Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальности дошкольников


Автор: Некрасова Анастасия Алексеевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Мастер-класс

«Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальности дошкольников»

Краткое описание работы: знакомство педагогов с некоторыми инновационными формами работы, которые позволяют превратить обычное занятие в обучающую игру, активизировать учебную деятельность дошкольника, тем самым позволяя повысить эффективность занятия в несколько раз.

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы хотим представить вам информацию, которая, надеемся, будет вам полезна в повседневной работе.

Время не стоит на месте, стремительно несется. На дворе уже XXI век. За это время изменились модели воспитания как в семье, такт и для педагогов творческих и заинтересованных, не боящихся современных инновационных технологий, задумывающихся над построением работы в соответствии с ФГОС.

Современное преподавание должно быть целенаправленным, интересным, волнующим. Существует много форм, методов, приемов обучения дл того, чтобы сделать занятие качественным и запоминающим.

Мы поделимся некоторыми инновационными формами работы, которые позволяют превратить обычное занятие в обучающую игру, активизировать учебную деятельность дошкольника, тем самым позволяя повысить эффективность занятия в несколько раз.

 

Слайд1.

Тема: «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников»

 

Слайд 2.

Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников.

 

Слайд 3.

Задачи:

• Формировать элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах.

• Развивать  чувства ритматембровый слух,

  Работать над  певческим дыханием, активизировать артикуляцию.

• Развивать эмоциональную отзывчивость.

• Воспитывать любовь и интерес к музыке.

Оборудование и материалы: магнитная доска, ноты из картона, нотный стан, музыкальные инструменты: колокольчики, деревянные палочки, трещотка, свистулька, кастаньеты.

 

План:

I часть — теоретическая;

II часть — практическая.

  1. I.                  Теоретическая.

Слайд 4.

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно.

Слайд 5.

Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним.

 Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни.

Слайд 6.

Музыкальное движение это синтез музыки и движения, где первоосновой является музыка. Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.

 

II. Практическая часть.

Муз. рук.: Уважаемые коллеги!

Прошу внимания!

Прошу вашего дружеского участия и понимания.

Я мастер-класс сегодня покажу,

Много интересного, поверьте, расскажу.

Дети любят упражнения,

Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.

Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей.

Обратите внимание на экран. Что вы видите? (Нотный стан). Правильно. Какая первая нота на нотном стане? (До). На какой линеечке она располагается ? (На добавочной).

 

1. Первая нотка «До» УГАДАЙ-КА!

Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом. Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника.

Нотка «До» предлагает игру «Угадай – ка». Надо будет угадать  песню по ритмическому рисунку».

Звучит ритмический рисунок определенной песни  в исполнении музыкального руководителя. Предлагается коллегам назвать песню.

Слайд 9.

1. Антошка, елочка, пусть бегут неуклюжен

Слайд 10.

2. Жили у бабуси, даважды два четыре, кузнечик.

Слайд 11.

3. Улыбка, во поле береза стояла, дед мороз деткам елочку принес.

Слайд 12.

2. Следующая нотка «Ре» . Предлагает вам упражнение в котором надо спеть молча, про себя. Упражнение называется «Испорченная пластинка».

Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

(Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В. Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками Четная строка поется вслух, нечетная про себя).

 

Слайд 13.

В траве сидел кузнечик, вслух

В траве сидел кузнечик, про себя

Совсем как огуречик вслух

Зелененький он был. про себя

Представьте себе, представьте себе вслух

Совсем как огуречик. про себя

Представьте себе, представьте себе вслух

Зелененький он был. про себя.

Слайд 14.

Жили у бабуси
Два весёлых гуся,
Один - серый, другой - белый,
Два весёлых гуся.
Один - серый, другой - белый,
Два весёлых гуся!

Слайд 15.

3. Муз. рук: Следующая нотка «Ми» предлагает упражнение «Мы композиторы»

Это упражнение развивает фантазию, воображение, ну и конечно слух.

Мы предлагаем вам ненадолго стать композиторами. Ваша задача сочинить музыку на народные слова

Слайд 16.

 

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

 

Слайд 17.

 

4. Следующая нотка «Фа». Предлагает вам упражнение, которое называется «Танцетерапи». (Вальс «Раз, два, три на носочки»)

 

Движения под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.

