Творческий союз: Игорь Корнелюк - Владимир Бортко


Автор: Миронова Юлия Евгеньевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Исследовательская работа

Творческий союз: Игорь Корнелюк - Владимир Бортко

Краткое описание работы: В данной работе описано творческое сотрудничество композитора Игоря Корнелюка с кинорежиссером Владимиром Бортко. Проанализирована музыка к кинофильмам "Бандитский Петербург", "Идиот", "Мастер и Маргарита", "Тарас Бульба"

Вступление

 

Игорь Корнелюк. Творческий путь.

Игорь Евгеньевич Корнелюк родился 16 ноября 1962 года в городе Бресте. Музыкальные способности мальчика проявились рано. В шесть лет он начал учиться в школе по классу фортепиано. В девять лет он написал первую песню «Россия, милая Россия, берёзок стройные стволы».

Когда ему было 12 лет, он начал играть в ансамбле при Брестском дворце культуры на ионике.

В 1977 году, после восьмого класса, поступил в Брестское музыкальное училище в класс композитора Марка Русина. В 1978 году решил продолжать образование в Ленинграде, куда переехал к родственникам. О переводе из Брестского музыкального училища из-за разницы в программе и уровне подготовки студентов не могло быть и речи. Игорь заново поступал на первый курс. За неделю до вступительных экзаменов он сочинил цикл пьес для фортепиано, которые и принёс на экзамен, поступил в музыкальное училище при Ленинградской консерватории в класс преподавателя Владлена Павловича Чистякова.

В 1979 году в музыкальном училище он познакомился со своим будущим соавтором Региной Лисиц. И первую совместную песню они написали к студенческому капустнику. На четвёртом курсе училища Игорь Корнелюк получил свой первый заказ на написание музыки к спектаклю «Трубач на площади» для академического театра драмы имени Пушкина.

В 1982 году окончил музыкальное училище с отличием и поступил в Ленинградскую консерваторию по классу композиции к Владиславу Александровичу Успенскому.

За время учебы в консерватории он пробовал себя в различных жанрах: музыка к научно-популярному фильму о нуждах колхозов, музыка к спектаклю «Крестики-нолики», пьесы для фортепиано, романсы на стихи Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Мустая Карима, хоровой цикл на стихи А.С. Пушкина, струнный квартет. Все его сочинения исполнялись студентами консерватории. По словам Игоря, на его становление как композитора, оказала влияние самая разная музыка: в юности «Queen», в музыкальном училище джаз, в консерватории творчество музыкантов «Могучей кучки» [6]. Он даже написал рок-сюиту с использованием интонаций и музыкального строя великих композиторов-кучкистов.

В 1985 году он становится музыкальным руководителем ленинградского тетра «Буфф» и сочиняет для него музыку. В это же время Игорь Корнелюк стал писать песни для эстрадных исполнителей. Первой песней стала «Мальчик с девочкой дружил» на стихи Сергея Михалкова.  Тогда же появляются песни на стихи Регины Лисиц.

Во время учебы в консерватории Игорь знакомится с новой музыкальной техникой – синтезаторами и компьютерами. Увлечение электронной музыкой он проносит через все свое творчество. В 1987 году он заканчивает консерваторию. Его дипломной работой стала первая в истории компьютерная симфония «Симфоническая фантазия для компьютера».

В 1988 году Корнелюк начал сольную карьеру в телепрограмме «Музыкальный ринг». Он поет собственные песни, выпускает альбомы песен, его песни исполняют популярные артисты, такие как Анне Вески, Михаил Боярский, Эдита Пьеха и другие. В 1995 году открывает собственную студию.

В 2007 году Игорю Евгеньевичу Корнелюку присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РФ».

За годы свое плодотворной творческой работы он написал свыше 100 песен, музыку к нескольким музыкальным спектаклям, детскую оперу «Тяни, толкай, или Айболит со Зверинской улицы», музыку к различным кинофильмам.

Творческий союз И. Корнелюк – В. Бортко

Последние 16 лет Игорь Корнелюк плотно работает в отечественном кинематографе. Свою первую работу в кино Игорь сделал еще в 1990 году, написав прекрасную музыку к телевизионному фильму Акима Салбиева «Короткая игра».

Первой серьезной работой в области киномузыки сам композитор считает работу над сериалом Владимира Бортко «Бандитский Петербург». В 1999 году режиссер, уже работая над фильмом, услышал по радио песню Корнелюка, и решил пригласить его писать музыку для сериала. Композитор же совместно с поэтессой Региной Лисиц в это время работал над оперой, которую не суждено было закончить. Работа над музыкой к сериалу увлекла Игоря Евгеньевича. Автору понадобилось много времени, чтобы подобрать точную музыку, максимально отражающую суть картины. По словам Игоря Корнелюка, Владимир Бортко не давал ему рабочий материал для просмотра на домашнюю студию звукозаписи, а позволял смотреть отснятые материалы только на киностудии [1].

