Автор: Шишкина Татьяна Николаевна
Предмет: Вокал
Класс: Дети
Тип материала: Методические разработки
Краткое описание работы: Цель: Поиск верной методики воспитания и развития навыков двухголосного пения в младшем возрасте. В работе говорится о том, что искусство хорового пения предполагает пение хора на несколько голосов. Это придает необыкновенную выразительность исполнению. Исполнение многоголосных сочинений требует определенного уровня развития слуха и мышления певцов, кропотливой работы по приобретению необходимых навыков. Работа над многоголосием должна вестись в определенной системе, включающей этап развития гармонического слуха.
Искусство хорового пения предполагает пение хора на несколько голосов. Это придает необыкновенную выразительность исполнению. Сущность двухголосного пения основывается на совмещении двух явлений в музыкальном искусстве: художественного и технического. Двухголосная фактура представляет собой разнообразное сочетание двух мелодических линий, в которых голоса движутся либо самостоятельно, либо параллельно, что создает различные условия для пения детей в младшем возрасте. Многоголосие включает в себя художественный, психологический, акустический и музыкально-исполнительский компоненты.
Так же, как и пение a`capella, исполнение многоголосных сочинений требует определенного уровня развития слуха и мышления певцов, кропотливой работы по приобретению необходимых навыков. Главное в многоголосном пении – это умение поющих самостоятельно вести свою партию и вдумчиво вплетать её в общее хоровое звучание.
Условия перехода к двухголосному пению.
Как же научить детей многоголосию? Конечно, в младшем возрасте это лишь начальный этап работы, но он крайне важен. Если мы не привьем вкус и начальные навыки многоголосия в младшем возрасте, то впоследствии дети не запоют сами собой на 2-3 голоса. Многоголосием можно заниматься с самых первых репетиций.
Я хочу поделиться своими наработками, приемами работы над многоголосием. Различные формы работы, упражнения я использую дозировано на каждом занятии в зависимости от подготовленности детей, и репертуарных требований.
Многоголосием следует заниматься уже с самого начала работы хорового коллектива, сочетая многоголосное пение с унисоном. Можно придумать очень простые задания, лишь бы они были интересны, пробудили у детей интерес и любовь к музыке. Этим мы достигаем того, что они перестают страшиться и охотно занимаются многоголосным пением.
Обучение двухголосному пению детей младшего школьного возраста происходит поэтапно. Подготовка начинается с самых первых музыкальных занятий, когда руководитель шаг за шагом вводит ребят в мир музыки, открывает красоту исполняемых сочинений, объединяет хор в единый звучащий ансамбль, а вместе с этим постоянно развивает слух, вокальное мастерство, музыкальную память, восприимчивость и отзывчивость поющих, также постепенно накапливаются теоретические знания детей, способность анализировать и разбираться в музыке.
Непосредственное формирование навыка пения на два голоса начинается с подготовительных упражнений.
Упражнение 1. К подобной работе можно приступить после того, как дети научились петь на одном звуке какую-либо прибаутку и ознакомились с понятием музыкальной высотности. Внимательно вслушиваясь в звуки при повторном проигрывании, дети начинают выделять из него отдельные звуки. При сопоставлении этих звуков они различают их по высоте. Далее эти слуховые представления закрепляются в пении всех ступеней трезвучия поочередно.
(Исполнение прибаутки «Андрей-воробей», или любой другой попевки на одном звуке. Исполнять её на разных устойчивых ступенях)
Упражнение 2 (распевание хора):
Однако специфика народного многоголосия отличается от классической академической музыки.
Русское народное хоровое пение в основном многоголосно. Высшей формой народного песенного искусства является полифонический распев «на голоса», где ясно выявляется творческое, импровизационное начало. Немаловажное значение в формировании разных типов народного многоголосия имеют локальные певческие традиции.
