"Ступеньки музыкального развития"


Автор: Сабурова Татьяна Евгеньевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

"Ступеньки музыкального развития"

Краткое описание работы: Использование разных типов музыкальных занятий в работе с дошкольниками

Введение.

МБДОУ № 5 реализует программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А Васильевой.

Программа разработана на основе ФГОС ДО. Рекомендована Министерством образования для использования в дошкольных образовательных учреждениях.

 Она обеспечивает сохранение здоровья детей, своевременное и полноценное психическое развитие, эмоциональное благополучие.

Важнейшим условием работы по программе « От рождения до школы» является умение педагогов содействовать становлению ребенка, как личности.

Это предполагает:

- Обеспечение чувства защищенности, уважения к свободе и достоинству каждого ребенка;

- Формирование у детей уверенности в себе и своих возможностях, развитие самостоятельности, активности и инициативности.

-Развитие коммуникативности – умения общаться со взрослыми и сверстниками;

-Формирвание познавательного, созидательного и бережного отношения к миру.

При реализации программы и обдумывая планы на будущее, обратила внимание на то, что в программе появились новые разделы:

-моральное развитие, познавательное развитие, правила личной безопасности, приобщение детей к книжной культуре; математической логике, красота в жизни и изобразительном искусстве.

-развитие элементарных естественнонаучных представлений

-развитие экологической культуры детей

-развитие представлений о человеке в истории и культуре.

Рекомендован новый подход к развитию воспитания и обучения ребенка, новые формы работы с детьми, воспитателями, родителями.

Основной формой обучения является – занятия. Я использую несколько типов занятий по музыкальному воспитанию.

1 тип занятий – доминантные. В переводе с латинского это слово обозначает – господствующий. В структуре данного типа занятий господствует, или преобладает какой-то один вид  музыкальной деятельности:

а) доминирует слушание музыки;

б) доминирует певческая деятельность;

в) преобладающим видом является игра на детских музыкальных инструментах;

г) занятия в которых доминируют движения под музыку.

 

2 тип  музыкальных занятий – таматические.

Отличительной чертой структуры тематических занятий является то, что здесь материал по всем видам музыкальной деятельности объединен единой темой. Такой тип занятия дает возможность сконцентрировать внимание детей на одной теме в процессе всего занятия. Сюда входят  занятия – концерт, занятия театр. Дающие возможность максимально развивать творческие способности детей (дети – участники выступлений), формируют культуру восприятия (участники – взрослые, дети других групп), дети зрители, слушатели.

3 типкомплексные

Это занятия, на которых общая воспитательная задача реализуется посредством нескольких видов художественной деятельности: художественно – речевой, изобразительной, театрализованной. В какой - то мере, интегрированные занятия позволяют реализовать идею комплексного подхода к музыкальному воспитанию дошкольников.

4 тип – традиционные занятия.

Этот тип является наиболее распространенным и хорошо известным педагогам. Традиционными занятиями призвано решать сразу несколько учебно - образовательных задач.

В структуре такого занятия фигурирует сразу все или почти все виды музыкальной деятельности. Последовательность их может быть различной.

5 тип занятий логоритмические.

Наличие логопедических групп обязывает проведение коррекционных занятий. Коррекционные занятия помогают развитию слухового внимания, слуховой памяти, координации движений, тонкую произвольную моторику и мимику лица, помогают в воспитании чувства ритма и темпов движений, способствуют устранению речевого нарушения.

 

В условиях системы музыкальных занятий разных типов, дети достигают значительно лучших результатов, чем в условиях традиционного подхода. Применение системы занятий разных структур дает возможность более гибко строить учебный процесс.

Учитывать уровень развития детей, степень освоения ими программного материала, а также осуществлять индивидуально дифференцированный подход.

 

Основная часть.

а) Комплексные  занятия

Проведение интегрированных занятий позволяют нам реализовать идею комплексного подхода к музыкальному воспитанию дошкольников. Отличительной особенностью этого типа занятий, предполагающим синтез различных видов искусства, является необычная форма организации. Она достаточно современная и позволяет детям адаптироваться в окружающей жизни.

Структура интегрированных занятий, как и структура тематических занятий, определяется одной выбранной нами теме. Однако в отличие от  тематических, интегрированные занятия раскрывают тему средствами разных видов искусства.

Все виды художественной деятельности детей на таком занятии, мы объединяем общей темой, единым художественным образом. Это позволяет детям постепенно осознать, что один и тот же образ или явление можно выразить художественными средствами. Во время интегрированных занятий  в значительной степени повышается активность детей, т.к. обеспечивается свобода действий, выбор средств реализации поставленной нами задачи. Строя логический, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делают эти занятия очень динамичными и увлекательными не только для старших, но и для младших дошкольников.

