Логоритмическая ритмика в системе коррекционной работы по устранению дизартрии


Автор: Серегина Мария Артуровна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Логоритмическая ритмика в системе коррекционной работы по устранению дизартрии

Краткое описание работы: Коррекционно-логопедическая работа музыкального руководителя по устранению нарушений речи у дошкольников с «дизартрией»

 

Сложная структура речевого нарушения при дизартрии требует комплексного подхода в организации и проведении коррекционных мероприятий. Изучение дизартрии является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин. Нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. Это касается как общей так и “тонкой” моторики. Ребенок, у которого лучше развиты моторные функции, быстрее овладевает речью. И наоборот, ребенок, общее моторное развитие которого отстает от возрастной нормы, будет испытывать при обучении речевому процессу большие трудности. В ряду различных методик, представляющих систему работы по коррекции дизартрии, определённое место занимает логопедическая ритмика. Между движением и речью наблюдается тесная взаимосвязь. Нарушение моторики оказывает прямое влияние на произносительную сторону речи, которая у большинства детей – дизартриков страдает. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. У детей с дизартрией при проведении логоритмических занятий, учитывается состояние речи и моторики. Занятия с движениями для детей с дизартрией имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (Н. А. Бернштейн, В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов и др.). В то же время движение под музыку является для ребёнка одним из самых привлекательных видов деятельности- игрой: возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом благотворно сказывается на его физическом и эмоциональном состоянии. Большое значение при этом имеет тесная взаимосвязь с музыкальным руководителем. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. Коррекция нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представлений, активности мысли и развития памяти: эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный отклик; образной – при восприятии наглядного образца движений; словесно-логической – при осмысливании задачи и запоминании последовательности выполнения логоритмических заданий; двигательно-моторной – в связи с практическим выполнением заданий; произвольной – без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. Модель коррекционно- развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Её цель состоит в организации воспитательно-образовательного процесса, включающего диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий и надёжный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребёнка. Система коррекционной деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребёнка в специально организованной пространственно- речевой среде.

Графическая модель взаимодействия специалистов при использовании логопедической ритмики

Все специалисты работают под руководством логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы. Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь ребёнка (игровую, трудовую и учебную). Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений. На логоритмических занятиях совершенствуется общая и мелкая моторика (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи.

Взаимосвязь специалистов, особенно логопеда с педагогами, заключается в выборе программы по логоритмике, так чтобы она сочеталась с общеобразовательными программами. Например, воспитатели в повседневной жизни систематически развивают мелкую моторику кисти рук и артикуляционный аппарат, координацию речи и движения. На логоритмических занятиях формируются и корректируются движения детей, а именно: основные движения, общеразвивающие и двигательные комплексы в подвижных играх. Основные движения (ходьба, бег, прыжки, равновесие, лазание, метание) благоприятно влияли на всестороннее физическое развитие детей: укрепляли и развивали мышцы, улучшали работу сердечнососудистой деятельности и дыхательной системы, обогащали двигательный опыт детей. В коррекционной работе с использованием логоритмики с детьми, страдающими дизартрией можно выделить направления, представленные на рисунке.

Основные направления коррекционной работы с использованием логоритмики с детьми, страдающими дизартрией

Основные виды упражнений, использующихся на занятиях логопедической ритмики для детей с дизартрией, направляются на регуляцию мышечного тонуса, развитие речевого дыхания и голоса, развитие дикции и артикуляции, статической и динамической координации движений и речи, мелкой и мимической моторики переключаемости движений, чувства ритма. Общеразвивающие упражнения всесторонне воздействуют на организм детей и приучают их к четким и точным движениям, выполняемым в определенном темпе и ритме с музыкальным сопровождением. Упражнения проводятся без предметов и с предметами. В задачу этих упражнений входит: гармоничное развитие разных групп мышц ребенка, умение управлять движениями, воспитание правильной осанки. Развитие моторики артикуляционного аппарата включает артикуляционную гимнастику,состоящую из статических и динамических упражнения для языка и губ. Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения на занятиях логоритмики также проводятся совместно с музыкальным руководителем под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме. При работе над длительностью речевого высказывания на одном выдохе обращалось особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. Для полноценного развития речи и моторики при использовании логопедической ритмики важно проводить работу в системе, для этого был разработан тематический план, позволяющий скоординировать работу всех специалистов: логопеда, воспитателей, музыкального работника. Элементы логопедической ритмики используются в ООД.