Литературно-творческий проект, посвященный Дню Матери, "В мире поэзии"


Автор: Куликова Елена Владимировна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Литературно - творческий проект посвященный Дню Матери "В мире поэзии"

Краткое описание работы: Представленный проект можно применять в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.

Актуальность проекта

Литературное творчество является одним из самых древних средств нравственного, этического воспитания и развития детей дошкольного возраста, формирования поведенческих стереотипов будущих членов взрослого общества. К тому же данный вид искусства является важнейшим средством речевого развития ребенка. К сожалению,  сегодня у многих детей дошкольного возраста уровень речевого развития  ниже положенной нормы, уровень передачи эмоциональных состояний  недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому. А литературное творчество является отличным средством устранения этих проблем.

Знакомство с литературными произведениями обогащает словарь дошкольника за счет многозначности слов, помогает увидеть вторичные значения слов, формирует представления о переносном значении и учит ребенка плавному произношению фраз и предложений.

В процессе знакомства с литературными произведениями происходит процесс умственного воспитания дошкольника. Ребенок овладевает умением сравнивать, анализировать, оценивать, обобщать, а так же у ребенка возникает желание узнать, что же будет дальше в том или ином произведении, тем самым он стремится получить все новые и новые знания.

В связи с этим, отказ от данного способа воспитания и развития детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.

Еще К.И.Чуковский в книге «От двух до пяти» отмечал: «Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка».

Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни.

К сожалению, сегодня дети воспитываются не столько на литературных произведениях, сколько на современных мультфильмах. Детские психологи считает это большим упущением родителей в деле воспитания и развития детей. Многие малыши не слышали ни о Мойдодыре, ни о Федоре и её горе,  и очень жаль. Потому что дети, которых знакомят с литературными произведениями, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке. Таким образом, литературное творчество закладывает фундамент психического и нравственного здоровья дошкольника, что является необходимостью в период становления личности ребенка. Это происходит во время общения со сверстниками через игру, а инструментом развития являются литературные произведения и стихи.

Практическая значимость представленного проекта состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».

Образовательные области в интеграции: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально –коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Основные формы реализации проекта:

  • чтение литературных произведений и стихов;
  • продуктивная деятельность;
  • дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые игры;
  • беседы;
  • рассказывание, разучивание стихов, разыгрывание и драматизация;
  • экскурсия в библиотеку;
  • рассматривание разных видов книг, иллюстраций в книгах, фотографий;
  • досуг;
  • работа с родителями

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап.

1. Анкетирование родителей "Поэзия в жизни ребенка"

2. Экскурсия в Центральную детскую библиотеку г. Альметьевска

3. Мультимедийное знакомство детей с книгами древних лет (наскальные рисунки, пергамент, береста)

II. Практический этап.

1. Создание "Поэтического уголка" в группе, опираясь на помощь родителей (Портреты поэтов , иллюстрации к стихам, пазлы с героями стихов и прочее)

2. Организация "Бабушкиных вечеров" - бабушки воспитанников по своему выбору читают по вечерам детям сказки и стихи.

3. Деятельность в группе по центрам в рамках ОП "ОткрытиЯ":

  • центр математики:  знакомство с цифровыми стихами (В. Маяковский "Что такое хорошо?", А.Пушкин "У лукоморья дуб зеленый...", закрепление счета ("Весёлый счет" С. Маршак, стихи К. Чуковского), сравнение величин (стихи А. Барто, К. Чуковского, Б. Заходера);
  • центр письма: составление и запись  писем героям стихов, запись приглашения мам на поэтический вечер "В мире поэзии", создание книжек-малышек со стихами собственного сочинения
  • центр творчества: рисунки, аппликации и объемные поделки по тематике стихов, с которыми познакомились, оформление афиши итогового мероприятия;
  • центр стройки: моделирование по представлению - "Кошкин дом" С. Я. Маршак, "Чудо-дерево" К. Чуковский, "Дом переехал" А. Барто и др.
  • центр игралочка: сюжетно-ролевые игры по стихам "Топтыгин и лиса" К. Чуковский, "Разгром" Э. Успенский и др.

5. Организация подготовки к итоговому мероприятию: подбор репертуара, выучивание стихов, песен и танцев, оформление музыкального зала.

