Конспект музыкального и изобразительного интегрированного занятия (НОД) в подготовительной группе.


Автор: Ачарян Кнар Егияевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

Конспект музыкального и изобразительного интегрированного занятия (НОД) в подготовительной группе.

Краткое описание работы: музыкально-изобразительное занятие с элементами игры на детских музыкальных инструментах и интеграцией в изо- деятельность.

Конспект музыкального и  изобразительного интегрированного занятия (НОД) в подготовительной группе

Цель:  Воспитывать нравственные качества  (любовь, бережное, заботливое отношение к маме),  через интеграцию различных видов искусств – поэзию, музыку, живопись.

 Программные задачи:

1. Слушать и узнавать инструментальную музыку; называть композитора; подбирать музыкальные инструменты, соответствующие эмоционально-образному содержанию пьесы; определять характер музыки. Соотносить характер музыки цветовому спектру (музыкальная палитра) .

2. Развивать певческие навыки тембрового слуха, интонации. Развивать выразительность речи, используя прилагательные, синонимы. Развивать цветовое восприятие – различать и называть многообразие оттенков цвета.

3. Воспитывать нравственные качества – любви к маме, желание заботиться о ней, доставлять радость. Воспитывать интерес к восприятию произведений изобразительного искусства.

Словарная работа:

Обогащение словаря – инструментальная музыка, пьеса, фортепиано, музыкальная палитра, картинная галерея, художественный образ.

Активизация словаря:   поэт, композитор, художник,   портрет, палитра красок, светлые тона,  цвета, оттенки.

Материалы, оборудование: Музыкальный центр, фортепьяно

• музыкальные инструменты (треугольники, колокольчики, металлофоны, барабан, деревянные ложки, бубен) ;

• музыкальные произведения: пьеса «Мама» П. И. Чайковского, «Вальс» И. Брамса, песни:  , «Мамы есть у всех» в обработке Т. Боровика,   «Самая счастивая» муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева. Танцевальная музыка

• мольберты, фланелеграф, дидактическая игра «Разноцветные лепестки»;

• поделки детей.

Предварительная работа: знакомство с произведениями П. И. Чайковского (слушание, разбор характера музыки, разучивание с детьми стихотворений о маме, рассматривание иллюстраций художников, посвященных образу матери, упражнения на цветовые ассоциации, составление цветовых палитр по настроению, изготовление поделок детьми в подарок мамам)

 

Дети входят в зал под музыку

Ход  занятия:

Музрук: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости, поздоровайтесь с ними! Сегодня мы будем говорить о празднике, посвященный мам, который отмечается в последний день осени - День матери России». Есть на свете прекрасное существо, у которого мы всегда в неоплаченном долгу - это мама!

По-русски  «мама», по-грузински - «нана»,

А по-аварски  ласково «баба».

Из тысяч слов земли и океана

У этого своя судьба!

  Музрук:  Слова мама, мать одни из самых древних на земле и почти одинаково звучит на языках разных народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят своих матерей. Все лучшее, что в человеке, достается ему от матери. Во многих странах отмечается день Матери. Люди поздравляют своих мам. А как можно поздравить маму?

Дети:  (устроить праздник, подарить подарки, подарить стихи, песни)

 Музрук:  Во все времена художники, композиторы, поэты прославляют своих матерей в произведениях

 Музрук: Ребята, а как называется человек, который сочиняет стихи?

Дети: (поэт)

Музрук: Многие великие поэты прославляли  в своих стихах мам. А кто хочет прочесть нам стихи о мамах?

Дети читают стихи о маме

1 ребенок: Милым нашим мамам посвящаем

                   Мамам, самым близким в мире людям,

                  мило улыбаемся подчас,

                 Но сказать о том, что мы их любим

                      Не хватает времени подчас.

 

2 ребенок: О как прекрасно это слово - мама!

                    Все на земле от материнских рук.

                    Она нас, непослушных и упрямых,

                    Добру учила, высшей из наук.

3 ребенок:  Ничего нет на свете чудесней

                       И сильней материнской любви

                       С чем сравнить ее? Может быть с песней,

                        Что поют на заре соловьи?

                        Доброты материнской прекрасной

                        Ничего удивительней нет.

                        Этот мир,  к чьей судьбе мы причастны,

                          Добротой материнской согрет!

4 ребенок:   Люблю тебя, мама, за что я не знаю,

                       Наверное, за то, что живу и мечтаю,

                       И радуюсь солнцу, и светлому дню.

                      За это тебя я родная, люблю.

                      За небо, за ветер, за воздух вокруг

                       Люблю тебя, мама, ты лучший мой друг!

Музрук.: Какое у вас  бывает настроение, в минуты общения с мамой?

Дети: Радостное, душевное, спокойное, веселое и т.д.

Музрук: А когда мамы нет, что вы испытываете?

Дети: Печаль, тоску, грусть, неуютно.

Музрук: Грустно было и маленькому мальчику Пете, когда его мама уехала на несколько дней. Петя очень любил свою мать, скучал по ней, В печали Петя сел к роялю,  долго  что-то бормотал про себя, напевал и подбирал на клавишах. Наконец сочинил музыку. Пьеса получилась немного грустной, но ведь это и вправду грустно, когда мама уезжает. Прошли годы, маленький Петя вырос, стал композитором, которого узнали,  полюбили все люди на земле за его прекрасную музыку! А вы, ребята догадались, о ком идет речь?  (музрук  показывает потрет композитора  дети отвечают)

Музыка,    которую  мы услышим сегодня, написана композитором П.И. Чайковским специально для  «Детского альбома» и посвящена самому близкому и дорогому для каждого из нас человеку. «Мама», так называется эта пьеса.

