Музыкальный Татарстан-2020: к 100-летию Советской Татарии (ТАССР)


Автор: Хайруллина Фирая Хамитовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Беседа

Музыкальный Татарстан-2020: к 100-летию Советской Татарии (ТАССР)

Краткое описание работы: Данный проект был задуман как ежегодный музыкальный альманах, посвященный творчеству татарских композиторов-юбиляров прошедшего года, целью которого послужила популяризация их творчества среди учащихся и их родителей, а также стимулирование их интереса через приобщение к национальной культуре. Задачи, поставленные для достижения данной цели, имеют развивающий характер - творческих, познавательных способностей и эстетического вкуса; обучающий – стимулирование концертно-исполнительской деятельности и воспитательный – духовный и личностный рост учащихся через приобщение их к художественному творчеству.

Звучит Гимн Республики Татарстан – «Туган ягым»  Р.  Яхина в исполнении оркестра преподавателей школы. 

Дорогие друзья! Указом Президента Республики Татарстан от 25 сентября 2019 года  2020 год  объявлен годом 100-летия образования Татарской АССР. И сегодняшний выпуск нашего ежегодного альманаха мы открываем  торжественным исполнением Гимна Республики Татарстан Р. Яхина в честь главного юбиляра этого года .  Столетие ТАССР – знаковая веха для Республики Татарстан и ее многонационального народа. Образование ТАССР согласно декрету Всероссийского Центрального Исполнительного комитета и Совета народных комиссаров РСФСР от 27 мая 1920 года означало создание государственной основы для формирования татарской социалистической нации и ее культуры.Одним из положительных факторов образования ТАССР стало формирование многочисленной, талантливой  творческой интеллигенции. В татарской литературе зазвучали имена А. Кутуя, Х. Такташа, Кави Наджми, Х. Туфана, С. Хакима, в профессиональной музыке: С. Сайдашева, Н. Жиганова, М. Музафарова, А. Ключарева; в театральном искусстве К. Тинчурина, Х. Абжалилова, Ф. Ильской. Расцвет татарской профессиональной советской литературы, музыки, театра, изобразительного искусства способствовал сохранению национального самосознания, родного языка, культуры. Были поставлены первые национальные оперы: «Сания» (к празднованию 5-й годовщины образования ТАССР) и «Эшче» (к 10-летнему юбилею), созданные творческой группой в составе С. Габяши, Г. Альмухамедова и В. И. Виноградова (оркестровка) и получившие высокую оценку в европейской прессе. В пропаганде музыкального искусства велика роль начала в 1927 г. татарского радиовещания, благодаря чему лучшие образцы народной музыки и произведения татарских композиторов зазвучали во всех уголках советской республики. Имя корифея татарской музыки, стоявшего у истоков становления музыкального профессионального искусства, Салиха Сайдашева, расцвет творческой и исполнительской деятельности  которого относится к 20-м годам, без преувеличения можно назвать национальным достоянием нашей республики. Обобщив опыт первых народных композиторов-любителей, он органично соединил многовековые народные традиции с особенностями европейской музыки и на этой основе создал подлинно национальное профессиональное искусство.  В его музыкальных драмах были заложены основы дальнейшего развития татарской оперной, симфонической и балетной музыки. Творчество композитора  получило популярность в масштабах не только республики, но и всей страны. В январе 1934 года он приехал в союзную столицу учиться в только что открытой по инициативе руководства республики Татарской оперной студии при Московской консерватории и в течение 4 лет, совмещая обучение и работу , написал много произведений, песен, маршей, в том числе  знаменитый «Марш Советской армии», за который получил именные золотые часы от наркома обороны К.Ворошилова и зачислен в полк почетным красноармейцем.вучит «Марш Советской Армии» в исполнении фортепианного дуэта учащихся).  Музыка Сайдашева соответствовала духу своего времени  - времени обновления всех сторон жизни общества, времени энтузиастов, вдохновленных идеей социалистического строительства.  