Личность М. Е. Пятницкого в истории Воронежского края


Автор: Ненашева Наталья Александровна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Исследовательская работа

Личность М.Е. Пятницкого в истории Воронежского края

Краткое описание работы: Работа направлена на привлечение интереса детей к культуре Воронежского края

Введение

 

Полевые экспедиционные работы, расшифровки и исследования фольклорных материалов – все это охватывает отечественная фольклористика. У исследователей все это вызывало интерес еще с XIX века. Все это имеет отношение к теме данной работы и к тому этапу развития фольклористики Воронежского края, который непосредственно во многом был связан с деятельность Митрофана Ефимовича Пятницкого.  Творческая деятельность М. Пятницкого на прямую была связанна с культурно-историческими условиями конца XIX  и XX веков. В то время изучение фольклора, стало одним из основных направлений отечественного  искусствоведения.

Актуальность темы исследования. Митрофан Ефимович Пятницкий – великий русский музыкант, исполнитель, собиратель русских  народных песен и организатор первого профессионального народного хора.

Исследование проблемы деятельности М.Е. Пятницкого в истории Воронежского края  является актуальным. Во-первых, обращение к вопросам развития культуры наилучшим образом позволяет выявить духовный потенциал российского общества в прошлые эпохи и в настоящее время.

Во-вторых, изучение опыта сохранения культурного наследия прошлого усилиями государственных и общественных организаций, краеведов-энтузиастов разных лет имеет практическую значимость для работников в сфере культуры и образования в наши дни.

Фольклорно - этнографическое движение, начиная, со второй половины XIX века затронуло многие регионы России. Воронежский край тоже не стал исключением. Многие исследователи – профессионалы и любители, такие как Н. И. Второва, П. В. Малыхина и многие другие – заложили основу местной собирательской практики. И как раз таки в начале XX века деятельность по сбору Воронежского фольклора продолжил М. Е. Пятницкий. Работая в русле устоявшихся традиций, он фиксировал  этнографический и поэтический материал, руководствуясь основными подходами фиксации. Так же он внедрил новые технические средства звукозаписи.

Наконец, являясь вкладом в изучение местной истории, материалы исследования жизнедеятельности М. Е. Пятницкого в период его пребывания в Воронежском крае, результатов работы воронежцев по сохранению его творческого наследия и увековечивания памяти о нём, способствуют формированию патриотизма у подрастающего поколения, развитию эстетического образования и культуры населения края в целом.

Степень изученности проблемы творчества М. Е. Пятницкого в истории Воронежского края представлена немногочисленными публикациями и работами историков и краеведов, исследователей его творческой деятельности. Это книги, в которых содержатся упоминания о связи Воронежского края в определенном периоде жизни Митрофана Ефимовича.

Особое место при изучении проблемы занимают книга И. Мартынова «Хор имени Пятницкого 1911-1961» [20]. В данном пособии содержится значительное количество фотографий М.Е. Пятницкого со своим «детищем», а также комментарии его современников.

Помимо этого, несомненный интерес для нас представляет работа В. Пасхалова «М. Е. Пятницкий и история возникновения его хора» [10]. В этой работе рассказывается о том периоде жизни М. Пятницкого, когда он находится на лечении в больнице, о его знакомстве с Ф. Шаляпиным, о его приходе в музыкально-этнографическую комиссию при ГИМНе. В данной книге нет придуманных лиц, и вся жизнь этого периода времени, была написана при изучении воспоминаний его современников и архивных материалов.

Также М.Е. Пятницкому всегда уделялось внимание в периодической печати, но статьи там чаще всего печатались к знаменательным датам или каким-то значимым событиям в жизни хора. Надо сказать, что статьи имели в основном справочно-информативный характер и печатались в таких изданиях как  «Советская Музыка», «Музыкальная жизнь», «Советская культура», «Культура и жизнь», «Подъем», «Комсомольская Правда», «Коммуна». Публикации советского периода имели идеологическую направленность, поэтому при описании деятельности М.Е. Пятницкого обычно все сводилось к деятельности народного хора, который к тому времени являлся  государственным образцом и эталоном исполнения народной песни.

В 1986 году был снят художественный филь «Певучая Россия» рассказывающий о Митрофане Пятницком и его творчестве. О хоре имени М. Е. Пятницкого созданы и документальные фильмы:, «Русская фантазия», «Вся жизнь в танце», «Ты, Россия моя»; изданы книги: «Государственный русский народный хор имени Пятницкого», «Воспоминания о В. Г.Захарове», «Русские народные танцы»; выпущено огромное количество музыкальных сборников «Из репертуара хора имени М. Е. Пятницкого».

Анализ публикаций тематически связанных с исследованием проблемы деятельности М. Е. Пятницкого  в истории Воронежского края подводит к выводу о том, что историки и краеведы проделали большую работу по сбору и анализу информации о жизнедеятельности известного этнографа, но все же современных публикаций нет.

В научной литературе пока не было сделано полного освещения всех сторон деятельности М. Е. Пятницкого. Все публикации отражают сведения о жизни, которые напрямую связаны с историей создания и развития хора.

Источниковой базой исследования стали воспоминания его приемника и племянника П. М. Казьмина [18]. Данная работа знакомит нас с жизнью М. Е. Пятницкого

Значительное место среди источников заняли данные периодической печати [3-16]. В качестве источника использовалась и справочная литература [28 - 29]. Например, Музыкальный словарь и Музыкальная энциклопедия.

Так же в фондах  Воронежской областной универсальной научной библиотеке имени И.С. Никитина имеется газета Московская Правда за 1986 год, в которой опубликован Указ Президиума Верховного совета СССР «О награждении Государственного академического русского народного хора РСФСР имени М.Е. Пятницкого орденом дружбы народов».

Но все же, источниковая база не в полной мере многообразна. Тем не менее, имеющиеся документы и материалы позволяют объективно выявить и проанализировать значение деятельности М. Е. Пятницкого для развития культуры Воронежского края.

Объект исследования – культурное развитие Воронежского края.

Предмет исследования – взаимосвязь личной судьбы и творческого наследия М. Е. Пятницкого с Воронежским краем.

Цель исследования: исследовать деятельность М. Е. Пятницкого в истории Воронежского края.

Задачи исследования:                                       

  • проследить основные вехи жизненного пути композитора в период с 1864-1927 годы;
  • проанализировать творческий вклад М. Е. Пятницкого в развитие русской народной музыкальной культуры;
  • выявить личную и творческую связь М. Е. Пятницкого с Воронежским краем;
  • исследовать историю создания и деятельность Государственного Академического Русского Народного Хора имени М. Е. Пятницкого
  • показать практическую значимость материалов исследования в учебной и воспитательной работе со школьниками.

Хронологические рамки исследования. Нижней хронологической границей исследования определён 1864 год – год рождения М. Е. Пятницкого.

Верхней хронологической границей исследования является начало XXI века, поскольку прослеживаются не только основные вехи биографии М. Е. Пятницкого, но и его связь и судьба творческого наследия для культурной истории Воронежского края.

Методологическую основу исследования составили методы генетический, который позволяет показать причинно-следственные связи, закономерности исторического развития в их непосредственности, а исторические события и личности характеризовать в их индивидуальности и образности; идеографический, который состоит в последовательном описании исторических событий и явлений на основе объективных фактов и системный, в основе применения, которого в истории является единство в общественно-историческом развитии единичного, особенного и общего. Основу научного подхода  составляют следующие принципы: историзм, научная объективность, всесторонность, конкретность, комплексный подход к анализу изучаемых вопросов. Научная достоверность и обоснованность результатов и выводов определяются тем, что они получены исходя из анализа документов и материалов музейных фондов, освещающих местную историю.

Новизна исследования заключается в обобщении и систематизации сведений по проблеме М. Е. Пятницкого и Воронежского края, накопленных  и опубликованных историками, краеведами за прошедший период времени.

Практическая значимость исследования. Проведенное исследование позволило углубить профессиональные исследовательские навыки и исторические знания, необходимые для деятельности учителя истории. Представленный в выпускной квалификационной работе материал может быть использован как при проведении уроков, так и во внеурочной деятельности учителя истории.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения. Во введение излагаются актуальность темы исследования, цели и задачи данной работы, степень изученности проблемы, освещаются основные источники, связанные с именем М. Е. Пятницкого и его хора. В двух главах основной части рассматриваются основные вехи биографии и творческой деятельности великого этнографа, связь М. Пятницкого с Воронежским краем, история создания и деятельности ГРНХ имени М. Е. Пятницкого, результаты работы в настоящее время по сохранению культурных традиций. В заключении представлены выводы, указывающие на решение задач исследования. В приложении помимо наглядного и иллюстративного материала, имеется разработка сценария внеурочного мероприятия по теме: «Вся Россия просится в песню. Как сложили песню?» [Приложение 1].

 

 

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

М. Е. ПЯТНИЦКОГО (1864-1927 гг.)

 

1.1 Детские и юношеские годы М. Е. Пятницкого

 

Если сказать, что русский человек не может жить без песни, это не будет преувеличением. Особое место занимает народная песня. В этих песнях отражается загадочная русская душа, о которой столько сказано и написано. Русская песня славится во всем мире и является частью культуры русского народа.

Огромный вклад в сохранение культурного наследия России и в том числе Воронежского края внес наш земляк, музыкант,   исполнитель и собиратель народных песен, Митрофан Ефимович Пятницкий.

Пятницкий Митрофан Ефимович родился 21 июня (3 июля по новому стилю) 1864 года в селе Александровка Бобровского уезда Воронежской губернии (сегодня Таловский район Воронежской области).[приложение1 фото№1] Эта затерявшаяся среди беспредельных степных просторов Черноземья слобода была типичным «медвежьим углом» крепостнической России.