Богатый опыт народных мастеров в многоголосном пении позволяет сделать важнейшие практические выводы, относящиеся к поискам верной методики воспитания этих навыков. Использование фольклора в начальном периоде музыкального воспитания открывает в будущем широкие перспективы в освоении классического наследия и современного творчества.
Особенности метроритмической и ладовой организации народной песенной культуры определяют различные типы фактур и основные стилевые черты музыкального фольклора различных регионов.
Все эти типы многоголосия представляют собой лишь разновидность единого подголосочно-полифонического склада народной музыки. В детском музыкальном фольклоре основными типами песенного многоголосия являются:
Наиболее простым видом будет «педальное» двухголосие, в котором второй голос появляется эпизодически и связан с включением лишь одного выдержанного звука, исполняемого небольшой группой хора. Хормейстеру совсем не обязательно разыскивать песни с «педалью» в специальных сборниках. Вполне допустимо в некоторых случаях и самому сочинять подголоски. Особенно удобны в этом плане народные песни с часто повторяющимися основными или квинтовыми тонами. Например, «Скок, скок поскок, молодой дроздок», «Кошкин дом», «Долгоногий журавель», «У кота-воркота», «Едет, едет паровоз».
Упражнение 3. (Исполнение песен «Скок,скок», «Едет паровоз»)
Теперь перейдем к песне с бурдоном в нижнем голосе. Замечательными песнями с бурдоном являются так называемые «гуканки». В них партию нижнего голоса исполняет хор, а основную мелодию – солист. Интересны для развития навыка двухголосного пения и такие песни, в которых одна из партий хора построена на постоянно повторяющейся попевке, основанной на двух-трех звуках (варьированный бурдон), как, например, «Как под горкой под горой», «Во поле береза», Ц.Кюи «Загорелась зорька».
Упражнение 4. (Исполнение песенки «Как под горкой под горой»)
При разучивании таких песен необходимо, чтобы дети, сольфеджируя, сознательно интонировали образующиеся по горизонтали интервалы. Полезно также давать предпочтение в динамическом звучании нижним голосам, а также исполнять их партию со словами, а верхнюю – с закрытым ртом или на какой-либо слог.
Что же касается песен с подголосочно-полифоническим развитием, то методика разучивания подсказывается их строением. Отчетливо выраженная самостоятельность голосов определяет необходимость освоения всем хором обеих мелодических линий.
Перечисленные типы многоголосия могут встречаться в детском песенном фольклоре, как в основном виде, так и в сочетании различных типов фактур.
Приступая к освоению навыка многоголосного пения нужно иметь крепкие исполнительские навыки, в том числе импровизации. Методом организованного обучения искусству импровизации является метод вариативного освоения народной песни.
Поиск возможных песенных вариантов напева при единообразии ритма становится первыми шагами в этом направлении. На первых порах варианты напевов заучиваются, при этом дети запоминают различные интонационные контуры и находят и выбирают наиболее удобный для голоса вариант. Обращается внимание детей на то, что все напевы должны заканчиваться «главным звуком» (I ступень лада). Это обязательное условие при пении и самостоятельном поиске своих вариантов детьми, а также дальнейшим их объединении. Слуховой опыт современных детей не компенсирует недостаток знаний образцов подлинного песенного фольклора. Поэтому, когда ребенок сталкивается, впервые с незнакомым интонационным строем народных песен, он теряется и поначалу не способен к самостоятельному творчеству. Детям нужен слуховой запас интонаций и попевок, которые составляют основу народного музыкально-певческого языка. Важной стороной освоения народного многоголосия является воспитание ладового чувства. Лад – система взаимоотношений устойчивых и неустойчивых звуков.
Устойчивыми звуками мажора и минора являются звуки трезвучий – I, III, V ступеней. Все другие звуки лада воспринимаются как неустойчивые и тяготеющие к ним. Эта «модель» лада порождает слуховые привычки, которые приходится преодолевать при освоении ладов народной музыки. Исходя из исторического становления ладовой системы русской народной песенной традиции от древнейших ангелитонных (бесполутоновых) ладов, простейших двухордовых и трихордовых попевок до семиступенных мажора и минора, можно положить этот принцип освоения интонационно – попевочного комплекса в основу вокально-хоровых многоголосных упражнений.
