Сборник музыкальных игр, направленных на развитие творческой активности у дошкольников 5-6 лет


Автор: Воробьева Наталья Игоревна

Предмет: Иное

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Сборник музыкальных игр, направленных на развитие творческой активности у дошкольников 5-6 лет

Краткое описание работы: В основе предлагаемых материалов лежит идея использования музыкальных игр, для развития творческой активности дошкольников 5-6 лет. Данный сборник музыкальных игр предназначен для воспитателей, музыкальных руководителей дошкольной образовательной организации.

 

В основе предлагаемых материалов лежит идея использования музыкальных игр, для развития творческой активности дошкольников 5-6 лет. Данный сборник музыкальных игр предназначен для воспитателей, музыкальных руководителей дошкольной образовательной организации, при проведении занятий, для включения данных игр в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время. Развитие музыкальной творческой активности средствами музыкальной деятельности может быть органично включено в работу различных студий и кружков; музыкальные игры могут быть внесены в содержание праздников и развлечений.

Цель сборника: развитие творческой активности у старших дошкольников 5-6 лет.

Задачи:

1. Накопление музыкального опыта детей в процессе музыкально-игровой деятельности;

2. Активизация творческой активности у старших дошкольников 5-6 лет посредством участия в музыкальных играх.

3. Развитие умений понимания ребёнком собственных эмоций и эмоций окружающих его людей.

Раздел 1. Игры, направленные на приобретения опыта музыкальной творческой деятельности 

 

«Тропинка»

Цель: развивать выразительность интонации в движении, пластическую импровизацию для выражения музыкального образа

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: муз. Моцарта «Алегро» или муз. Моцарта «Менуэт»

Ход: Педагог задает детям вопросы следующую эмоционально-образную ситуацию: «Мы заблудились в сказочном лесу, в котором живут добрые и злые сказки. Мы будем выходить из этого леса по извилиной тропинке («змейкой»), двигаясь очень тихо, чтобы не разбудить злые сказки. А помогать нам будет звучащая музыка. Тот, кто оказывается в голове «змейки», будет ведущим. Ведущий будет подбирать характер шагов и делать движения руками, показывающие, что он слышит музыку – помощницу, а остальные будут копировать его движения. Когда ведущему надоест его роль, он может перебежать в хвост «змейки» и таким образом передать роль ведущего следующему за ним».

Таким образом, в задачи игры входят: движение в спокойном, умеренном темпе и импровизация несложных движений, соответствующих мягким, плавным, закругленным линиям – интонациям мелодии; соблюдение тишины и внимательное вслушивание в музыку, которая также звучит негромко; движение «змейкой», т.е. свободное определение в пространстве себя и идущих следом.

«Водоросли»

Цель: формирования умений придумывать оригинальные движения под музыку

Оборудование: легкий шарф из полупрозрачной ткани.

Музыкальное сопровождение: муз. Моцарта «Гавот»

Ход: дети представляют себя в гостях у морского царя. Они делают под музыку движения, изображая колышущиеся водоросли. Роль «ведущей водоросли» передается вместе с зеленым газовым шарфиком каждому по очереди – по кругу. Шарфик можно передавать не только по кругу, но и перебрасывать его детям, стоящим в кругу напротив. Необходимость соблюдения тишины и внимательного вслушивания в музыку можно обыграть, введя в игру фигуру Морского царя. Морской царь (педагог или кто-нибудь из детей) забирает к себе (усаживает в центре круга) тех, кто нарушил тишину в его царстве. «Водоросли», которые остались в игре до конца звучания музыки, получают от Морского царя призы (если призов не оказалось, то в качестве подарка «дистиллированные водоросли» могут полюбоваться на веселый танец, который для них станцуют Морской царь вместе с «проигравшими водорослями»).

 

«Волшебный сад»

Цель: совершенствование координации движений, формирование умений импровизировать движения под музыку

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: муз. Валерия Ветрова «Для гимнастики», звуки природы «порыв ветра»

Ход: И.П. дети сидят на корточках по кругу, закрыв голову руками и изображая цветы в закрытых бутонах.

