ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ И НАГЛЯДНЫХ МАТЕРИАЛОВ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКЕ СОЛЬФЕДЖИО В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ».


Автор: Шамсимухаметова Ляля Рамилевна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ И НАГЛЯДНЫХ МАТЕРИАЛОВ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКЕ СОЛЬФЕДЖИО В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ».

Краткое описание работы: Статья на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ И НАГЛЯДНЫХ МАТЕРИАЛОВ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКЕ СОЛЬФЕДЖИО В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ».

Актуальной задачей преподавания на уроке сольфеджио остается использование современных приемов обучения  и наглядных материалов.

«Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)» приводит следующее определение приемов обучения: «Конкретные действия и операции преподавателя, цель которых – сообщать знания, формировать навыки и умения, стимулировать учебную деятельность учащихся для решения частных задач процесса обучения. В структуре каждого метода обучения могут быть выделены приемы обучения,  реализующие содержание метода на занятиях. Так, приемами объяснения нового материала являются анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, а также описание, сопоставление и др. Приемами, входящими в состав метода применения, являются ответы на вопросы, пересказ текста, описание картинки и др. Приемы обучения в виде речевых действий и операций составляют содержательную сторону формируемой речевой деятельности» (Азимов, Щукин, 2009, с.211).

Господствующей чертой современных методов и приемов обучения является синкретизм. Такой подход к обучению предполагает сочетание на уроке разных видов деятельности и работу не над одним навыком, а над несколькими. Плодотворные результаты на уроке сольфеджио дает одновременное сочетание разных форм работы и приемов обучения, использование комбинированных форм работы, например, воспитание музыкального восприятия (слуховой анализ) и вокально-интонационных навыков; определение на слух аккордов, интервалов, ладовых элементов, а затем исполнение их голосом с названием звуков и проигрывание на музыкальном инструменте в транспозиции; воспитание музыкального восприятия и диктанта; запись услышанного в нотную тетрадь; использование прослушанного материала для творческих импровизаций.

Эффективности обучения на  современном уроке сольфеджио способствует широкое использование тембров разных музыкальных инструментов (фортепиано, музыкальных инструментов по специальности, различных оркестровых, ансамблевых и ударных групп), музыкального оборудования (метроном, камертон).  Технические средства обучения интерактивные музыкальные учебные доски, музыкальные центры, CD и DVD-проигрыватели, фильмоскопы, диафильмы, микрофоны,  компьютеры, раздаточный материал, дидактические игры – все это неотъемлемый компонент обучения.

Большое значение на современном этапе музыкального обучения имеет осуществление межпредметных связей,  в особенности со специальностью. Благодаря предмету сольфеджио возникают  необходимые предтечи  для исполнительского и композиторского творчества. Для этого обязательным является всестороннее развитие музыкального мышления, музыкальности и творческой активности, всех видов музыкального слуха, выработка всего сложного комплекса навыков, необходимых для музыкальной деятельности.

Использование таких эффективных приемов обучения, как комбинированные формы работы, транспонирование, секвенцирование, исполнение наизусть и т.д. является весьма полезным для учащихся, способствует ихбыстрому развитию.

Владение  приемами обучения необходимо доводить до свободного использования, тогда они будут приносить максимальную пользу на уроке. Например, прием тактирования будет эффективным для воспитания метроритма и темпа, когда он становится автоматическим свободным действиемблагодаря  методически систематизированным тренировкам.

Обратимся к теме «Главные трезвучия лада и их обращения» и рассмотримсовременные приемы обучения на примере урока по сольфеджио  для 4 класса. Перечислим их:

  1. С помощью приема  ответов на вопросы (музыкальный кроссворд)  сообщить учащимся о теме урока,  главных  трезвучиях лада с обращениями,с использованием компьютерной программы MicrosoftPowerPoint.
  2. Приемы интонационной настройки и пения аккордовых последовательностей с использованием вокальной фонограммы с записанным одним из голосов.
  3. Приемы описания и анализа основных понятий при изучении  главных трезвучий лада и их обращений, определение «краски» аккордов c помощью компьютерной программы MicrosoftPowerPoint.
  4. Прием гармонического анализа нотного текста с использованием компьютернойпрограммы Overture.
  5. Приемы описания и систематизации теоретического материалаc помощью компьютерной программы MicrosoftPowerPoint.
  6. Приемы транспонирования или секвенцирования аккордовой цепочки в танцевальных  жанрах на синтезаторе в разных ритмах и с использованием тембров разных инструментов.
  7. Слуховой анализ  аккордовых последовательностей в звучании разных музыкальных инструментов на синтезаторе.
  8. Вокальная и инструментальная импровизация на аккордовую цепочку под фонограмму в разных жанрах: полька, вальс, марш.
  9. Исполнение наизусть гармонических оборотов на цифровом фортепиано или синтезаторе в звучании тембров разных инструментов.

