«Применение технологии проблемного обучения в художественно-эстетическом развитии детей в соответствии с ФГОС ДО»


Автор: Низамутдинова Минзиля Анваровна

Руководитель:

Должность руководителя:

Место работы руководителя:

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

«Применение технологии проблемного обучения в художественно-эстетическом развитии детей в соответствии с ФГОС ДО»

Краткое описание работы: Суть проблемного обучения состоит в том, что в процессе образовательной деятельности педагог ставит перед воспитанниками проблемные задачи, решая которые дети приобретают новые знания

Современное образование ставит перед собой задачу воспитания всесторонне развитой, творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации своего потенциала. Это означает изменение способов, средств и методов обученияПроблемного обучение помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задачТехнология проблемного обучения (ТПО) обеспечивает реализацию задач оптимизации социального взаимодействия в системах «взрослый-ребенок»«ребенок-другой ребенок» на основе партнерства и сотрудничества, а также успешной адаптации ребенка к предстоящему школьному обучениюАктуальность применения технологии проблемного обучения в художественно-эстетическом развитии заключается в развитие творческих способностей, которые реализуются через мыслительную деятельность, а начинать развитие этих способностей необходимо с самого раннего возраста

2. Содержание технологии проблемного обучения в художественно-эстетическом развитии.

Суть проблемного обучения состоит в том, что в процессе образовательной деятельности педагог ставит перед воспитанниками проблемные задачи, решая которые дети приобретают новые знания.

Методическими основами применения проблемного обучения на музыкальных занятиях являются:

1. Самостоятельность музыкального мышления детей, которые включаются в процесс активного познания музыкального искусства.

2. Открытие неизвестного, нового.

Проблемная ситуация в музыкальном обучении включает три основных компонента:

1. Потребность в поисковой деятельности;

2. Неизвестное, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации;

3. Доступность в выполнении проблемного музыкального задания.

Процесс проблемного обучения слагается из двух этапов: постановки задания и поиска неизвестного посредством самостоятельного исследования.

3. Применение технологии проблемного обучения в различных видах

музыкальной деятельности

Проблемные задания в музыкальной деятельности составляются с учетом всех видов деятельности: восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, инсценирование песен, детское игровое творчество, музыкально-дидактические игры.

Мы хотим поделиться с вами своим опытом использования технологии проблемного обучения на музыкальных занятиях.

Восприятие музыки – один из основных и важных видов деятельности на музыкальных занятиях. Услышать музыку — значит почувствовать и пережить чувства, по-новому размышлять об окружающей жизни, «вживаться» в музыкальный образ. На каждом занятии нужна проблема, новизна, неожиданность, интригующая ситуация, актуальная и доступная конкретному возрасту детей. На музыкальных занятиях при слушании и анализе музыкиможно использовать различные методы и приемы деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации: описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения; сравнение двух вариантов звучания одного и того же произведения в разном исполнении, оркестровка инструментального произведения.

Интеграция различных видов искусства очень важна в музыкальной деятельности детей. Вовлечение ребят в размышление о музыке с помощью живописи, поэзии даёт хороший эффект в осмыслении связей музыки с жизнью, близости искусств, поскольку в сознании детей стирается относительная грань между ними.

Например, при прослушивании пьесы Петра Ильича Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь» в подготовительной группе будет уместным прочитать фрагмент стихотворения «Небо холодное – в тучах…», А. Жемчужникова.

При знакомстве с произведением Антонио Вивальди «Осень» из цикла «Времена года», будет не лишним показать детям картину Левитана «Золотая осень».

При повторном прослушивании произведения Антонио Вивальди «Осень», а так же «Октябрь. Осеняя песня» Петра Ильича Чайковского, можно создать следующую проблемную ситуацию – назвать имя композитора, сочинившего музыку.

Таким принципом можно руководствоваться на занятиях и с младшими дошкольниками.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. Программа ориентирована на активную музыкальную деятельность дошкольников – на музицирование в доступной детям форме, которое представляет широкое поле для творчества: выдумки и сочетания тембров разных инструментов, импровизации и подыгрывании пению.

«Программа от рождения до школы» определяет следующие задачи для подготовительной группы в области песенного творчества: учить самостоятельно придумывать мелодии, самостоятельно импровизировать мелодию на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни.

Развитие певческих навыков у детей – кропотливая, систематическая работа педагога. Самостоятельное придумывание мелодии на заданный текс и наоборот, формирует положительные эмоции и удовлетворение от исполнения музыкального произведения, развивает активность, инициативу, дисциплинированность, формирует положительную установку на творчество.

Инсценирование песен, театрализация; ритмопластика (исполнение придуманных движений, соответствующих характеру музыки) способствует разностороннему музыкальному развитию детей, углубленному освоению музыкального материала; позволяет проявить самостоятельность, создает положительную мотивацию, снимает физическую усталость и напряженность, активизирует творческую фантазию ребят.

Практический опыт показывает, что организация самостоятельной музыкальной деятельности детей - важный и необходимый этап в формировании и становлении интеллектуально-творческой личности ребёнка на всех его возрастных ступенях. Музыкальная деятельность – это элемент искусства, творчества, а значит и самостоятельная музыкальная деятельность детей должна быть творческой.

Виды самостоятельной деятельности ребёнка в детском саду разнообразны. В свободное время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах.

Важными критериями самостоятельной деятельности, повышающих интерес к музыке, являются элементы игры и творческого подхода, которые воплощаются в музыкально-дидактических играх. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребёнку в интересной для него форме услышать, различить сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать сними.

Рассмотрим несколько музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.

1. Игры на развитие звуковысотного слуха: «Три поросёнка»«Угадай-ка».

2. Игры на развитие диатонического слуха: «Громко-тихо запоём»«Найди щенка».

3. Игра на развитие чувства ритма: «Учитесь танцевать».

4. Игра на развитие тембрового слуха: «На чём играю».

5. Игра для развития детского творчества «Музыкальный телефон».

Организуя самостоятельные игры детей, воспитатель внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь.

4. Заключение

Таким образом, в нашем понимании, проблемное обучение - такая организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника.

Использование на практике проблемного обучения доказывает, что дети при помощи самостоятельной деятельности способны создавать новое, оригинальное. Интересно то, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределом выполнения требуемого задания.

Технология проблемного обучения помогает воспитывать гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях.

В этой связи усилия педагога детского сада должны быть направлены на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов ее осуществления, самоконтроля и самооценки, способности получить результат. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий в практику работы образовательного учреждения.