Отец Пятницкого Ефим Петрович был страстным любителем пения. Вся жизнь его прошла на клиросе сельской церкви. Он был дьячком. [17, с. 5]

В семье Пятницких было двенадцать человек, мал - мала меньше. Сыновей в семье было пятеро. [Приложение1, фото №2] Жили они очень скромно. Митрофан рос обычным ребенком. Вместе с деревенскими мальчишками он бегал по широким улицам, весной пускал кораблики по ручьям, играл в прятки. В пасхальную ночь помогал отцу украшать церковь разноцветными фонариками, трезвонил на колокольне. [28, с. 374]

Но все же особенно именно много хлопот доставлял родившийся по счету девятым сын Митрофан. Вечерами, когда кончались хозяйственные дела, начиналась проверка – все ли домочадцы дома. И практически всегда не хватало Митрофана.

Митрофан был очень шустрым мальчиком. Часто бывало, что он засветло уходил к соседям на посиделки и, забравшись со своими сверстниками на печь, слушал,  как поют деревенские девушки.

Глава семейства Ефим Петрович был одним из лучших церковных певчих своей местности. И его сын Митрофан также очень любил музыку, любил слушать церковное пение. Он мог часами простаивать в сельской церкви. [11, с.30] У него был прекрасный слух и исключительно хорошая музыкальная память. Митрофан обладал сильным звонким голосом, и своим умением «играть» песни, «подлаживать» пению старших поражал взрослых и вызывал зависть у своих сверстников.

Митрофан Ефимович любил наблюдать за народными традициями и обрядами, слушать крестьянские песни в поле, плач невесты на свадьбе, участвовать в рождественских гуляньях.

Родители мечтали о священнической карьере для сына. И вот в одиннадцать лет Митрофан, был принят в приготовительный класс Воронежского духовного училища. Прекрасный голос и слух выдвинули его в число лучших солистов хора. Но учится, ему пришлось там не долго.

Кое-как перешел он из приготовительного класса в первый. Наступили рождественские каникулы. Каждый покупал какой-нибудь подарок: кто коньки, кто маски, кто бенгальские огни, кто сводные картинки… Пятницкий купил на толкучке песенник. В это время к нему приехал брат Николай, который работал учителем в селе Усмань и они должны были поехать вместе в родной поселок. И вот когда Пятницкий собирал вещи подошел к нему одноклассник Прозоров и попросил переписать. За этим занятием и застал его смотритель училища священник И.И. Путилин. Прозоров сказал, что взял песенник у Пятницкого. [18, с. 8-9]

Утром Пятницкий отправился домой, но вместе с ним было направлено письмо для отца, в котором отец Иоанн просит принять меры к нерадивому чаду, а при необходимости и выпороть. Велено было Пятницкому непременно привести ответ на это письмо. Но вот уже и прошли рождественские каникулы, а письмо Митрофан так и не передал отцу. Он очень переживал по этому поводу, да так, что даже заболел и получил нервное расстройство.

Из за этого инцидента Пятницкий попал в немилость к всевидящему инспектору училища и за «непокорность » и пение запрещенных песен, он вынужден был оставить училище.

Из духовного училища Митрофану Пятницкому выдали документ, в котором говорилось, что «он уволен по постановлению училищного правления» и, видимо, в назидание другим было добавлено, что «Пятницкий не может пользоваться преимуществами, присвоенными окончившим полный курс учения в духовном училище». [17, с. 7]

После двухлетнего пребывания в большом городе сельская жизнь уже не могла удовлетворить жизнедеятельного мальчика. Он  едет к своей сестре Наталье в село Садовое. Там на сахарном заводе механиком работал ее муж и Митрофан устраивается учеником в механическую мастерскую. Работает он два года, но желание учиться, продолжать образование не покидает Пятницкого. У него была заветная мечта – стать сельским учителем. И вот в 17 лет Митрофан  опять едет в Воронеж. Большой город встретил его сурово. Работая писцом в Контрольной палате, Пятницким вел скромную жизнь на свой ничтожный заработок. Он занимается самообразованием, настойчиво овладевает знаниями, чтобы получить аттестат зрелости. Наконец он добивается своей цели и получает права учителя. Но специальность сельского учителя его больше не прельщает, у него появляются другие идеалы.

1.2 Профессиональное становление М.Е. Пятницкого

С годами у Пятницкого сформировался сильный голос, и еще больше выросла любовь к песне и пению. Он начинает увлекаться техникой пения, постановкой голоса. У Пятницкого появляется много друзей. Образуется небольшая группа вокалистов, которая вечерами собирается у Митрофана Ефимовича дома. В этом тесном кружке можно было услышать массу горячих споров о музыке, песне и исполнительском мастерстве.

Старясь проникнуть в тайны звучания человеческого голоса, разгадать «волшебство» прославленных мастеров пения, Митрофан Пятницкий посвящает много времени совершенствованию своего певческого мастерства. Он мечтает стать оперным певцом и петь как «итальянцы». А случилось это после того как Митрофан Ефимович услышал итальянскую оперу – выступление певцов из какой – то плохонькой труппы, гастролировавшей по ярмаркам малых городов России.[33]

Надо сказать, что к этому времени Митрофан Пятницкий подружился со своим гонителем из семинарии отцом Иоанном, вечерами они пили чай и много беседовали. Правда отец Иоанн до сих пор осуждал увлечение Митрофана народным песнями и долго отговаривал его, говоря, что он должен быть удовлетворен  в жизни тем, что у него есть. И когда отец Иоанн, наконец, таки понял, что Пятницкий буквально одержим идеей оперной карьеры, помог ему найти недорогого, но с хорошей репутацией учителя пения Л.М. Образцова и выручил деньгами.

Митрофан Ефимович добился многого в своем учении. И вот весной 1896 года ему удалось практически невозможное. Весной 1896 года он едет в Москву на прослушивание. Вот, что вспоминает об этой поездке сам Пятницкий.

- Выехал в Москву искать свою долю весной 1896 года. На первый день пасхи стучусь к Василию Ильичу Сафонову.

- Что так поздно? Вы уже не так молоды!

- Помогал семье, не мог собой распоряжаться.

- А теперь?

- Теперь свободен. Послушайте меня. Может быть, ничего и нет.

Сафонов сел за рояль. Я спел.

- У кого учились?

- Учился у Л.М. Образцова, а потом по книжке Джиральдони.

- Ну что ж, вот отстраивается новое здание консерватории. Назначу вас управляющим. Дело вам знакомое… И будете учиться.[18, с. 18-19]

После своего прослушивания Сафонов дает Пятницкому записку и отправляет его на прослушивание к Джиральдони. Прослушав Пятницкого, Джиральдони был очень доволен и рекомендовал ему приехать в консерваторию в августе к приемным испытаниям. Таким образом, Митрофан Пятницкий соверши практически невозможное. Не имея ни начального, ни специального образования, в тридцатилетнем возрасте он был принят в Московскую консерваторию.

Но сбыться мечтам, было не суждено. Помешала «роковая» любовь. Перед отъездом в Москву, Пятницкий знакомится с девушкой, которую он спасает. Он искренне и беззаветно в нее влюбляется и даже делает предложение, на которое она дает согласие. Приехав из столицы с радостной вестью, он бежит к своей возлюбленной, что бы поделиться радостью и сказать, что они переедут в Москву. Но там он узнает о том, что его любовь уехала навсегда на Донбасс, вслед за своим возлюбленным, из-за которого чуть не покончила с жизнью. Для Пятницкого это был большой удар, он воспринимает это все остро и болезненно. Нервы его не выдерживают, и он сбегает в свою родную деревню Александровку.

Там он прячется в сарайчике от людских глаз, практически ничего не ест и не пьет, ни кого не желает видеть и ни с кем не хочет разговаривать. Так продолжалось несколько месяцев пока его не вывели насильно – когда он уже совсем ослаб от голода.

В смирительной рубашке его доставили в Воронеж в больницу для душевнобольных. И снова на помощь ему пришел отец Иоанн. Через своих знакомых он нашел для Пятницкого место в лучшей московской лечебнице.  И вот в 1897 году по совету и настоянию врачей, Пятницкий едет в Москву для лечения в одной из нервных клиник при Московском университете.

Во время пребывания в Москве, Пятницкий старается познакомиться и сблизиться с представителями музыкального мира. Большую помощь оказал ему в этом земляк – врач Прибытков, страстный любитель музыки, имевший связи с московскими музыкальными силами. [17,  с. 8]

Тогда же Пятницкий знакомится и заводит дружбу с композиторами С. Танеевым, А. Кастальским, музыковедом В. Пвсхаловым, которые много лет работают в области народного музыкального творчества.

Голосовые данные Митрофана Пятницкого, его культура пения привлекли внимание московских специалистов. Вот, что писал о Пятницком В. Пасхалов:

«…Я, признаюсь, скептичски отнесся к оценке музыкального явления, высказанной «немузыкантом» Прибытковым: мне не раз приходилось убеждаться в необоснованности восторженных любительских отзывов. Однако весь мой скептизм как рукой сняло, когда я познакомился с пациентом Прибыткова. С первых же дней знакомства я попал под обаяние этого даровитого самородка. Обаятельна была, прежде всего, сама внешность Пятницкого: его стройная фигура, красивое, правильного рисунка лицо, белокурая эспаньолка, мечтательй взгляд больших голубых глаз.