В сентябре 1939 года Салиху Сайдашеву присвоено звание заслуженного деятеля искусств Татарской АССР. А в 1951 г. – звание народного артиста ТАССР. (Звучит песня Сайдашева «Эх, весело» в переложении для скрипки и фортепиано)                                                                                                                                        В 30-е годы своей популярности достигает творчество  первого композитора, получившего высшее профессиональное образование в Московской консерватории -  Мансура Музафарова. Его произведения, как и Сайдашева, стали тем «мостом»,соединившим две эпохи - старую дореволюционную и новую советскую, связав в единое целое традиционную татарскую культуру и национальную профессиональную музыку. Он внес большой вклад в формирование академического стиля татарской музыки, успел ярко и талантливо проявить себя почти во всех жанрах, бывая нередко первопроходцем. Им написан первый татарский струнный квартет, первый татарский скрипичный концерт.  Свой творческий путь композитор   начал с обработок народно-песенного материала. А к началу 30-х годов он уже является автором симфонических произведений, ряда песен и романсов ,которые сразу получили широкую популярность благодаря яркому мелодизму, интонационному богатству, тонкому проникновению в  традиции народных песен. В 1964 году ему было присвоено почетное звание "Народный артист ТАССР". (Звучит песня «Туган як»  - «Родной край» на ст. М. Мазунова). В историю татарской музыкальной культуры Александр Ключарев вошел в конце 30-х годов прежде всего как один из первых композиторов-симфонистов. Оптимизм, живость, энергичность музыки  и в дальнейшем будет отличать все творчество  Ключарева – как  в симфоническом жанре, так и в другой важной части композиторского  наследия – песенном творчестве. На протяжении всей своей жизни Ключарев занимался фольклористикой: собирал народные песни не только татарского, но и башкирского, марийского, русского народов, совместно с Ю.Виноградовым и М. Садри издал сборники татарских народных песен с ранее неизвестными пластами музыкального фольклора (напевы сибирских татар). Выступая в ансамбле со скрипачом З. Хабибуллиным в качестве блестящего концертмейстера-импровизатора в фольклорном репертуаре, внес значительный вклад в развитие исполнительского искусства Советской Татарии. Прекрасное ощущение фольклорного материала в сочетании с удивительным даром импровизатора нашли профессиональное воплощение во многих инструментальных сочинениях Ключарева.(Звучит пьеса "Аллегро") В формировании  композиторской школы Советской Татарии немаловажную роль сыграли и их педагоги-наставники. Один из них - Заслуженный деятель искусств ТАССР, композитор, музыковед, педагог, музыкальный критик Виноградов Юрий (Георгий) Васильевич  родился в семье одного из первых татарских композиторов Василия Виноградова (упомянутый ранее, как соавтор первых татарских опер). В 1936 году был приглашен в Казанское музыкальное училище, класс композиции которого с 1936 по 1946 год закончили Э. Бакиров, А. и Х. Валиуллины, И. Шамсутдинов, Р. Еникеев; по теоретическим дисциплинам - Ф. Ахметов, Б. Мулюков.  Со дня основания в 1945 г. и  по 1977 г. преподает в Казанской консерватории, воспитав многочисленный отряд музыковедов. Занимается научно-исследовательской деятельностью, один из активных членов авторского коллектива по созданию программы курса «Истории тат. сов. музыки». Он же – один из первых музыкальных редакторов, организаторов нотопечатания при Таткнигоиздате. Музыкально-просветительская деятельность Ю.Виноградова охватывает как его лекторскую, так и исполнительскую практику. В середине 30-х годов, выступая на радио, стал известен как талантливый пианист-исполнитель произведений своих современников, так и собственных сочинений. Самобытная исполнительская манера оказала воздействие и на его творчество, где значительное место занимает фортепианная и вокальная музыка. (Звучит «Танец джигита» для фортепиано)

