Автор: Рахманова Екатерина Михайловна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Дети
Тип материала: Методические разработки
Краткое описание работы: Конспект доминантного занятия по музыкально-ритмической деятельности для детей подготовительной к школе группы
Цель: развитие творческих музыкально-ритмических способностей через ритмопластику и элементарное музицирование
Задачи:
Развивающие:
- совершенствовать ритмический слух воспитанников через ритмопластику и элементарное музицирование;
- развивать творчество и фантазию посредством моделирования ритмических формул и музыкальной импровизации;
- развивать танцевально-игровое творчество, умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с предложенной музыкой, передавая в танце эмоционально-образное содержание.
Образовательные:
- продолжать знакомить с элементарными музыкальными понятиями: ритм, ритмика, ритмопластика;
- продолжать формировать умение сравнивать звуки по длительности, складывать из них ритмический рисунок, проигрывать на инструменте, прохлопывать и пропевать придуманную звуковую схему;
Воспитательные:
- воспитывать желание высказывать свои впечатления, умение вежливо договариваться, дружелюбно взаимодействовать друг с другом.
Инновационные технологи
Инновационные формы и виды деятельности:
Инновационные методы:
Методы и приёмы:
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие
Интеграция видов детской деятельности: музыкальная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Оборудование и материалы:
музыкальные инструменты: ложки, тон-блок, музыкальные молоточки, бубенцы, рубель, треугольник, металлофон, ксилофон, бубен;
синтезаторы;
магнитная доска;
мультимедийная установка, экран, фонограммы музыкальных произведений
Репертуар:
Словарная работа: ритм, ритмика, ритмопластика, ритмический рисунок
Ход ООД:
Дети под музыку входят в музыкальный в зал и встают в хаотичном порядке.
Муз. рук: Добрый день, мои друзья! Всех вас рада видеть я!
Музыкально-речевая игра «Приветствие»
Мы друг другу руки подаём
И с улыбкой здравствуй мы поём.
Добрый день, добрый день, заниматься нам не лень (прохлопывают ритм)
Добрый день, добрый день, заниматься нам не лень (прохлопывают ритм)
Беседа «что такое ритм?»
- Вот мы с вами и поздоровались друг с другом, а помогла нам в этом музыкальная игра «Приветствие» с ритмическими упражнениями.
- А что такое ритм? Где вы слышали это слово? (ритм дождя, ритм часов)
- Положите руку на сердце. Что вы чувствуете? (биение сердца).
- А как оно бьётся (ритмично)
- Всё в мире живёт по законам ритма. Есть ритм у природы: ритмично движение планет, ритмично дыхание, ритмично бьётся наше сердце. Ритм везде и повсюду. Дождь ритмично отстукивает по подоконнику, ритмичен звук каблуков и звук двигателя в машине.
- Ритм повсюду, он вокруг нас. Он даже живёт в музыке. Хотите убедиться в этом? Я предлагаю вам совершить музыкальное путешествие в Ритмоград. Вы готовы к открытиям?
- Путешествуя по Ритмограду, мы познаем особенности ритма в музыке. А поможет нам в этом Книга-путеводитель.
1 слайд (на экране книга -путеводитель)
2. Общая часть
Путешествие в Ритмоград
1 этап. Познавательно-исследовательская деятельность.
2 слайд (Кружится вереница музыкальных инструментов, заканчивается анимация изображением синтезатора)
Педагог. С вашего позволения, я открываю первую страничку книги - улица Музыкально-инструментальная
- Посмотрите на слайд. Знаком ли вам этот инструмент?
- Это синтезатор. Это электронный музыкальный инструмент.
- А посмотрите внимательно, есть ли синтезатор в зале? Давайте подойдём к нему.
Сейчас я вам на синтезаторе сыграю два звука, а вы послушайте, чем они отличаются (педагог играет долгий и короткий звук).
- Чем они отличаются?
- Звуки бывают долгие и короткие.
- Как называется долгий звук? (называется «та»).
- А короткий? («ти»).
- Посмотрите, что вы видите на картинке? (поезд)
- А что он везёт (кружочки).
- Какие кружочки? (большие и маленькие)
- Как вы думаете, какими кружочками мы будем обозначать долгий звук?
- А короткий звук?
- Ребята, пройдите за синтезаторы. На отмеченных клавишах попробуйте сыграть долгий звук «та».
- а теперь короткий звук «ти».
- а теперь два звука вместе сыграйте вначале долгий звук, потом короткий «та-ти»
- У каждой мелодии свой ритмический рисунок. Давайте прохлопаем ритмический рисунок в первом вагончике поезда (прохлопывают и проговариваю «ти-та»), а теперь во втором вагончике (прохлопывают и проговариваю «ти-та»). А теперь давайте прохлопаем ритмический рисунок в двух вагончиках, но после первого ритмического рисунка не забудем сделать паузу
- А хотите, я вам сыграю этот ритмический рисунок на синтезаторе?
- К нам зима идёт, скоро Новый год
- А теперь вы попробуйте.
- Ребята, а какой вывод мы можем сделать?
- Что такое ритм в музыке? (Ритм – это чередование долгих и коротких звуков). Вот, ребята, мы с вами и сделали первое открытие.
