Приобретение навыков самостоятельной игры на домре как одна из составляющих развития ребенка в музыкальной школе


Автор: Левша Эльмира Миндфаковна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое пособие

Приобретение навыков самостоятельной игры на домре как одна из составляющих развития ребенка в музыкальной школе

Краткое описание работы: Методические пособие разработано в течение многих лет работы в музыкальной школе. Цель работы - привить ученику навыки самостоятельной игры на инструменте, развить кругозор и умение с легкостью читать ноты с листа.

 

Все мы знаем, что движет чувствами ребенка, поступающего в музыкальную школу — это огромное желание научиться играть на каком-либо инструменте. Мы — преподаватели музыкальных школ — учим ребенка сначала нотной грамоте, постепенно переходя к игре музыкальных произведений по принципу — от простого к сложному. Немаловажное значение в развитии музыкальных качеств ученика имеет не только разучивание пьес с педагогом, но и приобретение самостоятельных навыков игры.

Я работаю в музыкальной школе 35 лет и постепенно, опираясь на опыт наших известных педагогов-домристов,  сформировала свой метод работы обучения игре на домре.

Что же включает в себя понятие самостоятельной игры, какие при этом преследуются цели и задачи.

Самостоятельную работу я ввожу сразу же, как только мы с учеником выучили грамоту и получили первый опыт игры на домре — примерно с ноября-декабря (индивидуально для каждого ребенка). А следующие полугодия мы занимаемся самостоятельной игрой практически на каждом урок, оставляя месяц-полтора для качественного закрепления экзаменационной программы. Параллельно с разучиванием основной программы для экзамена ученик начинает играть и дополнительные пьесы, которые он сам, без помощи педагога, разбирает, отрабатывает дома, а затем на уроке сдает на оценку. Пьесы даются несложные — легче основной программы. В результате в одно полугодие ученик знакомится с 20-30 дополнительными пьесами, что обязательно вписывается в индивидуальные планы ребенка.

В нотном приложении я подобрала пьесы и песни для начальных классов — с 1 по 3.  Параллельно с подобранными песнями постепенно ввожу пьесы из классического репертуара для различных инструментов, помимо домры. Для каждого класса я выбрала по 15 мелодий — это песни русских и зарубежных композиторов, детские песенки и народные песни. К каждым из них прилагается текст этих песен. При совместной игре и пении мы решаем несколько задач:

1)     запоминание мелодии происходит легче и быстрее, когда ее пропеваешь вместе со словами;

2)     это дает возможность познакомиться с многообразием песенных текстов и расширить кругозор ученика;

3)     в настоящее время многие дети, поступающие в музыкальную школу, не могут чисто исполнить песню или музыкальную попевку. Исполняя пьесы вместе с пением, ученик постепенно приобретает навыки чистого интонирования, что помогает на уроках сольфеджио и хора.

Начинаем с самых простых мелодий, состоящих из двух нот, например детские песенки «Травушка» или «Лепешки». Затем добавляются песни с тремя нотами — для начала с плавным голосоведением (например, «Ходит зайка по саду»,) а затем и с интервальным соотношением в терцию (русская народная песня «Звоны»), кварту (русская народная песня «Гори, гори ясно»).

Для второго класса подобраны песни с более сложным мелодическим рисунком, построенных на 4-5 звуках. Также есть песни в минорном ладу.

Для третьего класса использованы песни, построенные на 5-6 нотах, с интервальным соотношением до октавы и сложным мелодическим рисунком.

Методическое пособие разработано с учетом специфики нашего инструмента — домры. Если, к примеру, на фортепиано даже в первом классе легко и просто нажать на клавиши и сыграть простую мелодию, то на домре в первом классе извлечение звука дается ребенку с большим усилием. Также поначалу, пока не появятся мозоли, очень болят подушечки пальцев. Поэтому первыми начинают работать 1 и 2 пальцы, а затем добавляется 3 палец.

А сейчас, на примере детской песенки «Травушка, я расскажу, как проходит сдача самостоятельной работы на уроке в моем классе.

Ученик садиться за инструмент и начинает свой рассказ ( на начальных этапах при  помощи педагога): название пьесы, автор, размер, ключевые знаки, длительности, название нот, расположение этих нот на грифе. Песню ученик проигрывает три раза — со счетом вслух, с пением нот и со словами. В первую очередь со счетом, чтобы правильно сыграть ритмический рисунок.  Далее, чтобы ритм оставался верным, при игре с пением нот и со словами ученик на четвертную длительность кивает головой два раза (вместо 1и). Таким образом, он не ошибается в ритме закрепляет ритмическую основу пьесы.  К старшим классам ни у кого из детей не возникает ритмических сложностей при разборе и заучивании новых пьес. При игре с пением текста работа ученика еще усложняется — надо следить за нотами, правильно сыграть их, ритмично и при этом петь песню.

Так происходит сдача самостоятельной работы. Начиная со второго класса, ученик начинает определять тональность каждой пьесы, что также помогает ему на уроках сольфеджио. Заканчивая музыкальную школу, ребенок с легкостью может прочитать с листа музыкальные тексты за 1-4 классы.

В методическом пособии были использованы 32 сборника — это репертуары по домре, скрипке, гитаре, флейте, баяну, фортепиано, а также учебники по сольфеджио.

Всем моим детям, без исключения, нравится самостоятельная игра пьес. Эти навыки дают возможность лучше изучить палитру родного инструмента, развить ритмические способности и чистое интонирование. Дети  расширяют свой кругозор, играя мелодии народов мира, известные песни и классические пьесы. У ребенка-музыканта накапливается огромный репертуар, многие понравившиеся пьесы он играет  с удовольствием для себя, родителей и знакомых, на праздниках в общеобразовательных школах. Это дает ему возможность выражать себя через музыку, становиться интересной многогранной личностью; позволяет испытывать искреннюю радость от возможности дарить радость людям, делиться с ними своим отношением к музыке.  Заканчивая музыкальную школу, многие дети не берут больше в руки свой инструмент. Мне хотелось бы, чтобы и после окончания школы, ребенок с радостью открывал любые ноты  и смог сыграть понравившуюся мелодию  на своем родном инструменте.