Развитие музыкальных творческих способностей средствами элементарного музицирования


Автор: Загузова Татьяна Александровна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Мастер-класс

Развитие музыкальных творческих способностей средствами элементарного музицирования

Краткое описание работы: «Музыка – это эмоциональное познание, а не интеллектуальное. Она интуитивна и бессловесна, музыка чувствуется, а не понимается умом».

 

 

«Музыка – это эмоциональное познание, а не интеллектуальное. Она интуитивна и бессловесна, музыка чувствуется, а не понимается умом»

Т. Э. Тютюнникова

 

Известно, что максимальное проявление индивидуальности происходит в процессе развития особого вида деятельности – творчества. В настоящее время девизом педагогической деятельности становится: «меньше обучать – больше взаимодействовать». Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.

В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных   инструментов  в работе с  детьми,  с целью активизации музыкального   развития  и творчества  детей. Лучшая, на мой взгляд, программа поэлементарному музицированию является методика Т.Э. Тютюнниковой. Программа эта создана по системе Карла Орфа, который в свою очередь, обучая детей навыкам коллективного музицирования, развивал не только технику игры на инструментах, но и делал упор на развитие творческого начала. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

 

Игра на музыкальных инструментах (звучащие жесты)

 «Первым инструментом» человека было, как известно, его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас.

Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.

Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т.д. Музицированию с аккомпанементом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому ЗЖ это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.

Элементарное музицирование я использую как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

И так, что же такое элементарное музицирование?

Слово элементарное, не значит примитивное, оно означает доступное и простое! Система музицирования была создана немецким композитором, педагогом Карлом Орфом. В данной системе ребёнок выступает не только слушателем или исполнителем музыкальных пьес, но главным образом творцом, создателем музыки. 

Такое музицирование доступно всем и каждому, возможность участвовать в нём не требует особых способностей и специального образования и определяется лишь желанием творить музыку и общаться. Элементарное музицирование- это самовыражение с помощью звуков и движений, к которым человек приспособлен самой природой. Это возможность объединить детей, которые обладают разными навыками, потребностями и  способностями.

Сегодня мы рассмотрим лишь несколько форм работы с детьми.

Речевые упражнения

Эта форма работы хороша для общего музыкального развития, так как она легка и доступна для всех детей. Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и тембрового разнообразия, знакомит с музыкальными формами.

Уважаемые коллеги, давайте поприветствуем друг друга.

 Коммуникативная игра-приветствие

 «Здравствуйте»

Для данной игры, музыкальные инструменты не нужны, здесь мы будем использовать «Звучащие жесты» (Можно хлопать, топать, шлёпать по ногам, плечам, шуршать ладонями, щёлкать пальцами и т.д.)

В нашей группе все друзья!

 Да-Да-Да-Да! (дети шлёпают по ногам 1-2-3, 1-2-3).

 Вы и мы, и ты, и я!

 Да-Да- Да-Да! (дети щёлкают пальцами 1-2-3, 1-2-3).

 Здравствуй друг, который справа! (Повернулись вправо и хлопнули 3 раза).

 Здравствуй друг, который слева! (Повернулись влево и хлопнули 3 раза).

 Мы — одна семья! (Играют импровизацию)

А  можно придумать единый ритм, после слов «Мы одна семья» ритмический рисунок у каждой группы получится своим. Эта игра может постоянно варьироваться, используя с каждым повтором новые комбинации жестов.

«Звучащие имена»

Дети играют «Звучащими жестами»

мы по очереди называют своё имя и прохлопывают его сначала в коротком варианте (например «Лена»), а затем в уменьшительно-ласкательном («Леночка»). После, повторяют за ребёнком все дети и так до последнего игрока. В старших группах можно игру усложнить. Дети играя своё имя могут использовать различные комбинации «звучащих жестов». Например на «Лена»-шлёпать, на «Леночка»-топать и т д.

ИМЕНА.

 

Следующая форма работы элементарного музицирования это: поэтическое музицирование. Оно помогает детям ощутить красоту звучания поэзии и музыки. Благодаря поэтическому музицированию дети не только незаметно, с удовольствием заучивают стихи на память, но читают их с особым чувством и выражением, осознают связь слова и музыки.

Музыкальное озвучивание стихов

Образы стихотворения становятся наиболее яркими, если при чтении добавить подыгрывание на музыкальных инструментах. Они могут быть самыми разнообразными. И не спорьте с детьми, когда те выбирают то или иное звучание, позвольте пробовать и искать, поддерживайте юных творцов, и постепенно ими будут найдены самые удачные сочетания слов и звуков.

При рассказывания стихотворения с аккомпанированием необходимо делать паузы в конце строк, чтобы дать время для звучания музыкальных инструментов.