А пел Митрофан Ефимович свои воронежские песни поистине замечательно. Он умел в сольном исполнении передать хоровую стихию русской песни, вплетая местами в свою партию звуки хоровых подголосков… Пятницкий обладал высоким баритоном, ровным во всем широком диапазоне…» [10, с. 74]

Они чувствовали в нем крупное музыкальное дарование и приняли в его судьбе горячее участие. Это знакомство предрешило дальнейший путь Митрофана Ефимовича. В 1899 году он окончательно переезжает в Москву, устроившись на работу делопроизводителем в ту клинику, где лечился. [17, с. 9]

С этого момента у Митрофана Пятницкого начинается новая жизнь. Все время свободное от работы он отдает пению и песне. Но упорство при достижении своей цели дает результаты. Митрофан Пятницкий становится эстрадным певцом, исполнителем русских народных песен. Его репертуар состоит из народных песен в подлинной народно гармонизации. И это были те самые песни, которые он, будучи ребенком, слышал в своем родном селе Александровка.

Как своеобразная манера исполнения, так и репертуар сразу выделили Пятницкого среди эстрадных исполнителей того времени. Музыковед В. Пасхалов писал так: «Это было в полном смысле народное пение с «охами», «эхами», перерывами, с местной воронежской фонетикой…». [10, с.74]

Личное обаяние и талант Пятницкого вскоре привлекают на его сторону многочисленных друзей и почитателей, видевших в нем незаурядного, одаренного человека.

Однако сам Митрофан Ефимович еще не чувствовал своего настоящего призвания, он все еще мечтал стать оперным певцом. Его кумир – знаменитый итальянский певец, мастер Баттистини. Пятницкий достает граммофонные записи, напетые этим певцом, вслушивается в них, разучивает некоторые арии, подражая в мельчайших деталях исполнению итальянца, и добивается поразительных результатов. Такие воспоминания у Пятницкого об этом: «Один раз очутился я на Тверской улице. Слышу чудное пение. Итальянец поет. Граммофонная пластинка.

- Кто поет?

- Баттистини.

- Сколько пластинка стоит?

- Пять рублей?

- А граммофон?

- Сорок рублей.

Пластинку купил, на граммофон денег не было. Граммофон я купил значительно позже. В течение трех месяцев не отхожу от граммофона». [18, с. 26]

Когда Баттистини приехал на гастроли в Москву, то Пятницкий спел ему песню «Помнишь ли ты» на итальянском языке и Баттистини был поражен его мастерством исполнения. А под песню «Чтой – то звон» Баттистини и вовсе пошел плясать.

В это же время Митрофан Пятницкий становится учеником профессора Эверарди. Но встречи со своим кумиром Баттистини не прошли даром. Это знакомство открыло Пятницкому глаза на его истинное призвание. Он понял бесплодность подражания итальянской манере пения. Ему стало ясно, что это было лишь точное художественное воспроизведение чужих мотивов. [17, с. 10]

После знакомства с В. Пасхаловым, Пятницкий получает приглашение на экстренное заседание этнографической комиссии, посвященное памяти Ю.Н. Мельгунова, в зале синодального училища. Пятницкий вспоминал об этом так: «Просят меня выступить… Посреди зала стоял стол, покрытый зеленым сукно. За ним сидели члены президиума комиссии. Зал был набит битком. Я спел «Духовный стих» , «Рекрутскую», «Мне не спиться»… Все эти песни были из сборников Ю.Н. Мельгунова. А когда запел свои воронежские песни, родные, запел так, как поют в поселке, Кастальский не удержался, вскочил с места.

- Откуда эти песни? Как хороши!

Гром аплодисментов. Меня попросили сесть к столу. Стали расспрашивать, хвалить». [18,  с. 22-23]

После этого выступления Митрофан Ефимович в серьез задумывается о русской народной песне. «Не здесь ли моя дорога, моя доля? В опере есть Шаляпин, Собинов, Нежданова, их не перепрыгнешь. А народную песню, деревенскую, подлинную, кто поет? Трактирные певцы? Нет, это не то». [18, с.  23]

Пятницкий окончательно разочаровывается в итальянской вокальной школе и становится горячим поборником искусства правдивого, глубоко  отражающего жизнь, проникнутого верой в творческий гений простого народа.

В одном из разговоров брат Николай Ефимович, предлагает Пятницкому забрать учебники, по которым он сдавал экзамены на учителя, на что Митрофан Ефимович ответил:

«- Зачем они мне? Все равно учителем, как и оперным певцом, не буду. У меня теперь одна дорога – народная песня. Ей я посвящу всю свою жизнь». [18, с. 27]

В то время существовало общество народных развлечений, которое устраивало концерты в Сокольниках. В этих концертах участвовали знаменитые артисты, На один из таких концертов пригласили и Митрофана Ефимовича, как исполнителя русских песен. После этого концерта, где он имел огромный успех, пять раз пел на бис, Пятницкого пригласили на работу в общество. Митрофан Ефимович начал устраивать от имени общества концерты  - летом в Сокольниках, зимой в Политехническом музее.

 

И вот первого сентября 1903 года Пятницкий Митрофан Ефимович, как признанный авторитет в области русской народной музыки, становится членом музыкально-этнографической комиссии при Московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. Начинается новый этап его творческой деятельности.

 

1.3  Экспедиционная деятельность М.Е. Пятницкого

 

И так с присущей ему энергией, Пятницкий принимается за собирание русских народных песен, сознавая, что «если еще есть в мире поэзия, то ее нужно искать среди народа» (Добролюбов). [17, с. 11] Проникнувшись идеей сохранения и популяризации музыкального фольклора, Митрофан Ефимович осуществляет свою первую фольклорную экспедицию.

Первым делом, он отправляется на свою родину в село Александровка, так как понимает, что именно здесь в «медвежьем углу» в большей мере сохранились нетронутыми формы народного быта, искусства и культуры. Работа в полевых условиях, собиратель фиксировал только поэтические тексты, музыкальный материал ему приходилось запоминать и затем по памяти производит нотировку самостоятельно или прибегая к помощи опытного музыканта В. Пасхалова.

Митрофан Ефимович  понимал все несовершенство подобных экспедиционных материалов. Песни, записанные с помощью карандаша и бумаги, не могли передать красоту тембра исполнителей, всю тонкость ее мелодики и фактуры.

Мечта об осуществлении полноценных сеансов звукозаписи реализовалась. Вскоре он приобретает фонограф и начал производить механическую запись. Важно отметить, что это было большим шагом вперед.

Механическая запись давала возможность получить песню со всеми ее мельчайшими оттенками. [17, с.14]

Пятницкий продолжает свою экспедиционную деятельность. Он вновь возвращается на свою родину. Приехав в Александровку, Пятницкий обнаруживает там прекрасную песенницу Арину Колобаеву. [Приложение 3 Фото №1] Эта женщина своим пением развеяла все сомнения Митрофана Пятницкого, все его искания многих лет. Простая крестьянка была представительницей той хоровой культуры, которая отвечала самым строгим требованиям специалиста – музыканта. Стиль, постановка голоса, природная исполнительность – все было в ее пении.

Продолжая свои поиски, Пятницкий приезжает к своему брату в Усмань и находит там «клад» -  целую семью песенников. Вот как он вспоминает об этом:

«- В поселке, говоришь хорошие певцы. У нас, брат, ест не хуже. Усмань тоже не лыком шита. Позовите Леденевых и Калашниковых…

На столе  - угощение, за столом – жалеечник Иван Алексеевич Леденев, его жена, Ефимия Васильевна, две его замужние сестры, Ефросинья Алексеевна Калашникова и Аграфена Алексеевна Трубчанинова, а так же их сваха, Марфа Максимовна Кривцова. Поют они складно, умело. Не раз, видно, пели вместе. Пятницкий в восторге и от певцов, и от жалеечника.

- Клад! Ни чего не скажешь. Хорошо!» [18, с. 28]

Именно в это время и зародилась у Митрофана Пятницкого мысль показать широкой русской общественности лучших представителей подлинно народной русской школы пения. Хоровая культура, уходящая своими корнями в глубокую древность, сохранившая стиль народного песенного искусства былых веков, целиком и полностью поглощает Пятницкого. Пятницкий занимается не только собиранием народных песен, но и старается  полностью фиксировать все обычаи и обряды русского народа.

Первая поезда по собиранию русского фольклора дала хорошие результаты. Он постарался зафиксировать наиболее яркие в концертном плане образцы. Особое внимание уделялось плясовым, протяжным песням и духовным стихам, практически не затрагивая обрядовый фольклор. Воронежские песни, записанные им в поездке, были исполнении самим Пятницким на заседании этнографической комиссии и произвели  большое впечатление. Но вся это работа носила характер лишь исследования песен узким кругом любителей -  специалистов, которые считали народную песню пережитком старины, образцом «уходящего» искусства, не имеющего ни какого значения для современности.

Пятницкий понимал, что искусство самобытное всегда оригинально, всегда ново. Знавшего настоящую цену русской песни Пятницкого не могло удовлетворить такое «любование стариной», он записывал песни не для простого коллекционирования, а для широкой пропаганды русского народного творчества. В 1904 году в свет выходит его первый сборник «Двенадцать русских народных песен Воронежской губернии, Бобровского уезда». Этот сборник, который издал на свои деньги, а точнее на деньги которые он взял в долг, сразу стал популярным среди музыкальной общественности.

Также он совершает свои экспедиции и записал  много песен в селах Козловка Бобровского уезда (ныне Таловский район), Гвазда Павловского уезда (ныне Бутурлиновский район) [Приложение3, Фото№2] и многих других местах.