III. Заключительный этап.

1. Проведение итогового мероприятия по проектной работе "В мире поэзии", приуроченного ко Дню матери.

Ход мероприятия.

Дети, образуя живой коридор, встают у дверей в муз зале. Под музыку и аплодисменты детей и гостей  мамы и  бабушки  проходят в зал, занимают свои места.

 
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые зрители! Мы рады видеть Вас в нашем зале. Сегодня у нас необыкновенный день. В последнее воскресенье ноября в нашей стране празднуется день Матери - большой и наполненный нежностью праздник. И сегодня мы с ребятами решили подарить нашим мамам не обычный праздник, а литературный вечер. Дорогие мамы,  гости и ребята, я приглашаю вас в удивительный мир поэзии! Ребята, а  вы знаете, что такое поэзия?............................................................
Дети:  (ответы детей)........................................................................................
Ведущий: Я согласна с вами, ребята. Поэзия - это слова, сложенные в рифму. Стихами можно рассказать обо всем: о теплом солнышке, об осеннем дождике, о зеленой травке, о своей семье, о друзьях и еще о многом, многом другом, обо всем на свете, ведь недаром говорят, что поэзия похожа на солнце, освещающее весь мир. И сейчас ____________, ____________ и __________ нам об этом немного расскажут.

 

№1:  Поэзия - чудесная страница,
         Для нас сегодня открывает дверь.
         И чудо пусть любое сотворится!
         Ты, главное в него всем сердцем верь!
 №2: Любовь и красота природы,
         Дорога сказок.  Мир - любой!
         Подвластно все поэзии, попробуй!
         И дверь в ее страну открой!
 №3: Шорох листьев под ногами, капелька дождя,
         Радуга на небе, трели соловья, -
         Вот мороз рисует на стекле узор…..
         Мир вокруг прекрасен! И каждый в нем актер.
                                                                                         (Е. Некрасова.)
Ведущий: Действительно, поэзия – это удивительный огромный, волшебный мир. Дети, скажите, откуда же берется поэзия, кто пишет стихи?
Дети: (ответы детей)
Ведущий: Каких вы знаете поэтов?
Дети: (ответы детей)

Ведущий: Хорошо, что вы вспомнили многих из тех поэтов, о которых мы говорили.  Вы наверное помните, ребята, из наших бесед, что многие поэты очень часто обращаются к теме природы, особенно к теме животных, ведь для детей эта тема одна из самых понятных и любимых. И сегодня мы с вами попробуем отгадать несколько загадок о животных, а про эти отгадки расскажем стихи!

 

Ведущая берет Волшебное перо, делает несколько взмахов...

Под музыку выходит Живая шляпа, из которой ведущая достаёт первую и затем все остальные загадки.

Загадка1

Мордочка усатая,

Шубка полосатая.

Часто умывается,

А с водой не знается.(Кошка)

Каждая загадка обсуждается ведущей с детьми в поисках ответа. Если ребята отгадывают верно - шляпа танцует.

Ведущая: Ох как Волшебная Шляпа затанцевала! Значит верно угадали мы, ребята, это кошка!  А послушайте, что случилось с одними котятами, пока их мама кошечка спала. Нам об этом расскажут ___________,  ____________ ,  и ______________:

  

Что случилось у котят? В. Степанов 

Что случилось у котят,    (№4)
Почему они не спят?
Почему буфет открыли,
Чашку новую разбили?

Уронили барабан,          (№5)
Поцарапали диван?
Почему их лапки

Влезли в чьи-то тапки?

Молока разлили плошку,    (№6)
Разбудили маму-кошку!
Почему порвали книжку?
Потому что ловят мышку.  (вместе)

 

Ведущая: Вот какие проворные котята, надеемся, что они всё же поймали свою мышку. А   __________   расскажет нам, что произошло с другой кошечкой и почему же она плачет?

 

Кискино горе   Б. Заходер   (№7)

Плачет Киска в коридоре.
У неё большое горе:
Злые люди бедной Киске
Не дают украсть сосиски!

 

Загадка 2

Посмотрите  -  конь в матроске,

В черно-белую полоску.

Это вовсе не лошадка.

А о ком тогда загадка? (Зебра)

 

Ведущая: Сегодня на праздник все мамы пришли такие красивые! А  среди животных оказывается тоже есть модницы. ________________, расскажи нам пожалуйста о моднице-зебре.

