«Педагогические технологии формирования певческих навыков детей посредством занятий музыкальным фольклором».


Автор: Скрыльникова Евгения Евгеньевна

Предмет: Музыкальный фольклор

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

«Педагогические технологии формирования певческих навыков детей посредством занятий музыкальным фольклором».

Краткое описание работы: Содержание народного музыкально-поэтического творчества — непреходящая ценность, его педагогические возможности убеждают в необходимости сохранения и широкого использования музыкального фольклора в современной практике воспитания и образования.

ДОКЛАД на тему:

«Педагогические технологии формирования певческих навыков детей посредством занятий музыкальным фольклором».

Одна из главных задач вокальной работы с детьми дошкольного возраста – формирование естественного, натурального, свободно, без напряжения и крика льющегося звука. Необходимо учесть близость речевой и певческой фонации у малышей. Если речь ребенка не затруднена, не отягощена дефектами, то с помощью простых упражнений ее довольно легко приблизить к пению. А пение, в свою очередь, достаточно несложно вывести из свободно льющегося речевого потока.

Своеобразно русское народное пение. Оно предопределяет исполнение песен в грудном регистре. Грудная манера в народном пении вполне оправдана, если она используется в границах соответствующего репертуара, не превышая естественные возможности грудного регистра и способствуя выражению определенного содержания. При этих условиях результат может быть высокохудожественным.

Характерное звучание и звуковой колорит детского народного хора, певческая своеобразность и специфические приемы выразительности должны создавать народную манеру исполнения. Народная манера пения – это целый комплекс вокально-исполнительских средств и приемов, сложившихся на основе местных историко-культурных и художественных традиций под воздействием бытовой певческой среды.

             Обращаясь к традиционным способам звукообразования и звуковедения, отбирая из них основные и отвечающие возрастной специфике обучаемых, мы тем самым вызываем к жизни многовековой опыт народа, издавна славившегося своим певческим мастерством.

Работа по музыкальному воспитанию ребенка, обучению его пению – дело ответственное. Чтобы обучить детей народному пению, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, необходима система.

В систему такого вокального воспитания входит развитие певческих навыков: правильного естественного дыхания; протяженного гибкого и подвижного звуковедения; отчетливой, выразительной дикции; единой манеры пения. Музыкальный руководитель должен подходить к такой работе грамотно, профессионально. Необходимо изучение методик по данному разделу музыкального воспитания детей. Большой интерес представляет собой «Методика обучения детей народному пению», разработанная Г.М.Науменко. в нескольких разделах сборника рассматриваются музыкальное мышление и возрастные особенности детей, их голос, музыкальные и творческие способности. Предложены интересные, наиболее эффективные методы работы по этим разделам, а также упражнения на развитие этих навыков. Много свежих идей и конкретных педагогических приемов внесли в методику работы с детским фольклорным коллективом Л.Л.Куприянова, Е.А.Краснопевцева, Н.Н.Гилярова и другие музыканты-фольклористы.

На музыкальных занятиях навыки пения прививаются детям постепенно, по известному принципу – от простого к сложному. Основой репертуара, предназначенного для обучения ребят, должны быть произведения детского музыкального фольклора, т.к. они хорошо знакомы детям. Это песенки-потешки, заклички, сказки, обряды, поверья и т.д.

        На современном этапе развития общества всё более осознаётся важность гуманитарной сферы образования, провозглашается приоритет культурных ценностей, ориентация на духовно-нравственное развитие личности, эмоционально-творческое отношение к миру.

         Большая роль в развитии духовной культуры подрастающего поколения отводится учреждениям дополнительного образования, призванным приобщать детей к эстетическим ценностям, развивать творческие способности, формировать позитивные аксиологические ориентиры. Огромным духовно-нравственным потенциалом обладает музыка как вид искусства, который, являясь формой эстетического освоения бытия, отражает в звуковых образах многообразие жизненных явлений и таким образом  способствует художественному познанию мира. Музыкальная деятельность отличается особой спецификой и предполагает наличие целого ряда качеств, необходимых для её осуществления: природных музыкальных задатков, эмоциональной чуткости и восприимчивости, развитой психомоторной сферы и пр.     

         Хоровое пение – один из видов хоровой коллективной исполнительской  деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становления их мировоззрения, формированию будущей личности. Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии достижения детьми художественного исполнения музыкального произведения. Выразительное исполнение произведений должно быть эмоциональным, поэтому выразительное исполнение требует овладения правильными вокально-хоровыми умениями и навыками.

     Правильное певческое развитие, с учётом возрастных особенностей и   закономерностей  становления   детского голоса, способствует развитию здорового голосового аппарата. А детский голос – хрупкий и нежный, малейшая небрежность, допущенная в работе с ним, может иметь  серьёзные последствия. Поэтому руководителю необходимо знать все голосовые и певческие возможности ребёнка, а также грамотно и профессионально   работать над их формированием, используя все известные в вокальной практике методы.

Исходя из исследования музыкально-педагогической литературы, а также заключений психологов, можно сформулировать следующий вывод: развитие певческих навыков на основе фольклора способствует общему развитию ребенка, и формирование его личностных качеств.   Влияние на нравственную сферу выражается в двух аспектах. С одной стороны, в песнях передано определенное содержание, отношение к нему, с другой – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которые отражены в песнях.

Пение – основной вид музыкальной деятельности  детей. Народное пение  развивает у детей музыкальные способности, музыкальный слух, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. Важно также воздействие пения на физическое развитие детей.

Через пение народных песен ребенок погружается в мир фольклора, где получает элементарные представления о культуре своего народа, его традициях, а это определяет его физическое и духовное здоровье.

Успешное развитие певческих навыков на основе музыкального фольклора возможно при создании определенных условий:

1.    Постепенное введение ребенка в мир фольклора, знакомство с обычаями и традициями на материалах музыкального фольклора.

2.    Эмоционально-личностное отношение педагога к данной работе, способствующая развитию эмоционального отклика, устойчивому интересу детей к народному пению.

3.    Целенаправленная работа по развитию детского голоса, основанная на рекомендациях и опыте работы педагогов-фольклористов.

4.    Исследование и контроль музыкальных способностей с целью охраны и укрепления детского голоса, индивидуальный подход к особенностям певческих способностей детей.

                          Но в музыкально-вокальном воспитании детей фольклор используется лишь эпизодически, хотя значимость его изучения неоспорима, как с точки зрения музыкально-эстетического воспитания, так и нравственного и даже патриотического.