Автор: Жосова Татьяна Александровна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Дети
Тип материала: Методические разработки
Краткое описание работы: В проекте предложен метод трёх вопросов. Что мы знаем? Что мы хотим знать? Откуда можно узнать?
«Мир окружающий ребёнка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой»
В. А. Сухомлинский
Введение
Дошкольный возраст – чрезвычайно важный этап в жизни ребёнка. На этом этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира, восприятия, образного мышления, воображения.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Поэтому непосредственное восприятие природы её разнообразия и динамики эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский обращал внимание на необходимость общения детей с природой. Чем богаче палитра переживаемых впечатлений, эмоций от общения с природой тем ярче фантазии, творчество детей.
Подход к любому виду детской творческой работы целесообразно подкреплять разными видами художественной деятельности (поэзией, музыкой, рисунками, аппликацией, игрой, драматизацией).
Комплексный подход способствует специальной подготовке детей к процессу восприятия, понимания информации, а также ребёнок учится рассматривать явления с разных точек зрения; применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; выражать себя в каком - либо творчестве.
Проблема
Содержание и богатство чувств вызванных непосредственным общением с природой находятся в прямой зависимости от возраста детей.
Так дети подготовительной группы как правило не могут верно оценить виденное в целом. Зачастую не воспринимают красоту окружающей природы, её неповторимые изменения в связи со сменой времени года. Способность заменить, выделить красивое в природе развивается постепенно. В соответствии с этим восприятие природы имеет свои особенности, обусловленные запасами представлений и объемом знаний.
Трудно представить себе воспитание у детей любви к природе без привлечения в помощники родителей. Но так как родители не всегда располагают определёнными педагогическими знаниями в этой области, и не всегда правильно могут ответить на многие детские вопросы о природе и пробудить интерес к окружающему миру.
Мы, понимая актуальность этой проблемы, решили разработать и реализовать проект «Осень за окошком», таким образом, проект становиться способом организации педагогического процесса и взаимодействия всех участников – педагогов, детей, музыкального руководителя и родителей.
Паспорт проекта
· Название проекта: «Осень за окошком»;
· Тип проекта: познавательно – творческий;
· Срок проведения: Сентябрь, октябрь, ноябрь;
· Участники: дети 3 подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители;
· Образовательная область: познавательное, речевое, художественно – эстетическое развитие;
· Заявитель: дети подготовительной группы.
· Авторы проекта:
Музыкальный руководитель:
Жосова Т.А. (высшая квалификационная категория)
Воспитатели:
Саушкина Л.В. (высшая квалификационная категория)
Роменко А.Н. (высшая квалификационная категория)
Актуальность
В ходе проектной деятельности у детей систематизируется знания об осенних явлениях природы, развивается эстетическое восприятие, обогащается и активизируется словарный запас, умение самостоятельно выражать эстетическое отношение к природе в процессе слушания музыкальных произведений, чтение стихов, художественной литературы, рассматривания картин и иллюстраций. Кроме того работа над проектом способствует всестороннему развитию детей, позволяет каждому ребёнку раскрыть своё собственное «я», свой собственный потенциал, обеспечивает новый необычный взгляд на мир природы, развивает наблюдательность, коммуникативные навыки и жизненный опыт, развивает творческие способности. Природа лучше, чем что – либо обогащает психику ребёнка, совершенствует органы чувств и эстетический вкус.
Метод трёх вопросов.
Что мы знаем?
· Осень – время года.
· Деревья сбрасывают листья.
· Осень бывает разноцветная.
· Осень бывает ранняя и поздняя.
· Осенью льют дожди , становится холоднее.
Что мы хотим знать?
· Почему опадают листья
· Почему короче день
· Почему листья становятся жёлтыми и разноцветными
· Почему ели не сбрасывают иглы
· Почему осенью становится холоднее
Откуда можно узнать?
· Спросить у родителей.
· Побеседовать с воспитателем.
· Посмотреть фильм по видео.
· Провести эксперименты.
· Сходить на экскурсию.
В основе проекта лежат следующие принципы:
· информационной достаточности, подразумевающий обогащение родителей, детей знаниями, конкретными приёмами и методами, которые могут быть применены в процессе работы;
· взаимодействия;
· поэтапности, системного подхода – поэтапная организация деятельности участников с реализацией на каждом этапе конкретных задач;
· деятельного подхода, подразумевающего приобретение ребёнком знаний и навыков через ведущий вид деятельности – игру;
· личностно – ориентированного подхода при взаимодействии с участниками процесса;
· открытости – для инициативы и творчества каждого ребёнка;
· гибкости, свободы выбора – деятельность участников не ограничивается заданными рамками;
· природосообразности, т. е. ориентирование на внутренний мир ребёнка, создание условий для самовыражения, реализации личностных качеств, развитие творческих способностей;
Цель проекта: обобщить и систематизировать знания детей об осени. Конкретизировать представления об осенних изменениях в природе, полученные в процессе повседневных наблюдений. Учить чувствовать и понимать красоту осенней природы через поэзию, живопись, музыку. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Задачи проекта:
1. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей в процессе получения знаний об осенних изменениях в природе.
2. Развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные признаки осенней природы.
3. Знакомить детей с произведениями живописи, музыки, поэзии, художественной литературы посвященных осенним явлениям природы.
4. Развивать умения передавать впечатления об осени в своих творческих работах.
Гипотеза: эффективность познавательного, эстетического и творческого развития детей достигается в условиях полного взаимодействия с семьёй.
Этапы проекта
1 – й этап – Организационный:
· Выявление проблемы;
· Подбор специальной литературы;
· Подбор видеоматериалов;
· Подбор материалов для художественной деятельности;
· Интеграция со специалистом – музыкальный руководитель;
2 – й этап – Планирование деятельности:
Задачи:
· Развитие познавательных процессов ( мышление, внимание, память, воображение, речь, восприятие, интеллект );
· Формирование предпосылок для социализации дошкольников, стимулирование их активности;
· Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками проекта;
3 – й этап – Заключительный:
Ожидаемый результат:
· Повысился познавательный интерес детей к времени года – осень;
· Дети научились рассматривать осенние явления с разных точек зрения.
· Наблюдения на прогулках и привлечение в совокупности разных видов искусств осенней тематики ( с опорой на возраст) способствовало художественному, творческому, эстетическому развитию детей (музыка, поэзия, живопись, дополняли увиденное)
· Дети научились выражать себя в каком либо художественном творчестве;
· Значительное улучшение взаимодействие родителей с педагогами и детьми в группе.
· Заинтересованность и участие родителей в образовательном процессе детского сада
Критерии оценки результатов по диагностики.
Для выполнения эффективности данной работы по проекту « Чудо осень» было проведено диагностическое исследование в начале и в конце работы по проекту с помощью диагностических методик.
Результаты показали:
Дети эстетически воспринимают время года Осень.
Начало проекта: Окончание проекта:
высокий – 55% высокий – 62%
средний – 35 % средний – 38%
низкий – 10% низкий – 0%
По мере реализации проекта отмечалось, что у детей расширился кругозор, появились новые знания.