С первых звуков музыки ведущий (педагог или кто – либо из детей по собственному желанию) «оживляет» цветы «волшебной палочкой». Цветы «распускаются», качаются, кружатся на месте, танцуют друг с другом и «волшебником» - ведущим в соответствие со звучащей музыкой.

В завершении пьесы звучит резкий пассаж – «порыв ветра», от которого «цветы» должны спрятаться, закрыться снова в бутон.

 

«Старинный танец»

Цель: согласовывать движения с музыкой, развивать внимательность и формировать умения придумывать движения под музыку

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: муз. Моцарта «Танец»

Ход: педагог выбирает двух или трех ведущих (как правило, детей, которым нравится быть в центре внимания, нравится выступать, придумывать оригинальные движения). Ведущие стоят в центре круга на некотором расстоянии друг от друга, лицом к общему кругу.

С начало музыкального звучания ведущие импровизируют различные движения в стиле старинного танца. Остальные выбирают себе ведущего, повторяют за ним движения и постепенно образуют вокруг ведущих самостоятельные группы.

 

«Веселые четверки»

Цель: формирования умений придумывать движения под музыку

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: муз. Бела Барток, для детей фортепианный цикл т. 2 Bb. 53

Ход: И.П. дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.

С начало звучания ведущий начинает импровизировать движения под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют движения за своим ведущим. Когда ведущему, надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестаивается под нового ведущего, и танец продолжается.

 

«Танец с платками»

Цель: развивать у детей способность к анализу действий, умения копировать движения сверстников под музыку

Оборудование: платки какие? по количеству детей

Музыкальное сопровождение: муз. и сл. А.Островского «Песни для детей»

Ход: И.П. дети стоят в произвольном порядке по одному и держат в руках легкие газовые платки.

С началом звучания дети начинают играть со своим платком, придумывая движения, соответствующие характеру музыки. Педагог дает возможность детям поэкспериментировать в процессе манипуляций с платком, найти свои варианты движений.

Зачем дети встают в пары и под музыку находят совместное с партнером пластическое решение.

На следующем этапе дети встают парами по кругу (каждый со своим партнером в этой игре). Музыка начинает звучать с самого начала. Каждая пара по очереди выходит в центр круга и становится ведущей, показывая свой, уже найденный, вариант пластического решения музыкального образа. Все остальные копируют в парах движения ведущих.

 

«Тряпичная кукла»

Цель: развивать коммуникативные умения, эмоциональную отзывчивость, умения доверять партнеру.

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: «Попляшем» («Барашенька», рус. нар. мелодия).

Ход: дети разбиваются на пары. Один в паре изображает тряпичную куклу – мягкую, расслабленную, которой легко управлять. Второй ребенок играет куклой. Музыкальное сопровождение должно настраивать ребенка на ласковое, бережное отношение к своей кукле. Педагогу необходимо акцентировать внимание на характере музыки и на характере взаимодействий партнеров. Эта игра воспитывает детей в духе партнерских взаимоотношений. Ведь «кукла» должна полностью положиться на свеого партнера, доверится ему. В свою очередь ребенок, который играет с «куклой», испытывает чувство ответственности, старается не причинять ей боль, придумать для нее удобную и эстетически выигрышную позу.

В процессе игры дети обязательно меняются ролями.

 

«Бабочки и ветерок»

Цель: развивать умение легко передвигаться и ориентироваться в зале (или на игровой площадке), развивать слух, внимание, скорость реакции, умение придумывать оригинальные движения

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: муз. и сл. Неизвестны «Танец – вальс бабочек»

Ход: дети разбиваются на пары и встают в правильном порядке. Один из них – «бабочка», другой – «ветерок». «Ветерок» протягивает «бабочке» руки ладошками вверх, «бабочка» слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза.

Звучащая музыка начинает импровизированный танец, в котором «ветерок» управляет движениями «бабочки». В процессе танца партнеры меняются ролями (бабочка открывает глаза и поворачивает свои руки ладошками вверх).