Такие занятия раскрывают самых застенчивых детей. Создается радостная, творческая атмосфера общения. Тематику занятий стараемся разнообразить. Это образы природы (зимушка-зима, осень, здравствуй лето т.п.). Берем темы, связанные с различными праздниками: мамин праздник, защитник отечества, Иван купала т.п.  с жизнью и бытом людей и др. В данный тип занятий включаем чтение стихов, пение. Движение под музыку, игры, рисование и. т. п.

Наиболее сложный и более растянутый по времени является на интегрированных занятиях та часть, где дети выполняют задания средствами изобразительной деятельности. Для того чтобы эта часть не вызывала у детей затруднения, мы заранее ее продумываем, проводим предварительную работу в группе.

Например: делаем с детьми заготовки, вырезаем из цветной бумаги матрешек, или подготавливаем фон для коллективного панно.

Зная уровень подготовки детей, и учитывая их индивидуальные способности, заранее продумываем по разным уровням подготовки задания для подгрупп. С различной степенью трудности.

Например, на интегрированных занятиях по теме: «Осень разноцветная», одной подгруппе детей предлагаем сложное задание изобразить золотую и позднюю осень, «Натюрморт из фруктов в вазе»,   выполнить лепку из пластилина «Веточка вербы»

На интегрированных занятиях используем в основном хорошо знакомый детям материал, который дети усвоили в ходе обычны занятий, по всем видам художественной деятельности. Иногда привлекаем и новый незнакомый, который исполняет музыкальный руководитель, воспитатель или подготовленный ребенок. Это вносит в занятие элемент неожиданности. Иногда включаем элемент развлекательный.

По времени комплексные занятия увеличиваются не более. Чем на 5-7 минут. При этом в день проведения занятия в данной группе снимается одно из занятий художественного цикла. Планируем интегрированное занятие с учетом учебного цикла. Чтобы интегрированные занятия были качественные, требуется большая  дополнительная подготовка музыкального руководителя, воспитателя, а самое  главное, нужна база знаний детей, на основе которой проводятся интегрированные занятия. Учитывая все эти требования, целесообразно данный тип занятия планировать и проводить один раз в квартал, что мы и делаем.

Когда совместно составлено перспективное планирование интегрированные занятия  на год по кварталам, музыкальный руководитель приступает к работе над непосредственным конспектом занятий. После того как конспект утвержден, приступаем к изготовлениям пособий, необходимых на занятии. Часто мы подключаем для их изготовления руководителя ИЗО. Она помогает оформить полянку, на которой дети будут изображать следы зайчика, или корзины, в которые дети наклеивают фрукты, овощи т.п. для качественного проведения занятия все важно: и эстетическое оформление и подбор музыкального фона. И музыкальный материал.

Мне как воспитателю приходится серьезно готовиться  к интегрированному занятию. Необходимо не только хорошо знать конспект  и свою роль, если это необходимо, но и приготовить краски, карандаши, пластилин или мелкие фигурки из бумаги для аппликации (вагончики, птичек, т.д.) Мы регулярно проводим интегрированные занятия, которые помогают нам  проверить качество усвоения выдаваемого материала детям.

После того, как занятие проведено, музыкальный руководитель обязательно знакомит с ним родителей через статью с выставлением детских работ и фотографий.

Такая форма работы  с родителями традиционна для нашего детского сада. В статье благодарим родителей за помощь в проведении занятий, если такая оказана. В статье музыкальный руководитель описывает ход занятия и курьезы с детьми, если такие были. Конспекты занятий хранятся у музыкального руководителя в папке-копилке. Если занятия особо понравились нам, то планируем их неоднократно и на другие года работы, соответственно с изменениями и дополнениями, если это необходимо.

б) Познавательный блок.

Изучая программу «От рождения до школы» и внедряя все виды нетрадиционных музыкальных занятий, меня все больше стали привлекать познавательные занятия, на которых происходит знакомство дошкольников с музыкой, как видом искусства.

Этот раздел открывает безграничные возможности в творчестве педагога – музыканта. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости. В детском возрасте, создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

Познавательные  занятия в процессе музыкального воспитания, как мне казалось, недостаточно освещены в методиках и рекомендациях по музыкальному воспитанию дошкольников.

Я сделала вывод, что необходимо расширить знания детей, в области истории создания  музыкальных инструментов. Как объяснить детям, что такое оркестр, когда нет элементарных знаний о видах музыкальных инструментов, их названий, сходства и различий.

По крупицам собирала в различных источниках все, что касается истории создания различных музыкальных инструментов.

В своей работе стремилась не только преподать теорию и визуально закрепить с помощью  пособий знания о музыкальных инструментах. Мне хотелось, чтобы каждый инструмент дети могли увидеть,  потрогать, извлечь звук.

Эта проблема сама собой разрешилась,   когда я обратилась

 в школу искусств. Запланировала помощь школы искусств  в проведении познавательных занятий.

