Современные гитарные методики как фактор развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста


Автор: Антух Дарья Викторовна

Предмет: Народные инструменты

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

Современные гитарные методики как фактор развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста

Краткое описание работы: В данной статье идет речь о самых популярных методических сборниках,предназначенных для педагогов ДШИ и ДМШ по классу классической гитары.

 

 

 

Современные методики обучения игре на гитаре основываются на таких принципах обучения, при которых значительное внимание должно быть направлено на художественную сторону воспитания начинающего гитариста. 

Специфика обучения детей младшего школьного возраста исходит из возрастных особенностей детей, которые определяют способы детского восприятия и детского познания мира.

Б.М. Теплов считал главным признаком музыкальных способностей «переживание музыки как выражение некоторого содержания». 

Основные достижения младшего школьного возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Асафьев Б., обобщая свои наблюдения за детьми, подчеркнул взаимосвязи между отдельными компонентами музыкальности, их противоречия и сходства, их взаимные влияния. Изучение их помогает определить музыкальность ребенка.

Гитарные методические пособия  нацелены на выявление музыкальных способностей, интеллектуальной инициативы, воображения, технической составляющей юного музыканта, адаптации к игре гитаре.

         Игровые методы в работе с детьми помогают воспитанию внимания, сосредоточенности, терпения и усидчивости, другие – развитию фантазии, воображения, третьи – вводят в мир гитары и музыки.

Как правило, малыши, пришедшие в подготовительную группу или первый класс музыкальной школы, полны оптимизма и уверенности в том, что стоит учителю показать, как играют на инструменте, у них все тут же всё получится. Не стоит  маленьких фантазёров опускать на землю. Желательно как можно дольше продлить у них это состояние полёта.

Наглядным примером в работе с детьми младшего школьного возраста служит сборник под названием «Путешествие на остров гитара», автор которого, композитор и педагог Елена Поплянова. Альбом юного гитариста начинается со знакомства, где нужно ответить на такие вопросы как: « Как тебя зовут?», «Что ты любишь большего всего на свете?» 

Затем происходит знакомство с инструментом, со струнами гитары. В сборнике используются большие иллюстрации, высказывания, вопросы и пояснения написаны не только на русском языке, но и на английском. Учащимся предлагается не только отвечать на вопросы, но  и проявлять свои творческие способности – рисовать, размышлять, придумывать, разукрашивать рисунки.

Елена Поплянова предоставляет юному музыканту возможность познакомится с ее собственными сочинениями, которые имеют красивые и яркие программные названия, такие как: «Добрый гном», «Марш королевского бутерброда», «В гостях у Бабы-Ежки». Рядом с каждой пьесой – рисунок, которой можно дорисовать или раскрасить.

После раздела сольных пьес  - ансамбли. Ансамблевые пьесы имеют такие же программные названия и написаны для дуэта гитар.

         В занятиях с маленькими детьми помогают сборники  Веры Донской «Я рисую музыку» и «Нарисуй картинку музыкой». Сборники делятся на два периода: от 3–х до 5–ти лет и с 5–ти до 7–ми. Эти издания интересны тем, что обучение связано с цветом: маленькие дети с трудом усваивают графическую запись звука, зато отлично воспринимают разные цвета. На этом, а так же на ритмическом произношении текстов, и построены занятия с малышами: сначала произносится слово, затем играется звук и ученику задается вопрос: какого цвета этот звук? И звук раскрашивается  в цвет выбранный учеником.

             Занятия  идут постепенно:  сначала играются пьески, состоящие из одной ноты (с аккомпанементом преподавателя), затем добавляются другие ноты и другие цвета. Каждой ноте соответствует свой цвет. Если появляются ритмические сложности, то пьески мы еще раз проговариваем и прохлопываем в ладоши.  Таким образом, цвет помогает запоминать звук, а текст – играть правильный ритм. От раскрашивания отдельных нот мы переходим к раскрашиванию струн: ноты раскрашиваются в соответствии с выбранным цветом струны. При таком подходе видны переходы со струны на струну, быстро учится текст, попутно знакомимся с некоторыми необходимыми обозначениями и расшифровками терминов. Чудесные рисунки к пьесам, которые можно и нужно  раскрашивать, создают настроение и образ, что очень важно в период начального обучения.

«Стань виртуозом» - это методическое пособие для будущих виртуозных исполнителей на классической гитаре. Автором данного сборника является Сергей Марышев. Сборник состоит из 8 разделов, каждый раздел раскрывает определенную задачу. Изложены необходимые виды работ:

  • Игра на инструменте, приемы игры, штрихи основываются через образные музыкальные картинки.
  • Ансамблевая игра, что предает ученикам повышенный интерес к занятиям.
  • Пение песенок в сопровождении инструмента и без него.
  • Начальный этап в изучении полифонии 

В пособии использованы пьесы, этюды, написанные самим автором сборника, они имеют оригинальные названия.