В годы Великой Отечественной войны из Татарии в ряды действующей армии было призвано около 700 тыс. человек. Многие деятели татарской культуры с оружием в руках встали на защиту своей родины. Среди них композиторы Хуснулла и Аллагияр Валиуллины, Исмай Шамсутдинов, Масгут Латыпов, Алмаз Монасыпов. Имя Фарита Загидулловича Яруллина - музыканта и мужественного воина, павшего в бою с фашистами, когда ему не было и тридцати лет, навсегда вошло в историю музыкальной культуры Татарстана и России. Им было написано немало инструментальных и вокальных сочинений, обогативших национальную музыкальную палитру. Но прежде всего Фарид Яруллин известен как автор балета «Шурале», который положил начало становлению татарского хореографического искусства и, оставаясь и поныне его вершиной, вошел в золотой фонд отечественной классики. Балет «Шурале» давно перешагнул границы Татарстана. Им восхищались в Москве и Ленинграде, Одессе и Киеве, Софии и Бухаресте. А интонационно богатая музыка балета настолько  выразительна, что трогает сердца слушателей даже в концертном исполнении. Именно так она звучала в Канаде, Германии, Голландии, Турции, Японии. Немецкая фирма «Амквист» решила издать партитуру «Шурале» и записать его музыку в исполнении одного из лучших оркестров Европы. Короткая жизнь Фарида Яруллина, его творчество составляют одну из самых ярких страниц национальной музыки Татарстана. Самому композитору не удалось увидеть первую постановку балета «Шурале». Командир стрелкового взвода, лейтенант, он пал смертью храбрых в боях за освобождение Беларуси в 1943 г.. Похоронен в деревне Новая Тухиня Дубровенского района Витебской области, на мемориальном комплексе «Рыленки». В 1958 году Фариду Яруллину посмертно была присуждена Государственная премия Республики Татарстан им. Г. Тукая. (Звучит Анданте для скрипки из балета «Шурале»)                                

С именем крупнейшего композитора XX века, чье активное творчество  на протяжении почти 50 лет,  оказало влияние на развитие не только татарской музыки, но и музыкального искусства многих национальных республик,Назиба Гаязовича Жиганова в истории татарской культуры  связано очень много значительных событий и важных свершений. Не только композитор, но и самый разносторонний и масштабный деятель отечественной музыкальной культуры, Назиб Гаязович был председателем правления Союза композиторов Татарстана со дня основания в 1940 г., много лет работал в правлении Союза композиторов СССР.  Практически все ныне функционирующие музыкальные организации - Казанская консерватория (1945) и Актовый Зал, Татарский театр оперы и балета (1939), Государственный симфонический оркестр (1967), Союз композиторов ТАССР (1940), Средняя специальная музыкальная школа-лицей  при консерватории(1961) - обязаны своим открытием и становлением неутомимой энергии Н.Жиганова.Творчество Жиганова было, безусловно одним из украшений «фасада»  советского многонационального искусства. Достигнув  очень высоких позиций и в творческой, и в общественной иерархии , он довольно быстро вошел в число тех, кто направляет творческую жизнь общества. Нетрудно представить, каким бы был  портрет музыкальной культуры Советской Татарии, если бы в его создании не участвовал Назиб Жиганов. В других автономных национальных республиках бывшего СССР не было деятеля, равного Жиганову по масштабу и результативности, способного оценивать перспективы развития музыкальной культуры с позиций государственного мышления. Вот почему Казань давно стала музыкальной столицей Среднего Поволжья и Приуралья.  Верный традициям татарской народной музыки, он нашел оригинальные и плодотворные пути для ее живой взаимосвязи с основами русской и европейской музыкальной классики, подняв татарскую музыку на международный уровень. «Творчество Жиганова – это творчество не только татарского композитора, как творчество Чайковского не является творчеством русского только композитора, а  Верди – итальянского. Это очень важное явление в развитии всей культуры человечества, когда в каком-то звене проявляется общечеловеческая сила духовного общения людей… Жиганов является тем тружеником, который с татарской душой вошел в общий ансамбль мировой музыкальной, шире – духовной