 

Модница   В. Степанов   (№8)

Любит зебра по лужайке
В полосатой бегать майке.
Зебра даже за конфетку
Не наденет майку в клетку.

 

Загадка 3

День и ночь по лесу рыщет

День и ночь добычу ищет.

Ходит бродит он молчком,

Уши серые торчком. (Волк)

Ведущая: Ещё одно замечательное стихотворение написал Валерий Шульжик про Волка. _____________ со своей мамой расскажут нам, почему к Серому  Волку  никто-никто не приходит в гости.

 

Волк    В. Шульжик      (№9)

Раз в неделю волк зубастый
Чистит зубы мятной пастой,
Моет окна, белит печку,
Стелет коврик по крылечку
И с цветочком у дверей
В гости ждёт к себе зверей.
Но, увы, лесные звери
Не стучатся в эти двери...
Высока, конечно, честь,
Но опасна:
Могут съесть!

Ведущая: Да уж, и правда, страшновато к волку в гости ходить! Ну а у нас в гостях никогда не страшно, мы всегда с радостью встречаем гостей, и сейчас для вас, дорогие мамы,  танец от наших ребят! Шляпа ты тоже не зевай, танцуй вместе с ребятами и заряжайся хорошим настроением!

 

Парный танец "Хорошее настроение" 

 

Загадка 4

Если пил ты чай с медком -

С ней ты хорошо знаком

Много мёду собрала

Работящая...   (пчела)

Ведущая: А вот такой разговор состоялся у ________ _ с кем бы вы думали? С пчелой! Интересно, о чём вы говорили?

Разговор с пчелой   М. Бородицкая      (№10)

Меня ужалила пчела. 
Я закричал: "Как ты могла?!" 
Пчела в ответ:
" А ты как мог 
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен: 
Я берегла его на уж-жин!

 

Загадка 5

Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз

А зимой он спит в берлоге

От мороза пряча нос. (Медведь)

Ведущая:  Как часто дети задают родителям вопросы, на которые нам тяжело ответить! И здесь на выручку тоже может прийти поэзия. Вот, например ответ на вопрос "Почему медведь зимой спит?" таится в стихотворении Александра Коваленкова.

 

Почему медведь зимой спит  А. Коваленков

Раз морозною зимой,       (№11)

По дороге лесной,

Шел медведь к себе домой,

В теплой шубе меховой.

Шел он, шел к своей берлоге

По проселочной дороге

И, шагая через мост

Наступил лисе на хвост.

 

Подняла лисица крик        (№12)

— зашумел темный лес,

И медведь с испугу вмиг,

на сосну большую влез.

На сосне веселый дятел,

Белке домик конопатил,

И промолвил — «Ты медведь,

Должен под ноги смотреть!»

 

С той поры медведь решил,  (№13)

Что зимою нужно спать,

По дорогам не гулять,

На хвосты не наступать!

 Спит он спит в своей берлоге 

У проселочной дороги

И доволен неспроста

Что родился без хвоста.

Ведущая: Спасибо тебе, дорогая Шляпа, мы отгадали все твои загадки! И пришло время попрощаться. Запасайся новыми задачками для нас, до свидания!      (Под музыку и аплодисменты шляпа, танцуя, уходит)

 Но сегодня в  подарок мамам ребята приготовили не только стихи, но и песни. Что лучше всего украсит вечер поэзии? Конечно же песня о маме. Она так и называется : "Подарок маме" .

 

Песня  "Подарок маме"

 

Ведущая: Ну  конечно, никаких загадок ненужно, чтобы узнать о ком будут следующие стихи ребята. В этот чудесный ноябрьский праздник все самые нежные и ласковые слова и стихи для вас, дорогие мамы. 

 Стихи о маме на англ., тат.  языках.  (№14), (№15)

 

Ведущая: Сегодня не только ребята приготовили стихи, ещё и папа  _______

тоже хочет выступить с поздравительным стихотворением, прошу!  

 

Васин папа очень горд...   С. Востоков   (№15)

Васин папа очень горд
Тем, что Вася любит спорт!
Называется тот спорт —
"Кто быстрей съест мамин торт"

 Ведущая: К сожалению тортика у нас сегодня нет, но  мы всё-таки сможем угостить наших мам вкусной игрой. Ребята, научим мам готовить коктейль? Выходите, скорее.

