"Краски Феи Осени"


Автор: Мотовилова Елена Аркадьевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Сценарий мероприятия

"Краски Феи Осени"

Краткое описание работы: Интегрированное занятие для детей старшего возраста

Цель: Раскрыть художественное единство образного содержания поэзии, живописи, музыки.

Задачи:

* Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через изобразительное искусство, музыку и поэзию.

* Через эмоциональное восприятие произведений искусства закрепить и обобщить знания об осени и её признаках.

* Учить детей рассматривать репродукции картин, слушать музыку, обращая внимание на средства выразительности, использованные поэтами, художниками и композиторами.

* Будить фантазию и воображение, развивать ассоциативное и образное мышление.

* Побуждать детей вспоминать знакомую музыку и анализировать её. Совершенствовать умение понимать настроение музыкального произведения, передавать его в движении.

*развивать образную речь дошкольников, расширять словарный запас детей.

*развивать у детей чувство ритма, используя жесты для сопровождения текста;

*развивать у детей координацию движений;

*развивать у детей  умение владеть дыхательной системой, артикуляцией, интонацией голоса, четкой дикцией;

* учить детей получать радость от общения с искусством, развивать эмоциональную отзывчивость.

Предварительная работа.

Наблюдения за осенними явлениями в природе.

Рассматривание репродукций картин, изображающих осенний пейзаж, прослушивание музыкальных произведений на тему осени.

Разучивание стихов и песен об осени.

Оборудование и атрибуты:

Легкие платочки и шарфики осенних тонов, искусственные веточки с осенними листьями; мультимедийный проектор, экран; музыкальный центр; деревянные палочки.

Музыкальный материал: пьеса П. И. Чайковского “Октябрь. Осенняя песня” из цикла “Времена года”, 1-я и 2-я части концерта для скрипки с оркестром А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”, «Весна и осень» Г. Свиридова, романс Г. Пономаренко на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая», Ф. Шопен «Осенний вальс» (оркестр П. Мориа).

Оформление зала: Выставка репродукций картин осенних пейзажей; гирлянды из листьев.

 

Дети заходят в зал парами под музыку «» и располагаются по залу.

* Ребята, сегодня у нас с вами встреча очень необычная. Мы будем с вами путешествовать. Куда? Пока это загадка. Но очень скоро вы её разгадаете. Я предлагаю вам сейчас закрыть глазки и послушать!

Дети слушают «звуки осени» cd «Из чего родилась музыка?»

Треки: №36 «опавшей листвы…»,

             №35 «ветер, ветер, ты могуч…»,

            №41 «осень началась!»,

Приветствие: давайте поздороваемся , как осенний листочек,  что падает с веточки…..

«Осенний листочек»

//развитие звуковысотности, понятие высокие звуки и низкие.

Музыкально-ритмические движения:

Мы отправляемся с вами в далекое путешествие и превращает нас музыка….в….

Звучит «Великаны и гномы» муз.Д.Львова –Компанейца.

В конце исполнения дети садятся на стульчики.

//учить детей реагировать на смену музыки, слышать 2х частную форму произведения

*Тихо, тихо  сядем рядом –

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

 

* В одном прекрасном королевстве жили четыре феи-волшебницы: Зима, Весна, Лето и Осень. Как вы догадались, каждая из них правила в строго отведенное только ей время. Наступила удивительная пора – пора волшебницы Осени. Созвала она художников, поэтов, музыкантов и спросила: «Что вам нужно, чтобы нарисовать картину осенней природы?» И каждый из них ответил по-своему.

Как вы думаете, что ответил художник? (нужны краски)

А поэт? (нужны красивые слова, сочетания слов, рифмы)

А композитор? (нужны музыкальные звуки).

«Хорошо!» - сказала Осень художникам. «Будут вам краски, а уж вы выбирайте сами…». А поэтам Осень ответила: «А вам самые красивые рифмы, а уж вы выбирайте! Ну а вам, музыканты много-много звуков, только вы выбирайте!» Ох, и непростую задачу задала Осень художникам, поэтам и музыкантам… Что же выбрали они для Осени?

На экране «Золотая осень» И. И. Левитана

* Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Посмотрите внимательно на картину русского художника И. И. Левитана «Золотая осень». Какая здесь осень? (Яркая, нарядная, светлая, лучистая, солнечная).

Задать вопросы о красках, о настроении, обсудить с детьми жанр (пейзаж).

А сейчас сложный вопрос: а можем ли мы услышать эту картину? Какие осенние звуки художник Левитан дает нам здесь услышать? Березки с тонкими стройными стволами сплошь покрыты золотистой листвой. Среди деревьев тихо журчит прозрачный ручей, в котором отражается небо, облака, травы. Золотые кроны деревьев ослепительно блестят, купаются в темных лучах солнца. Тени наливаются синевой и прохладой. В воздухе чувствуется теплый осенний день. Мы невольно слышим шелест листьев. Смотрите, вот и дождик с нами снарядился.

Дети берут палочки под стульями.