Сольфеджио содержит много абстрактных и сложных понятий, поэтому трудный учебный  материал нужно показывать в его  наглядной форме, изображать абстрактное через конкретное. «Дидактический материал, учебный материал представляет собой разновидность наглядных учебных пособий (карты, таблицы, реактивы, растения и т. д.), раздаваемые учащимся для самостоятельной работы на уроке или дома или демонстрируемые педагогом; дидактическим материалом называются также сборники задач и упражнений» (Вишнякова, 1999, с. 45). Применение наглядных  пособий способствует формированию у учащихся правильных представлений и понятий, выработке у них необходимых навыков и умений. Задача наглядных пособий повысить интерес к предмету, сделать содержание более простым и понятным, облегчить усвоение и применение знаний и способов деятельности. В учебном процессеони  используются на разных этапах обучения: при объяснении новойтемы, при закреплении, во время повторения изученного, при проверке домашнего задания.  Важным критерием в работе с дидактическими пособиями является их соответствие содержанию учебных программ и учебников, методам и приемам обучения, возрастным особенностям детей,  а также установленным научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям.

Одним из видов наглядности является прослушивание музыки на уроке. Объекты изучения,  недоступные наблюдению  можно представить с помощью иллюстраций, макетов, схем, таблиц, карт. Цель использования наглядных пособий научить учащихся применять свои знания самостоятельно.

Важное место в начальном музыкальном образовании занимают изобразительные иллюстрации.  Они помогают представить эмоциональное настроение музыки,  прояснить ее образное содержание, узнать ее жанрово-характерные черты.  На музыкально-теоретических предметах  иллюстрации, фотографии и слайды могут помочь составить представлениео времени и условиях исполнениямузыки. 

На сольфеджио самым простым  наглядным средством является классная доска, на которой преподаватель дает  различные теоретические знания  (например, схема квинтового круга тональностей, схема строения музыкального произведения и т.д.). Такие  схемы хранят информацию в концентрированном виде  и помогают уяснить достаточно сложные понятия.

Обратимся к плоскостным изобразительным наглядным материалам, представляющие  собой экранные наглядные пособияпо теме урока  «Главные трезвучия лада и их обращения»:

  1. Введение в тему урока «Главные трезвучия лада с обращениями» с помощью музыкального кроссворда в программе MicrosoftPowerPoint.
  2. Карточки с изображением разноцветных снеговичков:  белый – устойчивое тоническое трезвучие (Т53); желтый – светлое субдоминантовое трезвучие; красный – энергичное доминантовое трезвучие.
  3. Карточки со схематичным изображением снеговичков, где составляющие круги (тоны)  имеют свой цвет и название:

Нижний белый  – тон примы

Средний зеленый – тон терции

Верхний желтый – тон квинты

  1.  Карточки-схемы с изображением снеговичков,  обозначающих трезвучия и их обращения.
  2. Карточки со схематичным изображением снеговичков, где между составляющими их элементами-кругами есть расстояния между звуками, обозначающие графический вид трезвучий, секстаккордов и квартсекстаккордов.
  3. Белый (Т53), желтый (S53)  и красный (D53)  домики-карточки с двумя окошками и карточки с прописанными на нотных станах нотами аккордов трезвучий с обращениями.  В нижнем окошке преподаватель выкладывает карточки с нотами аккордов, а в верхнем окошке ученик должен поставить карточку с правильным названием аккорда.
  4. Лото с разноцветными карточками в виде нот. На них выписаны римскими цифрами ступени, на которых в ладу строятся главные трезвучия лада и их обращения.
  5. Карточка – снежное поле со схематичным изображением структуры главных трезвучий лада и их обращений и римскими ступенями, на которых строятся аккорды. Нужно назвать аккорды на снежном поле.
  6. Разноцветные карточки с типичными гармоническими оборотами.
  7. Цветная карточка с изображением дороги, вдоль которой в определенном порядке выписаны названия аккордов. Нужно найти ошибки в порядке следования аккордов.

Таким образом, многие теоретические темы на уроке сольфеджио требуют не только музыкальных, но и  зрительных ассоциаций. Применение наглядных пособий, карточекв виде опорных схем, таблиц ритмических,интервальных, аккордовых дает комфортное и легкое усвоение теоретических правил,что влияет на качество усвоения материала. Комплекс инновационных методов и современных приемов обучения, применяемых на уроке  сольфеджио,помогает заинтересовать учащихся, повысить качество теоретических знаний, практических навыков, развить творческое и музыкальное мышление.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
  2. Бабинский Ю.К. Педагогика: пособие для студентов

пед. ин-тов. –   М.: Просвещение, 1983г. – 608c.

  1. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб.

пособие для ВУЗов / И. П. Подласый. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. –

365с.

  1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование.  Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. –  М.: НМЦ СПО, 1999.  –  538 с.

 

Интернет –  ресурсы:

1. Библиотека . – 2020. – режим доступа: http://bibl.tikva.ru – свободный. Последний раз ссылка проверялась 17.06.2020.