з слайд (схематично изображён поезд с ритмическим рисунком)
2 этап. Моделирование
4 слайд (изображение, ассоциирующееся с песней)
Педагог: Ребята, давайте заглянем на следующую вторую страничку нашей книги-путеводителя по Ритмограду – улица Песенная.
- Ребята, а кто такие композиторы? (они сочиняют песни).
- Я вам предлагаю каждому побыть композитором и сочинить ритм своей песни. А потом мы пропоём ритмические рисунки (дети моделируют ритмические рисунки)
- А теперь давайте пропоём (педагог выкладывает ритмические рисунки друг за другом, дети пропевают с соблюдением пауз).
- Ребята, а какой вывод мы можем сделать? (Ритм можно пропеть)
- Без ритма не бывает ни одной песенки. Мы с вами сделали второе открытие.
5 слайд (схематично изображён поющий ребёнок, вокруг ритмические рисунки)
3 этап. Импровизация
Педагог: Разрешите открыть третью страничку книги - и мы попали на перекрёсток Танцевальный
6 слайд (изображение – Танцы разных народов)
7 слайд (видео «Польки» (5 сек), видео «Фламенко» (5 сек), видео «Барыни» (5 сек) )
Издавна людей интересовало учение о ритме, то есть ритмика. Посмотрите, как виртуозно отплясывали «Польку» в Чехии, «Фламенко» в Испании, «Барыню» на Руси. Благодаря ритму мы можем отличить польку от вальса.
А вот танцоры отстукивают чечётку. Чечётка — разновидность танца, особенностью которой является ритмическая ударная работа ног. Другое название — степ. Как правило, чечётка исполняется в специальной обуви, подбитой металлическим пластинами. Это нелёгкое дело, но можно научиться.
Вспомните как вы малышами лихо отплясывали ритм –пятка, носик, топ-топ-топ. А ковырялочку? (элемент татарского танца)
- Молодцы. Каждый танец сопровождается определённым ритмом, движением тела. Так появилось искусство ритмических движений - ритмопластика.
- Я приглашаю вас на танец. Слушаем музыку и импровизируем.
(Исполнение татарского танца, импровизация)
- Молодцы, ребята, я рада. У вас получились очень легкие и интересные композиции.
- Ребята, какое открытие мы сделали на Танцевальном перекрёстке? (Без ритма не бывает ни одного танца)
- Танцы основаны на музыкально-ритмических движениях, в их равномерном чередовании.
8 слайд (музыкально-ритмические движения одного танца, друг за другом)
4 этап. Выполнение практического задания (озвучить поэтический ритм стихотворения с помощью шумовых и музыкальных инструментов)
- А теперь давайте заглянем на четвёртую страничку нашего путеводителя - Музыкально-поэтический бульвар
9 слайд (стихотворные строчки и вокруг инструменты)
- Как вы думаете у стихотворения есть ритм? А что бы убедиться в этом, давайте озвучим ритм стихотворения с помощью шумовых и музыкальных инструментов.
(Стихотворение " Зимнее рондо" Т.Э.Тютюнникова. Дети рассаживаются в круг на коленочках. Педагог сидит с ними)
Едем, едем на лошадке
По дорожке зимней, гладкой:
Цок, цок, цок - цок, цок, цок (тон-блок)
Санки скрипят (музыкальные молоточки)
Бубенчики (звенят бубенцы)
Дятел стучит (ложки)
Вьюга свистит (флейта)
Едем, едем на лошадке
По дорожке зимней, гладкой:
Цок, цок, цок - цок, цок, цок (тон-блок)
Холод ,холод, стужа, стужа (металлофон)
Снег пушистый кружит, кружит (треугольник)
Ехали, ехали, наконец доехали (тон-блок)
С горки "У-у-ух!"(ксилофон)
В ямку " Б-у-ух! (бубен)
Приехали! /положить инструменты/
- Ребята, а какой вывод можно сделать? У стихотворения есть ритм.
Вот мы с вами сделали ещё одно открытие – У стихотворения тоже есть ритм, который можно озвучить музыкальными и шумовыми инструментами.
10 слайд (стихотворные строчки в виде ритмического рисунка и вокруг инструменты)
3. Заключительная часть
11 слайд (Парк Дружбы)
- Вот и закончилось наше путешествие- исследование, как и страницы у нашего путеводителя по Ритмограду. Мы попали в парк Дружбы.
- Какие открытия мы с вами сделали?
11 слайд (на слайде все изображения-схемы 4 открытий)
- Ритм - это чередование долгих и коротких звуков.
- Учение о ритме – это ритмика
- Искусство ритмических движений – это ритмопластика.
- Ребята, а самое главное открытие – мы подружились с ритмом.
- Ребята, вам понравилось?
-А что нового вы сегодня узнали?
- Вы помогли себе, вы подружились с ритмом. Где есть ритм?
- А что больше всего вам понравилось?
- А как вы думаете знания о ритме вам где-нибудь пригодятся?
- Ритм вокруг, он очень важен
С ним дружить каждый обязан.
- Посмотрите ребята, мои воспитанники приготовили для вас подарки.
- Что это (это шумовые инструменты). Выберете себе инструмент.
- Я думаю они вам очень пригодятся. С их помощью можно сыграть ритмический рисунок. Имея на руках этот подарок, я думаю, вы никогда не забудете то, чему сегодня научились.