 

«Зеркало»

Цель: развивать внимательность, умения воспроизводить движения, способность к анализу действий

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: муз. Моцарта «Танец»

Ход: дети разбиваются на пары. Один из них – зеркало, а другой – дама или кавалер, собирающийся на бал (или исполняющий любой другой образ и действия). Зеркало должности копировать движения своего партнера по игре. При смене образно-игровой ситуации партнеры меняются ролями.

На завершающей стадии игры педагог включает музыкальное сопровождение и предлагает детям «нарисовать» звучащую музыку. Ведающий в паре импровизирует движения под музыку – рисует ее, а зеркало воспроизводит движения. В процессе игры партнеры меняются ролями (теперь – зеркало).

 

«Вопрос – ответ»

Цель: согласовывать движения с музыкой, развивать внимательность, развивать умения изображать свои мысли жестами

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: муз.И.С.Баха «Итальянский концерт» часть 1

Ход: И.П. дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Одни будет жестами, движениями принимаемыми позами «задавать вопросы», а другой также способом на них отвечать. При этом педагог вводит правильно: каждый «ответ» начинается с движения, которым закончился «вопрос». Пластическое соло каждого ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.

 

Раздел 2. Игры, направленные на развитие музыкального творческого воображения 

 

«Превращение предмета»

Цель: развивать воображение, фантазию детей

Оборудование: какой – либо предмет (маленький)

Музыкальное сопровождение: «Комара женить мы будем» рус. нар. песни, обр. В. Агафонникова

Ход игры:

Сначала педагог объясняет детям: «В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение – это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условное превращение». Педагог берет какой-либо предмет и кладет его на стол или передает по кругу от одного ребенка к другому. Каждый ребенок должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

• карандаш или палочка: ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;

• маленький мячик: яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

• записная книжка: зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра и т.д.

Можно превращать стул в пенек; в этом случае дети должны оправдывать условное название предмета. Например, большой стул может быть превращен в королевский трон, памяти ник и др.

 

Игра – «этюд»

Цель: развивать детское воображение и воспроизведение отдельных черт характера

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: «Попляшем» («Барашенька», рус. нар. мелодия).

Ход игры:

Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама – простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).

Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).

Я работник сладкий,

Целый день на грядке:

Ем клубнику, ем малину,

Чтоб на всю наесться зиму...

Впереди арбузы – вот!..

Где мне взять второй живот?

На носочках я иду –

Маму я не разбужу.

Ах, какой искристый лед, а по льду пингвин идет.

У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает товарищей, которые берут и благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.

Жадный пес

Дров принес,

Воды наносил,

Тесто замесил,

Пирогов напек,

Спрятал в уголок

И съел сам.

Гам, гам, гам!

Корова, тщательно пережевывающая первую весеннюю травку. Спокойно, с наслаждением.

Был у зайца дом как дом

Под развесистым кустом

И доволен был косой:

­ Крыша есть над головой!

А настала осень,

Куст листочки сбросил,

Дождь как из ведра полил,

Заяц шубу промочил. –

Мерзнет заяц под кустом:

­ Никудышный этот дом!

 

«День рождения»

Цель: развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: «Задорный танец», муз. В. Золотарева

Ход игры:

С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.

С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.

 

«Погружение в сказку»

Цель: учить создавать воображаемую ситуацию

Оборудование: предметы, находящиеся в группе, на участке

Музыкальное сопровождение: «Муха-цокотуха» (опера-игра по мотивам сказки К. Чуковского).

Ход игры:

«Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка (Не с нее ли упало яичко?), миска (Может в этой миске испекли Колобок?) и т.д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.

 

«Скульптор»

Цель: развивать воображение и фантазию, совершенствовать пластические возможности тела, умение действовать с партнером

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: «Потопаем-покружимся»: «Ах, улица, улица широкая», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой

Ход игры:

Дети распределяются на пары. Один ребенок берет на себя роль скульптора, а другой – роль пластилина или глины. Скульпторам предлагается слепить несуществующее фантастическое создание, придумать ему имя и рассказать, где оно живет, чем питается, что любит, как передвигается. В дальнейшем можно предложить существу ожить и начать двигаться. Затем дети меняются ролями.


Игра «Пантомимы»

Цель: учить детей элементам искусства пантомимы, развивать выразительность мимики. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: «Полоскать платочки»: «Ой, утушка луговая», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой

Ход игры.

