Автор: Ачарян Кнар Егияевна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Педагоги
Тип материала: Открытый урок
Краткое описание работы: музыкально-изобразительное занятие с элементами игры на детских музыкальных инструментах и интеграцией в изо- деятельность.
Конспект музыкального и изобразительного интегрированного занятия (НОД) в подготовительной группе
Цель: Воспитывать нравственные качества (любовь, бережное, заботливое отношение к маме), через интеграцию различных видов искусств – поэзию, музыку, живопись.
Программные задачи:
1. Слушать и узнавать инструментальную музыку; называть композитора; подбирать музыкальные инструменты, соответствующие эмоционально-образному содержанию пьесы; определять характер музыки. Соотносить характер музыки цветовому спектру (музыкальная палитра) .
2. Развивать певческие навыки тембрового слуха, интонации. Развивать выразительность речи, используя прилагательные, синонимы. Развивать цветовое восприятие – различать и называть многообразие оттенков цвета.
3. Воспитывать нравственные качества – любви к маме, желание заботиться о ней, доставлять радость. Воспитывать интерес к восприятию произведений изобразительного искусства.
Словарная работа:
Обогащение словаря – инструментальная музыка, пьеса, фортепиано, музыкальная палитра, картинная галерея, художественный образ.
Активизация словаря: поэт, композитор, художник, портрет, палитра красок, светлые тона, цвета, оттенки.
Материалы, оборудование: Музыкальный центр, фортепьяно
• музыкальные инструменты (треугольники, колокольчики, металлофоны, барабан, деревянные ложки, бубен) ;
• музыкальные произведения: пьеса «Мама» П. И. Чайковского, «Вальс» И. Брамса, песни: , «Мамы есть у всех» в обработке Т. Боровика, «Самая счастивая» муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева. Танцевальная музыка
• мольберты, фланелеграф, дидактическая игра «Разноцветные лепестки»;
• поделки детей.
Предварительная работа: знакомство с произведениями П. И. Чайковского (слушание, разбор характера музыки, разучивание с детьми стихотворений о маме, рассматривание иллюстраций художников, посвященных образу матери, упражнения на цветовые ассоциации, составление цветовых палитр по настроению, изготовление поделок детьми в подарок мамам)
Дети входят в зал под музыку
Ход занятия:
Музрук: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости, поздоровайтесь с ними! Сегодня мы будем говорить о празднике, посвященный мам, который отмечается в последний день осени - День матери России». Есть на свете прекрасное существо, у которого мы всегда в неоплаченном долгу - это мама!
По-русски «мама», по-грузински - «нана»,
А по-аварски ласково «баба».
Из тысяч слов земли и океана
У этого своя судьба!
Музрук: Слова мама, мать одни из самых древних на земле и почти одинаково звучит на языках разных народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят своих матерей. Все лучшее, что в человеке, достается ему от матери. Во многих странах отмечается день Матери. Люди поздравляют своих мам. А как можно поздравить маму?
Дети: (устроить праздник, подарить подарки, подарить стихи, песни)
Музрук: Во все времена художники, композиторы, поэты прославляют своих матерей в произведениях
Музрук: Ребята, а как называется человек, который сочиняет стихи?
Дети: (поэт)
Музрук: Многие великие поэты прославляли в своих стихах мам. А кто хочет прочесть нам стихи о мамах?
Дети читают стихи о маме
1 ребенок: Милым нашим мамам посвящаем
Мамам, самым близким в мире людям,
мило улыбаемся подчас,
Но сказать о том, что мы их любим
Не хватает времени подчас.
2 ребенок: О как прекрасно это слово - мама!
Все на земле от материнских рук.
Она нас, непослушных и упрямых,
Добру учила, высшей из наук.
3 ребенок: Ничего нет на свете чудесней
И сильней материнской любви
С чем сравнить ее? Может быть с песней,
Что поют на заре соловьи?
Доброты материнской прекрасной
Ничего удивительней нет.
Этот мир, к чьей судьбе мы причастны,
Добротой материнской согрет!
4 ребенок: Люблю тебя, мама, за что я не знаю,
Наверное, за то, что живу и мечтаю,
И радуюсь солнцу, и светлому дню.
За это тебя я родная, люблю.
За небо, за ветер, за воздух вокруг
Люблю тебя, мама, ты лучший мой друг!
Музрук.: Какое у вас бывает настроение, в минуты общения с мамой?
Дети: Радостное, душевное, спокойное, веселое и т.д.
Музрук: А когда мамы нет, что вы испытываете?
Дети: Печаль, тоску, грусть, неуютно.
Музрук: Грустно было и маленькому мальчику Пете, когда его мама уехала на несколько дней. Петя очень любил свою мать, скучал по ней, В печали Петя сел к роялю, долго что-то бормотал про себя, напевал и подбирал на клавишах. Наконец сочинил музыку. Пьеса получилась немного грустной, но ведь это и вправду грустно, когда мама уезжает. Прошли годы, маленький Петя вырос, стал композитором, которого узнали, полюбили все люди на земле за его прекрасную музыку! А вы, ребята догадались, о ком идет речь? (музрук показывает потрет композитора дети отвечают)
Музыка, которую мы услышим сегодня, написана композитором П.И. Чайковским специально для «Детского альбома» и посвящена самому близкому и дорогому для каждого из нас человеку. «Мама», так называется эта пьеса.