Занятия о музыкальных инструментах я выдаю детям для того, чтобы в дальнейшем  легче решалась другая, не менее сложная задача: знакомство детей с оркестром, оперой, балетом, творчеством композиторов.

Не у каждого родителя возникает желание повести детей для прослушивания музыкальных  произведений, музыкантами-профессионалами, например в филармонию, театр. Поэтому насколько   возможно, стараюсь  восполнить этот пробел  своими познавательными занятиями.

в) Коррекционный блок.

 В нашем детском саду функционирует две логопедические группы для детей с общим недоразвитием речи. Из 27 детей, занимающихся в этих группах, 50% детей имеют сопутствующие диагнозы ПЭП, синдром гипервозбудимости, работоспособность у детей низкая, внимание, слуховая память, мышление слабо развиты и подлежат коррекции. Для  более эффективной помощи детям-логопатам  я работаю в тесной связи с воспитателями логопедических групп и музыкальным руководителем.

На начало учебного года коллегиально обсуждаем результаты стартовых возможностей детей, намечаем этапы работы. Особое внимание на логоритмических занятиях уделяем развитию слуховой памяти, восприятию ритмических рисунков, темпу речи, интонационной выразительности.

Для более результативной работы с детьми – логопатами я рекомендую музыкальному руководителю использовать в своей работе логопедическую ритмику.

Логопедическая ритмика тесно связана с методикой музыкального воспитания, поскольку музыка оказывает влияние на повышение качества исполнения движений: улучшает выразительность, ритмичность движений, их четкость, координацию, плавность, слитность, переключаемость.

Эмоциональная  окрашиваемость движений музыкой придает им энергию или мягкость, большой размах или сдержанность и в то же время содействует их свободе и непринужденности. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти. Воспитывает временную ориентировку, то есть способность уложить свои движения во  времени, в соответствии с различным метроритмическим рисунком музыкального произведения. Определенная метрическая пульсация, с которой связаны движения детей, вызывают согласованную реакцию всего  организма ребенка: дыхание, сердечно-мышечной деятельности, а также эмоционально - положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма.

Для облегчения работы с таким обширным материалом, как логоритмика, музыкальный руководитель изготовила карточки, альбомы, в которых описаны речитативы, пальчиковые игры. Упражнение на внимание, дыхание  и т. д.

Пособия красочно оформлены иллюстрациями, а с другой стороны написаны цели и задачи, ход игры или упражнения, стихи и т. п. Если музыкальный руководитель показывает детям яркую иллюстрацию, на котором изображена капуста, дети быстро располагаются в рассыпную по залу  и показывают свои кулачки. Такая игра соединяет потребность в рифмовой речи и потребность движений.

Если показывает картинку с изображением танцующих мух дети улыбаются, становятся в круг и начинают распевку на материале артикуляционной гимнастики с одновременным развитием мелкой моторики. Обязательно в нашей работе применяем  упражнения на развитие дыхания – способствующие правильному диафрагмальному дыханию, продолжительности выдоха его силы и постепенности произношения на выдохе длительного звука, слова , фразы.

Постепенно введя в коррекционную работу с детьми дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения, включаем подвижные игры, игры- драматизации, ходьбу с замедлением, упражнения с хлопками, счетом, пением. Обязательно музыкальный руководитель включает пение  вокализов – мелодию без слов: у,о,и; ма,мо,ми,мо,му , затем поет гамму , включает  вид связного пения – звучание голоса со скольжением звука с ноты на ноту, вверх или вниз, что  развивает его гибкость и высоту.

В логопедических группах применяем различные дидактические игры, регулирующий мышечный тонус, активизирующие внимание, с речевыми упражнениями без музыкального сопровождения на развитие чувства ритма, темпа и т.д.

Большое место в нашей работе занимают упражнения для развития творческой инициативы, такие как: тюльпаны, мороженое, лимон и т. д. с элементами пантомимы. Обязательно включаем в своей работе упражнения психогимнастики -  эти упражнения используем для механизма психофизического, функционального единства. Используем в упражнениях разнообразные эмоциональные темы, тем самым постепенно открываем детям, какое эмоциональное богатство скрывается в каждом человеке, как  разнообразны эмоции,  бесчисленны их  оттенки. Источником  и сюжетом для игр и упражнений служат для нас  не только психологические ситуации, но и любимые детские книги, мультфильмы, телепередачи.

Регулярное выполнение комплекса психогимнатических упражнений у детей создает ощущение цельности, ясности и надежности своего собственного тела, как необходимой константы физичекого и эмоционального благополучия.

 

Заключение.

Проводя музыкальные занятия разных типов позволило мне преодолеть излишнюю заорганизованность и формализм в построении занятий, дало возможность, как педагогу-музыканту, творчески отнестись к организации педагогического процесса.