Много снега – протопчем тропинку.

Моем посуду. Вытираем.

Как ходит тишина.

Как падает снежинка

Жарим картошку: набираем, моем, чистим, режем, жарим, едим.

Едим щи, попалась вкусная косточка.

Рыбалка: сборы, поход, добывание червей, закидывание удочки, лов.

Разводим костер: собираем разные ветки, колем щепочки, зажигаем, подкладываем дрова. Потушили.

Лепим снежки.

Лошадка: бьет копытом, встряхивает гривой, скачет (рысью, галопом), приехала.

 

«Как живешь?»

Цель: развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: «Смелый наездник», муз. Р. Шумана

Ход игры:

Педагог

Дети

– Как живешь?

– Вот так! (с настроением показать большой палец)

– А плывешь?

– Вот так! (любым стилем).

– Как бежишь?

– Вот так! (согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами).

– Вдаль глядишь?

– Вот так! (руки «козырьком» или «биноклем» к глазам).

– Ждешь обед?

– Вот так! (поза ожидания, подпереть щеку рукой).

– Машешь вслед?

– Вот так! (жест понятен).

– Утром спишь?

– Вот так! (ручки под щечку).

– А шалишь?

– Вот так! (надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками).

 

«Утро»

Цель: соотносить действия с ритмом музыки, развивать творческое мышление

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: «Утро», муз. Э.Грига; «Рассвет на Москве-реке», муз. М.Мусоргского.

Ход игры:

Дети лежат на ковре (спят), ощущают, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открывают глаза, потягиваются, поднимаются, подходят к окну и, открыв его, любуются ранним утром...

 

«Цепочка слов»

Цель игры: развитие творческого воображения, путем вызова звуков и образов, ассоциаций и воспоминаний, представлений и мечт

Оборудование: бумажные вагончики разного цвета

Музыкальное сопровождение: Бах. Концерт для скрипки с оркестром. Играет Борис Гутников

Ход игры:

Детям предлагается составить длинный поезд из слов – каждое слово – вагончик. Вагончики, как и слова, должны быть соединены между собой, то есть каждое слово должно тянуть за собой следующее.

Пример:

Воспитатель: Зима – какая? (ставит вагончик - зима).

Дети: Снежная, холодная (ставят два вагончика).

Воспитатель: А что бывает еще холодным?

Дети: Мороженное, лед, снег, ветер (на каждое слово ставится вагончик).

Воспитатель: (отталкиваясь от последнего слова) А ветер какой?

Дети: Северный, сильный…

Воспитатель: А кто еще может быть сильным? И т.д. пока детям не надоест или не закончатся вагончики.

Вариант игры:

Вагончики могут быть разного цвета. Каждый ряд столов или подгруппа детей имеет свой цвет. Во время ответов детей помощник воспитателя или более старший ребенок ставит вагончик определенного цвета. В конце игры подсчитывают, какая подгруппа или ряд набрали больше вагончиков (у кого поезд длиннее), те и выиграли.

«Бабушка Маланья»

Цель: соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: муз. неизвестно «Бабушка»

Ход:

Все образуют хоровод, ведущий встает в середину. Все идут по кругу и поют:

У маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Все без бровей, - останавливаются.

Вот с такими ушами,

Вот с такими глазами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой

Слова сопровождаются выразительными движениями: об ушах - руки в стороны; о глазах - приставляем к глазам согнутые в колечко большой и указательный пальцы; о голове - руки смыкаются над головой, образуя полукруг; о бороде - движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища.

Ничего не ели

На нее глядели

Делали вот так!

Присаживаются на корточки. руки согнуты и подпирают подбородок. Ведущий в кругу показывает какое - нибудь движение, а все ему подражают. Движение обозначается словом. Можно импровизировать дальше. У сыновей показывать - ноги, носы, губы и т. д. а движения усложнять от одного до 3 - 4.


