Автор: Калинова Элина Дамировна
Предмет: Музыкальный фольклор
Класс: Педагоги
Тип материала: Исследовательская работа
Краткое описание работы: План профессионального самообразования музыкального руководителя
«Русский народ не должен терять своего нравственного
авторитета среди других народов – авторитета, достойно
завоёванного русским искусством, литературой. Мы не
должны забывать о своём культурном прошлом, о наших
памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные
отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы
будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
Д. С. Лихачёв
Актуальность
Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Образовательная область, искусство предоставляет дошкольникам возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.
В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые, мнимые.
Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество - это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.
Детям старшего дошкольного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыкальный фольклор здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.
Занятия способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.
Искусство с дошкольного возраста служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций. Эту задачу по развитию личности ребенка помогает решить фольклор.
Занятия по музыкальному воспитанию с использованием фольклора, а также организация фольклорных праздников имеют в себе большие возможности для творческого развития дошкольников. Анализируя продуктивное детское творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей. Творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.
Источником музыкального творчества считают жизненные явления, саму музыку, музыкальный опыт, которым овладел ребенок. Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке в таких видах деятельности как игра, инсценировка, песня и др.
Музыкальный фольклор - это уникальная, самобытная культура наших предков - осознается современным обществом как значительный фактор духовности преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Вот именно в этом и заключается актуальность данной темы. В последние годы фольклор стали изучать более углубленно, возрождается фольклор как народная музыка, культура наших предков.
Вопрос погружения в родную традицию касается всех уровней обучения подрастающего поколения, начиная с детских садов. Внедрение элементов фольклора в практику музыкального воспитания, изучение традиций и обрядов своего народа является важнейшим звеном в процессе формирования у воспитанников высокой художественной культуры.
Проблема
Работая более 10 лет в этой сфере – могу с уверенностью сказать, что реализуемые программы по музыкальному воспитанию поверхностно затрагивают тему народности. От сюда и недостаточность слухового багажа произведений музыкального фольклора, и не умелое, а за частую и вовсе не используемое песенное, танцевальное исполнительство.
Для решения этой проблемы - мной была выбрана эта тема, чтобы более углублённо продолжать работу с ребятами, педагогами и родителями по «вплетению» музыкального фольклора в жизнь ребенка.
Предметом является путь приобщения дошкольников к народной культуре.
Цель: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народным фольклором.
Задачи:
Новизной и отличительной особенностью является приобщение детей к творческой деятельности; создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.
Нормативно-правовая база
Направления самообразования:
Основные направления |
Действия и мероприятия |
Сроки реализации |
Предполагаемые результаты |
Профессиональное |
ü Изучить новые программы и книги, ФГОС дошкольного образования ü Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. ü Систематически изучать журналы «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Справочник музыкального руководителя» |
Сентябрь – октябрь
|
Повышение собственного профессионализма
|
Психолого-педагогические |
ü Совершенствовать свои знания в области истории |
регулярно |
Знакомство детей с историей происхождения того или иного праздника, традиции, обычая |
Методические |
ü совершенствовать знания современного содержания музыкального фольклора; ü провести мониторинг ü подобрать методическую литературу по теме самообразования; ü изучить подобранную методическую литературу; ü консультации по теме родительских уголках; ü помощь в проведении интегрированных и комплексных занятий по различным областям образовательной деятельности; ü Принимать активное участие в работе РМО музыкальных руководителей; ü Изучать опыт работы лучших музыкальных руководителей через Интернет. ü Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. ü Создать собственную базу лучших сценариев и конспектов занятий. ü Проводить открытые занятия для коллег по работе. |
В течении всего периода
Сентябрь
регулярно
регулярно
регулярно
Систематически
Регулярно
Периодически |
Владение новыми знаниями музыкального фольклора
|
Информационно технологические технологии |
ü Изучать ИКТ и внедрять их в ННОД, развлечения и праздники ü Обзор в Интернете информации по музыкальному фольклору ü Использование ИКТ на музыкальных занятиях при знакомстве с историей. |
регулярно
регулярно
|
Повышение интереса воспитанников к ННОД «Музыка» Общение с другими музыкальными руководителями, расширение кругозора в профессиональной области.
|
Основные этапы работы по самообразованию:
Этапы |
Содержание работы |
Сроки |
Практическая деятельность |
Предполагаемые результаты
|
Диагностический |
Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта |
сентябрь |
ü Подписка на методическую литературу «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра». ü Изучение литературы |
Повышение профессионализма |
Прогностический |
ü Определение целей и задач темы. ü Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. ü Прогнозирование результатов. |
С октября |
Проведение «Осенин» |
Пополнение базы знаний воспитанников |
Практический |
ü Внедрение опыта работы. ü Формирование методического комплекса. ü Корректировка работы. |
В течении года |
ü Выступление на заседании педагогического совета по теме. ü Проведение праздника «День народного единства», «Рождество», «Коляда», «Масленица», «Пасха», «Троица». ü Открытые занятия по теме на муниципальном уровне. |
Распространение своего опыта работы |
Обобщающий |
ü Подведение итогов. ü Оформление результатов работы. |
Конец учебного года |
ü Выступление на заседании РМО музыкальных руководителей. ü Консультативная помощь педагогам и родителям. ü Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.
|
|
Внедренческий |
Распространение опыта работы. |
Конец учебного года |
Результаты работы над темой самообразования разместить на сайте ДОУ |
Отзывы других педагогов и родителей. |