Статья для музыкальных руководителей «Роль распевок и вокальных упражнений в развитии голоса»


Автор: Стельмакова Елена Васильевна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Статья для музыкальных руководителей «Роль распевок и вокальных упражнений в развитии голоса»."

Краткое описание работы: Методическая разработка для музыкальных руководителей

 

В работе по пению с детьми следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребёнка. Голосовые мышцы в раннем возрасте ещё не совсем сформированы и певческое звукообразование происходит за счёт натяжения краев связок, именно поэтому большое внимание необходимо уделять распеванию.

К распевкам относится разучивание упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, формирование чистоты интонации и расширению диапазона голоса. В детском возрасте тембр голоса очень неровен, особенно это проявляется в пении различных гласных: одни поют крикливо, открытым звуком, другие, наоборот, зажимают челюсть, что мешает пению.

Систематическое использование распевок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения. Огромную роль в звукообразовании играет правильное певческое дыхание. С целью закрепления правильного дыхания с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания с обязательной паузой после вдоха:

 ·Вдох и выдох через нос;

· Вдох через нос, выдох через рот;

 ·Вдох через рот, выдох через нос;

· Вдох и выдох через рот.

Формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений. В ходе работы по данному направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем – слов, коротких фраз. Сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем – без этой опоры.

Следующие упражнения:

Упражнение «Поём песенку».

 Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т. д.)

Упражнение «Немое кино».

Педагог показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

Упражнение «Топор».

 Ребёнку предлагается поставить ноги на ширине плеч, сцепив пальцы рук замком и опустить руки вниз. Быстро поднять руки – вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух!» на длительном выдохе.

Упражнение «Толстяк».

 (картинка-образ – мальчик с надутыми щеками) Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.

Упражнение «Ворона».

Ребёнку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх – сделать вдох, медленно опустить руки – длительный выдох с произнесением звукоподражания «кар».

Также одним из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков является подвижность и точность движения языка. В образовании звуков принимают участие различные части языка: кончик, передняя часть, спинка или корень языка. Задача сводится к тому, чтобы сделать все указанные части языка подвижно-активными, работу всего языка – свободной и вместе с тем экономной, упруго-точной, ювелирно-выверенной. Для этого можно использовать следующие упражнения.

Для тренировки мышц языка:

Упражнение №1. Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско, кончик языка – у нижних передних резцов. На счет «раз» кончик языка поднимается к основанию верхних передних зубов; на «два» – язык опускается в исходное положение (кончик упирается в нижние резцы); на «три» – кончик поднимается к альвеолам; на «четыре» – язык в исходное положение; на «пять» – кончик языка за альвеолами; на «шесть» – исходное положение.

Упражнение № 2. На счет «раз» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в «уздечке», затем вернуть его в исходное положение. Упражнения, помогающие устранить недостатки в работе языка.

Упражнение № 3. Положить кончик языка на нижнюю губу и, не убирая его, произнести несколько раз подряд сочетание БЯ.

Упражнение № 4. Быстрым движением высунуть язык, затем подтянуть его за зубы и произнести сочетание АС.

Тренировка произношения гласных и согласных звуков:

Упражнение № 1. Беззвучное произношение гласных на «теплом выдохе», затем то же самое – вслух. «Теплый выдох» представляется, как постепенное выдыхание воздуха теплой струей. При этом он производится замедленно, как бы «растянутой» гласной. Поднеся ладонь ко рту, можно ощутить тепло. Вдох перед упражнением берется быстро коротко, носом. Вслух звуки произносятся слитно, на одном дыхании.

Упражнение № 2. Произносить каждый звук в вышеуказанном порядке в сочетании с гласным А сначала беззвучно, потом – вслух. При беззвучном произношении на состоянии «теплого выдоха» вдох производится после каждой пары гласных: И – А, Э – А, О – А, У – А, Ы – А. Е – А, Я – А, Ё – А, Ю – А.

Упражнение № 3. Произносить «взрывные» согласные: Б – П, В – Ф, Д – Т, Г – К. Например: би – бэ – ба – бо – бу – бы Бе – бя – бё – бю.

Работа над скороговорками, тренировка согласных: Б – П, В – Ф, Д – Т, Г – К, Х Добыл бобов бобыль.

Бык топогуб, топогубенький бычок,  у быка бела губа была тупа.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Тренировка согласных: Л, М, Н, Р.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Не желала мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова посреди двора.

Тренировка согласных: С, З, Ш, Ж, Ч, Щ, Ц.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

У ежа ежата, у ужа ужата.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

Использование упражнений, должно быть ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса детей, путём стимулирования, прежде всего, слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности.

Реализация такого подхода к развитию детского голоса обеспечивается знаниями педагогом голосовых возможностей детей и пониманием задач вокальной работы для каждого этапа обучения.