«Бабочки»

Цель: соотносить слово, ритм музыки и выразительное движение рук, пальцев, мимики, развивать творческое мышление

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: произведение ("Мотылек", муз. Д. Кабалевского)

Ход:

На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие любуются своими крылышками. Легкие и воздушные, они порхают и кружатся в своем радостном танце.

Бабочка-красавица,

Очень мне уж нравится

Платьице твое!

Ты ж такая недотрога!

Мама говорит мне строго:

«Пусть летит она, не трогай

Крылышки ее!»


«Котята»

Цель: соотносить слово, ритм музыки и выразительное движение рук, пальцев, мимики, развивать творческое мышление

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: народная песенка в переводе С. Маршака

Ход:

Два маленьких котенка поссорились в углу,

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе,

Два маленьких котёнка озябли на дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

«Ну что, — она спросила, - не ссоритесь теперь?»

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.

Дети, послушав песенку, по очереди показывают движения хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят.


«Как заяц стал храбрым»

Цель: развивать умение передавать ритмопластикой характер музыки и художественные образы героев, развивать творческое воображение

Оборудование: интерактивная презентация

Музыкальное сопровождение: Т.Ломовой

Сценарий и текст: С.Мерзляковой

Ход:

Педагог: жил-был в лесу заяц. Всего он боялся, от всех прятался. Все звери в лесу говорили о нем: «Зайчишка-трусишка!» Грустно, обидно было ему это слышать, но ничего с собой он поделать не мог…

Звучит пьеса «Зайчик». Дети изображают зайчика, свободно выбирая способы действия (мимику, жесты, движения), передают переживания персонажа, соответствующие характеру музыки. Пьеса исполняется дважды.

Ну какой же трусишка

Этот бедный зайчишка.

У него каждый звук

Вызывает испуг…

Вот он в сторону — прыг!

Там лягушка в тот миг

Завопила: «Ква-ква!

Это мчится за мной

Зверь опаснее львов

Я несчастная! Ква!»

Тут зайчишка ее

Успокоил, сказав:

«Ты не бойся меня!

Отнесу я тебя,

Где камыш и вода!

И не надо бояться

Меня — серого зайца!»

И теперь тот зайчишка

Никого не боится.

Вовсе он не трусишка,

Оттого веселится!

Звучит пьеса «Зайчик пляшет». Дети меняют характер движений, мимику в соответствии с характером музыки

Примечание:

Разнообразие настроений в характеристике одного и того же образа (грустный и веселый заяц; неуклюжий и танцующий медведь) способствует развитию воображения и творческих проявлений у детей. Целесообразно чаще предлагать всем детям одновременно изображать зайца или медведя, самостоятельно выбирая те или иные способы действий.

 

«Осенние листья»

Цель: развивать творческое воображение, умение соотносить движение с музыкой

Оборудование: осенние листья

Музыкальное сопровождение: «Вальс-фантазия», муз. М.Глинки или вальс «Осенний сон», муз А. Джойса.

Ход игры:

Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю.


«В стране цветов»

Цель: развивать творческое воображение, развивать эмоциональную отзывчивость

Оборудование: бумажные цветы

Музыкальное сопровождение: «Подснежник» («Времена года»); «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»; муз. П.Чайковского.

Ход игры.

В стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои движения, выражая общее радостное настроение.

 

Раздел 3. Игры, направленные на развитие музыкального творческого мышления

 

«Вини – пух», «Ну, погоди!»

Цель: развитие умений сюжет сложения в совместных играх, на основе готового сюжета, развивать творческое мышление

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: «Русская пляска с ложками» русская нар. мелодия

Ход игры.

Рассказ о Вини – пухе, волке и зайце, которые зажигают всех своим хорошим настроением, летает и знает много всяких интересных историй. Детям предлагается восстановление отсутствующего кадра.

 

«Зоопарк»

Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов

Оборудование: маски животных

Музыкальное сопровождение: «Лошадки» («Танец», муз. Дарондо); «Медведи пляшут», муз. М. Красева.

Ход: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.

Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера.