 Дети слушают пьесу «Мама» композитора П.И. Чайковского.

 Музрук:   какой характер у музыки?

Дети:  нежная, спокойная

Музрук: Какие чувства выразил композитор в своем произведении к маме?

Дети: Он любил свою маму, не огорчал ее

Музрук:  Музыка Чайковского звучит без слов. А как  мы называем такую музыку? (инструментальная)

 Музрук:  Какой инструмент исполняет музыку?

Дети: Фортепьяно

Музрук:  Ребята здесь на столах есть различные музыкальные инструменты, подходите к ним и выберите тот инструмент, который подходит к пьесе «Мама» ( , спросить,  почему они выбрали  именно этот инструмент)

Музрук:  Какой ты выбрал инструмент? (колокольчики, треугольники, металлофоны)

 Музрук: А почему вы не взяли ложки, барабаны, бубны

 Музрук:  А сейчас мы станем музыкантами и исполним пьесу мама сами на выбранных музыкальных инструментах

Дети играют на музыкальных инструментах, сопровождая пьесу  «Мама»

Воспитатель:  молодцы ребята, а хотите немного поиграть в игру?

Воспитатель:  Вы подбирали инструменты к музыке, а сейчас подберем   наиболее подходящие к этой музыке цвета. Поможет вам в этом музыкальная палитра. Итак, внимание, слушаем и выбираем

Проводится  дидактическая  игра «Разноцветные лепестки»

Ход игры: дети под вальс И. Брамса выбирают лепестки с подходящими цветами из цветовой палитры, обосновывают свой выбор, находят лишний цвет, объясняют, почему выбранный цвет считают лишним

Воспитатель: Какие цвета вы выбрали? Почему?

Дети: Розовый, зеленый, голубой, светло-фиолетовый, потому, что они нежные, светлые приятные.

Воспитатель: Вот какая палитра у нас получилась. Это очень нежные и ласковые оттенки цвета, такие же, как мамины руки, мамина забота, мамины сказки, песенки на ночь

Воспитатель:  обращает  внимание на оставшиеся цвета.  А почему, вы не выбрали черный, коричневый, серый?

Дети: эти цвета печальные, мрачные, неласковые, злые, мамы такими не бывают.

Воспитатель:  Вы верно подобрали цвета для мам, а теперь давайте сложим для них красивые цветы

Дети на столах выкладывают цветы из разноцветных лепестков

Музрук: Вы читали стихи, слушали инструментальную пьесу, а теперь споем песню, но  прежде чем спеть, что нужно сделать?

Дети (распеться, подготовить голос)

Нам поможет попевка «Мамы есть у всех»

А теперь исполним песню «Самая счастливая»

Воспитатель: Ребята, мамам посвящали свои произведения не только поэты и музыканты, но и художники на все времена. Как называются картины,  на которых изображен  человек (портрет)

Дети я приглашаю вас в картинную галерею. Здесь мы с вами увидим как художники разных стран и в разные времена изображали образ матери. Один из первых  образов был  образ мадонны с младенцем. Подойдем поближе к картине великого итальянского художника Леонардо Да Винчи «Мадонна Литта».  Вглядитесь в лицо матери. Обратите внимание на руки женщины. Может быть, эта мама поет своему ребенку колыбельную, какую ваши мамы пели вам, когда вы были маленькими.

 

дети рассматривают картины  

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко,  обозначенный в  веках,

Самая прекрасная из женщин

Женщина с ребенком на руках.

От любой напасти заклиная,

Ей - то уж добра не занимать

Нет, не богоматерь, а земная

Гордая, возвышенная мать.

Свет любви издревле ей завещан,

И с тех пор живет она в веках

Самая прекрасная из женщин

Женщина с ребенком на руках!

Воспитатель: Посмотрите внимательно на картины. Они все разные, но их что- то объединяет, Что их объединяет?  Как вы думаете, какие чувства вы видите на картинах?

Дети: (доброта, нежность, любовь, ласка, радость, счастье)

Воспитатель: Люди испытывают эти чувства и изображают их на своих картинах. Всмотритесь в их лица, какие они? Почему хочется на них смотреть?

Воспитатель: Чем прекрасны эти лица? 

Дети: (добрая улыбка, нежный любящий взгляд)

Воспитатель: Мы с вами нарисовали тоже портреты своих мам как великие художники. Вот они ваши мамы.   А  сегодня сделаем им приятное,    изготовим для них подарки. Для этого нам нужно вложить  в работу всю душу, тепло и любовь!

 Предлагает  детям занять свои места за столами.

Воспитатель: Давайте вспомним,  что мы уже начинали делать.

Показ приемов мозаики на мольберте.  

Воспитатель: А каким способом мы это делали, кто вспомнит?

Дети: Способом мозаики.

Воспитатель: На прошлом занятии мы  приготовили шарики, а сегодня нам нужно закончить свои работы, прикрепить их к основе. Поверните стулья, начинайте.

Индивидуальная работа воспитателя  

Воспитатель: Дети вы устали, давайте отдохнем и потанцуем все вместе, пригласим  и наших гостей на танец. Приготовились, встали ,  выполняйте движения с нами.

Дети танцуют с взрослыми.

 Воспитатель: Дети мы сегодня   узнали  много интересного и нового,  о том,  как художники,   поэты, композиторы воспевали женщину мать, восхищались ими. Давайте и мы будем бережно,  с любовью относится к своим мамам, чаще говорить им теплые слова и благодарить

Дети дарят свои поделки гостям и уходят