Подготовительным этапом к развитию навыков многоголосного пения, восприятию и исполнению двухголосия могут служить ритмические упражнения, которые исполняются с помощью шумовых инструментов – трещоток, бубнов, ложек, коробочек и др,. а также хлопков и притопов в сочетании с декламированием текста знакомых детям песен, скороговорок.
Полезно исполнять, так называемые, «ритмические каноны» на материале несложных народных песен (например: «Скок, скок, поскок»). Мелодия разбивается на отрывки по два такта и исполняется поочередно партиями. Порядок вступления голосов должен меняться. Для этого необходимо подготовить внимание детей к моменту вступления партии.
В начале обучения удачным способом формирования музыкально-слуховых представления является пение «цепочкой» знакомой песни, где каждый ученик или группа хора поет только один звук. Затем все вместе поют один звук вслух, другой – про себя и т.п. («эхо», «переклички», «дразнилки»).
Позже осваивается пение двухголосных попевок, где один голос поет мелодию, поднимающуюся вверх, а второй – мелодию, которая «топчется» на месте. Затем верхний поет мелодию на одном звуке (V ступень), а нижний спускается поступенно к устою (I ступень).
Приступая к разучиванию простейших двухголосных мелодий, нужно стремиться к тому, чтобы дети учились слушать оба голоса, исполняя один из них. Для этого предназначен ряд упражнений диалоговой структуры, музыкальные игры – диалоги, игры – соревнования на лучшее исполнение песни, фразы. Такой вид работы формирует у детей ощущение свободы, позволяет проявить творческую индивидуальность.
Следующим этапом развитья гармонического слуха является использование упражнений на сопоставление звуков различной высоты группами хора и последующее пропевание их в гармоническом сочетании, а также исполнение попевок, отдельных оборотов народных песен с одним выдержанным звуком. Такие упражнения помогают в освоении попевок гетерофонного и бурдоного склада.
Приподборе упражнений для распевания педагог может использовать как оригинальные фольклорные образцы с элементами двухголосия, так и включать в репертуар одноголосные песни, при этом досочиняя второй голос.
Методика разучивания таких упражнений поэтапна: пропевание основного напева хором,а педагог подпевает подголосок, затем двухголосие исполняется всем хором, поделенным на две группы.
В младшем возрасте деление голосов на партии, постоянно закрепленные за определенными детьми, нецелесообразно, т.к. при передвижении их из одной партии в другую навык пения подголоска развивается у всех хористов.
В обучении навыкам многоголосного пения неоценимую помощь могут оказать каноны. Канону хотелось бы уделить особое внимание. О каноне можно говорить много и интересно, но тогда необходимо посвятить этому отдельную тему разговора.
Канон (от греч. kanon - правило, образец) – один из приемов полифонического письма, основанный на имитации. Это один самых распространенных жанров вокального многоголосия эпохи Средневековья. Канон – строго выдержанная имитация, при которой каждый из голосов, исполняющих одну и ту же мелодию, вступает с некоторым опозданием по отношению к предыдущему.
Пение канонов с одной стороны довольно легкая задача, т.к. кажется, что достаточно хорошо выучить всем хором одну единственную мелодию и можно распевать её на несколько голосов. Неслучайно некоторые считают, что обучение многоголосию лучше начинать именно с канонов. Но качественно и по-настоящему грамотно исполнить канон на самом деле оказывается очень непростым заданием. Неразвитый слух певцов не позволяет им слушать другие партии и вплетать свою мелодию в мелодии других голосов. Остерегайтесь главной ошибки – формально соединять партии в исполнении канона, когда дети поют по принципу «ничего не вижу, ничего не слышу», иначе это будет пустая трата времени.