Это очень старый и забытый всеми вальс, но это пример самого настоящего коммуникативного танца, в нём такие слова:

Слайд 18.

 

Раз, два, три на носочки (пары двигаются вправо по кругу)

Раз, два, три на носочки (влево по кругу)

Шаг присели (вправо)

Шаг присели (влево)

Хлопнули и разошлись! (Девочки уходят к другому партнёру)

Повторяется несколько раз.

Слайд 19.

5. Нотка «Соль». Приглашает вас в удивительный лес. Вставайте друг за другом, поедем паровозиком за Анастасией Алексеевной.. (паровоз)

Мы познакомимся с комплексом профилактических упражнений для верхних дыхательных путей (О. Арсеневская) (Выполняют по показу музыкального руководителя)

Слайд 20.

Паровоз привез нас в лес.

Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!

(ходьба по залу с согнутыми в локтях руками)

Там полным-полно чудес.

(удивленно произносить "м-м-м" на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)

Вот идет сердитый еж:

П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф! (низко наклониться, обхватив руками грудь – свернувшийся в клубок ежик)

Где же носик? Не поймешь.

Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Вот веселая пчела

Детям меда принесла.

З-з-з! З-з-з! (звук и взгляд направлять по тексту)

Села нам на локоток,

З-з-з! З-з-з!

Полетела на носок.

З-з-з! З-з-з!

Осу ослик испугал:

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а! (укрепление связок гортани, профилактика храпа)

На весь лес он закричал:

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

Гуси по небу летят,

Гуси ослику гудят:

Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! (медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком)

Устали? Нужно отдыхать,

Сесть и сладко позевать.

 

Слайд 21.

6. Нотка «Ля» приглашает вас на игротренинг- пантомиму. Упражнение «Сказочные человечки».

Методика игротренинга основана на системе игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, осязание и осязательную память, воображение и творческую фантазию.

Слайд 22.

Сначала мы будем ритмично двигаться под музыку, изображая:

а) деревянных человечков, как Буратино двигают руками, ногами - на шарнирах;

б) человечков стеклянных - идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;

в) веревочных человечков - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;

г) человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.

Слайд 23.

7. Нотка «Си» предлагает вам расслабиться. Устроить релаксацию своего тела.

 

Слайд 24.

Упражнение "Куклы-марионетки"

Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению). Да и поваляться на полу во время занятия - большое удовольствие для малыша

Сейчас мы поделимся на кукол – марионеток и на кукловодов. Представьте, что к каждому их суставчику привязана нить. С начала все нити натянуты : "куклы" стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно "отрезать ножницами" нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда "отрезаю" нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше "отрезаю" ниточки от головы, спины, коленей. Наша "марионетка" совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол).


(Участники – кукловоды взяв в руки воображаемые ножницы отрезают воображаемые нити, держащие конечности участников-марионеток).

Слайд 25.

8. Нотка «До» предлагает вам поэтическое музицирование (оркестр шумовых инструментов)

 

Если только свяжем мы музыку и слово,

Захотим учить стихи снова мы и снова.

Вы научитесь читать их с чувством, выражением.

Впереди у вас друзья, море достижений.

Такое упражнения совершенствует навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой)

Развивается чувство ансамбля, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. Теперь мы попробуем озвучить стихотворение «Ночь» с помощью инструментов.

Слайд 26.

1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещотка)

2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!».

(кастаньеты)

3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали. (звенит колокольчик)

4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок. (свистулька)

Дорогостоящий инструмент с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные инструменты. Слайд 27, 28, 29.

 

Уважаемые коллеги, выберите себе музыкальный инструмент, возьмите его  в руки. И мы все с вами дружно сыграем в народный оркестр. (Р.Н.М. «Во саду ли, в огороде»)

Слайд 30.

 

Рефлексия. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности является умение ребенка владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.

Слайд 31.

Наша память сохраняет

10% из того, что мы слышим

50% из того, что мы видим

90% из того, что мы делаем

просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие.

Слайд 32.

 

Литература:

1. Журнал «Музыкальная палитра» № 3, 4 -2003 г.

2. Альманах «Аничков мост» №3- 2006 г.