«Развитие музыкально — творческих способностей дошкольников»


Автор: Груздева Светлана Петровна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

«Развитие музыкально — творческих способностей дошкольников»

Краткое описание работы: Опыт работы «Развитие музыкально — творческих способностей дошкольников» Музыка - это самая доступная, приятная и прекрасная форма общения взрослого и ребенка. Среди многих элементов системы воспитания, занимает одно из главных мест, по своей способности вызвать в ребенке творческую фантазию. Дошкольный возраст очень важен для овладения музыкальной культурой. Именно в детстве накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека. Исходя из этого, мною была определена основная идея опыта работы «Развитие творческих способностей детей во всех видах музыкальной деятельности». Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые надо развивать с детства, так как занятия по развитию творческих способностей детей играют важную роль в формировании личности ребенка. Творческие способности играют такую же важную роль, как и интеллектуальное развитие. Ведь если знания мы считаем пищей для ума, то творчество смело можно назвать пищей для души. Детское музыкальное творчество-это сочинения и импровизации: песенные, танцевальные, инструментальные. Этот вид музыкальной деятельности удовлетворяет одну из важнейших потребностей ребенка— самовыражение. Детское музыкальное творчество предполагает наличие музыкальных способностей, знаний и умений. Важнейшую роль в этом процессе играют воображение, интуиция. Как известно, в процессе музыкального творчества активно участвует и образное мышление. Роль педагога должна заключаться в том, чтобы уберечь ребенка от ненужных воздействий со стороны и сохранить оригинальность и самобытность его творчества. Если научить ребенка соответствующим способам действий, положительно оценить то, что он сочинил, такое вмешательство только поощряет к творчеству. Развитие творческих способностей происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах муз. деятельности. Необходимым условием возникновения детского творчества является накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, ребята приобретают необходимые навыки, умения, знания, для того чтобы иметь возможность выразить свои собственные муз. впечатления. Детское музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Восприятие предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. Оно осуществляется во внутреннем плане. Большую выдумку и фантазию дети проявляют во время слушания музыки. Классическая и современная музыка обогащает музыкальные впечатления, воспитывает эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства. Музыкальное восприятие позволяет ребенку обогатить музыкальный опыт. Песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя творческие задания. В песенном творчестве успешность проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умении петь чисто и выразительно. Умению творить, самостоятельно искать песенные интонации, всему этому детей надо обучать, формировать у них музыкальный вкус, развивать умение чисто интонировать свои импровизации и критически их оценивать. Только хорошее овладение этими навыками побуждает дошкольников к свободе самовыражения, к творчеству. Дети чаще всего импровизируют спонтанно. Поют колыбельную игрушке, марш для солдатиков на одном слоге и двух-трех звуках. Они легко исполняют задания: «Спой свое имя», «Ответь на вопрос пением», «придумай концовку песни». Старшие дети охотно импровизируют песни, придумывают свою мелодию на заданный текст. Они способны сочинить и мелодии, различные по характеру: веселую, маршевую, спокойную. Кроме пения, детское творчество может проявляться в ритмике. Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкальной развитости. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, если он владеет двигательными навыками. Движения под музыку помогают лучше почувствовать общий характер произведения, его форму, регистры, темп исполнения, динамические оттенки. Включаясь своими движениями в ход восприятия музыки, дети становятся ее соисполнителями реализуя свое непроизвольное стремление к двигательному сопровождению музыки. На первых этапах формирования у детей представления о танцевальном искусстве я помогаю, советую ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с её характером и формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказок создают свой особый, уникальный танец. Очень хорошо для импровизационного движения помогают такие атрибуты как ленточки, шарфики, платочки, листики, снежинки. Так, импровизируя выразительные движения, изображающие "падающие листья" под песню "Листопад", дети лучше воспринимают характер "осенней песни", ее темп, динамику. Движения, которыми ребята сопровождают русские народные песни, вводят их в атмосферу народного танца. Это хороводы под русские народные песни. Здесь же ставится задача услышать куплетно-вариационное строение народной песни-танца. Преобладающим методом в развитии творческих способностей детей, является элементарное музицирование. Оно дает возможность экспериментировать, нетрадиционно взаимодействовать с ребенком. Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях - сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное выражение впечатлений. Одним из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы. На занятиях дети придумывают интонацию, ритмические рисунки, изменяют придуманное. Также с удовольствием играют на нетрадиционных шумовых инструментах. Детей привлекают не только звучание инструментов, но и то, что они могут сами извлекать из них звуки. Творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения. Важно, чтобы дети не теряли интереса к занятиям музыкальной деятельности. Все упражнения, которые предлагаются детям для овладения определенными знаниями, умениями и навыками должны носить игровую форму. Таким образом,творческая деятельность очень обогащает детей. Они целенаправленнее, внимательнее слушают музыку, разбираются в средствах выразительности. И самое главное – у них необычайно повышается интерес к самостоятельной музыкальной творческой деятельности и вне стен дошкольного учреждения.