"Подружись с ритмом"


Автор: Рахманова Екатерина Михайловна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Методические разработки

"Подружись с ритмом"

Краткое описание работы: Конспект доминантного занятия по музыкально-ритмической деятельности для детей подготовительной к школе группы

  

Цель: развитие творческих музыкально-ритмических способностей через ритмопластику и элементарное музицирование

Задачи:

Развивающие:

- совершенствовать ритмический слух воспитанников через ритмопластику и элементарное музицирование;

- развивать творчество и фантазию посредством моделирования ритмических формул и музыкальной импровизации;

- развивать танцевально-игровое творчество, умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с предложенной музыкой, передавая в танце эмоционально-образное содержание.

Образовательные:

- продолжать знакомить с элементарными музыкальными понятиями: ритм, ритмика, ритмопластика;

- продолжать формировать умение сравнивать звуки по длительности, складывать из них ритмический рисунок, проигрывать на инструменте, прохлопывать и пропевать придуманную звуковую схему;

Воспитательные:

- воспитывать желание высказывать свои впечатления, умение вежливо договариваться, дружелюбно взаимодействовать друг с другом.

Инновационные технологи

  • методика К. Орфа (авторская разработка Т. Э. Тютюнниковой по элементарному музицированию с дошкольниками),
  • исследовательская деятельность.

Инновационные формы и виды деятельности:

  • элементарное музицирование,
  • элементарные формы музыкальной импровизации,

Инновационные методы:

  • метод активизации творческих проявлений,
  • метод музыкального моделирования.

Методы и приёмы:

  • Наглядные –  демонстрация, использование ТСО;
  • Словесные –   беседа
  • Практические и игровые – ритмические упражнения, выполнение практических заданий, моделирование, познавательно-исследовательская деятельность, музыкально-речевая игра, импровизация.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие

Интеграция видов детской деятельности: музыкальная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Оборудование и материалы:

музыкальные инструменты: ложки, тон-блок, музыкальные молоточки, бубенцы, рубель, треугольник, металлофон, ксилофон, бубен;

синтезаторы;

магнитная доска;

мультимедийная установка, экран, фонограммы музыкальных произведений

Репертуар:

Словарная работа: ритм, ритмика, ритмопластика, ритмический рисунок

 

Ход  ООД:

  1. Вводная  часть

Дети под музыку входят в музыкальный в зал и встают в хаотичном порядке.

Муз. рук:  Добрый день, мои друзья! Всех вас рада видеть я!

Музыкально-речевая игра «Приветствие»

Мы друг другу руки подаём

И с улыбкой здравствуй мы поём.

Добрый день, добрый день, заниматься нам не лень (прохлопывают ритм)

Добрый день, добрый день, заниматься нам не лень (прохлопывают ритм)

Беседа «что такое ритм?»

- Вот мы с вами и поздоровались друг с другом, а помогла нам в этом музыкальная игра «Приветствие»  с ритмическими упражнениями.

 - А что такое ритм? Где вы слышали это слово? (ритм дождя, ритм часов)

- Положите руку на сердце. Что вы чувствуете? (биение сердца).

- А как оно бьётся (ритмично)

- Всё в мире живёт по законам ритма. Есть ритм у природы: ритмично движение планет, ритмично дыхание, ритмично бьётся наше сердце. Ритм везде и повсюду. Дождь ритмично отстукивает по подоконнику, ритмичен звук каблуков и звук двигателя в машине.

-  Ритм повсюду, он вокруг нас. Он даже живёт в музыке. Хотите убедиться в этом?  Я предлагаю вам совершить  музыкальное путешествие в Ритмоград.  Вы готовы к открытиям?

- Путешествуя по Ритмограду,  мы познаем  особенности ритма в музыке. А поможет нам в этом  Книга-путеводитель.

1 слайд (на экране книга -путеводитель)

2. Общая часть

Путешествие в Ритмоград

1 этап. Познавательно-исследовательская деятельность.

2 слайд (Кружится вереница музыкальных инструментов, заканчивается анимация  изображением синтезатора)

Педагог. С вашего позволения, я открываю первую страничку книги - улица Музыкально-инструментальная

- Посмотрите на слайд. Знаком ли вам этот инструмент?

- Это синтезатор. Это электронный музыкальный инструмент.

- А посмотрите внимательно, есть ли синтезатор  в зале? Давайте подойдём к нему.

Сейчас я вам на синтезаторе сыграю два звука, а вы послушайте, чем они отличаются (педагог играет долгий и короткий звук).

 - Чем они отличаются?

- Звуки бывают долгие и короткие.

- Как называется долгий звук? (называется «та»).

-  А короткий? («ти»). 

- Посмотрите, что вы видите на картинке? (поезд)

 - А что он везёт (кружочки).

- Какие кружочки? (большие и маленькие)

 - Как вы думаете, какими  кружочками мы будем  обозначать долгий звук?

- А короткий звук?

- Ребята, пройдите за синтезаторы. На отмеченных клавишах попробуйте сыграть долгий звук «та».

- а теперь короткий звук «ти».

- а теперь два звука вместе сыграйте вначале долгий звук, потом короткий «та-ти»

- У каждой мелодии свой ритмический рисунок. Давайте прохлопаем ритмический рисунок в первом вагончике поезда (прохлопывают и проговариваю «ти-та»), а теперь во втором вагончике (прохлопывают и проговариваю «ти-та»). А теперь давайте прохлопаем  ритмический рисунок в двух вагончиках, но после первого ритмического рисунка не забудем сделать паузу

- А хотите, я вам сыграю этот ритмический рисунок на синтезаторе?

