Творческий проект "Вокально-хоровое пение как вид детского исполнительства"


Автор: Курочкина Ольга Владимировна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Творческий проект "Вокально-хоровое пение как вид детского исполнительства"

Краткое описание работы: Творческий проект "Вокально-хоровое пение как вид детского исполнительства"

 

 

Пояснительная записка.

    Формирование личности будущего человека начинается в дошкольном возрасте. Именно в это время закладываются нравственные и эстетические основы, на которых в дальнейшем строится система целенаправленного воспитательного процесса. Вокальные навыки у дошкольников развиваются путём приобщения их к музыке.

Музыка вызывает у детей разные чувства: радость, удивление, восхищение, праздничную приподнятость, или лёгкую печаль. Закладывается фундамент эстетической культуры для развития, которых необходима организация новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса развития музыкальных способностей. Решение этих вопросов возможно приобщением детей к музыкальному искусству через пение как самого доступного вида музыкальной деятельности. В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, обогащаются переживания ребенка. Кроме того, решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности дошкольника.

Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.

Проект направлен на развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста, создание гармонии между индивидуальным и общим, между «Я» и всеми, поиски новых путей общения педагога и ребенка.

В ходе проекта дети под руководством музыкального руководителя разучивают вокальные упражнения, песенки. Проект способствует развитию артистичности, располагает детей к открытиям, оригинальному самовыражению в повседневной жизни.

Результатом нашей работы являются выступления детей на праздниках, родительских собраниях, концертах, а также участие в городских региональных и всероссийских  конкурсах ,где ребята из ансамбля занимают призовые места.

 

Основная часть   Паспорт проекта.

Название проекта

«Вокально-хоровое пение  как вид детского исполнительства »

Вид проекта  - творческий

Основные разработчики проекта   – Курочкина Ольга Владимировна –  музыкальный руководитель

Цель проекта

Развитие исполнительских и творческих способностей через вокальное и хоровое пение.

Задачи проекта

  •       Развитие музыкальности (музыкального
    слуха, чувства ритма), творческого
    мышления, исполнительских способностей;
  • Воспитание эстетического вкуса, культуры,
    гармонически развитой личности;
  • Формирование основных вокально-хоровых навыков.
    Накопление основных музыкально-слуховых
    представлений;
  • Знакомство с предметом, постановка
    голосового аппарата; развитие слухового
    контроля и внимания при звукоизвлечении;
  • Обеспечение роста выносливости голосового
    аппарата. Использование в работе пения без сопровождения;

Сроки и этапы реализации проекта

                Долгосрочный (1 учебный год)

1этап — организационный

2этап –  основной

3этап — заключительный

Исполнители

              Участники ансамбля «Светлячок», воспитатели групп,  

                     родители, музыкальный руководитель

Ожидаемые и конечные результаты проекта

  • Различать произведения разного жанра: танец (полька, вальс, народная пляска).
  • Знать понятия: ансамбль, соло, хоровое пение, чистота интонации
  • Определять наиболее яркие выразительные средства произведения: (структура, характер).
  • Эмоционально откликаться на выраженные в песнях чувства и настроения
  • Петь протяжно, с правильным звукообразованием, подвижно, четко произносить слова.
  • Петь индивидуально и коллективно с музыкальным сопровождением и без него.
  • Уметь чисто интонировать песни, распевки, опираясь на ладовое чувство и музыкально-слуховые представления.
  • В хороводах и играх с пением сочетать движения с текстом.

Этапы реализации проекта:

  1. этап — формирующий, подготовительный этап реализации проекта (сентябрь)
  2. этап — основной этап реализации проекта (октябрь-апрель)

    3.  этап –  итоговый этап реализации проекта (май)

 

Формирующий этап реализации проекта

Месяц

С педагогами

С детьми

С родителями

Сентябрь

1.Составление перспективного плана мероприятий.

2.Подбор репертуара для детей.

3.Отражение целей и задач проекта.

4.Изучение теоретической,методической литературы по данному направлению.

5.Подготовка видео и аудио записей, дидактических игр.

1.Мониторинг по определению вокальных способностей детей

1.Анкетирование,

беседы.

2.Изучение степени потребности и желания сотрудничать по данному направлению.

 

Основной этап реализации проекта

Месяц

С  педагогами

С  детьми

С  родителями

Октябрь

Семинар практикум на тему: «Формирование вокальных навыков у детей дошкольного возраста»

Дыхание.

