Творческий проект: «Театр теней как средство развития творческих способностей детей»


Автор: Москвичева Вероника Александровна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Творческий проект: «Театр теней как средство развития творческих способностей детей»

Краткое описание работы: Основной целью проекта является: развитие творческих способностей детей средствами теневого театра.

Актуальность проекта

 Существует признанное мнение, что теневой театр, безоговорочно призван самым романтичным, самым загадочным видом театрального искусства, где соединяются элементы театральной постановки, графики и мультипликации. Возможно, именно это делает его особенно привлекательным в глазах маленьких зрителей. Только представьте, когда гаснет свет и в тишине таинственного полумрака оживают силуэты сказочных персонажей, малыши забывают обо всем на свете.

           О пользе теневого театра сегодня говорят не только педагоги, но и психологи. Как известно, они активно выступают против того, что дети подолгу просиживают перед экраном телевизора и компьютера по той простой причине, что готовое, законченное теле изображение усыпляет детскую фантазию, приучая мыслить стандартно. Совсем другое дело – теневой театр. Здесь вместо готового изображения малыши получают силуэт, намек, символ. А значит, ребенок может достроить визуальную картинку самостоятельно. Участвуя в теневых театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. У детей формируется уважительное отношение друг к другу: они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Театральные теневые игры обогащают эмоциональную сферу детей, учат их понимать свои чувства и по мере сил управлять ими.

Теневой театр – особый вид театра известный с древних времен. Первые упоминания о нем встречаются в хронике китайского писателя – историка ГаньБао. Помимо китайского театра теней, издавна известны
теневые театры Индонезии, Турции. Обычно теневое представление в этих странах вел один человек (даланг), который рассказывал зрителям о событиях, происходящих на экране.  Спектакли проходили по ночам на открытом воздухе. Представление продолжалось порой всю ночь напролет. Основной принцип теневого театра очень прост – использование тени от фигуры или предмета, падающий на экран при освещении их каким-либо источником света.

Практическая значимость представленного проекта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».

Образовательные области в интеграции: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально–коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

 

Основной целью моего проекта является: развитие творческих способностей детей средствами теневого театра.

Я ставила перед собой следующие задачи:

  • Познакомить детей с теневым театром.
  • Создать условия для развития творческой активности детей.
  • Развить артистические способности, исполнительские умения и эмоциональную сферу дошкольника.
  • Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

Основные формы реализации проекта:

  • чтение литературных произведений и стихов;
  • продуктивная деятельность;
  • дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые игры;
  • беседы;
  • рассказывание, разучивание стихов, разыгрывание и драматизация;
  • рассматривание разных видов теневых театров, иллюстраций, фотографий, видео и фото презентаций;
  • досуг;
  • работа с родителями.

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап.

1. Анкетирование родителей «Влияние музыкально – театрализованной деятельности на эстетическое, познавательное, речевое, эмоциональное и двигательное развитие детей дошкольного возраста».

2. Мультимедийное знакомство детей с разными видами теневого театра.

II. Практический этап.

Все необходимое для театра мы приготовили очень быстро вместе с детьми и их родителями. Для представления нам пригодился телевизор, который стоял в подготовительной группе. Телевизор этот не настоящий, его нам делали когда-то родители. Наши ребята с радостью примеряют на себя роль телеведущего какой-либо телевизионной программы. Мы взяли ватман и приклеили его в центр экрана телевизора, получился чистый лист, на котором можно было творить все, что угодно. Лампы я покупала на прищепке, они очень практичны. Главное, чтобы свет располагался между актером и экраном, для этого лампу прикрепляют по бокам, и направляют на экран. На этот экран мы закрепили 2 лампы.