Начинать работу над канонами лучше всего тогда, когда у маленьких певцов уже достаточно развит мелодический слух, когда они уже начали петь a`capella, когда достаточно развит гармонический слух. Но для того, чтобы заинтересовать детей, внести элемент игры в занятие, приучить детей к самостоятельности ведения своей партии, я начинаю включать каноны в самом начале обучения. Но каноны необычные. Хочу порекомендовать пособия челябинского композитора, педагога Е.М.Попляновой – «Игровые каноны на уроках музыки» и «Уроки господина Канона». Она предлагает использовать разнообразные виды канонов: речевой канон, «прыжковый» канон, мимический канон, канон жестов, тембровый канон, мелодико-ритмический канон, и привычный, мелодический канон.
Прежде чем разучивать какой-либо канон, необходимо объяснить что это. Есть очень доступное для детей объяснение, которое придумала одна маленькая девочка.
«Канон – это когда на столе много вкусных вещей и все по очереди едят их. Сначала я пробую апельсин. Потом я приступаю к мороженому, а мама пробует апельсин. Я пью чай с пирожным, мама приступает к мороженому, а папа пробует апельсин. Затем я съедаю шоколад, мама пьет чай с пирожным, а папа приступает к мороженому. Когда мама ест шоколад, папа пьет чай с пирожным. И, наконец, папа доедает шоколад». Такой вот вкусный канон.
Упражнение 5. Мимический канон. В таком каноне темой становится последовательность определенных движений мышц лица. К мимике можно добавить звуки-возгласы, покачивания головой, минимум жестов.
Упражнение 6. Речевой канон. Темой канона становится поэтический текст, исполняемый в определенно организованном ритме. Дети очень любят стихи, особенно шуточные «с изюминкой». Очень полезное занятие для развития чувства ритма.
Упражнение 7. Мелодический канон. Сначала выучивается мелодия и текст, и исполняется как одноголосная песенка. У нас уже накоплен довольно большой репертуар канонов.
Исполнение канонов: «Василек», «Дождик», «Дедушка Егор», «Прыгалка-считалка».
Каноны являются связующим звеном между одноголосным и многоголосным пением. Исполнение каноном на два голоса доступно и интересно детям, оно дает быстрые результаты в приобретении навыка распределения внимания между голосами, который лежит в основе многоголосного пения.
Варианты звучания канона могут быть диалоги учитель – дети, солит – хор, различные группы хора. Наиболее трудный момент в канонах – вступление нового голоса, точное интонирование первого звука.
Еще один метод: разучивание упражнений или песни нужно начинать с освоения второго голоса.
Затем вторую партию поют и первые голоса. Далее обе партии поют вместе. При двухголосном пении на какое – то время преимущество отдается второму голосу: первый голос поется тише, а второй громче или верхний голос поет свою мелодию с закрытым ртом, а нижний – со словами. Такое «впевание» используется нва протяжении многих уроков, пока дети не почувствуют интонационную свободу.
Итак, работа над многоголосием должна вестись в определенной системе, включающей этап развития гармонического слуха. Здесь важнейшим элементом является пение унисона. Важную роль в развитии навыка многоголосного пения играет осознанное восприятие детьми двух или нескольких самостоятельно движужихся голосов, а также пение без сопровождения. Пение без сопровождения является одним из ведущих средств развития гармонического и ладового чувства у учащихся, а также вокального слуха.
Воспитание навыка а capella начинается с самых первых уроков. Вначале ребята без помощи педагога и поддержки инструмента учатся выстраивать первый звук отдельных интонаций музыкальных игр, упражнений для распевания или разучиваемых песен. Затем исполняют вместе несложные песни, прибаутки, заклички с ясной ладовой основой и ритмическим развитием в удобной тесситуре и динамике. По мереосвоения навыка пения без сопровождения исполняются одноголосные песни, каноны, песни с самостоятельным развитием голосов.
Список литературы: