Обучение игре на ложках детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях


Автор: Карпова Маргарита Викторовна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

Обучение игре на ложках детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях

Краткое описание работы: Игра на ложках как вид музыкальной деятельности, методика обучения в разных возрастных группах, приемы обучения.

     Игра на ДМИ – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников.

     Ложки являются одним из инструментов, игрой на котором может овладеть каждый ребенок.  В ансамбле с успехом могут участвовать как музыкально одаренные дети, так и те, кто не обладает особыми музыкальными способностями.

Ложки, и игра в ансамбле ложкарей откроют возможности проявить себя каждому.  

     Активно развивается координация движений и быстрота реакций, формируются коммуникативные навыки и навыки игры в ансамбле. В процессе игры у детей развивается ритмический слух, умение слышать музыку.  Игра на ложках  способствует становлению и развитию таких качеств , как выдержка, настойчивость, целеустремлённость.

Полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.

Доступность, привлекательность и легкость игры на ложках  в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.

 

     С какого возраста можно знакомить детей с игрой на ложках?  Игра на ложках привлекает детей в любом возрасте и всегда связана у них с чувством радости и удовольствия.

Необходимо только помнить правило: от простого к сложному :

1 этап: ребёнок учится играть, взяв в каждую руку по ложке.

2 этап: ребёнок соединяет 2 ложки в правой руке .

3 этап: игра на 3 ложках.

 

На самой первой ступени (1 младшая группа) уже можно начинать знакомство с ложками с целью приобретения начального музыкального опыта. Дети знакомятся  с простейшими приемами звукоизвлечения: скачет лошадка, зайка, ходит мишка и бежит мышка…..

 

       В младшей и средней группе продолжается развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений. Для этого используем несложные попевки: «Зайка» р. н. п, «Сорока-сорока» р. н. п, «Да-да-да» муз. Е. Тиличеевой и т.д.  С самого начала важно учить точно воспроизводить ритм. Для поддержания интереса используем весь спектр звучащих жестов (хлопки в ладоши, кулачками, по животику, коленям и т.д) Затем воспроизводим ритм на ложках. В этом возрасте учим детей  играть ансамблем, знакомим с новыми приемами игры.

     В старшей и подготовительной группе  - игра ансамблем. Совершенствуется техники игры на 2-х разрозненных ложках,  добавляются приемы игры на двух ложках в правой руке и трех ложках.

      Процесс обучения игре на ложках на любом из этапов следует начинать со специальной разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат (руки), сформировать и отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук. Например, перед приемом  «Маятник» проведем с детьми разминку «Дай молочка, Буренушка!»

«Дай молочка, Буренушка!»

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку на донышке.

Ждут меня котятки,

Малые ребятки,

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

 

Имитировать, как доят корову.

Ладошки складываются в щепотку, как бы открывается рот.

Разгибают пальцы из кулаков на обеих руках.

Опять показывают, как доят коров.

Показывают поднятые вверх большие пальцы.

 

При игре на ложках необходимо обращать внимание детей на посадку: посадка на 1\2 стула (не глубокая посадка, ноги вместе – «стульчиком», спина ровная – выпрямленная.

Приёмы игры на двух разрозненных ложках .

«Лошадка» - одна ложка на ладони левой руки, выпуклой стороной вверх, ручкой от себя, второй ложкой ударять поочерёдно по выпуклой стороне, по ручке. Пробуем.

«Часики» - поднять одну руку вверх и выполнить скользящее движение по другой ложке.

«Солнышко» - выполнять простые быстрые удары в ложки (восьмыми длительностями) вправо, вверх, влево, вниз.

«Сосед» - Ложки в разных руках, левая ложка лежит вдоль бедра, горизонтально- черенками к себе, а правая ложка возле правого уха, выпуклостью наружу.

- На раз, ударяем «соседа» по ложке лежащей у него вдоль бедра;

-На два, ударяем свою ложку, лежащую у себя вдоль бедра и т. д.

 

«Лопатки» - ложки в разных руках, перед грудью, локти приподняты.

- На раз, скользящий удар вперёд;

- На два, скользящий удар назад и. т. д.

 

«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;

Приёмы игры на 2 ложках в правой руке: 

(ложки держатся правой рукой у самого края черенков, между черенками вставлен указательный палец, выпуклостями ложки обращены друг другу (спинками друг к другу). Зажим ложек не сильный.)

«С горочки»

- Левая рука полусогнута, отведена в сторону на уровни груди;

- Левая нога поставлена на носок;

- Правая нога вытянута вперёд.

- Ложки в правой руке, у правого уха.

Игра начинается со скользящего движение об ладонь левой руки, затем об

левую и правую ногу. Взмахи ложками круговые и. т. д.

 

«На горочку»

Исходное положение:

Правая нога вытянута вперёд.

Левая рука на поясе, правая держит ложки возле правого уха.

- На раз наклон вперёд, левую руку ставим ладонью вниз над кончиками

пальцев ног, удар об ногу;

- На два, удар в ладонь с продвижение к себе (поднимаемся по ноге вверх);

- На три, левую руку отводим в сторону и удар в ладонь (выделение сильной

доли).

 

«Мячики»

Исходное положение:

Левая рука на поясе, правая держит ложки возле правого уха.

- На раз удар по правой коленке;

- На два удар по левой коленке;

Левую руку заводим над левой коленкой ладонью вниз.

- На три удар в ладонь;

Левую руку переворачиваем ладонью вверх.

- На четыре удар в ладонь и т. д.