          Идея создания теневого театра вылилась в огромный проект в старшей группе. Воспитатели беседовали с детьми на тему: что такое теневой театр, какой он бывает, как его изготовить и как показать, что для этого нужно и т.д. Ребятам были показаны теневые театры по сценарию известных сказок, был показан пальчиковый теневой театр в стихах. Когда экран был готов, ребятам было предложено после тихого часа, когда уже на улице темно, показать свой теневой театр ладошек. Конечно, это был не театр, а первые шажки. Дети так позитивно включились в магию происходящего на экране. Необычность зрелища так захватило их и перенесло в мир волшебной сказки, принесло радость и непередаваемый восторг, что они сами захотели стать участниками этого необычайного процесса и нарисовать фигурки. 

         Картинок получилось много, поэтому выставить все картинки на праздник не представлялось возможным. Мы отобрали с ребятами некоторые картинки на праздник, для сюрприза родителей, сложили из них небольшие зимние сюжеты, а остальные, так как опыта держания таких фигурок у детей еще не было, ребята сами предложили попробовать показать в группе, до праздника.  Конечно, все держалось в тайне от родителей. 

          В таком театре можно широко использовать творческие способности и особенности ребенка. Ребенок, обладающий хорошей пластичностью, подвижностью, чувством ритма, координацией движений, но в тоже время плохо владеет своим голосом: тембровой окраской, подражанием, громкостью. И наоборот, ребенок хорошо владеет своим голосом, но скован в движениях. Все это дает возможность ребенку в процессе обучения стать активным участником в постановке спектакля теней. В теневом театре слова играют вспомогательную роль по отношению к движению, пантомиме, жесту.

 

III. Заключительный этап.

1.Проведение итогового мероприятия в старшей группе «Это мой ребенок» по проектной работе "Теневой театр", приуроченного ко Дню матери.

На празднике в старшей группе «Это мой ребенок» родители показали экспромт театр теней под названием «Под грибом» по мотивам сказки В. Сутеева. Фигурки родителями были сделаны заранее, но весь секрет и замысел не раскрывался. На празднике родителей заранее никто не выбирал, все происходило экспромтом. Сказка звучала в записи, дети с увлечением наблюдали за показом. Родители нисколько не растерялись и справились с задачей на отлично.

         На этом же празднике проходило еще одно увлекательное действие. Я заранее приготовила нетканый материал. Это укрывной материал для мини теплиц. Разрезала нужное количество материала, так, чтобы за ним помещались 5-6 детей, написала маркером цифры. Воспитатели держали этот материал. Дети выходили по 5-6 человек, вставали напротив какой – либо цифры и начинали двигаться под музыку. С обеих сторон были направлены лампы, дети двигались под музыку, появлялись тени на ткани. Получился теневой театр под музыку. Ребята примеряли на себя интересные роли – кто- то стал ежом, кто – то белкой и тут мы объявили охоту, но не на животных, а на детей. Родители угадывали своего ребенка по силуэтам и жестам. 

Вывод

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Главная идея взаимодействия между родителями и дошкольным учреждением в том, что родители несут ответственность за воспитание детей, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Именно поэтому необходимо привлекать родителей к совместным идеям и проектам. Из опыта моей работы, родители с большим удовольствием идут на встречу педагогу. В создании нашего театра теней родители принимали самое непосредственное участие.

Из всех видов кукольного театра в детских садах наименьшей популярностью пользуется теневой театр. И как мне кажется, незаслуженно обделен вниманием педагогов. Магия театра теней создает теплую, домашнюю атмосферу, где даже самый застенчивый и робкий ребенок проявит желание быть актером, ведь за ширмой его не видно, и он потихоньку начинает раскрепощаться. Жаль, что этот своеобразный и очень интересный жанр мало используется в дошкольном образовании, этот очень интересный и увлекательный мир – театр теней.

Проведя такую работу, я заметила, что улучшился психологический комфорт в группе, дети стали более раскрепощёнными, стал лучше развиваться духовный потенциал и творческая активность детей средних и подготовительных групп. А родители были в восхищении от увиденного и получили несказанное удовольствие от такого волшебства!