 

♫ Музыкальная  игра "Коктейль"

 

Ведущая: Когда мама возвращается с работы домой, иногда её там поджидают сюрпризы. Давайте послушаем об этом известное  стихотворение Эдуарда Успенского "Разгром" в исполнении ______________ и его мамы.

 

Разгром      Э.Успенский  (№16)
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама приходит в дом,
Мама глядит кругом.
— Был на квартиру налёт?
— Нет.
— К нам заходил бегемот?
— Нет.
— Может быть, дом не наш?
— Наш.
— Может, не наш этаж?
— Наш.
Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.
— Значит это не обвал?
— Нет.
— Значит, слон не танцевал?
— Нет.
— Очень рада. Оказалось,
Я напрасно волновалась!

 

Ведущая: А следующие ребята расскажут, как они помогают своим бабушкам.

У меня старание   П. Синявский
Если пол я подметаю,    (№17)
Пыль до неба поднимаю,
Если стирку затеваю, 
Всю квартиру заливаю.

Если мою я посуду,            (№18)
Грохот слышится повсюду.
Бьются чашки, бьются блюдца,
Ложки в руки не даются —
У меня старание, 
У бабушки — страдание.

 

Песня о бабушке  "Скажу я вам, ребята"

 

Ведущая: Наши мамы сегодня тоже приготовили несколько слов для вас, ребята. Пожалуйста, послушайте их внимательно.

 

Стихотворение от мам

Дети – это счастье, дети – это радость,  (1)
Дети - это в жизни свежий ветерок.
Их не заработать, это не награда,
Их по благодати взрослым дарит Бог.
Дети как ни странно тоже испытанье.  (2)
Дети как деревья сами не растут.
Им нужна забота, ласка, пониманье.
Дети - это время, дети - это труд.

Дети – это чудо, доброты послание,      (3)
Лучики восхода, капельки любви.
Дети – это каждой девушки желанье
(Даже карьеристки, в глубине души)

Дети – это будто жизнь пошла сначала:  (4)
Первые улыбки, первые шаги,
Первые успехи, первые провалы.
Дети – это опыт, дети – это мы!

Ведущая: Дорогие друзья, вот и подходит к концу наш с вами первый поэтический вечер!
Сегодня в волшебный мы мир заглянули,
В наш садик тихонько стихи вдруг вспорхнули.
И все мы узнали  - писать их чудесно.
А как увлекательно и интересно.
Ребята, скажите, а вы бы хотели
Стихи чтобы чаще к нам в гости летели?
Я тоже, не против, читать, сочинять,
Великий наш русский язык постигать.
На каждое слово пусть рифма найдется,
И звездочка в группе однажды зажжется.
Дерзайте, девчонки, дерзайте, мальчишки!
Быть может когда – то напишите книжки.
Ведь нынче поэтом быть каждый готов,
А мы почитаем ваш сборник стихов!

Всем зрителям спасибо за внимание и поддержку, спасибо всем чтецам за замечательные стихи! Мы выражаем огромную благодарность всем, кто был причастен к нашему большому погружению в мир поэзии. С праздником, дороги и милые мамы, пусть в вашей жизни будет тепло, счастье, гармония и уют, с праздником! До новых встреч!

Ожидаемый результат проектной деятельности:

  • проявление интереса детей к творчеству  поэтов детских стихов;
  • участие детей в обсуждении стихов, анализе характеров и поступков героев;
  • формирование мотивации к самостоятельному чтению;
  • усвоение правил культурного обращения с книгой;
  • формирование эмоциональной отзывчивости в процессе знакомства и выучивании стихов;
  • пополнение словарного запаса и расширение кругозора детей;
  • приобщение родителей к образовательному процессу, формирование заинтересованности в развитии творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы и детского сада.

 

Вывод

Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к литературному творчеству, осмысленно воспринимают его. Но в основном их знания и впечатления базируются на материале телепередач.

С помощью детских литературных произведений и стихов возможно проникнуть во внутренний мир ребёнка, выявить черты развивающегося характера, особенности его натуры, а потом скорректировать нежелательные качества развивающейся личности.

Основной вывод данной работы состоит в том, что применение литературного творчества в процессе воспитания детей дошкольного возраста не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства воспитания.