Выступая с эстрады, Пятницкий продолжает исполнять народные песни. Его пение можно было услышать на народных гуляньях в Сокольниках, на Девичьем Поле и в других общественных местах перед «простой» публикой. [17, с. 12]

Через некоторое время вокруг  энтузиаста – песенника собираются любители народной песни, и создается «Ансамбль старинной песни М.Е. Пятницкого». В этот коллектив вошли певцы П.В. Козьмовская – Яковлева, М.А. Охримович, испонитель русских народных песен Мельников, исполнитель украинских песен В.К. Шевченко. [Приложение 3  Фото №3]

Экспедиционная деятельность Митрофана Пятницкого продолжалась на протяжении всей его жизни. Эти выезды Митрофана Пятницкого в период с 1920 по 1926 годы, положили начало новому этапу в истории региональных полевых исследования. Впервые на территории Воронежской губернии была осуществлена запись свадебных песен в этнографическом контексте, фонограммы которых являлись своеобразной звуковой иллюстрацией к текстовому описанию свадьбы.

В ходе полевых исследований Митрофан Ефимович этнографический материал записывал не со слов информаторов, как это делали раньше другие исследователи, а в процессе имитации обрядового действия. По его просьбе местные девушки разыгрывали свадьбу, но не сплошным спектаклем от начала до конца, а с паузами, которые использовали для пояснений происходящего. В результате все записи были наполнены интересными подробностями.

Пятницкий не только объединил разные для того времени направления – этнографию и музыку, но и в первые ввел методологический принцип фиксации интервью информаторов на звукозаписывающую аппаратуру. [14, с. 14]

К настоящему времени сохранились этнографические описания двух свадебных обрядов, записанных им в 1920 году в селе Донское Землянского уезда Воронежской губернии (ныне село Донская Негачевка Хлевенского района Липецкой области) и в 1925 году – в селе Усмань Собакина Воронежского уезда Воронежской губернии.

Тяжела политическая и экономическая ситуация Гражданской войны, последующих разрухи, голода, эпидемий делали полевые выезды Пятницкого крайне тяжелыми. Но, не смотря на все трудности, привезенные им фольклорные материалы, получили самую высокую оценку в музыкально – этнографической комиссии: «… достичь хороших результатов при сложившихся обстоятельствах, доставить этнографической секции ценный научный материал, извлечь из народа новые,  то есть не записанные до сих пор прекрасные по напевам и содержанию песни, - мог человек с таким громадным опытом обращения с крестьянским народом и так глубоко преданный восстановлению народного искусства, как М.Е. Пятницкий. Считаю, что тов. Пятницкий блестяще выполнил возложенную на него музыкальным отделом задачу по экскурсии». До 1920 года полевые экспедиции называли экскурсиями. [5, с. 13]

 

Выводы: Митрофан Ефимович Пятницкий – великий русский музыкант, исполнитель, собиратель русских народных песен. Влияние на формирование личности М.Е. Пятницкого повлияло множество факторов, но прежде всего окружение в детские годы. Рос Митрофан Пятницкий в семье священнослужителя. Начальное музыкальное образование получил в духовном училище и от отца, который прививал сыну навыки церковного пения. Погружение в духовную музыку сказалось на формировании его вокального и художественного вкуса. Страсть к академическому пению, появившаяся в детстве, прослеживалась в течении всей жизни как в желании петь на оперной          сцене, так и в исполнительской манере исполнения народных песен.

С другой стороны на формирование Пятницкого огромное оказала традиционная музыкальная культура родного села. Воспитываясь непосредственно  в среде естественного бытования народных песен, он сохранил в своей памяти красоту и богатство местной культуры.

С селом Александровка Бобровского уезда (ныне Таловского района) связаны основные этапы его творческой жизни: издание первого нотного сборника «12 русских народных песен Воронежской губернии Бобровского уезда», начало экспедиционной деятельности и применение фонографа и, наконец, идея создания первого в России  этнографического крестьянского хора. 

Активно занимаясь собирательской практикой в области фольклора и этнографии, он внес значительный вклад и в историю региональных полевых исследований, внедрил новаторские для того времени приемы записи экспедиционных материалов, прославил воронежскую песенную культуру, собрав большое количество музыкальных образцов.

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР ИМЕНИ М. Е. ПЯТНИЦКОГО

 

2.1  История создания хора

 

Познакомившись с Ариной Колобаевой, Семьями Леденевых и Калашниковых, Митрофан Ефимович был полон намерений отвести их в Москву: «- Надо их повезти в Москву, - говорит Митрофан Ефимович после ухода певиц. – Обязательно! Три посельских, пять усманских. Это уже чуть ли не хор. Ведь никто еще не показывал в Москве настоящих певцов – крестьян. Выступали рожечники Н.В. Кондратева, балалаечники В.В. Андреева. А вот певцов с подлинными песнями «поющей деревни» в концертах еще не было. А их – то и надо не в трактир, а на большую сцену, на концертную эстраду.». [18,  с. 28].

Приехав в Москву, Пятницкий делится своими мыслями с женой Анастасией Владимировной и ближайшими друзьями -  В.К. Шевченко, В.Ф. Лебедевым, В.В. Пасхаловым. Эта мысль поразила всех. Но для того что бы организовать эти концерты нужны были деньги, которых у Пятницкого не было. И Пятницкий решил обратиться за помощью в Музыкально-этнографическую комиссию: «- Неужели музыкальная Москва, в частности Музыкально – Этнографическая Комиссия, не поможет осуществить этот план и откажется от такой сокровищницы, как эта воронежская деревенская капелла!». [10, с. 76]

Но, увы. Оказать материальную помощь для проведения в жизнь его проекта Комиссия не смогла. Средств на организацию экспедиции и на устройство этнографических концертов она не имела. Казенные средства имелись только на издание «Трудов» и просить об экстренном добавлении на «выписку» в Москву крестьянского хора было бесполезно. Но Пятницкий не терял надежды.

Тем временем гулял Митрофан Ефимович как-то, раз за Новодевичьим монастырем и услышал пение. Пятницкий, не колеблясь, подошел к девушке и завел разговор. В разговоре он узнал, что она работает на ткацкой фабрике, и зовут ее Матрена Рогачева. [Приложение 3, Фото№4] Пятницкий приглашает Рогачеву к себе вместе с ее подругой Евдокией Тарасовой. Слушает их Митрофан Ефимович и восторгается: «- Какая правильная постановка голоса!.. Хоть на показ веди в консерваторию.».[18, с. 31]

От Матрены Рогачевой Митрофан Ефимович узнал о том, что возле общежития, в котором она живет, часто играют песни, водят хороводы, пляшут. И что есть там двупалый весельчак, балагур, плясун – Кузьмич Клоднин.

 С тех пор у постоянно у Пятницкого бывали гости с фабрик и заводов. Особенно ему понравились К.И. Абрамов и С.С. Хорошев. У них были сильные высокие голоса и хорошая народная манера петь. Ефрем Кузьмич Клоднин познакомил Пятницкого еще с одной певуньей: «Я тебе, Митрофан Ефимович, приведу не девку, а черта,  - шутит Клоднин и приводит очень интересную девушку Матрешу Гражданенкову.».[18, с. 31] [Приложение 3, Фото № 4]

Так появился Московский крестьянский хор. Начались репетиции. Певцы рязанские, смоленские перенимали песни воронежские, слушая фонограммы. Вот, что об этом писал В. Пасхалов: «Довелось мне побывать в лаборатории самого Пятницкого – пишет Пасхалов. – Там, на его квартире, шел процесс «перенимания» песен. Участники Московского крестьянского хора… выслушав фонограмму хоровой песни Воронежской губернии, «расшифровывали» ее… не опуская никаких деталей. А потом сам Митрофан Ефимович становился хористом, пел и «перенимал» песни Смоленской и Рязанской губернии». [18, с.32]

Мысль где - же все таки достать средства для осуществления своей мечты не оставляла Пятницкого в покое. И вот, наконец, после долгих мытарств Пятницкому, наконец, удалось заинтересовать одну великосветскую даму – баронессу Бутберг, которая как раз в это время занималась организацией концерта в пользу детской сельскохозяйственной колонии.

«-Вы же поймите, - говорил ей Пятницкий, - в первый раз в Москве «поющая деревня» не трактирная, не ресторанная, а подлинная. Чистое золото, Когда и где это было».[18, с. 32]

Мысль Пятницкого об устройстве в Москве такого «экзотического» крестьянского концерта заинтересовала баронессу и показалась ей заманчивой. Она была уверен, что, вне всякого сомнения, москвичи поспешат познакомиться с новинкой и, таким образом, полный сбор с концерта будет обеспечен.

Баронесса Бутберг решила пойти на встречу Митрофану Ефимовичу и предоставить ему необходимую сумму. Но прежде чем это сделать она потребовала от Пятницкого, что бы он указал ей на авторитетного эксперта, который подтвердит научно – художественное значение концерта. И таким экспертом стал В. Пасхалов. Будучи знакомым с фонограммами и восхищаясь песенным материалом и своеобразием крестьянского хорового пения, В. Пасхалов, не колеблясь, подтвердил культурно – музыкальное значение крестьянского концерта.

Наконец Пятницкий получил необходимую субсидию от баронессы, и крестьянский хор прибыл в Москву.

