Тема: «Развитие духовно-нравственных качеств личности воспитанников старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора»


Автор: Калинова Элина Дамировна

Предмет: Музыкальный фольклор

Класс: Педагоги

Тип материала: Исследовательская работа

Тема: «Развитие духовно – нравственных качеств личности воспитанников старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора»

Краткое описание работы: План профессионального самообразования музыкального руководителя

«Русский народ не должен терять своего нравственного

авторитета среди других народов – авторитета, достойно

завоёванного русским искусством, литературой. Мы не

должны забывать о своём культурном прошлом, о наших

памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные

отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы

будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Д. С. Лихачёв

 

Актуальность

Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Образовательная область, искусство предоставляет дошкольникам возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые, мнимые.

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество - это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Детям старшего дошкольного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыкальный фольклор здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Занятия способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.

Искусство с дошкольного возраста служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций. Эту задачу по развитию личности ребенка помогает решить фольклор.

Занятия по музыкальному воспитанию с использованием фольклора, а также организация фольклорных праздников имеют в себе большие возможности для творческого развития дошкольников. Анализируя продуктивное детское творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей. Творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.

Источником музыкального творчества считают жизненные явления, саму музыку, музыкальный опыт, которым овладел ребенок. Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке в таких видах деятельности как игра, инсценировка, песня и др.

Музыкальный фольклор - это уникальная, самобытная культура наших предков - осознается современным обществом как значительный фактор духовности преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Вот именно в этом и заключается актуальность данной темы. В последние годы фольклор стали изучать более углубленно, возрождается фольклор как народная музыка, культура наших предков.

Вопрос погружения в родную традицию касается всех уровней обучения подрастающего поколения, начиная с детских садов. Внедрение элементов фольклора в практику музыкального воспитания, изучение традиций и обрядов своего народа является важнейшим звеном в процессе формирования у воспитанников высокой художественной культуры.

Проблема

Работая более 10 лет в этой сфере – могу с уверенностью сказать, что реализуемые программы по музыкальному воспитанию поверхностно затрагивают тему народности.  От сюда и недостаточность слухового багажа произведений музыкального фольклора,  и не умелое, а за частую и вовсе не используемое песенное, танцевальное исполнительство.  

Для решения этой проблемы - мной была выбрана эта тема, чтобы более углублённо продолжать работу с ребятами, педагогами и родителями по «вплетению» музыкального фольклора в жизнь ребенка.

Предметом  является путь приобщения дошкольников к народной культуре.

Цель: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народным фольклором.

Задачи:

  1. Формирование у детей дошкольного возраста базиса культуры на основе знакомства детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными народными праздниками.
  2. Использование малых форм фольклора для развития речи у детей, развитие музыкальных способностей (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления)
  3. Развитие коммуникативных качеств детей посредством народных игр, танцев, забав.
  4. Создание условий для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа.
  5. Формирование  исполнительских навыков в области пения, музицирования, движения.

Новизной и отличительной особенностью  является приобщение детей к творческой деятельности; создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.

Нормативно-правовая база

  1. Конвенция о правах ребенка.
  2. Закон «Об образовании в РФ».
  3. Семейный кодекс РФ.
  4. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Направления самообразования:

 

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Предполагаемые

результаты

Профессиональное

ü Изучить новые программы и книги, ФГОС дошкольного образования

ü Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

ü Систематически изучать журналы «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Справочник музыкального руководителя»

Сентябрь – октябрь

 

 

Повышение собственного профессионализма

 

 

 

 

 

 

 

 

Психолого-педагогические

ü Совершенствовать свои знания в области истории

регулярно

Знакомство детей с историей происхождения того или иного праздника, традиции, обычая

Методические

ü совершенствовать знания современного содержания музыкального фольклора;

ü провести мониторинг

ü подобрать методическую литературу по теме самообразования;

ü изучить подобранную методическую литературу;

ü консультации по теме родительских уголках;

ü помощь в проведении интегрированных и комплексных занятий по различным областям образовательной деятельности;

ü Принимать активное участие в работе РМО музыкальных руководителей;

ü Изучать опыт работы лучших музыкальных руководителей через Интернет.

ü Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

ü Создать собственную базу лучших сценариев и конспектов занятий.

ü Проводить открытые занятия для коллег по работе.

В течении всего периода 

 

 

 

Сентябрь

 

 

 

 

регулярно

 

 

регулярно

 

регулярно

 

 

 

 

 

 

Систематически

 

 

 

Регулярно

 

 

 

 

 

 

Периодически

Владение новыми знаниями музыкального фольклора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационно технологические технологии

ü Изучать ИКТ и внедрять их в ННОД, развлечения и праздники

ü Обзор в Интернете информации по музыкальному фольклору

ü Использование ИКТ на музыкальных занятиях при знакомстве с историей.

регулярно

 

 

 

регулярно

 

 

 

 

 

 

Повышение интереса воспитанников к ННОД «Музыка»

Общение с другими музыкальными руководителями, расширение кругозора в профессиональной области.

 

 

Основные этапы работы по самообразованию:

 

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Предполагаемые результаты

 

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

сентябрь

ü Подписка на методическую литературу «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра».

ü Изучение литературы

Повышение профессионализма

Прогностический

ü Определение целей и задач темы.

ü Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

ü Прогнозирование результатов.

С октября

Проведение «Осенин»

Пополнение базы знаний воспитанников

Практический

ü Внедрение опыта работы.

ü Формирование методического комплекса.

ü Корректировка работы.

В течении года

ü Выступление на заседании педагогического совета по теме.

ü Проведение праздника «День народного единства», «Рождество», «Коляда», «Масленица», «Пасха», «Троица».

ü Открытые занятия по теме на муниципальном уровне.

Распространение своего опыта работы

Обобщающий

ü Подведение итогов.

ü Оформление результатов работы.

Конец учебного года

ü Выступление на заседании РМО музыкальных руководителей.

ü Консультативная помощь педагогам и родителям.

ü Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

 

Внедренческий

Распространение опыта работы.

Конец учебного года

Результаты работы над темой самообразования разместить на сайте ДОУ

Отзывы других педагогов и родителей.