Проект "Осень за окошком"


Автор: Жосова Татьяна Александровна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Методические разработки

Проект " Осень за окошком"

Краткое описание работы: В проекте предложен метод трёх вопросов. Что мы знаем? Что мы хотим знать? Откуда можно узнать?

                                            

«Мир окружающий ребёнка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой»

В. А. Сухомлинский

                                     Введение

 Дошкольный возраст – чрезвычайно важный этап в жизни ребёнка. На этом этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира, восприятия, образного мышления, воображения.

   С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Поэтому непосредственное восприятие природы её разнообразия и динамики эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства.

    Великий русский педагог К.Д. Ушинский обращал внимание на необходимость общения детей с природой. Чем богаче палитра переживаемых впечатлений, эмоций от общения с природой  тем ярче фантазии, творчество детей.

  Подход к любому виду детской творческой работы целесообразно подкреплять разными видами художественной деятельности (поэзией, музыкой, рисунками, аппликацией, игрой, драматизацией).

     Комплексный подход способствует специальной подготовке детей к процессу восприятия, понимания информации, а также ребёнок учится рассматривать явления с разных точек зрения; применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; выражать себя в каком  - либо творчестве.

     Проблема

   Содержание и богатство чувств вызванных непосредственным общением с природой находятся в прямой зависимости от возраста детей.

   Так дети подготовительной группы как правило не могут верно оценить виденное в целом. Зачастую не воспринимают красоту окружающей природы, её неповторимые изменения в связи со сменой  времени года. Способность заменить, выделить красивое в природе развивается постепенно. В соответствии с этим восприятие природы имеет свои особенности, обусловленные запасами представлений и объемом знаний.

   Трудно представить себе воспитание у детей любви к природе без привлечения в помощники родителей. Но так как родители не всегда располагают определёнными педагогическими знаниями в этой области, и не всегда правильно могут ответить на многие детские вопросы о природе и пробудить интерес к окружающему миру.

    Мы, понимая актуальность этой проблемы, решили разработать и реализовать проект «Осень за окошком», таким образом, проект становиться способом организации педагогического процесса и взаимодействия всех участников – педагогов, детей, музыкального руководителя и родителей.

                       Паспорт проекта

·       Название проекта: «Осень за окошком»;

·       Тип проекта: познавательно – творческий;

·       Срок проведения: Сентябрь, октябрь, ноябрь;

·       Участники: дети 3 подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители;

·       Образовательная область: познавательное, речевое, художественно – эстетическое развитие;

·       Заявитель: дети подготовительной группы.

·       Авторы проекта:

Музыкальный  руководитель:

Жосова Т.А.  (высшая квалификационная категория)

Воспитатели:

Саушкина Л.В. (высшая квалификационная категория)

Роменко А.Н. (высшая квалификационная категория)

                      Актуальность

    В ходе проектной деятельности у детей систематизируется знания об осенних явлениях природы, развивается эстетическое восприятие, обогащается и активизируется словарный запас, умение самостоятельно выражать эстетическое отношение к природе в процессе слушания музыкальных произведений, чтение стихов, художественной литературы, рассматривания картин и иллюстраций. Кроме того работа над проектом способствует всестороннему развитию детей, позволяет каждому ребёнку раскрыть своё собственное «я», свой собственный потенциал, обеспечивает новый необычный взгляд на мир природы, развивает наблюдательность, коммуникативные навыки и жизненный опыт, развивает творческие способности. Природа лучше, чем что – либо обогащает психику ребёнка, совершенствует органы чувств и эстетический вкус.

                     Метод трёх вопросов.

                                     Что мы знаем?

·       Осень – время года.

·       Деревья сбрасывают листья.

·       Осень бывает разноцветная.

·       Осень бывает ранняя и поздняя.

·       Осенью льют дожди , становится холоднее.

                                       Что мы хотим знать?

·       Почему опадают листья

·       Почему короче день

·       Почему листья становятся жёлтыми и разноцветными

·       Почему ели не сбрасывают иглы

·       Почему осенью становится холоднее

 

                                      Откуда можно узнать?

·       Спросить у родителей.

·       Побеседовать с воспитателем.

·       Посмотреть фильм по видео.

·       Провести эксперименты.

·       Сходить на экскурсию.

 

                    В основе проекта лежат следующие принципы:

·       информационной достаточности, подразумевающий обогащение родителей, детей знаниями, конкретными приёмами и методами, которые могут быть применены в процессе работы;

·       взаимодействия;

·       поэтапности, системного подхода – поэтапная организация деятельности участников с реализацией на каждом этапе конкретных задач;

·       деятельного подхода, подразумевающего приобретение ребёнком знаний и навыков через ведущий вид деятельности – игру;

·       личностно – ориентированного подхода при взаимодействии с участниками процесса;

·       открытости – для инициативы и творчества каждого ребёнка;

·       гибкости, свободы выбора – деятельность участников не ограничивается заданными рамками;

·       природосообразности, т. е. ориентирование на внутренний мир ребёнка, создание условий для самовыражения, реализации личностных качеств, развитие творческих способностей;

Цель проекта: обобщить и систематизировать знания детей об осени. Конкретизировать представления об осенних изменениях в природе, полученные в процессе повседневных наблюдений. Учить чувствовать и понимать красоту осенней природы через поэзию, живопись, музыку. Воспитывать любовь и бережное  отношение к природе.

Задачи проекта:

1.    Создать условия для развития познавательных и творческих способностей в процессе получения знаний об осенних изменениях в природе.

2.    Развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные признаки осенней природы.

3.    Знакомить детей с произведениями живописи, музыки, поэзии, художественной литературы посвященных осенним явлениям природы.

4.    Развивать умения передавать впечатления об осени в своих творческих работах.

 Гипотеза: эффективность познавательного, эстетического и творческого развития детей достигается в условиях полного взаимодействия с семьёй.

 

                  Этапы  проекта

1 – й этап – Организационный:

·       Выявление проблемы;

·       Подбор специальной литературы;

·       Подбор видеоматериалов;

·       Подбор материалов для художественной деятельности;

·       Интеграция со специалистом – музыкальный руководитель;

2 – й этап – Планирование деятельности:

      Задачи:

·       Развитие познавательных процессов ( мышление, внимание, память, воображение, речь, восприятие, интеллект );

·       Формирование предпосылок для социализации дошкольников, стимулирование их активности;

·       Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками проекта;

3 – й этап – Заключительный:

Ожидаемый результат:

·       Повысился познавательный интерес детей к времени года – осень;

·       Дети научились рассматривать осенние явления с разных точек зрения.

·       Наблюдения на прогулках и привлечение в совокупности разных видов искусств осенней тематики ( с опорой на возраст) способствовало художественному, творческому, эстетическому развитию детей (музыка, поэзия, живопись, дополняли увиденное)

·       Дети научились выражать себя в каком либо художественном творчестве;

·       Значительное улучшение взаимодействие родителей с педагогами и детьми в группе.

·       Заинтересованность и участие родителей в образовательном процессе детского сада

Критерии оценки результатов по диагностики.

Для выполнения эффективности данной работы по проекту « Чудо осень» было проведено диагностическое исследование в начале и в конце работы по проекту с помощью диагностических методик.

Результаты показали:

Дети эстетически воспринимают время года Осень.

Начало проекта:                                       Окончание проекта:

высокий – 55%                                          высокий – 62%

средний – 35 %                                         средний – 38%

низкий – 10%                                             низкий – 0%

По мере реализации проекта отмечалось, что у детей расширился кругозор, появились новые знания.