Мечта Пятницкого осуществилась. В Москве произошло неслыханное событие. В зимний погожий день на улицах появилась маленькая невзрачная афиша, напечатанная на сероватой оберточной бумаге. Афиша извещала, что в четверг 17 и пятницу 18 февраля 1911 года в Малом зале «Благородного собрания» состоится концерт крестьян Рязанской, Смоленской и Воронежской губерний. [Приложение 4,  Фото №1]

Когда поднялся занавес, перед переполненным зрительным залом предстала группа крестьян, одетых в праздничные домотканые наряды. Здесь все было просто, самобытно, без прикрас, сама жизнь в звуках. И песни были самые обыкновенные «мужицкие», с соблюдением характерных черт местного говора.

Пятницкий о первом концерте рассказывал так: «- Народу было полным – полнешенько. У меня температура 38. Поехал на концерт совсем больной. Но концерт отложить нельзя было. Я решил сказать несколько слов перед концертом. Говорил приблизительно так: «…Чтобы показать подлинно русскую народную песню в подлинном не испорченном исполнении, я пригласи певцов крестьян в Москву. Пусть они сами покажу, сто такое русская песня»… Беру Аринушку за руку и сам запеваю.… Хор подхватывает так, что меня в дрожь бросило. В публике такой гвалт, такой гвалт – невероятное. Я успокоился. Сел и только объявлял названия песен». [18, с. 33]

Концерт прошел с большим успехом, особенно второе отделение. Когда запели песню «Чтой – то звон…» все заплясали.

Вот, что писал об этом концерте известный музыкальный критик Ю.Д. Энгель:

«Подлинные старинные русские песни в подлинно народном исполнении – такова была выдающаяся по интересу программа «утра», устроенного М.Е. Пятницким в пользу дамского благотворительного Комитета, Участвовало  в «утре » несколько групп крестьян – певцов и певиц Воронежской губернии, с которыми он познакомился во время своих поездок «за песнями» Таким образом, публика могла встать лицом к лицу с настоящими народными певцами  - теми самыми деревенскими артистами и артистками, жившими художественными традициями которых и доселе держится еще на Руси старинное песенное  искусство». [10, с.76] [Приложение 4,  Фото №2]

После первого концерта Пятницкий ищет новые формы преподнесения песен. Как известно, народная песня всегда связана с игрой, обыгрываниями, поэтому со второй программой Пятницкий старается раскрыть не только все мелодическое богатство народной песни, но и показать ту бытовую обстановку, при которой совершается тот или иной обряд, связанный с песней, сохранить колорит места и времени.

Концерты повторились в январе 1912 года. Но строились они немного по-другому.

«…Настоящий концерт, - читаем мы в программе концерта хора Пятницкого, - представляет из себя попытку демонстрировать русскую песню в той обстановке, в которой она зарождается и живет у народа, ее создавшего». [18, с. 35]

Все песни преподносились на очень высоком уровне. Именно поэтому уже впервые годы концерты хора Пятницкого нашли горячий отклик и поддержку со стороны передовой общественности России. В адресе, преподнесенном ему от публики на одном из концертов в 1913 году, говорилось: «Вы много сил и трудов положили на пользу родного искусства. В Вас счастливо сочетались: умение сблизиться с народом, выдающаяся энергия и вкус настоящего музыканта». [17, с. 18]

Первые концерты хора крестьян Митрофана Ефимовича Пятницкого явились триумфом русского народного искусства. Заслуженный успех выпал на долю, как самих исполнителей, так и исполнявшихся песен.

Газеты писали, что концерты были «неожиданным откровением», что «песни, исполняемые крестьянами, очень интересны и, по словам и по напевам, среди них есть прямо  жемчужины». [17, с. 19]

Успех крестьянского народного хора никак нельзя считать случайным. Секрет хора заключался в том, что все его участники были талантливым самородками, которые владели в полной мере даром проникать своим пением в души людей. Это был люди, для которых пение было не просто обязанностью, а жизненной необходимостью.

Во время Пятницкий не предполагал, что устраивая концерты крестьян, он тем самым содействовал зарождению и развитию нового типа хора – русского народного хора, в котором участники не только певцы, но и исполнители хороводов плясок, бытовых народных сцен.

Обстоятельства складывались благоприятно для процветания крестьянского хора. Но начавшаяся в июле 1914 года война вырвала из этого коллектива лучшие мужские голоса. Два последующих революционных года сильно затормозило дело начатое Пятницким. К счастью у него всегда был под рукой организованный им ансамбль, в котором все участники кроме Козмовской, не были оперными певцами.

Что бы иметь материальную базу для организации «крестьянских» концертов, Митрофан Ефимович решил искать меценатов в торговой среде. И в скорее эти поиски увенчались успехом. Такой меценат нашелся. Это был Роберт Кенц – владелец магазина металлических конструкций. Этот этап деятельности Пятницкого продолжался в период с 1913 по 1917 год, в результате чего появился документ сборник под общим заглавием «Концерты М.Е. Пятницкого с крестьянами».

До Великой Октябрьской  революции крестьянских концертов под руководством М.Е. Пятницкого было не много. Но даже те немногие концерты оставили глубокий след в русском искусстве. Прежде всего, они сделали то, что повысили интерес к «поющей деревне», к особенностям строения подлинной русской песни.

В 1917 году на улицах шли дискуссии о земле, войне и мире. Часто звучало имя Владимира Ильича Ленина. Наступила Великая Октябрьская революция, которая открыла широкую дорогу для деятельности  Митрофана Ефимовича и его хора. Хор стал выступать не три-четыре раза в год, а постоянно в клубах, воинских частях, садах. Особенно большую работу проделал хор на вокзалах.

«В крестьянских зипунах, с котомками в руках в солдатскую гущу пробирался незаметно крестьянский хор Пятницкого. Кое-как умащивался и как будто для себя и про себя он начинал петь крестьянские песни. Умолкал шум, и тесное кольцо слушателей охватывало поющих… И крестьяне пели долгими часами, в то время как поезда один  за другим загружали вокзалы». [18,  с. 49]

Песни хора были понятны, близки и дороги широким массам трудящихся, красноармейцам. Хор повсюду был желанным гостем. Но ничто так не взволновало Пятницкого и не поддержало его, как высокая оценка  его работы данная В.И. Лениным. Свидание с вождем заставило его еще энергичней, настойчивей вести работу в области собирания и широкой пропаганды народного творчества. Это свидание состоялось 23 сентября 1918 года и проходило оно по рассказу Митрофана Ефимовича так:

«Владимир Ильич выздоравливал после ранения. 22 сентября мы должны были петь в Кремле, в Свердловском клубе, для красноармейцев. И вдруг нам передают, что на концерт пришел Владимир Ильич. Одеваемся, волнуемся. Думаем: послушает Владимир Ильич одну-две песни и уйдет. А вышло по–другому. Раскрывается занавес. Внизу, в первом ряду, сидит Ленин. Рука перевязана.… Когда кончился концерт, мы отправили через коменданта полевые цветы Владимиру Ильичу. Комендант вернулся и сказал мне: «Владимир Ильич просит вас прибыть к нему завтра», - и дал пропуск в Кремль ». [18,  с. 50-51]

После разговора с Владимиром Ильичом, Пятницкий дарит ему фотографию хора, а Ленин говорит: «Это хорошо! И продолжайте это делать, Если что-нибудь нужно будет вам, черкните на клочке бумажки, и я вам помогу». [18, с. 52]

Пятницкого поразила эта встреча с Лениным. Он не раз рассказывал об этом. До революции никогда никому не было дела до его работы, до его хора, а теперь сам Ленин глава государства заинтересовался его делом и обещал помощь. Но никогда Пятницкий не беспокоил Ленина, как бы тяжело ему не было. Со своими проблемами он обращался к А.Д. Цюрюпе или А.В. Луночарскому и они помогали.

Хор Пятницкого являлся неизменным участником народных гуляний в городском Сокольническом саду, на Андроньевской площади, в Екатериненском парке и других площадях и парках Москвы.

Популярность хора росла из года в год. В апреле 1922 года он как художественный коллектив был зарегистрирован в секции работников искусства и просвещения при отделе труда Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов.

В 1923 оду участие в судьбе хора принимает М.И. Калинин. Постановлением ВЦИК от 4 июня 1923 года ассигнуются средства на содержание хора. В том же году хор с успехом выступает на Всесоюзной выставке сельского хозяйства. Это выступление имело огромное значение, так как по всей стране началась массовая организация своих «хоров Пятницкого» и сельских певческих коллективов.

Только с приходом советской власти народ по-настоящему узнал о хоре Пятницкого. Когда в 1924 году началось развитие радиовещания, то это способствовало распространению славы хора до самых дальних уголков страны.

Не смотря, на свою большую концертную деятельность, Митрофан Ефимович продолжает работу по собиранию народных песен, каждое лето разъезжая со своим фонографом преимущественно по селам родной Воронежской губернии.

22 февраля 1925 года ознаменовался для хора большим событием. В это время по  решению правительства был отмечен двадцатипятилетний юбилей деятельности М.Е. Пятницкого. И постановлением коллегии Наркомпроса от 17 февраля 1925 Митрофану Пятницкому было присвоено звание заслуженного артиста республики и вынесено решение об организации при хоре музея русской народной песни. Этот юбилей еще больше укрепил авторитет хора.

Окрыленный званием заслуженного артиста республики Митрофан Пятницкий летом 1925 года снова едет в Воронежскую область. Это была его последняя поездка на родину.

С осени 1925 года Митрофан Ефимович все реже и реже появляется в концертах. Все организационные дела он передает своему племяннику Петру Михайловичу Казьмину.