культуры»(Б. Покровский, режиссер-постановщик оперы«Джалиль»). Композиторское мастерство позволило Жиганову внести весомый вклад в развитие едва ли не всех музыкальных жанров. Благодаря ярко выраженному национальному татарскому своеобразию традиционные европейские академические жанры  обрели в произведениях Жиганова свежесть и новизну звучания. (Звучит Вальс из сюиты до-диез минор для фортепиано). В 50-е годы в Советской Татарии начинает широко развиваться детское музыкальное образование, в процессе которого непосредственное участие принимал  Энвер Бакиров  – композитор, автор различных учебно-методических пособий на татарском языке для учителей музыки общеобразовательных школ. Для творчества композитора характерен широкий диапазон жанров: от песен до  балета «Алтын тарак» («Су анасы» во 2-ой редакции по мотивам одноименной сказки Г. Тукая) и оперы «Тукай». Как педагог, проработавший в музыкальных школах Казани и Елабуги (где основал ДМШ № 1,имя которого носит школа), Э.Бакиров большое внимание уделял также детскому музыкально-педагогическому репертуару, среди которых - пьесы для ф-но, скрипки,виолончели. (Звучат: Анданте для виолончели в исполнении Сарбаевой Лизы и «Быстрый танец» для скрипки).                                                    

Рустем Яхин – проложил романтическое русло в татарской музыке.  Начало его творческой деятельности приходится на 50-е гг. Было бы естественно, если бы молодой композитор продолжил искания уже в традиционных для татарской музыки направлениях, но он начал с освоения новых для национального искусства областей и в каждой из них сказал свое слово. Уже ранние сочинения композитора – поэма для скрипки и фортепиано, сюита и поэма для фортепьяно, первые в национальной музыке фортепьянная и скрипичная сонаты – изменили представление о возможностях инструментальной музыки на национальной основе. И ярче всего талант композитора  проявился в области фортепианной музыки. В произведениях Рустема Яхина татарская фортепианная музыка поднимается на европейский уровень. Особенно следует отметить проникновение в татарскую музыку подлинно фортепьянной фактуры, настоящее владение которой доступно лишь тем композиторам, которые сами являются и концертирующими пианистами. И действительно, Рустем Яхин не только первый пианист среди татарских композиторов, но и первый татарский пианист-солист, занимавшийся концертно-исполнительской деятельностью. (Звучит пьеса для фортепиано «На елке у Гюзель»)  Сохраняя привязанность к произведениям малых форм на всем протяжении творческого пути, композитор внес заметный вклад и в развитие камерных вокальных жанров. В истории татарской музыки Яхин признан непревзойденным мастером романса и песни, основоположником татарского классического романса. Песни Яхина неоднократно отмечались премиями республиканских конкурсов и удостоены в 1969г. Государственной премии ТАССР им.Тукая. В 1993 г. музыка патриотической песни Яхина «Туган ягым» была утверждена Государственным гимном РТ. С  2003 года учрежден Меж­ду­на­род­ный кон­курс ка­мер­ных пев­цов и кон­церт­мей­сте­ров имени Ру­сте­ма Яхина в г. Ка­за­ни. Неповторимый мелодизм и искренность передаваемых интонаций и чувств в его вокальной музыке привлекли многих музыкантов к созданию инструментальных переложений его романсов. (Звучат переложения  романсов Р. Яхина «Опять весной» в исп. ансамбля виолончелистов  и  «Одинокий дуб» в исполнении ансамбля крипачей)  70-е годы XX cтолетия– период наибольшей активности, ярких достижений и открытий тоже пианиста, композитора и общественного деятеля Рената Еникеева . Также большой мастер камерной музыки, представленной различными видами как ансамблевой (дуэты, трио, квартеты, пьесы для ансамбля скрипачей и др.), так и сольной, будучи , как и Р.Яхин, концертирующим пианистом, он особенно  успешно работает в сфере фортепианной музыки . Яркая национальная самобытность с прочной опорой на традиции народной музыки, самобытное претворение народно-песенных интонаций, драматическая форма высказывания, преломление некоторых элементов прокофьевского стиля (токкатность, вводнотоновые соотношения аккордов и тональностей, ударная трактовка фортепиано)   – несомненные достоинства творчества Р.