Музыкально-дидактические игры с использованием музыкальных инструментов


Автор: Мороз Ирина Вячеславовна

Предмет: Инструментальное исполнительство

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Музыкально-дидактические игры с использованием музыкальных инструментов

Краткое описание работы: Картотека с музыкально- дидактическими играми для детей от 3 до 6 лет.

Игровой материал.

Две карточки с контурным изображением большого и маленького аккордеонов, условно соответствующих громкому и тихому звучанию.

Такие же цветные карточки разрезаны на четыре части.

Ширма, детский музыкальный инструмент аккордеон.

Ход игры.

В игре принимает участие трое детей, один из них ведущий.

Он предлагает спеть песню, прослушать громкое и тихое звучание аккордеона.

 «Сладкое дерево»

Игровой материал.

Фланелеграф; игровое поле с изображением дерева, к его веткам прикреплены на веревочках «конфеты», на обратной стороне которых изображены ноты разной длительности.

Металлофон, карточки и полоски широкие (длинный звук), узкие (короткий).

Ход игры.

    На большой зеленой ветке - музыкальные конфетки.

    Как конфетку повернешь – звук чудесный пропоешь.

Вызванный ребенок поворачивает «конфетку» и называет длительность ноты, затем все ее пропевают на слог «ля»

                         Посмотрите, наши детки,-

                         Это сладкие конфетки.

Дети прохлапывают  ритмический рисунок попевки, отстукивают на металлофоне и выкладывают его полосками на карточках.

«Тише - громче в бубен бей»

Игровой материал.

Бубен, разученная с детьми песня Е.Тиличеевой «Веселый бубен».

Ход игры.

Дети стоят по кругу.

Воспитатель ходит с бубном в центре круга, поет и в указанных тактах то громко стучит в бубен, то тихо им звенит.

Затем она исполняет 1 или 2 куплет и подходит к кому-нибудь из детей, протягивает ему бубен. Ребенок должен громко или тихо простучать в бубен в зависимости от того какой из двух припевов споет воспитатель.

 «Тихие, громкие звоночки»

Игровой материал.

Погремушки.

Ход игры.

Дети сидят на стульчиках с погремушками в руках. Воспитатель поет.

1куплет. Тихо звенят погремушками.

2куплет. Звенят громко.

Воспитатель все время меняет порядок куплетов,

Дети должны звенеть погремушками в соответствии со звучанием  и текстов куплетов.

                        Ты звени, звоночек, тише,

                        Пусть тебя никто не слышит.

                        Ты сильней звени, звонок,

                        Чтобы каждый слышать мог!

 

«КТО ПРИШЕЛ В ГОСТИ»

Цель: Развивать тембровый, ритмический слух, слуховую память.

Ход игры: Дети стоят свободно у стены, в руках колокольчики, бубны, барабаны и, двигаясь к противоположной, поют:

У зайчонка День рождения,

Получил он поздравленья.

Кто пришел, отгадай?

Вова, быстро называй.

Повернувшись спиной к играющим, стоит водящий. Он называет «гостей», ориентируясь на звуки звучащих поочередно музыкальных инструментов (колокольчики – птички, бубны – медвежата, барабаны – зайчата) .

«ТИХО ВОКРУГ»

Цель: Развивать слуховую память, ритмический и тембровый слух.

Ход игры: Педагог читает стишок, дети играют на муз. инструментах, соответственно тексту:

Тихо, тихо все вокруг,

Слышен где-то слабый звук.

Колокольчик прозвенел, ложки застучали,

Бубен песенку пропел – тихо все играли.

 «БУБЕН»  Координационно-ритмическая игра.

Цель: Развивать координацию движений, ритмический слух и умение действовать согласованно.

Ход игры: Дети сидят на коленях по кругу, у каждого в правой руке бубен.

Дети проговаривают текст вместе с педагогом и передают бубен по кругу.

Бубен весело звенит:                                   кладем бубен соседу на колени

-Дили-дили-дон! Дили-дили-дон!             звеним,  хлопаем на слог «дон»

Ребятишек веселит:                                    повторяем движения на каждую строчку

-Дили-дили-дон! Дили-дили-дон!

Бубен, спой еще разок:

-Дили-дили-дон! Дили-дили-дон!

Твой чудесен голосок:

-Дили-дили-дон! Дили-дили-дон!

-1-

 «СКОК-СКОК-ПОСКОК»

Задача: Развивать внимание, ритмичность, координацию движений.

Скок-скок-поскок,       ритмичные поскоки по кругу,

Сколочу мосток,         в руках – деревянные ложки или кубики, на них

Серебром замощу,      отстукивается ритм стиха

Всех ребят пущу.

В конце все останавливаются, ведущий вступает в диалог с кем-нибудь из участников («ритмический разговор»).

«ЕДЕМ, ЕДЕМ НА ТЕЛЕЖКЕ»

Задача: Озвучивание стишка, развитие ритмичности, творческого воображения.

Развитие внимания и чувства ритма, менять характер движения в соответствии с изменением ритма музыки.

Едем, едем на тележке                            скрипелки

Распевать в лесу потешки.

Листья ласково шуршат,                          шуршики

Птички звонко так свистят.                     колокольчики  или свистульки

Белочка на ветке орешки грызёт,            кубики или крышечки

Рыжая лисичка зайца стережёт.              тс-тс

Едем, едем на тележке                             скрипелки

Распевать в лесу потешки.

Ручеёк журчит,                                         «ключики»

В речку он бежит.

Долго-долго ехали,                                  скрипелки

Наконец, приехали!

Ух!                                                             Хором

«РАЗ – ДВА!»

Задача: Развивать устойчивость внимания при воспроизведении ритмических рисунков.

Ход игрыРитмическая игра проводится под музыку танцевального характера.

1 Вариант. Звучит 1-я часть «Летки-енки» Р.Лихтенене. На первую и третью четверти нечетных тактов дети выполняют пружинки, считая вслух «Раз-два!». На четные такты – действия по тексту.

-2-

1т. – Раз, два!                5т. – Раз, два!

2т. – Хлоп-хлоп-хлоп.   6т. – Шлеп-шлеп-шлеп.

3т. - Раз, два!                 7т. – Раз, два!

4т. -Топ-топ-топ.                8т. – По-во-рот!

Первый раз дети выполняют игру, стоя лицом в круг, на повторении – разворачиваются спиной в круг.

2 Вариант. Дети берут любые музыкальные инструменты и располагаются свободно по комнате.

        1 часть – отстукивают ритмический рисунок.

        2 часть – меняются инструментами.

При повторении могут менять ритмический рисунок.

«РОНДО» Музыка В.А.Моцарта

Цель: Развивать музыкальные и коммуникативные способности, внимание, ориентировку в пространстве, умение ощущать метроритм.

Ход игры: Дети берут любые инструменты, которые есть в наличии в группе (бубны, капельки, коробочки, маракасы) и встают по кругу.

На 1 часть музыки - дети ритмично играют на инструментах.

На 2 часть музыки – дети гуляют и меняются инструментами.

И так повторяется несколько раз.

«МЫШКИ»

Цель: Развивать внимание, координацию движений, ритмичность.

Ход игры: Дети стоят по кругу, в руках музыкальные коробочки.

        Вышли мышки как-то раз,

        Посмотреть который час.

        Раз, два, три, четыре,

        Мышки дернули за гири.

        Вдруг раздался страшный звон…

        Убежали мышки вон!

1 Вариант. Дети перекладывают коробочку из руки в руку.

2 Вариант. Перекладывают коробочку соседу в руку.

3 Вариант. Сидя на коленях по кругу, кладем коробочку перед коленями соседа.