В конце 1926 года, когда болезнь уже совсем приковала Пятницкого к постели, он пишет письмо Наркому просвещения А.В. Луначарскому, просит изыскать средства для содержания хора, закрепить его состав. 21 января 1927 года Пятницкий получил ответ от Луночарского, в котором писалось: «Хочу, чтобы вы были уверенны, что я приложу все усилия для поддержки дорогого вам дела, которому я надеюсь, вы еще послужите». [18,  с. 65]

Когда Пятницкому прочитали эти строки, по его довольному лицу разлилась улыбка. Но что - либо ответить он уже не мог, не было сил. Это было всего за несколько минут до того как перестало биться благородное сердце, беззаветно любившее народную песню Митрофана Ефимовича Пятницкого.

2.2  Хор без Пятницкого

Дело Пятницкого продолжил литературовед – фольклорист Петр Михайлович Казьмин, его племянник. [Приложение 5 , фото №1] В 1931 году к хору присоединяется композитор Владимир Григорьевич Захаров. [Приложение5, фото №2] С тех пор они оба руководили хором имени Пятницкого.

Новый период в жизни хора начался в 1935 году, когда он стал профессиональным коллективом. Это требовалось жизнью. Деятельность хора становилась настолько многообразной, что становилось невозможным совмещать работу в хоре с работой на предприятиях.

Хор отправился в четырехмесячную поездку на Дальний Восток. Эта поездка была самая длительная из всех совершенных им тогда гастрольных поездках. В последующие годы хор исколесил вдоль и поперек всю нашу страну. С каждым годом расширялась его концертная деятельность и росла популярность.

В 1936 году хор имени Пятницкого занял оно из первых мест на  Всесоюзной хоровой олимпиаде и вместе с лучшими хоровыми ансамблями выступа в Кремле. Руководителям хора – Казьмину и Захарову было присвоено звание  заслуженных артистов республики.

Одновременно с творческим ростом расширялся и состав хорового коллектива. В 1936 году под руководством заслуженного деятеля искусств В.В. Хватова был организован оркестр русских народных инструментов, который сначала просто сопровождал исполнявшиеся хором песни, а затем вырос в самостоятельный ансамбль. В 1938 году была организована плясовая группа под руководством Т.А. Устиновой . [Приложение5, фото №3]

Создание инструментальной и танцевальной группы сделало концерты коллектива более яркими разнообразными.

Также не прерывалась работа по собиранию фольклорного материала, готовились к печати сборник песен, создавались новые формы концертных выступлений. Вскоре, а точнее в 1940 году, по решению комитета по Делам Искусств, при Совете Народных Комисаров Союза ССР,  хор имени Пятницкого был включен в число государственных коллективов Советского Союза.

На концерте в Большом Академическом театре Союза ССР, который состоялся 21 января 1940 года, была знаменательная встреча руководителей хора с Иосифом Виссарионовичем Сталиным, в беседе с которым были затронуты творческие вопросы, перспективы дальнейшего развития и прославления хора. И уже совсем скоро состоялась вторая встреча на концерте в Кремле, на которой еще помимо И.В. Сталина присутствовали В.М. Молотов и К.Е. Ворошилов. Эти встречи очень воодушевили коллектив.

Очень широкий размах в своей работе показал хор во время Великой Отечественной Войны. В суровый 1943 год фронтовик – лейтенант Кувшинов писал: «Пойте, друзья, больше и чаще. Пусть ваш голос, ваш труд станут еще крепче с нами в строй. Все перенесет народ, создающий такие песни. И каждый раз, выступая, думайте, что вас слушает наша армия, и вы помогаете ей  в кровавой  битве за русскую песню, за русский народ, за славное прошлое России. На празднике Победы вы будете занимать место рядом с нами, как рядом с нами шли ваши песни в боях».[17, с.36]

В послевоенные годы хор продолжал упорно работать над обогащением репертуара и повышением уровня исполнительского мастерства. В его концертах звучали новые песни Захарова, посвященные возвращению воинов Советской Армии на родину.

Начиная с 1948 года, хор имени Пятницкого выезжает за границу, где приобретает популярность. Первое заграничное выступление хора состоялось на Славянской сельскохозяйственной выставке в Праге. По окончании гастролей в Чехословакии хор посетил Польшу. Многочисленные зарубежные поездки хора чередовались с вступлениями по городам нашей страны.

В программах хора конца сороковых – начала пятидесятых годов, было много принципиально нового, что свидетельствовало о том, что коллектив неутомим в своих творческих исканиях, стремлении к расширению репертуара и исполнительской манере. Искусство хора имени Пятницкого становилось все многограннее, быстро откликалось на новые запросы своей аудитории. Больших успехов достигла и танцевальная группа хора.

В 1957 году в коллектив приходит М. Коваль и вместе с П. Казьминым они продолжают поиски нового. За последние годы сделано много для привлечения в коллектив новых молодых композиторов. Большую и полезную работу ведут хормейстеры Г. Пантюков и Н. Королева.

С 1961 года хором руководит народный артист СССР, Лауреат Государственной премии В.С. Левашов и в этом же году хор награждают Орденом Трудового Красного Знамени. В 1968 году ему присваивается звание «Академический».

С начала 70-х годов прошлого века репертуар хора пополнился новым жанром: вокально-хореографическая композиция, представляющая собой синтез слова, музыки и танца: брянские игрища, калужские переборы, курская пляска с частушками.

 

2.3  Государственный Академический Русский Народный Хор имени М. Е. Пятницкого на современном этапе.

 

В начале 80-х годов Министерство культуры подвергло творческую деятельность хора серьезной критике. Хор наверно на каком-то этапе своей деятельности перешел грань между исполнением народной и авторской песни. В.С. Левашов попытался исправить эту ситуацию, но у него ничего не получилось.

Именно в это время, в 1989 году художественным руководителем Государственного Русского народного хора имени М.Е. Пятницкого становится А.А. Пермякова.

 Александра Андреевна Пермякова родилась на Тамбовщине. [Приложение 6, фото №1] Ее называли «железная леди» с повадками «тамбовского волка». Пришла в хор имени Пятницкого в 1969 году и начала свою карьеру в нем рядовой артисткой. Александра Пермякова окончила факультет   режиссеров эстрады ГИТИС имени Луночарского.

1989 году А.А. Пермякову назначили руководителем хора, она долго думала, по какому творческому пути идти. В то время можно сказать, что хор был практически коллективом авторской песни. Когда хором руководил В.Г. Захаров, то в репертуаре практически были произведения, написанные им. Но это все было оправдано веяниями времени. Ведь неизвестно что могло бы стать с хором, когда в 1929 году во всех СМИ писали, что не нужен хор, который поет песни старой деревни, нам нужен хор, который будет петь новые песни новой деревни. Именно в тот момент Владимир Григорьевич создал песни, которые отображали определенные этапы становления страны. Например «Прокати нас Петруша на тракторе» о коллективизации, «Вдоль деревни от избы и до избы» об электрификации и многие другие. И неизвестно что бы было с хором, если бы не звучали эти песни.

Итак, придя к руководству хором, Александра Андреевна внимательно изучила историю, дневники времен Пятницкого и Захарова. После всего этого она пришла к выводу, что нет ничего более нового, чем хорошо забытое старое. Самой главной задачей Пермяковой было, чтобы хор запел русские народные песни в полном их разнообразии, но при этом ни в форме дивертисмента как это было раньше, а найти и использовать какую-то другую сценическую форму. И решение нашлось, эту форму подсказали программы первых концертов  крестьян периода 1911 – 1914 годов, где значилось: первое отделение - вечер за околицей, второе отделение – свадебный обряд (девичник), праздничный день после обедни. А в подзаголовках было написано: картина; внутренность избы; часовня; у колодца; слепцы. И это уже было не просто выступление, а целая пьеса, спектакль в котором артисты должны были владеть врожденными навыками актерского мастерства с пониманием и переживанием всего того что в данный момент происходило на сцене.

Эту огромную работу, требующую психической и физической нагрузки, проделывали артисты, и давалась она им нелегко.

Очень сложно и тяжело пропустить через себя каждое движение, каждое слово заставить зрителя увидеть, понять и почувствовать все происходящее на сцене. Хор имени Пятницкого не всегда был молодым.

Одно время был пройден очень трудный путь реформирования коллектива. А. А. Пермяковой в процессе смены коллектива пришлось пройти и через суды, и через бойкоты, и через статьи в СМИ. Но впереди у нее была намеченная цель, к которой она должна была прийти, не смотря на все трудности. Процесс реформирования затронул все стороны жизни хора Пятницкого не только песни, но и танцы.

В современных танцах было слишком много трюков, даже можно сказать акробатических элементов. И вот в определенный момент в хоре имени Пятницкого начали серьезную работу, а заключалась она в том, чтобы найти подлинно русские народные танцы разных областей в записи. Государственный российский дом народного творчества оказал большую помощь в этой работе.

Наконец - то в программу были введены подлинные русские народные танцы такие как «Кадриль преленских ямщиков», «Саратовская карачанка», «Касимовская пляска». Во всех этих танцах не было трюков, они строились на характере каждого плясуна и состояли из простых рисунков и оригинальных движений. Зрители приняли все это на «ура».

Вообще надо сказать, что в определенный момент хор был на грани развала. Это был тяжелый период лихих 90-х. В погоне за деньгами люди уходили из хора в кооперативы, выступать на свадьбах, в ресторанах. В этот момент речь шла о выживании коллектива. Элементарно не хватало людей для исполнения произведений.