Еникеева.  Особенно большой вклад Р.Еникеев внес в современный детский педагогический репертуар.(Звучит "Юмореска" для фортепиано)         Композитор удостоен званий  заслуженного деятеля искусств  ТАССР (1979),  РСФСР (1987), народного артиста Республики Татарстан (2002), Лауреата Государственной премии РТ им. Г.Тукая (1983).  В череде именитых композиторов имя Фуата Абубакирова не столь заметно и велико . Скрипач, дирижер, композитор, хотя никогда не входил в состав Союза композиторов. Родился в семье первого татарского профессионального виолончелиста – сокурсника Н.Жиганова в Московской консерватории. Окончил Казанскую государственную консерваторию по классу скрипки. В Татарском государственном Академическом театре имени Г.Камала с 1969 года. Начинал здесь как солист оркестра. С 1973 года - заведующий музыкальной частью и главный дирижер оркестра театра. Даже в самые трудные времена, благодаря творческому авторитету и стараниям Абубакирова, театр сохранил живой звучащий оркестр. Сегодня театр имени Г.Камала – единственный драматический театр, имеющий в своем творческом составе оркестр. Наряду с работой по музыкальному оформлению спектаклей и дирижированием, он и сам сочиняет музыку. Как когда-то Сайдашевым,им написана музыка к более чем ста спектаклям.  Его песни входят в репертуар многих эстрадных исполнителей.(Звучит песня на стихи Г.Тукая "Кубэлэк"-"Мотылек")      Луиза Миннигалеевна Батыр-Булгари (Батыркаева) принадлежит к числу композиторов, чья музыка с конца  70-х годы получила широкую популярность не только в республике, но и далеко за её пределами. Заниматься композицией Батыр-Булгари начала еще со школьной скамьи, создавая песни, пьесы для фортепиано, музыку к школьным спектаклям. Её рондо для фортепиано «На Сабантуе» в 1968 г. исполнялось на Всероссийском конкурсе юных пианистов и получило высокую оценку композитора Д.Б.Кабалевского. Луизу Батыр-Булгари всегда отличало бережное отношение к татарскому фольклору. Один  из классических образцов инструментальных обработок народной мелодии «Туган тел»   представлен как современный и сокровенный диалог с традицией. (Звучит фортепианная обработка мелодии татарской народной песни «Туган тел» - "Родной язык"). Основное место в творчестве Л. Батыр-Булгари занимают песни и музыка к театральным спектаклям. Но именно в песне - эстрадно-концертной, бытовой, так и  гражданско-патриотической; как  сольной, так и ансамблевой, хоровой - наиболее ярко определился её  талант. Она – великолепный мастер  всех жанровых разновидностей  данной области музыкального искусства.   Простота  и искренность  выражения чувств, яркая  мелодичность интонаций , пропитанная импульсом современных гармоний и ритмов песни Л.Батыр-Булгари сразу же заняли свою нишу в татарском эстрадном искусстве  и в сердцах слушателей. (Звучит песня на сл. А. Рашитова «Кояшлы ил» - «Солнечный край»  в исполнении хора младших классов) Сегодня в нашей программе мы представили вашему вниманию этапы становления   советской национальной музыкальной культуры в творчестве композиторов, кто внес неоценимый вклад  в процесс ее развития.   Период существования ТАССР закончился провозглашением 30 августа 1990 года Декларации о государственном суверенитете .Меняется название республики на «Татарскую Советскую Социалистическую Республику – Республику Татарстан».  А с 7 февраля 1992 года республика носит окончательное название «Республика Татарстан».  Современные композиторы бережно сохраняют заложенные классиками татарской музыкальной культуры традиции, вместе с тем обновляя их в духе современности . Но не теряя при этом национального своеобразия и самобытности. Музыка современных татарских композиторов часто звучит на международных фестивалях  - таких,как,например, «Европа-Азия», вызывая большой интерес и признание не только в нашей стране , но и за рубежом.   Но это уже тема наших новых встреч. И на этом мы  расстаемся с вами и до новых встреч на страницах новых выпусков нашего альманаха .