Первые разделы основываются на игре открытых струн и знакомство с извлечением звука апояндо. Упражнения и пьесы прописаны со словами, имеют несложные ритмические рисунки и легко запоминаются наизусть. Важно, что прививается с первых занятий игра в ансамбле, а это, прежде всего умение слышать не только себя, но и другого исполнителя.

Учитывая возраст начинающих детей, целесообразно использовать пособие А. Ф. Гитмана «Донотный период начального обучения гитариста» с репертуарным приложением, основными задачами которого являются:

  • Правильная посадка и постановка рук;
  • Правильные движения рук;
  • Ясное, внятное звукоизвлечение;
  • Развитие мелодического и гармонического слуха;
  • Воспитание естественности музыкального восприятия

Одним из актуальных учебных пособий в настоящее время является сборник молодого преподавателя Сергея Щура «Знакомство с музыкой и гитарой». Материал представляет собой синтез современных наработок из разных школ для начального этапа обучения на классической гитаре. В сборнике нет подробного разбора посадки и постановки игрового аппарата, основа – это краткие сведения о нотной грамоте, обращение с инструментом, объяснение основ излечения звука на гитаре, также автор пытается заинтересовать и увлечь ученика интересным нотным материалом.

 На классической гитаре большое внимание уделяется звукоизвлечению. Стремление к качественному и правильному извлечению звука должно проявляться не только у ребенка, но и у педагога. Именно чаще всего педагог не следит или не обращает должного внимания на качество извлекаемого звука учеником. Фундамент основы звука закладывается с первых прикосновений к инструменту, на этом и базируется данное пособие.

Оснащенный инструктивным и полезным материалом сборник Галины Кауриной «Волшебная лесенка» является методической основой для преподавателей-гитаристов и для их воспитанников. Сборник представлен легкими пьесами-этюдами для начинающих гитаристов, что способствует развитию технических навыков с первого класса музыкальной школы.

В сборнике предлагаемый репертуарный материал представлен от легко к более сложному. В первой части пьесы для координации, разработки и растяжка пальцев левой руки. Во второй части начальное исполнение восходящего и нисходящего технического легато. В третьей части пьесы для начального освоения приема игры на гитаре – барре. В заключительном разделе собраны пьесы, включающие в себя все приемы игры на гитаре, применяемые в предыдущих разделах сборника.

Помимо пречисленных выше составителей различных методик и сборников, существуют и появляются новые имена в гитарном педагогическом репертуаре, которые ярко представляют свои сочинения. Такие имена как: Г. Гарнишевская, С. Ветушко, Ев.Баев, О. Копенков и многие другие. Произведения данных композиторов-составителей широко используются в практике преподавателей музыкальных школ по классу гитары, ведь их репертуар доступен, современен, понятен и интересен для учащихся.

«Нет ничего опаснее для развития таланта, чем плохая основа!» - этой мысли придерживается не только знаменитый пианист и педагог И. Гофман, но и Ю. Кузин, который в своей методике отчетливо пишет, что исправлять ошибки начального этапа обучения  приходится всю жизнь.

К пособию Юрия Петровича Кузина обращаются все педагоги – гитаристы. «Азбука гитариста» - доступная методическая работа, в которой отчетливо освещаются три основных этапа обучения в классе гитары:

  • Доинструментальный период.
  • Инструментальный период 1 часть.
  • Инструментальный период 2 часть.

Пособие дополнено нотным приложением, в котором находится необходимый нотный материал – упражнения, этюды, пьесы для их усвоения.

Данную методическую работу рекомендуется использовать в работе с учениками в возрасте от 6 до 8 лет. Для освоения посадки и достижения свободного естественного положения рук на инструменте, приобретения профессиональных навыков игры на инструменте требуется множество усилий. Именно в младшем школьном возрасте закладывается тот фундамент, который в более взрослом возрасте возложить гораздо труднее, этот возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

Современные гитарные  пособия являются бесспорным вкладом в развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста, а также и формирования общей культуры исполнительства на классической гитаре.

Список литературы:

1. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1986.

2.  Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. - М., 1971.

3. Гитман А. Ф. Донотный период начального обучения гитариста. – М., 2003.

4.  Донская В. Я рисую музыку -

5.   Каурина Г. Волшебная лесенка.- М., 2002.

6.  Кончаловская П., Синявский П. Уроки музыки. - М.: Астрель, 2000.

7. Кузин Ю. П. Азбука гитариста. – Новосибирск., 2010.

8. Марышев С. "Стань виртуозом ". - Новосибирск.: Книжница, 2000.

9. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки .педагога. - 6-е изд. - М.: Классика- XXI, 1999.

10.   Поплянова Е. Альбом юного гитариста.-  М., 2010.

11. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2-х томах. Том 1. Психология музыкальных способностей. - М.: Педагогика, 1985.

12.  Щур С. Начинающий гитарист. - М., 2015