"Здоровьесберегающие технологии на уроках в музыкальных классах ДМШ и ДШИ"


Автор: Черепанова Ольга Анатольевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

"Здоровьесберегающие технологии на уроках в музыкальных классах ДМШ и ДШИ"

Краткое описание работы: здоровьесберегающие технологии

 

1. Введение

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие. Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей школьного возраста. В этот период приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Необходима технология формирования культуры двигательной деятельности личности соответственно возрастным особенностям учащихся, которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие.

Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках применяются различные технологии, поэтому о здоровье ребенка необходимо подумать ещё задолго до того, как учащийся приступил к занятиям. Для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке необходимо использовать здоровьесберегающие технологии.

 

2. Что такое - «здоровьесберегающие технологии»

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это психолого - педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

3. Здоровьесберегающие технологии на уроках – это...

Здоровьесберегающие технологии на уроках – это условия обучения ребенка на уроке (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузок возрастным возможностям ребенка;

необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

4. Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий при работе на уроках и подготовке к концертной, конкурсной деятельности

  1. Для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка и преподавателя на уроках необходимо соблюдение требований: в 1 классе за инструментом можно работать не более 10 минут, во 2 - 4 классах – не более 15 минут без перерыва.
  2. Для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке необходимо проводить динамические паузы, специальные упражнения.
  3. Зрительные гимнастики для снятия напряжения глаз при работе с нотным материалом.

1) Упражнения для глаз не только служат профилактикой нарушения зрения, снятием напряжения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Зрительные гимнастики рекомендуется проводить в середине и в конце занятия в течение 1 минуты.

2) Так же для снятия зрительной нагрузки во время работы по нотам рекомендуется учащимся при первых симптомах усталости глаз отводить взгляд вдаль на несколько секунд.

3) Для укрепления глазных мышц, снятия усталости глаз очень полезно использовать стереограммы (определение изображения, спрятанного на рисунке). Для этого можно подготовить карточки со специальным изображением. Необходимо соблюдение требований к изображению:

шрифт без насечек, без наклона, размер от 20 пт

количество цветов на рисунке не больше трёх

цвет шрифта и фона должны быть контрастными, чтобы имеющийся текст хорошо читался

текста не должно быть много, чтобы не вызвать быстрого утомления учеников

  1. Для создания оптимального концертного состояния необходимо учесть, что это состояние складывается из трех важнейших компонентов - физической, умственной и эмоциональной подготовки:

1) Физическая подготовка музыканта может включать в себя бег, плавание, футбол, ежедневная зарядка по утрам. Большую известность получила система «1000 движений» врача Николая Михайловича Амосова, которую можно использовать как на уроках так и при подготовке к концертам или конкурсным выступлениям.

2) Эмоциональный компонент складывается из ощущений эмоционального подъема, желания играть для других людей и приносить им своим искусством радость.

3) Мыслительный (когнитивный) компонент складывается из ясности и быстроты мышления, способности четко представлять программу выполняемых игровых движений и воплощаемых слуховых образов. Моделирование различных ситуаций на уроке в игровой форме - этот прием помогает проверить степень влияния сценического исполнения на исполнение.

  1. В течение урока необходимо применять разнообразные минутки релаксации, а конце урока элементы рефлексии.

5. Заключение

Здоровьесберегающие технологии важный и неотъемлемый компонент построения урока, особенно актуально это по отношению к детям, обучающимся в учреждениях дополнительного образования. У них существенно возрастает учебная нагрузка, увеличиваются психологические издержки. Ограничение подвижности во время занятий вызывает риск развития заболеваний позвоночника. Соответственно, этим детям следует уделить особое внимание в отношении сохранения и укрепления здоровья.

Здоровьесберегающие технологии на уроках в музыкальных классах способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Процесс обучения становиться интересным и занимательным, у детей создается бодрое, рабочее настроение, облегчается преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливается интерес детей к предмету.

 

6. Литература

 

1.Емельянова, Г.А. Упражнения-трансформеры: учебное пособие / Г.А. Емельянова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 84 с.

2.Игнатьева, С.Г. Педагогические условия здоровьесбережения учащихся в системе предшкольной подготовки и начальной школы: дис. … канд. пед. наук / С.Г. Игнатьева. – Чебоксары, 2010. – 266 с. 

3. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.

4.Юдовина-Гальперина, Т.Б. За роялем без слез, или Я - детский педагог / Т.Б. Юдовина-Гальперина. – СПб.: Композитор, 1996. – 192 с.

5.Педагогические инновации в системе начального обучения игре на фортепиано:на материале современных учебно-методических пособий: автореферат дис. ... канд. пед. наук / И.С. Аврамкова. – СПб., 2007. – 54 с.