 

«Путешествие в страну сказок»

Цель: учить узнавать персонажей из знакомых сказок по куклам, по репликам из сказок, по загадкам

Оборудование: аудиозаписи сказок, иллюстрации сказок

Музыкальное сопровождение: «Зайцы и лиса», «Кот и мыши», муз. Т. Ломовой; «Зайчик», «Медведюшка», рус. нар. песни, обр. М. Красева

Ход игры:

Воспитатель показывает иллюстрации, дети узнают сказку и называют ее. Дети выбирают иллюстрации и рассказывают эпизоды из сказок «Лисичка сестричка», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», т.д.

Воспитатель включает магнитофон- звучит сказка «Красная шапочка», дети узнают и называют автора сказки.

Воспитатель показывает книгу «Гуси- лебеди», дети ее называют, и воспитатель предлагает поиграть в игру, в соответствии с названием сказки.

Воспитатель загадывает загадки по сказкам, и дети дают ответы.

 

«Сотворение чуда»

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей. Необходимые приспособления: «волшебные палочки» – карандаши, веточки или любой другой предмет

Оборудование: волшебная палочка

Музыкальное сопровождение: музыкальная тема из спектакля «школа волшебства»

Ход игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)», – или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

 

«Специальное» зеркало.

Цель: учить проигрывать различные эмоциональные состояния

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: «Обидели», муз. М. Степаненко; «Упрямец», муз. Г. Свиридова; «Русский перепляс», рус. нар. песня, обр. К. Волкова.

Ход:

Чтение и совместный анализ сказок. Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем - выделение героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.

 

«Рак – отшельник»

Цель: учить выбирать сюжет; создавать сценическое пространства

Действующие лица: Рак-отшельник, морская роза, медуза, водоросли, краб, мурена, дельфины

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: «Море» муз. Н. Римского-Корсакова (из оперы «Сказка о царе Салтане»)

Игровые действия: Рак-отшельник, главное действующее лицо, ищет друга. Морская роза-, красавица, всегда печальна, тоже ищет друга. Медуза: очень высокомерна, ни с кем не хочет дружить. Краб: немного хвастлив и все­гда готов повеселиться. Мурена: злая рыба, живет в своей норе, никого не хочет видеть, не желает ни с кем дружить, в обитателях моря видит только источник пропитания. Дельфины: дружная добрая пара, помогают всем морским жителям подружиться.

Описание сюжета:

Солнце, песок, море. Рак-отшельник печален, море кажется ему серым. Проплывающие мимо дельфины советуют ему найти друга - тогда мир станет ярче. Рак-отшельник принимает их совет и пытается подружиться с медузой, но та остается равнодушной к его просьбе и уплывает. В поисках друга он встречает разных обитателей моря (краб, мурена), которые очень заняты собой и ни с кем не хотят дружить. Печальный рак подплывает к водорослям и встречает там прекрасную морскую розу. Она тоже страдает от одиночества. Рак-отшельник предлагает ей свою дружбу, и роза не отказывает ему. Они танцуют вместе и очень счастливы.

«Подарок»

Цель: развивать творческое мышление

Оборудование:

Музыкальное сопровождение: «Новая кукла», муз. П. Чайковского (Детский альбом) или «Вальс-шутка», муз. Д Шостаковича.

Ход игры:

Дети свободно и эмоционально передают радостное настроение в связи с полученным подарком. Фантазируют, когда (Новый год или день рождения), от кого (мама, папа, друг и т.п.), что именно получили в подарок.


«Первая потеря»

Цель: развивать творческое мышление, развивать эмоциональную отзывчивость

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: «Первая потеря», муз. Р.Шумана (Альбом для юношества).

Ход игры:

Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию, как бы отвечая на вопросы: где, когда, почему, что потерял? Дети с помощью мимики, жестов, пластики тела создают мини-спектакль (этюд) на заданную тему.

 

«Во поле береза стояла» (инсценировка русской народной песни)

Цель: развивать песенное творчество дошкольников, передавать ритмопластикой характер музыки и художественные образы, развивать творческое мышление

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: народная музыка минус «Во поле береза стояла

Ход:

Во поле береза стоял

Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли стояла. (2 р.)

(девочки идут по кругу хороводным шагом, кружатся на припадании сначала в лево потом в право, в конце медленно описывают правой рукой с веткой дугу из-за плеча и кланяются в центр круга, останавливаются лицом в центр)

Как пойду я в лес, погуляю,

Белую березу заломаю.