 Вот, что сказала об этом в одно из интервью Александра Пермякова:

«Тогда на все три подразделения осталось человек сорок. Остальные разбежались по центрам досуга, кооперативам. А Людмила Георгиевна создала Академию культуры России, которая стала проводить фестивали народного искусства по всей стране. И мы были непременными участниками каждого такого мероприятия. За это ей низкий поклон и огромная благодарность. Последний раз мы с ней виделись 12 июня прошлого года — в день празднования ее юбилея. Я сказала: «Людмила Георгиевна, построили хор», а она говорит: «Я слышала...»»[30]

Большое внимание уделяется в хоре и костюмам. В разные периоды  и костюмы  в хоре были разные. Например, в пятидесятых годах хор выходил на сцену в модных платьях того времени, а мужчины отплясывали в двубортных пиджаках и брюках клеш. Прошел хор и через огромные кокошники, платья со стразами и многое другое. Посмотрев на все это, Пермякова решила, что все-таки в простоте вся красота и мудрость. Вот что она вспоминала об этом:

«- Внимательно изучив костюмы хора времен Пятницкого, я вдруг увидела, что эти костюмы очень современны. И мы пошили простые русские сарафаны, простые кофты, на головы надели простые платки, и неожиданно хор из матрешечного, стразово – бархатно - парчового коллектива превратился в крестьянский хор Митрофана Пятницкого.

В данный момент нам не нужны художники с блестящими эскизами гораздо элегантнее, целомудреннее смотрится простые сарафаны и кофты. И когда выходит на сцену большая группа девушек, костюм не отвлекает, а усиливает эмоциональное состояние каждого артиста.

Парни хора работают на сцене только в рубашках белого цвета, никаких полосок, горохов и лоскутов, никакого разноцветья и скоморошества, никаких красных, белых и золотых сапог. Все должно быть красиво и выдержано, даже костюм должен вызывать уважение». [34] [Приложение6,  Фото №2-4]

На данный момент состав хора очень молод – средний возраст 19-20 лет. «У меня жёсточайший отбор по внешним данным. Девчонки как на подбор красавицы. Парни все статные, — рассказывает она». [30] 

Хор имени Пятницкого бережёт традиции и при этом является современным коллективом. Пермякова говорит:

«- А я в отличие от других народников не боюсь современного формата, — поясняет Александра Андреевна. — Не отвергаю присущую XXI веку динамику, музыкальную и эмоциональную насыщенность программ, режим нон-стопа. Сегодня зритель иной, чем вчера. Как он должен воспринимать традиционный русский хор, если тот с бантами за спиной и посыпан нафталином? Это смешно! Мы ищем новые формы жизни народного хора. Чтобы этот жанр со временем не умер». [30] 

Но для того чтобы традиция не исчезла, артисты хора постоянно изучают старые записи начала прошлого века, старые фотографии и костюмы, стремятся воссоздать былое утерянное, звуки прошлого, репертуар и сам внешний облик старины. Жизнь хора имени Пятницкого – это целенаправленность и сплошные разъезды, живое и настоящее творчество.

2.4 Работа по сохранению, приумножению и пропаганде деятельности М.Е. Пятницкого

 

Самым главным в сохранении культурного наследия Митрофана Пятницкого, является деятельность музеев, некоторые из которых были организованны еще при жизни Пятницкого. Один из главных -  музей «Дом народной песни», который находится в Москве на Девичьем поле в квартире Митрофана Ефимовича Пятницкого. В той самой квартире, в которой Митрофан Пятницкий репетировал своим первым крестьянским хором, где записывал их в первый раз на патефонную пластинку.

Также особый интерес вызывает Музей русской народной песни, который существует в Воронеже, – поистине уникальный. Подобного больше в стране нет. А находится музей в средней школе №37 на улице Пятницкого. Музей имени М.Е.Пятницкого так и называется – «Русская песня».

В его экспозиции находится все, что связано с русской песней. На центральном стенде – портрет самого Митрофана Ефимовича, подаренный музею Воронежским отделением Союза художников России. Здесь можно узнать о жизни и творчестве создателя хора, первых его певицах из села Александровки Таловского района Арине Беспаловой, Наталье Долгушиной, Матрене Евстратовой. Есть фотографии хора 1911 года, первые концертные афиши 1914 года, уникальный автограф М.Е.Пятницкого, записанная им песня «Соловей-Соловьюшко», народные костюмы XVIII века. А еще – грампластинки, сборники песен, юбилейные медали и значки.

Экспонаты ознакомят и с первыми самодеятельными коллективами, которые создавались в тридцатые годы в Воронежской области. Самая большая экспозиция посвящена истории Воронежского государственного академического русского народного хора, его первому директору Галине Рогинской и художественному руководителю народному артисту СССР Константину Массалитинову.

Директор музея Римма Харахурсах рассказывает: «-Идея создания нашего музея принадлежала Якову Александровичу Гальперину, автору музыки многих пионерских артековских песен. Он заметил, что у многих ребят нашей школы хорошие певческие голоса. И поэтому их стоило как-то объединить. Идея эта была поддержана. Создали оргкомитет, который возглавила завуч Алла Николаевна Карпова. За год собрали первые экспозиции, завели переписку с хором имени Пятницкого в Москве, полетели письма и в Дом культуры села Александровки Таловского района, на родину М.Е.Пятницкого.

Встречались ребята и с Ариной Беспаловой, которая пела еще при Митрофане Ефимовиче, Натальей Долгушиной, жительницей села Александровки. Они рассказывали о жизни выдающегося фольклориста, делились пластинками. Вероника Попова, член совета музея, много делает по пропаганде народной воронежской песни». [37]

Музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Недавно в музее появились экспонаты из села Новая Чигла Таловского района от Валентины Федоровны Киселевой получили в подарок подлинный крестьянский костюм XVIII века и предметы домашнего обихода. Вахтер школы Валентина Алексеевна Колесниченко подарила ручной ткацкий станок и старинную кофту.

Так же при музее существует фольклорный ансамбль «Желанушка». Когда в музее собралось много песен, решили: просто так им лежать нечего. И создали ансамбль. Сначала был хор, которым руководила Анна Александровна Полянчук, затем пришел замечательный фольклорист Петр Антонович Макиенко. Из народного хора он решил сделать чисто фольклорный коллектив. И назвали этот ансамбль «Желанушка». А назвали его в честь Аринушки Колобаевой которая выступала в хоре Митрофана Ефимовича Пятницкого, это была певица с природно поставленным голосом. Она не только замечательно пела, но была исключительно добрая душой: куском хлеба могла поделиться, жизнь семейную кому-то наладить, дать добрый совет, полечить от хвори. И Митрофан Ефимович Пятницкий называл ее «ты моя желанная, ты моя желанушка». Вот поэтому ансамбль назвали «Желанушка»

Этот музей широко известен за пределами России. Его часто посещают студенты ВУЗов, школьники , туристы и делегации из разных стран.

На родине музыканта в селе Александровка Таловского района Воронежской области в 1978 году был открыт «Дом – музей  Пятницкого», который находится на месте бывшей усадьбы семьи Пятницких. Экспозиции музея рассказывают о быте, жизни и творчестве прославленно земляка. В состав музейного фонда входят различные предметы быта, рукописи, письма, документы, нотные издания, фотоматериалы, крестьянская одежда, музыкальные инструменты и много другое. Здесь бережно сохраняются историческое наследие национальных обрядов, обычаев, традиций песенного творчества. Так же в музее есть интересная, Уникальна Книга отзывов посетителей, в которой содержится сотни записей от восхищенных посетителей.

На сельском доме культуры в Александровке, есть мемориальная доска, а в Воронеже в 17 сентября 1988 года был открыт памятник М.Е. Пятницкому. Он расположен на проспекте Революции.[Приложение7, Фото№1]

Так же, начиная с 1956 года, регулярно проходят фестивали русской народной песни. Сейчас основным и постоянным местом проведения этих фестивалей официально считается родина Митрофана Пятницкого – село Александровка.

 

Выводы: Вклад Митрофана Ефимовича Пятницкого в историю формирования народного хорового искусства как целого направления отечественной культуры сложно переоценить. Созданный им в начале XX века коллектив впервые показал широкой публике традиционные крестьянские песни в аутентичном исполнении. А сформировавшиеся в 30-е годы неповторимая манера пения и эстетический образ хора имени М.Е. Пятницкого стали творческим ориентиром для многих профессиональных коллективов нашей страны.

После смерти М.Е. Пяницкого руководители Государственного хора имени Пятницкого – П.М. Казьмин и В.Г. Захаров – во много продолжают традиции основателя хора, поднимая их на более высокую ступень, доводя исполнение до более совершенного уровня, пополняя репертуар старинных песен новыми записями. В репертуар хора - кроме песен советских композиторов - входят песни, сложившиеся в городской среде, старинные революционные и солдатские песни. Работа Государственного хора имени Пятницкого и его руководителей оказывает большое влияние, дают стимул музыкальному творчеству народных масс и во многом направляют деятельность хоровых ячеек, организующихся по образу хора.

На данный момент хор возглавляет Александра Андреевна Пермякова. Каждый номер этого коллектива, песня, фрагмент и движение, каждая нота и эмоция отрабатываются годами. Именно коллектива, а не просто хора. Программы, Александрой Пермяковой - это неординарное красочное зрелище на основе лучших образцов песни и танца тридцати семи областей России.

Каждое выступления этого хора – это не просто концерт, а фестиваль народного искусства, это красочное народно-музыкальное действо, народное гулянье, музыкально-танцевальный венок, все звенья которого связаны в театрализованное представление-спектакль. Не облегчать себе творческие задачи на гастролях - железное правило хора имени Пятницкого. В любом городе музыканты отрабатывают полноценную программу по традиционным для хора направлениям: фольклорному, классическому, деревенскому, военному и плясовому. Наследники Пятницкого чтут вековые традиции: поют аутентичные народные песни на диалектах различных регионов России. Исполняют и авторские произведения – исполняют  так, что те за годы существования хора уже «ушли в народ», стали народной песней.

