ДМШ: проблемы XXI века и их решение


Автор: Фомичева Наталия Кирилловна

Предмет: Фортепиано

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

ДМШ: проблемы 21 века их решение

Краткое описание работы: Работа предназначена для преподавателей ДМШ в условиях дистанционной работы , указывает на проблемы и их решение

«ДМШ: проблемы  XXI века и их решение или дистанционное обучение как насущная необходимость преподавателя ДМШ в условиях пандемии и самоизляции»

   Использование интернет - технологий  в образовательном  процессе  ДМШ в период самоизоляции

 

   Мой педагогический стаж составляет более 30 лет. За годы работы  в   ДМШ   в    моем    классе    сложилась    определенная     методика преподавания, которую  я  нахожу  оптимальной  с  точки зрения  достижения     многих   целей  из  тех, что стоят перед  преподавателем в  современной  школе.

По мере накопления опыта, у каждого педагога возникает потребность в анализе своей работы, процесса обучения, в выявлении слабых мест и акцентировании удачных моментов. По результатам преподавания из    достаточно большого количества проблем, на мой взгляд, стоит выделить три основные.

Первая заключается в том, что зачастую, особенно на начальном этапе, дети мало занимаются дома, а те, кто занимается с усердием, подвергаются опасности закрепить неверные навыки игры, вследствие отсутствия должного контроля со стороны преподавателя.

Вторая проблема – отсутствие интереса к образовательному процессу со стороны родителей учеников. А ведь именно они должны служить примером в преодолении трудностей, им под силу совместно с педагогом создать благоприятную атмосферу, поддержать благие начинания, в какой-то мере проконтролировать домашнюю работу. Только «командная игра», связка «ученик-учитель-родители», способна принести  результат, создать фундамент для дальнейшего развития всех игроков.

Третья проблема – отсутствие в современном обществе культуры слушания музыки вообще, и классической музыки в частности. А ведь «Прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся - будь это ребёнок, отрок или взрослый - должен уже духовно владеть какой-то музыкой: так сказать, хранить её в своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом. Весь секрет таланта и гения состоит в    том, что в его мозгу уже живёт полной жизнью музыка раньше, чем он первый раз прикоснется к клавише или проведет смычком по струне; вот почему младенцем Моцарт «сразу» заиграл на фортепьяно и на скрипке». (Нейгауз Г.Г., Об искусстве фортепьянной игры, М., 1961, с.13-14)

Немаловажным моментом, значительным образом повлиявшим на появление моей методики преподавания, стало осознание того факта, что мы живём в век информационных технологий. Интернет прочно вошёл в нашу жизнь, бурно расцветают различные социальные сети, электронные мессенджеры. Обилие данных и лёгкость их получения порождают проблему выбора правильной информации. Кто, как не учитель, поможет ученику сориентироваться в тематическом информационном поле?

Общение между  преподавателем и обучающимся посредством соцсетей других   средств интернет - коммуникации в   значительной   степени позволяет   снизить    остроту ранее обозначенных мной проблем.

Результатом размышлений о возможностях улучшения образовательного процесса стало создание моей группы в «Watsappe», в которую вхожу я, ученики и их родители. В группе размещается информация о важных аспектах музыкальной жизни моего класса, интересные факты – о музыкантах, музыке, анонсы мероприятий, видео-, аудио- и текстовые материалы, ссылки на полезные интернет-ресурсы.

Данная   возможность позволяет обеспечить качественным материалом для прослушивания учеников и их родителей, выкладывается классическая и джазовая музыка в исполнении великих музыкантов.

В   группе мной выкладываются домашние задания, в объёме, который сложно было бы визуализировать в «классическом» дневнике. В данном формате легко реализуется логическая цепочка: «задание» - «выполнение» -«контроль качества» - «работа над ошибками» - «повторный контроль». Всё проходит посредством обмена видеороликами и текстовыми сообщениями. Процесс дистанционного обучения позволяет избежать досадных пауз, связанных с болезнью, форс-мажорными обстоятельствами, обеспечить непрерывность обучения. Часть  видео записывается в классе, и ученик имеет материал для домашнего анализа классных занятий. В свою очередь реализуется хорошая возможность «удержания репертуара», контроль ранее выученных пьес и упражнений без затрат времени на это во время очных уроков.

