Автор: Алиева Елена Валентиновна
Предмет: Иное
Класс: Педагоги
Тип материала: Методические разработки
Краткое описание работы: Занятия разработаны для детей старшего дошкольного возраста в которых принимают участие дети, родители, педагоги. Цикл занятий по темам "Синий платочек", "Священная война", "В землянке", "Три танкиста".
Цикл занятий
непрерывной образовательной деятельности
по теме «Истории военных песен»
для старшего дошкольного возраста.
Музыкальная деятельность.
Цель: Познакомить детей с жанром военной песни, воспитывая любовь к Родине, её истории.
Задачи:
Обучающие: Расширять представления детей о чувствах человека и способе их выражения в музыке.
Развивающие: Развивать эстетические эмоции, чувства, переживания в процессе слушания музыки, сравнивать контрастные музыкальные образы.
Развивать умение выражать свои музыкальные впечатления.
Воспитывающие: Формировать чувство гордости за воинов-защитников.
Форма проведения: интегрированные занятия.
Вид: музыкальная гостиная, Квест-игра.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора, импровизационная.
Интегрируемые образовательные области: ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Музыкальное развитие), ОО «Социально-коммуникативное».
«Методы и приемы:: вопросы, словесное объяснение, пение, музыкально-ритмическая деятельность, творческая деятельность, рисование слушание музыкальных произведений, музыкальные игры, творческие задания.
Оборудование: использование видеопрезентации, запись песен военных лет, фотографии военных лет, фотографии композиторов, аудиозаписи, компьютер.
Активизация словаря: шинель, трехрядка, слова, характеризующие эмоционально-образное содержание музыки.
Участники занятия: дети, воспитатели, родители.
Сценарий интегрированной непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Война Священная»
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Вводная часть |
|
Педагог приглашает детей в зал. -Сегодня, ребята, я приглашаю вас в музыкальную гостиную, где мы будем разговаривать о Великой Отечественной войне, о музыке войны.
Блиц-опрос. |
Дети заходят в зал под музыкальное сопровождение (мелодии военных лет)
Ответы детей.
|
Основная часть |
|
Интерактивная беседа «Песни войны» и просмотр презентации по теме: «Песни войны». Педагог. -Силы духа, стремления защищать родную землю. вера в победу, буквально всем – и бойцам на фронте, и тем, кто ждал их с полей войны, - поднимала настроение музыка.
Главная песня Великой Отечественной - «Священная война». Слушание песни «Священная война». -Какая песня по характеру? -Можно ли е слушать каждый день и почему? -Захотелось ли вам, когда вы слушали песню, идти на войну? Рассказ «История песни». -Эта песня родилась в самые первые дни войны. Показ слайд-шоу. Портреты авторов песни. За одну ночь поэт В. Лебедев-Кумач написал стихотворение, которое сразу же было напечатано в газетах. В одной из газет это стихотворение прочитал композитор А. Александров. На другой день Александров уже репетировал новую песню. А еще через день хор впервые исполнил песню на Белорусском вокзале, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь - пять раз подряд! - пел ансамбль "Священную войну"...» Так начался боевой путь этой песни, славный и долгий путь. Я предлагаю вам почтить минутой молчания павших героев. Минута молчания. Звук метронома. Музыкально-дидактическая деятельность. Игра «Угадай звук» Педагог предлагает детям угадай различные звуки относящиеся к войне: метроном, голос диктора Левитана, взрыв снарядов, звук падающего самолёта, стреляющего автомата. |
Слушают рассказ педагога о песне, делятся впечатлениями.
Дети встают, чтобы почтить память героям войны.