Развитие чувства ритма, музицирование:

Игры с палочками «Дождь гуляет во всем мире»И.Галянт стр.118

Распевание:

«Кап-кап»- //высокие звуки и низкие, показ палочками

«Дождик-мокрые дорожки» рус.нар.прибаутка в обр. Г.Лобачева

(собрать палочки)

 

Не всегда осень слезы льет- улыбнется  -  и  солнце  на  небе  засияет.  Сколько  красок  в  лесу  появляется!  Листочки  на  берёзках  золотом  загораются.  А  рябинки-модницы  в  ярко-красные  бусы  из  ягод  наряжаются.  Как  празднично  и  красиво,  светло  и  радостно  становится!

Золотая осень – радостная пышно убранная, богатая урожаем, любят ее за щедрость, за богатство своих полей, садов, за ясные дни лазурно-голубого неба, за красу лесов, писанных золотой и багряной краской. Это осень бодрящая, жизнерадостная, сказочная!

Точно такая, как в стихотворении русского поэта И. Бунина «Осень».

И. Бунин «Осень»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют

А между клёнами синеют.

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

 

Далее детям предлагается посмотреть подборку слайдов с картинами других художников, с той же тематикой «Золотая осень». Обсуждаем краски и настроение.

 *Итальянский композитор (слайд-портрет) Антонио Вивальди посвятил Осени целый концерт для скрипки с оркестром! Он так и называется «Осень». В концерте три части. Послушаем маленький фрагмент первой части.

Слушаем отрывок из 1-й части Allegro концерта №3 А. Вивальди «Осень». Обсуждаем настроении: светлое, радостное, возбужденное.

 

Пение:

Песня «Осень наступила»

 

Какое  настроение  у  вас,  дети?  Какие  краски  любит  нарядная, праздничная  осень?.........

Давайте,  украсим  потрет  Осени  яркими  цветами, чтобы  Осень  была  красивая,  праздничная,  яркая!

 

Аппликация  «Портрет  золотой  осени»

 

Вслед за теплой и сухой осенью начнутся ненастные дождливые дни. Природа быстро сбросит свой праздничный наряд. (слайд-портрет А. С. Пушкина). Великий русский поэт, А. С. Пушкин очень любил Осень. Он говорил: «Осень…любимое моё время…пора моих литературных трудов». Давайте, послушаем, какая Осень в стихах Пушкина? 

Октябрь уж наступил. Уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,

Журча, еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл…

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

(А. С. Пушкин)

* Ребята, вы  почувствовали другое настроение? Не радость, восторг от буйства ярких красок звучат в этих строках, а что?

 

(Ответы детей. Показать слайды-картины.)

 

*Вот она, поздняя осень, увядающая. Природа словно притихает, готовится к зимнему сну, кажется усталой, утомленной. Льют дожди, опадают листья, птицы улетают, сказочная красота природы увядает, уходит. Грустно видеть голые деревья, тучи и лужи. Осень грустная, нежная, удивляющая.

Именно такая осень в звуках «Осенней песни» П. И. Чайковского. Великий русский композитор написал музыкальное произведение “Времена года”, в котором выразил свою любовь к русской природе. В этом произведении представлены все 4 времени года. 12 фортепианных пьес цикла соответствуют 12 месяцам. Мы сегодня с вами откроем этот альбом “Времена года” на осенней страничке, и услышим пьесу “Октябрь”, которую композитор назвал «Осенняя песнь»

 

Звучит П. Чайковский “Осенняя песнь”

 

Прочитать детям эпиграф:

*Осень. Осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин. (А. Толстой)

Но вернемся к Антонио Вивальди и послушаем вторую часть его концерта. Какое настроение в музыке? (Ответы детей) Грустное, печальное, жалобное, плачущее, тихое монотонное звучание.

Давайте попробуем передать это настроение. Девочки в движении, с помощью легких шарфиков нарисуют картину поздней осени

Обсудить с детьми возможные движения: очень плавные, медленные, легкие.

Импровизация с шарфиками «Поздняя осень» (А. Вивальди 2-я часть концерта «Осень»)

 

Часто  меняет  своё  настроение  осень.  Бровки  нахмурит  -  ветер  холодный  дует,  закапризничает  -  тучи  на  небо  набегут,  дождь  холодный  моросит.

А  сейчас,  как  настоящие  художники,  мы  создадим  портрет  капризной  осени:  причёска  -  из  свинцовых  серых  туч,  облаков,  а  платье  -  из  луж,  из  вялой  увядшей  травы.

Смотрим видеоклип на романс Г. Пономаренко «Отговорила роща золотая». После прослушивания обсудить с детьми и выполнить

Аппликацию  «Унылая  осень»

 

Наша с вами встреча подходит к концу. Послушайте фрагмент еще одного стихотворения С. Есенина:

*Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду.

Я предлагаю вам взять листочки и придумать свой осенний танец.

Импровизация детей с листьями под музыку Ф. Шопена «Осенний вальс» (оркестр П. Мориа)

В заключение подвести небольшой итог встречи:

* Мы слушали музыку, стихи великих поэтов, знакомились с картинами замечательных русских художников.

* Осень – удивительное время года! Может вызывать самые разные, даже противоположные настроения.

* Спросить детей, какой видели осень поэты, художники, композиторы? А какой видите осень вы?

Под музыку Г. Свиридова «Осень» дети выходят из зала.