В картине главную роль играют две песни на слова Регины Лисиц.  

Первая песня - «Ты для меня чужой» в исполнении Татьяны Булановой, тема которой стала лейтмотивом всего сериала. В работе над этой песней возникли определенные сложности с режиссером, т.к. у него, как и у многих других режиссеров есть привычка привыкать к музыке в незавершенном виде. По просьбе Бортко Корнелюк для облегчения монтажа записал эту песню в своем исполнении. Режиссер её наслушался и захотел, чтобы и в фильме её исполнял автор.  Никакие аргументы, что это женская песня, не помогали. Бортко попросил переделать текст на мужской, но в результате всех этих действий все-таки понял, что должна петь женщина.  

Вторая песня «Город, которого нет» создавалась особо трудно. Композитор понимал, какое впечатление она должна создавать, но никак не мог найти ту самую тему.  В процессе сочинения, сочинил огромное количество музыкальных тем, и все-таки нашел то, что искал.  По признанию самого Игоря Корнелюка, это стало настоящей «народной» песней, после которой Бортко стал приглашать его в качестве композитора в каждый свой кино-проект.

К этому сериалу была написана еще одна песня «Город за окном», но она не вошла в картину.

Следующей совместной работой этого тандема стал фильм «Идиот» в 2003 году.  К этому киносериалу композитор начал делать этюды, еще не видя снятый материал, думая, что зная роман Достоевского, работа не составит особого труда. А когда он увидел отснятый материал, понял, что его труд был напрасным и написанная музыка совершенно не годится, т.к. он пытался писать с позиции XXI века, и музыка была очень современной. Но Бортко снимал по-другому – он показывал именно Петербург XIX века.  Написание мелодий к фильму стало одним из самых трудных испытаний для композитора. Нужно было найти музыку, в которой чувствовался бы Петербург XIX века, но при этом она должна была быть простой и прозрачной. Режиссер хотел слышать в картине только струнные инструменты,  и никакие уговоры о расширении звукового разнообразия за счет духовых на него не производили впечатления. Главная тема картины пришла к композитору в самый последний момент. Это очень сосредоточенная мелодия, отражающая противоречивый образ князя Мышкина. В ней читается Петербург Достоевского, его мрачные дворы-колодцы. По воспоминаниям композитора, в процессе поисков этой темы, ему каждую ночь снился Федор Михайлович Достоевский,  который сидел за ломберным столиком, раздавал карты, смотрел на него, подмигивал, улыбался и показывал язык.  А когда родилась эта мелодия, то Достоевский последний раз приснился Игорю Евгеньевичу, посмотрел на него грустно-грустно и сказал: ишь, очкарик, справился! [5].

На следующий день Корнелюк понес показывать музыку Бортко и абсолютно не волновался, т.к. её одобрил сам автор. Эта мелодия удивительно ровно и легко легла на отснятый материал.

После двух этих работ Бортко признался, что над «Мастером и Маргаритой» (2004 г.)  будет работать только с Корнелюком.  Композитор хотел сначала отказаться, думая, что у него ничего не получится, но все-таки решился на эту работу. По просьбе режиссера до съемок Игорь Корнелюк сделал два фрагмента – полет Маргариты и сцену распятия для того, чтобы на съемках можно было включать музыку – и актерам легче вжиться в роль, и оператор должен почувствовать ритм, под который будет все происходить. В процессе работы над музыкой к этому фильму возникли определенные трудности в работе, т.к.  в  фильме звучит целый оркестр, а на самом деле в студии находился только один Корнелюк. Он сам записывал каждую партию, а затем сводил в единое целое.

В сцене распятия и в «Воланде» композитор использовал хор, который заменил вокальный ансамбль  «Singers family», состоящий из четырех человек. Чтобы этот ансамбль звучал как полноценный хоровой коллектив, композитор использовал метод многократного наложения записи. Тему Голгофы режиссер предложил написать на церковнославянском. С Благословения церкви был взят подлинный текст православной литургии, на который автор писал музыку. Получилось неожиданное и интересное сочетание церковнославянского языка, как части литургии и иной музыкальной наполненности.

Тему Воланда композитор изначально писал как вставной номер на «Бал сатаны», но она получилась намного шире и переросла в самостоятельное произведение. В кинокартине эта музыка звучит там, где есть зримое или незримое присутствие Воланда, и все, что с ним связано. Для этого номера Корнелюк взял латинский текст. В музыке слышатся интонации средневековой секвенции «Dies irae».  Пение хора напоминает григорианские хоралы, которые звучат на фоне оркестрового сопровождения. Создается впечатление, что хор – это как бы один из музыкальных инструментов оркестра.