Люли, люли, заломаю. (2 р.)

(сходятся в центр хороводным шагом с постепенным поднятием веток, отходят спиной в и.п)

Срежу с березы три пруточка,

Сделаю себе я три гудочка.

Люли, люли, три гудочка. (2 р.)

(Бодро идут хороводным шагом по кругу, энергично покачивая обеими слева на право. Кружатся как во втором куплете)

Четвертую балалайку.

Пойду на новые сени.

Люли, люли, на сени. (2 р.)

(Двигаются топающим шагом по кругу, раздвигают ветки в стороны, образуя карусель. В конце становятся лицом в цент круга)

Стану в балалаечку играти,

Стану я старого будити,

Люли, люли, будити: (2 р.)

(Топающий шаг на месте, качая ветками из стороны в сторону. Кружатся как во втором куплете)

Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли, стояла. (2 р.)

(Девочки идут по кругу хороводным шагом, кружатся на припадании сначала в лево потом в право, в конце медленно описывают правой рукой с веткой дугу из-за плеча и кланяются в центр круга, останавливаются лицом в центр)

 

«За малиной»

Цель: развивать наглядно-образное мышление, учить изменять характер движений в зависимости от игровой ситуации

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: муз. Г.Анисимов

Ход игры:

Дети изображают медвежат в различных игровых ситуациях, выполняя плясовые, маховые, имитирующие движения.

Медвежата в лес спешили

И друг друга торопили,

По тропинке дружно шли

И малинник там нашли.

Стали ветки опускать,

Стали ягоды срывать.

Все кругом они собрали,

На поляне отдыхали.

Только собрались домой,

Как летит пчелиный рой.

Чтобы пчелы не кусали,

Быстро к речке побежали.

Двигаться дробным шагом в подвижном темпе друг за другом.

Поднимать и опускать руки. Сесть на пол.

Встать.

Смотрят вверх из-под ладошки.

Отмахиваются.

Убегают и прячутся — приседают

 

«Воробьи»

Цель: учить сопоставлять поэтический текст с характером музыки

Оборудование: не требуется

Ход:

Дети слушают и запоминают два четверостишия о воробьях.

Воробей с утра поет:

«Чик-чирик! Весна идет!»

Солнце землю пригревает,

И подснежник расцветает.

Выполняют движения воробья.

 

 

«По тропинке»

Цель: развивать умственные действия; учить согласовывать характерные движения с музыкой

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: нотное приложение: Г.Анисимовой

Ход игры:

Дети с песней двигаются цепочкой на запев, на проигрыш — изображают тот персонаж, о котором поется.

Движения.

1.По тропинке в лес идем, - Двигаться спокойным шагом.

В лес идем, в лес идем, - Двигаться дробным шагом, наклонившись вперед, руки за спиной

Ежика в лесу найдем,

Ежика найдем.

(Проигрыш). - Двигаться спокойным шагом.

2.По тропинке в лес идем,- Прыжки на двух ногах с небольшим продвижением вперед

В лес идем, в лес идем, Зайчика в лесу найдем,

Зайчика найдем. - Двигаться спокойным шагом.

(Проигрыш).

3.По тропинке в лес идем, - Двигаться пружинящим шагом, покачиваясь из стороны в сторону.

В лес идем, в лес идем, Мишку мы в лесу найдём, Мишку, мы найдем.

(Проигрыш).

 

«Шаг и бег»

Цель: развивать восприятие музыкальных предложений, фраз как составных частей целого. Различать временные соотношения - длительности восьмых и четвертей

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: музыкальное сопровождение для гимнастики

Ход игры:

Дети стоят в 4 колоннах у стены, каждая из них двигается вперед последовательно на музыкальные предложения:

1 колонна - на 1 предложение;

2 колонна - на 2 предложение;

3 колонна - на 3 предложение;

4 колонна - на 4 предложение.

Двигаться следует таким образом: на 1 и 2 такты - ходьба на месте с хлопками, на 3 и 4 такты - легко бежать к противоположной стене.