Диафрагматическое дыхание,Знакомство с понятием «артикуляция».

Упр. «Свеча», «Снежинка», «Воздушный шарик».

Распевки «АУ», «Ку-ку»Упр. «Две волны»

 (звук А)

Выступление на родительском собрании с темой: «Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

  1. Консультация для воспитателей «Чтобы научиться петь, надо петь»
  2. Логопедические распевки.

 

 

 

 

Певческая установка.

Атака звука.

Гласные звуки (о,э). Упр. «Снежинка», «Воздушный шарик».

Упр. «Две волны» (О),(Э)Распевка «Эхо» Песни «Осень», «Дождик»

 

 

 

1.Работа с познавательной литературой.

2.  Круглый стол для родителей «Значение пения в жизни ребенка»

Декабрь

1.Подбор иллюстраций к детским песням.

2.Составление коллажа с детьми.

Работа с микрофоном. Гласные звуки (У),(Ы), (И),(А),(О)

Упр. «Две волны» (У), (И), (Ы)Распевка «Удод»

Песни: «Дед Мороз»,«Огоньки»,«То снежинки, то пушинки».

 

 

1.Организация и привлечение родителей для  участия в певческом фестивале в качестве жюри.

Январь

1. Консультация на тему: «Учимся петь вместе».

2.Организация народных посиделок с чаепитием (угощения готовят родители)

Согласный звук (М), (Н), (Л)

Чистоговорки, скороговорки. Распевка (М), «Новый год»

Песни «В новогоднем лесу», «Зимушка хрустальная», «Метелица»

1. Беседа с родителями о пользе вокальных упражнений.

2.Совместное  проведение с родителями песенной викторины «Угадай мелодию»

 

Февраль

 

Организация семинара- практикума  с воспитателями о необходимости применения музыкально-ритмических движений во время исполнения песен.

Согласные звуки (Н), (Л), Чистоговорки, скороговорки,

Распевка «Новый год», «Львица»

Песни «Башмачки» «Игрушки» «Поезд», «Снежок» Т. Бырченко

 Выставка рисунков с родителями «Я мечтаю петь на сцене» 

 

Март

 

1.Пополнение фонотеки с песнями детских композиторов.

2.Прослушивание  популярных детских  песен в режиме дня.

Певческая установка, дыхание, дикция.

Согласные звуки (Р), (Б), (Д). Скороговорки

Распевки:

«Ровесник», «Бубенчики»,  

Песни «Дружба»,«Мамочка милая» (соло), «Солнечные зайчики»

Организация помощи в пошиве костюмов, в изготовлении атрибутов для участия ансамбля «Светлячок» в фестивале детского творчества «Голос детства» , «Музыкальная палитра»

 

Апрель

 

1.Подготовка к выпкскному утреннику «До свиданья детский сад»

Звукообразование

Согласные звуки (Г), (П), (Т), (К)

Распевки  «Гномики», «Песенка», «Тигренок»

Песня »Два ковбоя»,«Солнышко»

«Весна красна идет» «Колыбельная» В. Карасевой

Подготовка семейного  выступления на  выпускном утреннике.

 

Май

 

Подготовке и организация выпускного утренника «До свиданья детский сад»

Дикция

Согласные звуки (З_С), )Ж_Ш), (В), (Ф), (Ч)

Диагностика

Рекомендации   для родителей детей, поступающих в музыкальную школу.

 

Методы и приемы.

  • Наглядный метод: показ иллюстраций и фотографий с изображением знаменитых певцов разных стран и эпох, показ видео фильмов с выступлениями детских вокальных коллективов.
  • Словесный метод: беседа о голосовом аппарате, как самом первом музыкальном инструменте человека.
  • Игровой метод: музыкально-дидактические игры, творческие игры, пальчиковые игры, хороводные игры.
  • Практический метод: эксперимент, наблюдение, исследование, решение проблемных ситуаций.

 

 

 Список литературы.

 

  1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. — М.: Советский композитор, 1989. – 33 с.
  2. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.
  3. Венгер Л.А. Педагогика способностей. — М., 1973.
  4. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с.
  5. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. — 112 с.
  6. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
  7. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ- ПРЕСС, 2000.- 33 с.
  8. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. — М., 1963.
  9. Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. — М., 1988.
  10. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
  11. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010
  12. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.
  13. Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
  14. Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. — М.,2010.
  15. Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М..2012.
  16. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио.
  17. Учим петь — система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
  18. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
  19. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.