Дети угадывают различные звуки. |
Заключительная часть |
|
Творческая деятельность. Рисование «Вечный огонь». Звучит музыка «»
Педагог. -Все дальше уходит от нас Великая Отечественная война. Уходит и поколение, которое помнит эту войну. Но песни хранят не просто память - они сохраняют душу народа. Слушая эти песни, понимаешь, что фашизм победили не сказочные богатыри, а самые обычные люди. Рефлексия. Звучит спокойная музыка. Я предлагаю вам сейчас, тихо и спокойно посидеть с закрытыми глазами. Я не хочу, чтобы вы слышали взрывы снарядов, вой сирен. Я хочу , чтобы вы видели чистое небо, слышали пенье птиц, берегли свою землю, чтобы рядом с вами были любимые люди!
|
Для детей приготовлены заготовки рисунка звезда. Дети дорисовывают вечный огонь средствами рисования на выбор.
Дети сидят с закрытыми глазами, слушают голос педагога. |
Сценарий интегрированной непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Бьется в тесной печурке огонь»
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
|
Вводная часть |
||
Педагог приглашает детей в зал. Ребята, я приглашаю вас в нашу музыкальную гостиную, где мы продолжим разговаривать о Великой Отечественной войне, о песнях войны. Послушайте отрывок из поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин». Показ иллюстраций на экране. Теркин — кто же он такой? Скажем откровенно: Запоясан, как в строю, Только взял боец трехрядку И от той гармошки старой, Обогреться, потолкаться — Стойте, братцы, А гармонь зовет куда-то Нет, какой вы все ребята, Мини-беседа.
|
Звучит наигрыш гармони.
Дети слушают текст и отвечают на вопросы: -Кто же такой Василий Тёркин? -Кто он был на войне? -Как вы думаете, нужна ли была гармонь на войне? |
|
Основная часть |
||
Музыкальная пауза «Споемте, друзья!» -Мы с вами не раз слушали песню «Землянка», скажите, какая песня по характеру? -Какое у нее настроение? - Какие слова можно сказать о песне.
Рассказ «История песни». -Вы уже знаете, что у каждой песни есть история. В нашей стране нет человека, который бы не узнал эту песню. Показ слайд-шоу. Портреты авторов песни. -Поэт Алексей Сурков написал в 1941 г. в землянке, в «белоснежных полях под Москвой». Он просто писал жене письмо в стихах, описывал свои чувства после трудных боев за Москву. Через год в Москве проездом оказался композитор К. Листов. Он пришел в редакцию фронтовой газеты, где работал поэт Сурков и попросил дать что-нибудь «песенное». Песня получилась очень теплая, задушевная, немного грустная. Эта песня была песней - бойцом, участвовала в борьбе и помогала приближению победы. Ее полюбили и запели на всех фронтах. Что вы чувствуете, когда слушаете слова этой песни? Творческая деятельность «Землянка». -Землянка – это углубление в земле для жилья. Строили для бойцов на фронте или в лесу для партизан. Звучит музыкальная заставка «В лесу прифронтовом». Дети вместе с педагогом строят землянку из ткани, картона и других материалов. Музыкально- двигательная деятельность «Кто скорее» Дети, пока звучит гармонь, должны найти гармонь в зале, но промолчать. По окончании музыки все кто нашел гармонь, собираются около землянки.
|
Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.
Дети исполняют песню. Слушают рассказ о песни, рассуждают.
Ответы детей.
Дети выполняют творческое задание, предлагают свои варианты подбора материалов.
Дети играют в игру, выполняя правила. |
|
Заключительная часть |
||
Педагог. -В одном фильме о войне говорится: «Кто сказал, что места мало песне на войне, после боя сердце просит музыки вдвойне». Музыка, помогала солдатам воевать с врагом, переживать разлуку с семьей, даже быстро вылечится в гостипале. Рефлексия. -Что услышали? -Что увидели? -Что расскажете? -Что покажете?
|
Дети отвечают на вопросы |
|
Сценарий интегрированной непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Военный вальс»
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Вводная часть |
|
Педагог приглашает детей в зал. -Я снова пригласила вас в нашу музыкальную гостиную, где мы продолжим разговаривать о Великой Отечественной войне, о песнях войны. -Послушайте стихотворение «Жди меня». Педагог читает стихотворение. Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди меня, и я вернусь, всем смертям назло. |
Дети заходят в зал парами вальсируют, занимают места.
