Внеурочная деятельность как условие воспитания музыкальной культуры школьников


Автор: Липатов Павел Олегович

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Внеурочная деятельность как условие воспитания музыкальной культуры школьников

Краткое описание работы: Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.

Моменты, когда учитель сумел вызвать окрылённость и неподдельный интерес учащихся к предмету, являются для него поис­тине самыми счастливыми. Из них и складывается радость педагогического труда. Благодаря такому общему подъему дети начинают смотреть на учителя открыто и влюблённо, ожидая, не подарит ли он им еще мгновения занимательности и увлечен­ности. Широ­кие возможности создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности учащихся открываются во внеурочной музыкальной работе. Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время осуществляется на единых принципах и ведёт к главной цели музыкального образования - воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры. Все требования, предъявляемые к уроку музыки как уроку искусства, относятся и к неурочным формам: дух живого образного искусства, атмосфера сотрудничества, содружества, сопричастности, сотворчества - вот характерные черты занятий искусством.

Организация внеурочной музыкальной деятельности позволяет решить следующие задачи музыкального воспитания школьников:

·         углубление теоретических знаний и развитие практических навыков учащихся, проявивших музыкальные способности;

·         способствование возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей музыки»;

·         организация досуга учащихся в свободное от учебы время.

·         Разнообразные формы внеурочных занятий предусматривают большие возможности в этом направлении: вокальные студии, фестивали, музыкально-литературные композиции, конкурсы, концерты, праздники. Участие школьников в различных внеклассных мероприятиях по музыке развивает не только их познавательные интересы, но и способствует расширению музыкального кругозора.

К формам, широкое использование которых является целесообразным во внеклассной работе по музыке, относятся как формы занятий - соревнования, конкурсы. В нашей Гимназии “Айыы кыһата” проводим конкурс «Битва хоров», все песни исполняются на родном, якутском языке. Который вызывает большой интерес у ребят.  Участие в этом конкурсе принимают все классы. Конкурс был посвещен военно-патриотической песни.  Все классы исполнили песни о Родине, песни военных лет как: “Төрөөбүт дойду”, “Аҕам алааһа”, “Саха үҥкүүтэ”, “Дьокуускай куоратым”, “Сахам сирэ”, “Киһиэх төрөөбүт дойдута”, “Эйэ ырыата”, “Хайыһар”, “Көрсүһүү”, “Герой Попов туһунан ырыа”, “Тыыннаахтар умнубат сыллара” и.т.д. Конкурсанты этого музыкального состязания проявляют музыкальные способности, творчество, инициативу. А для учителя такой конкурс - отличная возможность проверить знания учащихся по предмету.

А так же, проводим различные конкурсы по классам приуроченный ко дню рождению якутских писателей поэтов. В прошлом году провели внутришкольный конкурс песен  на стихи якутского народного поэта С.П. Данилова посвящённый 100-летию со дня рождение народного поэта Якутии.

Как и в любой другой школе, в нашей школе есть замечательные традиции. Мне кажется, что приверженность к школьным традициям помогает ребятам почувствовать дух учебного заведения, ощутить себя командой, одним целым, семьёй. Школьные праздники являются одной из массовых форм работы. Их тематика самая разнообразная: «Посвящение», «День Учителя», «Смотр песни и строя», «День Матери», «День Победы» и т.д.  Праздники доставляют учащимся радость, объединяют, вызывают общие чувства, переживания. А какой же праздник без песен? Выступление вокального ансамбля, а также сольное пение делают праздники эмоционально окрашенными, приобщают ребят к вокальному искусству. Пение - один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, в котором успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, чувство ритма.
 

Одно из традиционных мероприятий нашей гимназии «Айыы Кыһата» - «День Песни». Ежегодно 23 мая отмечаем «День Песни». Это праздник, который не отмечается ни в одном субьекте в Российской Федерации. День песни – это совсем молодой праздник, его стали отмечать с 2013 года. Это мероприятие отличается большой инициативностью учащихся и наших родителей, учителей. Ребятам нужно выучить песню. Фестиваль даёт возможность реализовать себя в качестве певца. А ведь всему этому не учат на уроках. Время подготовки становится временем сотворчества, единения душ, узнаванием себя и своих возможностей. Песенные фестивали воспитывают не только исполнительскую, но и слушательскую культуру школьников. Из многолетнего опыта проведения фестиваля виден результат - дети знают и любят песни о Родине, о матери, гимны. На уроках музыки они с желанием исполняют песни, прозвучавшие на фестивале. Подобные фестивали и конкурсы помогают преодолеть себя, раскрыться в новом качестве, повысить собственную самооценку и уважение со стороны одноклассников.
 

Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для творчества. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.

Учебный процесс, дополнительное образование и внеурочная работа, построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики - воспитание духовно богатой личности.