 

«Ловим комарика»

Исходное положение:

Левая рука на поясе, правая держит ложки возле правого уха.

- На раз, левую руку подносим к правому плечу, удар о ладонь левой руки.

- На два, левую руку опускаем вниз, к животу, удар о ладонь;

- На три, левую руку поднимаем в левую сторону, удар о ладонь.

 

«Зеркальце»

А) Исходное положение:

Ладонь левой руки ставим на уровне глаз, вертикально вверх. (Смотримся как

бы в зеркало).

Ложки в правой руке возле правого уха.

- На раз, удар ложками в ладонь левой руки.

- На два, удар с наружной стороны руки об локоть.

 

«Качели»

Исходное положение:

Левая рука согнута в локте параллельно уровни груди, ладонью вниз,

правая рука держит ложки возле правого уха.

- На раз, удар сверху по кончикам пальцев;

- На два, удар по локтю и т. д.

 

«Мельница»

Исходное положение:

Ладонь левой руки ставим на уровне глаз, вертикально вверх. (Смотримся как

бы в зеркало).

Ложки в правой руке возле правого уха.

- На раз, удар ложками в ладонь левой руки;

- На два, о правое плечо;

- На три, удар по левому плечу;

- На четыре, удар по правому колено.

 

«Соскок»

Исходное положение:

Левая рука вытянута вперёд, правая рука держит ложки возле правого уха.

- На раз, скользящие движение от левого плеча по всей руки к ладони;

- На два, скользящие движение от левой ладони до плеча и т. д.

 

«Солнышко»

А) Исходное положение:

Ладонь левой руки ставим на уровни глаз, вертикально вверх. (Смотримся как

бы в зеркало).

Ложки в правой руке возле правого уха.

  1. Левая рука описывает полукруг над головой слева направо (от левого плеча к

правому, сопровождающая короткими (длинными) ударами в ладонь.

  1. Левая рука описывает полукруг внизу: справа - налево (от правого плеча к

левому плечу, сопровождающая короткими (длинными) ударами в ладонь.

Б) Исходное положение:

Ложки в разных руках, руки на поясе.

1. Игра начинается справа - налево описывая над головой полукруг.

2. Продолжается слева – направо описывая полукруг внизу, возвращаясь в

исходно положение.

 

«Вертушки»

А) Исходное положение:

Ложки в разных руках, выпуклостями ложки обращены друг другу, прижаты,

держим как вилку т. е., указательный палец ложится на черенок ложки, держим

перед грудью, локти приподняты;

- На раз, ложки принимают горизонтальное положение – одна под другой и

начинается вращение по часовой стрелке;

- На два, исходное положение т. е, ложки занимают вертикальное положение и

ударяются друг об друга выпуклостями (спинками).

 

Б) Исходное положение:

Ложки зажаты в правой руке, у правого уха, локоть приподнят.

Левая рука на поясе.

- На раз, круговые вращения перед грудью:

(Левая рука согнута в локте перед грудью, пальчики вместе, вытянуты.

Правая рука с ложками принимает горизонтальное положение над левой рукой.

Выполняются круговые движения по часовой стрелке.)

- На два, остановка вращения и удар ложками в ладонь левой руки.

Примечание: вращения, в зависимости от подготовленности детей могут чередоваться: по часовой стрелке, затем против часовой стрелке.

 

Приемы игры на трех ложках.

«Лягушки» 

Исходное положение:

В ладонь левой руки вложены две ложки черенками смотрящие вперед, большой палец в углублении придерживает ложку, указательный палец между ложками.

В правой руке одна ложка, расположена вертикально, возле правого уха.

Скользящим движением ударяем слева направо – сверху вниз две ложки в левой руке, в это же время большим пальцем левой руки приподнимаем ложку она «раскрывает рот», происходит удар ложки об ложку. Движения повторяется.

 

«Веер» 

Исходное положение:

В левой руке между пальцами зажаты три ложки выпуклостями вверх.

Одна ложка в правой руке возле правого уха.

А) Игра по ложками: слева - направо; справа- налево.

      Б) Игра по черенкам: слева - направо; справа- налево.

 

     Чтобы игра на ложках выглядела интереснее, можно соединить два вида народного творчества - игру на ложках и пение, добавить танцевальные движения, использовать другие народные инструменты: трещотки, треугольники, бубны, ксилофоны, рубель. Тембровую красочность вносит игра на металлических (алюминиевых) ложках.

Приёмы игры на ложках в сочетании с танцевальными движениями

Дети держат ложки в двух руках.

  1. Два удара в ложки, три перетопа на месте.
  2. «Часики»

             а) два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом вправо,

             б) снова два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом далее вокруг

                 себя.

             в) повторить два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом далее

                 вокруг себя.

             г) два удара в ложки, тремя перетопами вернуться в исходное положение.

3. «Самоварчик»

            а) «раз» - удар в ложки,

            б) «два» удар по коленям, одновременно сделав небольшую «пружинку»

                ногами,

            в) три перетопа.

4. «Ковырялочка»

            а) «раз», «два» - правой ногой выполняют движение: носок, пятка,

            б) три перетопа  с одновременным ударом в ложки.

            Повторить тоже самое с левой ноги.

5. «Распашонка»

             а) «раз» удар в ложки,

             б) с поворотом корпуса вправо выставить правую ногу на каблук – руки

              развести в стороны.

 

     Для повышения интерес к занятиям, можно устроить соревнование между подгруппами ложкарей.

     Для развития творческих способностей используется игра экспромтом, импровизации, экспериментирование различных приемов игры и ритмических соотношений.