Дети слушают стихотворение, рассказывают об услышанном. -Скажите, как вы думаете, о чем это стихотворение? -Ждали ли письма из дома бойцы на фронте?
|
Основная часть |
|
-Еще одна из песен войны, это «Синий платочек». Давайте вместе послушаем ее. Слушание песни «Синий платочек» Рассказ «История песни». Показ слайд-шоу. Портреты авторов песни. -Песню «Синий платочек» спела народная артистка Советского Союза Клавдия Шульженко. Песня написана в ритме вальса. У каждого воина есть одна родная женщина, самая любимая, близкая и дорогая, за горе, страдания, лишения, за разлуку с которой он будет мстить врагу. Строчит пулеметчик За синий платочек, Что был на плечах дорогих! «Синий платочек» занял свое место на боевых позициях и дошел с нашим солдатом до самого Берлина. О том, как сражался «Синий платочек», говорят такие эпизоды войны. Однажды Шульженко давала концерт в авиационном полку. После концерта один из летчиков сказал ей, что «Синий платочек» будет с летчиками во всех боях и первый же сбитый «юнкере» или «мессер» они посвятят ей. Ждать Шульженко пришлось недолго. На следующий же день этот летчик сбил фашистский «мессершмитт».
Музыкально-двигательная деятельность. Танец-вальс «Синий платочек синими платками. Музыкальная игра «Передай письмо». Звучит «Детская полька» А.Жилинского. Дети стоят по кругу и стараются быстро передать письмо друг другу. пока звучит музыка. Как только музыка заканчивается, ребенок, у которого оказывается письмо выходит в центр круга и сказать слово «Почта».
|
Дети слушают песню. Делятся впечатлениями.
Слушают рассказ о песни, рассуждают.
Выполняют танцевальные движениями под музыку.
Дети играют в игру, выполняя правила. |
Заключительная часть |
|
Творческая деятельность. Василек подарок ветеранам. Педагог. - Ты прощай, моя умница, Если пуля достанется, Рефлексия. -Как вы думаете, о чем самом главном поется в военных песнях?
|
Примерные ответы детей: - Любовь, дом, семья, дети. - Родина, свобода, чистое небо над головой. - Долг, верность, честь.
|
Сценарий интегрированной непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Экипаж машины боевой»
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
|
Вводная часть |
||
Педагог приглашает детей в зал. Звучит военный марш. -И снова мы встречаемся в нашей музыкальной гостиной, где мы продолжим разговаривать о Великой Отечественной войне, о песнях войны.
|
Дети входят в зал, маршируют, рассаживаются по местам. |
|
Основная часть |
||
Музыкальная пауза «Споемте, друзья!» Пение песни «Три танкиста» Рассказ «История песни». Показ слайд-шоу. Портреты авторов песни. Музыкально-двигательная деятельность. Музыкальная игра |
|
|
Заключительная часть |
||
Творческая деятельность.
Педагог. Рефлексия.
|
Примерные ответы детей. Эти песни очень любят бабушки, дедушки, знают наизусть слова. В этих песнях поют о войне, что делали на войне, как тяжело было на войне. |
|
Квест игра
Звучит фонограмма «День Победы» - просмотр слайдов.
Радостные люди обнимались на улицах, прошедшие пол-Европы солдаты не скрываясь плакали от радости. Все ждали Парада Победы. Парад принимал Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, маршал победы. Он проехал по Красной площади на по Красной площади на белом коне. Сводные полки фронтов несли знамёна прославленных частей и соединений. Марш завершала колонна солдат, несших 200 опущенных знамён и штандартов разгромленных немецких войск. Эти знамёна под дробь барабанов были брошены на специальный помост у подножия Мавзолея.
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу, решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!
Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,