(Озвучивание стихотворения на детских музыкальных инструментах)

ЕДЕМ, ЕДЕМ НА ЛОШАДКЕ ПО ЛЕСНОЙ ДОРОЖКЕ ГЛАДКОЙ

СКОК, СКОК,СКОК /2раза (стуколка или дерев. коробочка)

Санки скрипят (трещотка крутящаяся)

Бубенчики звенят (бубенцы) / 2 р

ЕДЕМ, ЕДЕМ НА ЛОШАДКЕ ПО ЛЕСНОЙ ДОРОЖКЕ ГЛАДКОЙ

СКОК,СКОК,СКОК /2раза (стуколка или дерев. коробочка)

Зима на улице:

Ве-е-тер шумит (маракасы)

Дятел стучит/ 2 р (стуколка или деревянные ложки)

ЕДЕМ, ЕДЕМ НА ЛОШАДКЕ ПО ЛЕСНОЙ ДОРОЖКЕ ГЛАДКОЙ

СКОК, СКОК,СКОК /2раза (стуколка или дерев. коробочка)

Хо-о-лод, сту-у-ужа (треугольник)

Снег пушистый кружит, кружит/ 2 р (тарелочки или Колокольчики)

ЕДЕМ, ЕДЕМ НА ЛОШАДКЕ ПО ЛЕСНОЙ ДОРОЖКЕ ГЛАДКОЙ

СКОК, СКОК,СКОК /2раза (стуколка или дерев. коробочка)

Белка на ветке орешки все грызет (грецкие орешки в скорлупе)

Рыжая лисичка зайчишку стережет (шепотом)(шуршим бумагой)

ЕДЕМ, ЕДЕМ НА ЛОШАДКЕ ПО ЛЕСНОЙ ДОРОЖКЕ ГЛАДКОЙ

СКОК, СКОК,СКОК /2раза (стуколка или дерев. коробочка)

Ехали мы ехали, на конец приехали

С горки «Ух!» (рубель)

В ямку «Бух!» (Тарелки или железный барабан)

(ВСЕ) Приехали.

Можно усложнить и озвучить сказку

 

«Курочка ряба»

Нужно выложить на столе любые инструменты (тон блок, деревянные ложки, кастаньеты, колокольчики, металлофон, ксилофон) начать рассказывать сказку. Предложить  подобрать для каждого персонажа инструмент. Договориться, кто какую партию будет играть.

 Жили были Дед (тон блок)да Баба (кастаньеты)

И была у них курочка Ряба: ( деревянные ложки)

Снесла курочка яичко, да не простое, а золотое! (металлофон)

Дед бил, бил не разбил (тон блок)

Баба била, била- не разбила  (кастаньеты)                     

Мышка бежала, хвостиком махнула, (колокольчик)

Яичко упало и разбилось… (глиссандо на металлофоне.)

Дед плачет…(тон блок) баба плачет…(кастаньеты)

 А курочка кудахчет: (деревянные ложки)  

Не плачь, Дед!(ложки) Не плачь, Баба! (ложки)

Я снесу вам яичко другое, не золотое, ( металлофон)

А простое! (ксилофон)

Обрадовались Дед с Бабой! ( играют тон блок и кастаньеты)

Стали жить поживать и добра наживать! (играет весь оркестр)

В результате этой творческой и очень увлекательной работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива. И конечно такая работа принесёт только радость и воспитателю и детям.

 

Еще одна форма элементарного музыцирования музыкально ритмические движения

в основе элементарного музицирования лежит игровая, коммуникативная, двигательная,  деятельность. В процессе поэтического  музицирования у детей развивается и музыкальная память. Дети приобретают навык ориентировки в пространстве, играя в координационно–подвижные игры. Технология элементарного  музицирования развивает творческое воображение, способность неординарно мыслить, формирует самостоятельность в решении поставленных задач, инициативность.

-Тики тики тики так так так.

 

Последняя форма элементарного музыцирования игра на детских музыкальных инструментах. Здесь ребёнок выступает не только слушателем или исполнителем музыкальных пьес, но главным образом творцом и создателем музыки.

Я, как и многие педагоги, на протяжении  своей деятельности занимаюсь поиском интересных и нетрадиционных путей в развитии творческой активности детей. Меня волнуют вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.

Оркестр

Ведущий. На этой веселой ноте я заканчиваю свой мастер-класс

Чему-нибудь и как-нибудь

Вы научились понемногу? (Да.)

И в детство вы нашли дорогу? (Да.)

Ну что ж, оценим ваши знанья. (Ведущий берет корзинку с орешками.)

Есть у меня орешки мудрости

И в них сокрыт секрет...

Их раздам я вам,

В одних пословицы — конец,

В других — ее начало.

Звучит музыка. Ведущий раздаёт орешки. Коллеги открывают орешки. В ходе обсуждения собирают пословицы и поговорки по смыслу.

Пословицы и поговорки

1. Детишек воспитать — не курочек пересчитать.

2. В одиночку не одолеешь и кочку.

3. Ребенок — это воск, что хочешь, то и сольешь.

4. Играть играй, да дело знай.

Ведущий. Какие мудрые пословицы... Они подтверждают:

Нет ничего прекраснее на свете

Счастливой дружной садовской семьи,

Где педагоги, родители и дети

Живут в мире, дружбе, любви!

Мир без искусства

Всем будет тесен,

Вы все убедились, друзья.

А музыка — главное чудо на свете,

И с детства — наша путеводная звезда.