В наше время, когда мы, преподаватели, лицом к лицу столкнулись с сегодняшней проблемой – проведением уроков онлайн и выполнением домашних заданий, встает  первый момент -

1) Дистанционное  обучение - это не только отказ от привычных форм работы, но и новые способы взаимодействия. Сейчас у детей появилась возможность и на просмотр онлайн-концертов (концерты БЗ Московской консерватории), и на знакомство с новой для себя музыкой. Появилась возможность  не сходя с дивана погулять по Третьяковке и послушать лекцию о творчестве какого-либо художника или посмотреть балет «Корсар» в Большом театре.

2)  участие в интернет-конкурсах

Дети лишились публичных концертов и выступлений, но это не значит, что накопленный за год багаж пропадет впустую.

3) мотивация детей самостоятельно готовиться к экзаменам (а для младших классов необходима помощь родителей)

Очень важно организовать домашние занятия. В этом преподавателям могут помочь родители детей. Сейчас появилась возможность объединить усилия для одного важного дела: помочь ученику максимально быстро выполнять домашние задания. А преподаватели всегда рады  прийти  на помощь. Если возникают трудности с организацией времени - придерживаемся того же расписания занятий, какое было у ученика до ухода на дистанционное обучение. И ни в коем случае не откладываем занятия «на завтра».

4) на удаленке  занимаемся в несколько подходов

Домашнее занятие разбиваем на несколько частей. В перерывах между видео записями я консультирую ученика с помощью мессенджеров (Watsapp, Скайп) и у моих учеников остается время для поиска примеров музыкального выступления других учеников из других школ на онлайн-уроках, Youtube –каналах (прекрасные мастер-классы преподавателя ЦМШ при МГК М. А. Марченко).Не могу не сказать и про отрицательные моменты приведенных ранее мной  мессенжеров (зависание картинки, не совпадение картинки со звуком, прерывистость видео, отключение  и т.д.) Ведь в нашей работе очень важен качественный, профессиональный  звук. Но здесь можно сказать только одно: не до жиру, быть бы живу.

5) научить ребенка планировать свой день

Зачастую у подростка, кажется, совсем нет времени на занятия. На самом деле он,  вероятно, просто не умеет планировать свою занятость. Мы вместе обсуждаем распорядок дня и я стараюсь на примерах, доступным способом рассказать, обьяснить и показать ,как лучше сделать. Скоро, сам подросток с удивлением обнаружит, что время можно выделить на все, что угодно, главное правильно расставить приоритеты.

6) слушаем  музыку, разную и много.

Учимся определять характер музыки, жанр, темп, динамику, развитие, форму.

7) лучше мало, но лучше

Заставлять бесполезно - лучше придумать способ поддержать и поощрить.

8) надо больше разговаривать с учеником о музыке, которую он играет, слушает. Надо, чтобы он не боялся фантазировать - возможно он задумается над тем, какими средствами композитор добился этого ощущения.

9) создаем ощущение успеха

В условиях самоизоляции и работая дистанционно, я старалась как можно больше и чаще  хвалить - даже если у него не все получалось. Очень хорошо, если после занятия, я могла ученика попросить сыграть только для меня с удовольствием, не боясь ошибиться. Я всегда после говорю свои замечания. Указывая на недочеты, обязательно  при  этом  найду, что можно похвалить. И когда придет время выступить на концерте  или экзамене, он будет уверен в себе, потому что обязательно вспомнит, с каким удовольствием слушают его родители.

В заключение могу только высказать пожелания всех преподавателей: скорей бы вернуться в класс, встретиться с учениками в привычной для нас обстановке, в своих классах.