Особо хочется отметить моменты, связанные с линией любви Мастера и Маргариты («Первая встреча», «Любовь выскочила, как убийца в переулке», «Еще раз про любовь»). Это светлые мелодии широкого дыхания, очень нежные, лирические, воодушевленные, одухотворенные. Их можно сравнить с лучом света среди всего мрака этой истории.

Когда вышел фильм «Мастер и Маргарита» Игорю Евгеньевичу позвонил сам Исаак Шварц и сказал: «Игорь, я даже не знал, что вы существуете. Вы так мастерски это сделали, что я спокойно могу умереть» [2].

В 2009 году Корнелюк вновь приступил к работе над фильмом Владимира Бортко «Тарас Бульба». Работа над музыкой к этому фильму давалась композитору очень тяжело. По воспоминаниям самого композитора, он столкнулся с проблемой, которую едва решил. Ему нужно было написать тему – казаки едут рубить ляхов. Очевидно, она должна быть патриотической. Но вдруг он столкнулся с тем, что патриотической составляющей в нашей жизни нет вообще. И когда ты пытаешься что-то такое изобразить, то получается неправда. А ведь нужно было писать по-честному. Решение было неожиданным – композитор пригласил мужской хор Валаамского монастыря, ему спели псалом 16 века, он сделал к нему оркестровое сопровождение и вдруг появился этот пафос, это патриотизм… [3].

Нужно отметить, что в музыке к картине Корнелюк действительно использует подлинные псалмы 16 века, а так же стилизацию под народную украинскую музыку, музыку казаков и польскую музыку.

В 2009 году,  по мнению Петербургской федерации кинопрессы, за фильм «Тарас Бульба»  Владимир Бортко был удостоен «Золотой медали» лучшему режиссёру, а Игорь Корнелюк – «Золотой медали» лучшему кинокомпозитору.

 К кинофильму было написано около 35 часов музыки, но режиссер использовал лишь малую часть написанного и в конечном итоге все-таки перепутал местами некоторые фрагменты музыки и кинокартины, чем вызвал недовольство композитора.

Заключение

Подводя итоги сказанного, хочется сказать, что работы, созданные творческим союзом В. Бортко – И. Корнелюк являются очень важным, ярким событием в мире отечественного кинематографа. Это важные вехи в истории этого жанра и, несомненно, лучшие экранизации произведений русской классической литературы («Идиот»  Ф. М. Достоевского, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова).

Особую яркость музыке Корнелюка придет то, что в ней сочетаются опора на традиции отечественной музыки и использование новейших технологий и современного музыкального языка.

Игорь Евгеньевич Корнелюк является по праву востребованным кинокомпозитором, музыка которого может претендовать на звание шедевров мирового кинематографа, а имя самого композитора можно поставить в один ряд с такими великими кинокомпозиторами, как Эннио Морриконе, Мишель Легран, Эдуард Артемьев, Алексей Рыбников, Андрей Петров, Александр Зацепин, Исаак и Максим Дунаевские и другие.

 

                                     Список литературы

  1. И музыка вдруг «приходит» именно такой, какой и должна быть, в ней нет ни единой ненужной ноты, и все встаёт на свои места. Интервью для JЁрнал для пассажиров 12.07.2012 г. [Интернет-ресурс]. – Режим доступа: http://igorkorneluk.info/kollekciya/intervyu/2010-2012
  2. Игорь Корнелюк. Человек остается человеком, пока умеет плакать [Интернет-ресурс]. – Режим доступа: http://www.vb.by/culture/18031.html 
  3. Как Корнелюк общался с Достоевским и поссорился с Бортко [Интернет-ресурс]. – Режим доступа: http://donbass.ua/news/culture/music/2012/11/15/kak-korneljuk-obschalsja-s-dostoevskim-i-possorilsja-s-bortko.html
  4. Композитор не может «исписаться» [Интернет-ресурс]. – Режим доступа: http://www.nvspb.ru/stories/kompozitor-ne-mojet-ispisatsya-54000
  5. Корнелюк Игорь Евгеньевич [Интернет-ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Корнелюк,_Игорь_Евгеньевич
  6. Корнелюк Игорь Евгеньевич. Официальный сайт [Интернет-ресурс]. – Режим доступа: http://www.korneluk.ru/
  7. Музей Игоря Корнелюка  [Интернет-ресурс]. – Режим доступа: http://igorkorneluk.info/