Дети слушают пьесу «Мама» композитора П.И. Чайковского.
Музрук: какой характер у музыки?
Дети: нежная, спокойная
Музрук: Какие чувства выразил композитор в своем произведении к маме?
Дети: Он любил свою маму, не огорчал ее
Музрук: Музыка Чайковского звучит без слов. А как мы называем такую музыку? (инструментальная)
Музрук: Какой инструмент исполняет музыку?
Дети: Фортепьяно
Музрук: Ребята здесь на столах есть различные музыкальные инструменты, подходите к ним и выберите тот инструмент, который подходит к пьесе «Мама» ( , спросить, почему они выбрали именно этот инструмент)
Музрук: Какой ты выбрал инструмент? (колокольчики, треугольники, металлофоны)
Музрук: А почему вы не взяли ложки, барабаны, бубны
Музрук: А сейчас мы станем музыкантами и исполним пьесу мама сами на выбранных музыкальных инструментах
Дети играют на музыкальных инструментах, сопровождая пьесу «Мама»
Воспитатель: молодцы ребята, а хотите немного поиграть в игру?
Воспитатель: Вы подбирали инструменты к музыке, а сейчас подберем наиболее подходящие к этой музыке цвета. Поможет вам в этом музыкальная палитра. Итак, внимание, слушаем и выбираем
Проводится дидактическая игра «Разноцветные лепестки»
Ход игры: дети под вальс И. Брамса выбирают лепестки с подходящими цветами из цветовой палитры, обосновывают свой выбор, находят лишний цвет, объясняют, почему выбранный цвет считают лишним
Воспитатель: Какие цвета вы выбрали? Почему?
Дети: Розовый, зеленый, голубой, светло-фиолетовый, потому, что они нежные, светлые приятные.
Воспитатель: Вот какая палитра у нас получилась. Это очень нежные и ласковые оттенки цвета, такие же, как мамины руки, мамина забота, мамины сказки, песенки на ночь
Воспитатель: обращает внимание на оставшиеся цвета. А почему, вы не выбрали черный, коричневый, серый?
Дети: эти цвета печальные, мрачные, неласковые, злые, мамы такими не бывают.
Воспитатель: Вы верно подобрали цвета для мам, а теперь давайте сложим для них красивые цветы
Дети на столах выкладывают цветы из разноцветных лепестков
Музрук: Вы читали стихи, слушали инструментальную пьесу, а теперь споем песню, но прежде чем спеть, что нужно сделать?
Дети (распеться, подготовить голос)
Нам поможет попевка «Мамы есть у всех»
А теперь исполним песню «Самая счастливая»
Воспитатель: Ребята, мамам посвящали свои произведения не только поэты и музыканты, но и художники на все времена. Как называются картины, на которых изображен человек (портрет)
Дети я приглашаю вас в картинную галерею. Здесь мы с вами увидим как художники разных стран и в разные времена изображали образ матери. Один из первых образов был образ мадонны с младенцем. Подойдем поближе к картине великого итальянского художника Леонардо Да Винчи «Мадонна Литта». Вглядитесь в лицо матери. Обратите внимание на руки женщины. Может быть, эта мама поет своему ребенку колыбельную, какую ваши мамы пели вам, когда вы были маленькими.
дети рассматривают картины
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко, обозначенный в веках,
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребенком на руках.
От любой напасти заклиная,
Ей - то уж добра не занимать
Нет, не богоматерь, а земная
Гордая, возвышенная мать.
Свет любви издревле ей завещан,
И с тех пор живет она в веках
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребенком на руках!
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картины. Они все разные, но их что- то объединяет, Что их объединяет? Как вы думаете, какие чувства вы видите на картинах?
Дети: (доброта, нежность, любовь, ласка, радость, счастье)
Воспитатель: Люди испытывают эти чувства и изображают их на своих картинах. Всмотритесь в их лица, какие они? Почему хочется на них смотреть?
Воспитатель: Чем прекрасны эти лица?
Дети: (добрая улыбка, нежный любящий взгляд)
Воспитатель: Мы с вами нарисовали тоже портреты своих мам как великие художники. Вот они ваши мамы. А сегодня сделаем им приятное, изготовим для них подарки. Для этого нам нужно вложить в работу всю душу, тепло и любовь!
Предлагает детям занять свои места за столами.
Воспитатель: Давайте вспомним, что мы уже начинали делать.
Показ приемов мозаики на мольберте.
Воспитатель: А каким способом мы это делали, кто вспомнит?
Дети: Способом мозаики.
Воспитатель: На прошлом занятии мы приготовили шарики, а сегодня нам нужно закончить свои работы, прикрепить их к основе. Поверните стулья, начинайте.
Индивидуальная работа воспитателя
Воспитатель: Дети вы устали, давайте отдохнем и потанцуем все вместе, пригласим и наших гостей на танец. Приготовились, встали , выполняйте движения с нами.
Дети танцуют с взрослыми.
Воспитатель: Дети мы сегодня узнали много интересного и нового, о том, как художники, поэты, композиторы воспевали женщину мать, восхищались ими. Давайте и мы будем бережно, с любовью относится к своим мамам, чаще говорить им теплые слова и благодарить
Дети дарят свои поделки гостям и уходят