 

Заключение

 

Митрофан Ефимович Пятницкий  – величайшая фигура культурной жизни России конца XIX начала XX веков. Он был одним из тех, кто горячо любил русскую природу, русский народ, кто всю свою жизнь посвятил русской народной песне. Благодаря стараниям и большому труду Митрофана Пятницкого им было записано около 400 песенных образцов, изданы нотные сборники старинных русских песен, сделаны записи на фонограф голосов народных исполнителей, создан первый крестьянский хор. Сын деревни, воспитавшийся под могучим обаянием народного художества, он посвятил народной песне всю свою жизнь. Митрофан Ефимович Пятницкий увлекался народной песней с детских лет и до последнего дня своей жизни.

Пятницкий беззаветно преданный песне народа, немало сделал для ее изучения, а в частности -  для изучения песен Воронежского края, где он почерпнул для себя богатый песенный материал.

О заслугах М. Пятницкого для науки веское слово сказали знаток народной музыки, такие как В. Пасхалов, А. Кастальский высоко оценив его работу. Заслуга Пятницкого в том, что он показал городу неведомую ему подлинную русскую  поющую деревню.

Больше 25 лет своей жизни Митрофан Ефимович Пятницкий посвятил русской народной песне. Он глубоко верил, что русская песня займет почетное место в Советской стране, что пытливые собиратели песен и народных танцев откроют еще немало богатств, созданных великим народом, что на советской эстраде появится большое количество отдельных певцов и коллективов, хорошо исполняющих русские народные песни.

Неоценимый вклад внес Митрофан Ефимович и хоровую культуру.  На заре становления его хорового коллектива была создана новая форма сохранения и популяризации народной песни.

Впервые крестьяне из глубинки, хранящие архаическую традицию, были выведены на профессиональную сцену. В области вокальной музыки – это был совершенно новый опыт.

Покоренный задушевностью народных напевов и голосами деревенских певцов, Митрофан Ефимович снимал селя с завалинок и отрывал от сохи, чтобы все узнали насколько «дивны и чудны русские песни».

Хор имени М.Е. Пятницкого и по сей день бережет вековые традиции, но при всем этом является современным коллективом, соблюдая баланс между вековыми традициями и сегодняшними реалиями. Хор имени М.Е. Пятницкого и посей день, является визитной карточкой нашей страны.

Память о Митрофане Ефимовиче Пятницком жива и сегодня. Его творчество востребовано до сих пор как на малой родине  - в селе Александровка Таловского  района Воронежской области, так и по всей России. 

В настоящее время культурное наследие Митрофана Пятницкого представлено:

- многочисленными песенными коллективами такими как: в Москве – Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого. В Воронеже – Государственный академический Воронежский русский народный хор, при музее «Русская песня» существует детский фольклорный ансамбль «Желанушка», названый в честь Арины Колобаевой. Так же в селе Александровка на родине Пятницкого ансамбли «Анастасия», «Молодость», «Веснянка», «Колечко», «Соловьюшки».

- сборники старинных русских песен. Надо отметить, что приемники Пятницкого продолжали начатое им дело. И на протяжении XX  начала XXI веков пополняли и пополняют эти сборники.

- музеи имени М.Е. Пятницкого.  Самым главный музей – это «Музей русской песни», который находится в Москве. Этим музеем стала квартира Митрофана Пятницкого на Девичьем поле. В городе Воронеже на улице Пятницкого, в СОШ №37 расположен народный музей имени М.Е. Пятницкого «Русская песня». Директор Римма Ивановна Харахурсах. Этот музей открылся 24 декабря 1969 года. С того времени количество экспонатов в нем увеличилось от ста до двух тысяч трехсот двадцати трех предметов русского народного творчества. Роль и значение музеев  очень велико, поскольку они являются значимым культурным историческим центром по сохранению памяти о великой выдающейся личности М.Е. Пятницкого, его творческой деятельности

Культурное наследие Митрофана Пятницкого живет и востребовано. Сегодня, когда остро ощущается потребность в знании национальной культуры, когда мы пытаемся вернуть России ее забытую историю, русская народная песня помогает сохранению и возрождению народных традиций, способствует их пропаганде и популяризации русской культуры в целом.

Можно с уверенностью сказать, что личность Митрофана Пятницкого неразрывно связанна с Воронежским краем. Он навсегда останется нашим земляком, который внес огромный вклад в сохранение и изучение Воронежского края, его обычаев и быта.

 


Список источников и литературы

  1. Источники

Опубликованные документы

 

  1. Из архива М.Е. Пятницкого// Советская музыка, 1964.- №7
  2. Келдыш Ю.В. История русской музыки  В 10 т. Т 9 Конец XIX начало XX века часть вторая/ Ю.В. Келдыши [и др] – Музыка, 1994. – 398с.

 

  1. Литература

Статьи из журналов  и сборников

  1. Глазкова Л. Об исполнении русской народной песни // Советская музыка. – 1950. - №5 – С.38-40
  2. Кириллова З. Наша песня не забава // Московская правда. – 1986.
  3. Красикова Н. Где ты, русская песня? // Воронежский телеграф. – 2014. - №175 – С.28-29
  4. Кретова А. Памать об Аринушке жива // Коммуна. – 07.09. 1995. – С.5
  5. Маврина В. Хор им. М.Е. Пятницкого: возвращение к истокам // Народное творчество. – 2011. - №1 – С.8-10

 

  1. Павлова В.А. митрофан Ефимович Пятницкий // Подъем. – 1964. - №4. – С.120-125
  1. Павлова В.А. Наш Митрофан Ефимович. К 100 – летию со дня рождения // Коммуна. – 1964. - №155. – С.3
  1. Пасхалов В. М.Е. Пятницкий и история возникновения его хора // Советская Музыка сборник статей. – Музгиз, 1944. -  С.73-85
  1. Подлесных С.Н. Собиратель русской песни // Битюгъ. – 2014. - №3 –С.30-33
  2. Пырин Н. Прикоснись душой к песне // Знамя труда. – 1997. – С.3
  3. Речменский М. Встречи с М. Пятницким (Из воспоминаний) // Советская музыка.  – 1961. - №3 – С.110-112
  4. Цветкова Е. Собиратель народных песен // Воронежское подворье.- 2014. - №2(48).- С.11-14
  5. Черноусов В. 90 лет с русской песней // Молодой коммунар. – 17.07.2001 – С.7
  6. Шереметьевская Н. Хору Пятницкого  - 85 лет // Народное творчество. – 1996.- С.9

Монографии

  1. Дорохов Г. М.Е. Пятницкий – создатель русского народного хора.- Воронежское областное книгоиздательство. – 1950. – 39с.
  2. Казьмин П.М. Страницы из жизни М. Пятницкого.- Центрально-черноземное книжное издательство. – 1964. – 68с.
  3. Ретова А.Ф. История села Александровка. Люди и судьбы . – Воронеж: Издательство имени Е.А. Болховитинова, 2004. – 139с.
  4. Мартынов И. Хор имени Пятницкого 1911-1961. – М.: Советская Россия, 1961. 52с.
  5. Массалитинова Н.К.,Красикова Н.П. Константин Массалитинов . С любовью к русской песне. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2005. 230с.
  6. Мальцев В. Воронеж: Встреча с прошлым и настоящим. – Воронеж: ВГУ, 2005. 211с.
  7. На родине Пятницкого: буклет/ ГУК «Областной центр народного творчества». – Воронеж, 2008. – 18с.
  8. Полевой Ю.Л. Воронежцы. Знаменитые биографии в истории края. – Воронеж: Кварта, 2007. 519с.
  9. Сафонов Л.Г. Край песенный. – Воронеж: Издательство Воронежского Университета,1972. 186с.
  10. Сапелкина И.В. История Воронежского хора в песне и костюме. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство,2012. 95с.
  11. Широкова А. русские народные песни, записанные М.Е. Пятницким. – М.: Музыка,1964.
  12. Музыкальный словарь
  13. Музыкальная энциклопедия

Материалы конференций

  1. Косарева Т.В. Воронежское краеведение Традиции и современность // Культурное наследие М.Е. Пятницкого: материалы научно краеведческой конференции (Воронеж 27 ноября 2011 г.). – Воронеж, 2012. – С.374-378
  2. III.         Электронные ресурсы
    1. О былинах и песнях Великой Руси. Концерты М.Е. Пятницкого с крестьянами. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://elibrary.tambovlib.ru/?ebook=2792#n=47 (Дата обращения 10.04.2016)
    2. Тюменские известия №80 от 15 мая 2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://t-i.ru/article/new/1882 (дата обращения 15.04.2016)
    3. Хор имени Пятницкого Официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pyatnitsky.ru/Zolotie-stranici-hora.html (дата обращения 01.04.2016)
    4. Хор имени Пятницкого. Статья в электронной энциклопедии «Википедия». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Государственный_академический_русский_народный_хор_имени_М._Е._Пятницкого (дата обращения 07.04.2016)
    5. Сайт http://wikella.ru
    6. Пермякова Александра Андреевна. Хор Пятницкого.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mega-stars.ru/video-yt/NlxqUoYloZk.php (дата посещения 20.04.2016)
    7. Песня русская, родная. Музей Пятницкого на улице Пятницкого. .[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://communa.ru/kultura/pesnya-russkaya-rodnaya-muzey-pyatnitskogo-na-ulitse-pyatnitskogo/(дата посещения 21.04.2016)

 

ПРИЛОЖЕНИЯ