- К нам зима идёт, скоро Новый год

- А теперь вы попробуйте.

- Ребята, а какой вывод мы можем сделать? 

- Что такое ритм в музыке? (Ритм – это чередование долгих и коротких звуков). Вот, ребята, мы с вами и сделали первое открытие.

 з слайд (схематично изображён поезд с ритмическим рисунком)

2 этап. Моделирование

4 слайд  (изображение, ассоциирующееся с песней)

Педагог: Ребята, давайте заглянем на следующую вторую страничку нашей книги-путеводителя по Ритмограду – улица Песенная.

- Ребята, а кто такие композиторы? (они сочиняют песни).

-  Я вам предлагаю  каждому побыть композитором и сочинить ритм  своей песни. А потом мы пропоём ритмические рисунки (дети моделируют ритмические рисунки)

- А теперь давайте пропоём (педагог выкладывает ритмические рисунки друг за другом,  дети пропевают с соблюдением пауз).

- Ребята, а какой вывод мы можем сделать?  (Ритм можно пропеть)

- Без ритма не бывает ни одной песенки. Мы с вами сделали второе открытие.

5 слайд (схематично изображён поющий  ребёнок, вокруг ритмические рисунки)

3 этап. Импровизация

Педагог: Разрешите открыть третью страничку книги - и мы попали на перекрёсток Танцевальный

6 слайд (изображение – Танцы разных народов)

7 слайд (видео «Польки» (5 сек), видео «Фламенко» (5 сек), видео «Барыни» (5 сек) )

Издавна людей интересовало учение о ритме, то есть ритмика. Посмотрите, как виртуозно отплясывали «Польку» в Чехии, «Фламенко» в Испании, «Барыню»  на Руси. Благодаря ритму мы можем отличить польку от вальса.

А вот танцоры отстукивают чечётку. Чечётка — разновидность танца, особенностью которой является ритмическая ударная работа ног. Другое название — степ. Как правило, чечётка исполняется в специальной обуви, подбитой металлическим пластинами. Это нелёгкое дело, но можно научиться.

Вспомните как вы малышами лихо отплясывали ритм –пятка, носик, топ-топ-топ. А ковырялочку? (элемент татарского танца)

- Молодцы. Каждый танец сопровождается определённым ритмом, движением тела. Так появилось искусство ритмических движений - ритмопластика.

- Я приглашаю вас на танец. Слушаем музыку и импровизируем.

(Исполнение татарского танца, импровизация)

- Молодцы, ребята, я  рада. У вас получились очень легкие и  интересные   композиции.

- Ребята, какое открытие мы сделали на Танцевальном перекрёстке? (Без ритма не бывает ни одного танца)

- Танцы основаны на музыкально-ритмических движениях, в их равномерном чередовании.

8 слайд (музыкально-ритмические движения одного танца, друг за другом)

4 этап. Выполнение практического задания (озвучить поэтический ритм стихотворения с помощью шумовых и музыкальных инструментов)

- А теперь давайте заглянем на четвёртую страничку нашего путеводителя - Музыкально-поэтический бульвар

9 слайд (стихотворные строчки и вокруг инструменты)

- Как вы думаете у стихотворения есть ритм? А что бы убедиться в этом, давайте озвучим  ритм стихотворения с помощью шумовых и музыкальных инструментов.

(Стихотворение " Зимнее рондо" Т.Э.Тютюнникова. Дети рассаживаются в круг на коленочках. Педагог сидит с ними)

Едем, едем на лошадке

По дорожке зимней, гладкой:

Цок, цок, цок - цок, цок, цок (тон-блок)

Санки скрипят (музыкальные молоточки)

Бубенчики (звенят бубенцы)

Дятел стучит (ложки)

Вьюга свистит (флейта)

Едем, едем на лошадке

По дорожке зимней, гладкой:

Цок, цок, цок - цок, цок, цок (тон-блок)

Холод ,холод, стужа, стужа (металлофон)

Снег пушистый кружит, кружит (треугольник)

Ехали, ехали, наконец доехали (тон-блок)

С горки "У-у-ух!"(ксилофон)

В ямку " Б-у-ух! (бубен)

Приехали! /положить инструменты/

- Ребята,  а какой вывод можно сделать? У стихотворения есть ритм.

Вот мы с вами сделали ещё одно открытие – У стихотворения тоже есть ритм, который можно озвучить музыкальными и шумовыми инструментами.

10 слайд (стихотворные строчки в виде ритмического рисунка и вокруг инструменты)

 

3. Заключительная часть

11 слайд (Парк Дружбы)

- Вот и закончилось наше  путешествие- исследование, как и страницы у  нашего  путеводителя по Ритмограду. Мы попали в парк Дружбы.

- Какие открытия мы  с вами сделали?

11 слайд (на слайде все изображения-схемы 4 открытий)

- Ритм  - это чередование долгих и коротких звуков.

- Учение о ритме – это ритмика

- Искусство ритмических движений – это ритмопластика.

- Ребята, а самое главное открытие – мы подружились с ритмом.

- Ребята, вам понравилось?

-А что нового вы сегодня узнали?

- Вы помогли себе, вы подружились с ритмом. Где есть ритм?

- А что больше всего вам понравилось?

- А как вы думаете знания о ритме вам где-нибудь пригодятся?

- Ритм вокруг, он очень важен

С ним дружить каждый обязан.

- Посмотрите ребята, мои воспитанники приготовили для вас подарки.

- Что это (это шумовые инструменты). Выберете себе инструмент.

- Я думаю они вам очень пригодятся. С их помощью можно сыграть ритмический рисунок. Имея на руках этот подарок, я думаю, вы никогда не забудете то, чему сегодня научились.