре, Ми- 4-й палец правой руки на 7 ступень, левой на 2-ю. Си мажор и Фа# мажор- 4-й палец на Ля# правой руки, левая рука- Фа#.

Гаммы Ре бемоль, Ля бемоль, Ми бемоль, Си бемоль и Фа мажор- в правой руке - 4-й палец на Си бемоль, в левой – на 4-ю ступень, исключение Фа мажор, где левая рука приходится на 2-ю ступень.

 

Специального разговора заслуживает аппликатура хроматической гаммы, существует целый ряд её аппликатурных вариантов, которые образуют 2 группы.

К первой группе относится аппликатура:

Немецкая (1-2 палец),

французская (1-3 палец)

смешанная (немецко-французская).

 

Ко второй группе относится:

1) Английская (одна четырёхпальцевая позиция)

2) Листовская (5-ти пальцевая)

Работая над хроматической гаммой учимся играть её с любой клавиши в том числе с чёрной.

 

Игра двойных нот. Безусловно полезны контрапунктические гаммы, идущие дуолями в одной руке и четвертями в другой. Гамма играется триолями – в три октавы, квартолями - в четыре октавы, квинтолями - в пять октав. Можно играть и в прямом и расходящемся движении. Гаммы играются не только в октаву, но в терцию, сексту и дециму. Игра гамм двойными нотами, по выражению Г.Нейгауза, - «вещь преполезная». Это прекрасная школа полифонической техники, школа выработки, способности слушать и вести два голоса одновременно. Работа над этими гаммами развивает, помимо пластичности кисти, особую подвижность и гибкость первого пальца, укрепляет слабый четвёртый. Прежде чем приниматься за игру гамм двойными нотами, стоит поработать над подготовительными упражнениями. Сначала играть терции 1-3, 2-4, 3-5 пальцами, начиная с медленного постепенно прибавляя. Такое упражнение называется «прогулкой» по выражению А.Шмидт-Шкловской.

Достичь идеального легато в обоих голосах гаммы всё же трудно, поэтому приходится выбирать такую аппликатуру, которая при движении правой руки вверх обеспечивала бы легато в верхнем голосе, а вниз- в нижнем. Запястье при игре гамм на легато находится в высоком положении, а первый палец легкий, не «лежащий» и не тяжелый.

 

Игра арпеджио и аккордов. Перед игрой арпеджио и аккордов стоит работать над подготовительными упражнениями. Арпеджио изучается параллельно с игрой аккордов. Это поможет освоить их структуру. С младшими учащимися можно играть трезвучные аккорды, т.к. их мышцы ладони ещё не могут обеспечить растяжение, необходимое для этого. Надо помочь ученику ощутить участие крупных мышц и внимательно следить, чтобы не поднимались плечи. Закрепить такую игру аккордов можно, попросив ребёнка аккомпанировать в ансамблях повторяющимися аккордами. Аккорды по четыре звука играют более взрослые ученики. Основная функция руки и пальцев брать различные предметы. Пальцы активно «берут» аккорд и так же естественно. Необходимо ощутить весомую, тяжёлую руку при эластичном запястье и следить за его состоянием. Оно не должно подниматься. Можно проверить другой рукой насколько оно пружинит. Важно, чтобы при смене аккордов пальцы вели руку, а не наоборот. Короткие арпеджио по четыре, а для начинающих по три звука сначала можно поиграть с остановками на основном тоне каждого следующего построения, затем без остановки. Эти арпеджио играют, предварительно открыв ладонь и пальцы. Необходимо следить, чтобы пальцы не «вязли» в клавише. Одновременно можно работать над ломаными арпеджио. Они играются вращательным движением предплечья.

При игре длинных арпеджио опять идёт подкладывание и перекладывание пальцев, но делать это сложнее т.к. первому пальцу необходимо дотягиваться до отдалённых клавиш. Здесь также надо вводить предшествующие упражнения. В игре этих арпеджио тоже должна звучать ровная мелодическая линия. Чтобы выровнять звук, полезно учить длинные арпеджио трезвучия с лёгкими пальцевыми акцентами на каждом первом из четырёх звуков.

Постепенно в работу вводим арпеджио уменьшённого септаккорда, как наиболее удобное для детей, при игре которого в руке неизменно сохраняется ощущение малой терции. После того как закрепится этот навык игры можно начать работу над длинным арпеджио доминантсептаккорда. Здесь неоднородность интервальных шагов вырабатывает у учащихся быстроту реакции, координированность движений. Это арпеджио полезно для развития растяжений: здесь употребляются все пальцы подряд, и интервал терция может попасть на последовательность из третьего и четвёртого пальцев. По мере ускорения темпа игра с тщательным подкладыванием первого пальца сменяется позиционной игрой.

 «Никакое упражнение, каким бы сухим оно бы не казалось, недолжно быть играно мёртвым, безжизненным тоном, - пишет В.Сафонов. - «Живость звука»- есть единственное условие плодотворного упражнения». Гаммы это одна из самых трудных вещей в фортепианной игре. Переходить к игре в очень быстром темпе следует лишь после того как будет выработано их четкое и точное исполнение в медленных темпах. Изучение гамм на всех ступенях музыкального образования способно принести огромную пользу для технического и музыкального развития учащихся.

 

 

Список литературы:

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.,1978

2. Гаммы и арпеджио для фортепиано. Учебное пособие. Сост. Ширинская Н. М., 1984.

3. Гнесина Е. Фортепианная азбука. Вступ. ст. М.,1978

4. Корыхалова Н. Играем гаммы. М.,1995

5. Милич.Б. Воспитание ученика-пианиста в 1-2 классах ДМШ. Киев, 1977