Автор: Фомичева Наталия Кирилловна
Предмет: Фортепиано
Класс: Педагоги
Тип материала: Методические рекомендации
Краткое описание работы: Работа предназначена для преподавателей ДМШ в условиях дистанционной работы , указывает на проблемы и их решение
«ДМШ: проблемы XXI века и их решение или дистанционное обучение как насущная необходимость преподавателя ДМШ в условиях пандемии и самоизляции»
Использование интернет - технологий в образовательном процессе ДМШ в период самоизоляции
Мой педагогический стаж составляет более 30 лет. За годы работы в ДМШ в моем классе сложилась определенная методика преподавания, которую я нахожу оптимальной с точки зрения достижения многих целей из тех, что стоят перед преподавателем в современной школе.
По мере накопления опыта, у каждого педагога возникает потребность в анализе своей работы, процесса обучения, в выявлении слабых мест и акцентировании удачных моментов. По результатам преподавания из достаточно большого количества проблем, на мой взгляд, стоит выделить три основные.
Первая заключается в том, что зачастую, особенно на начальном этапе, дети мало занимаются дома, а те, кто занимается с усердием, подвергаются опасности закрепить неверные навыки игры, вследствие отсутствия должного контроля со стороны преподавателя.
Вторая проблема – отсутствие интереса к образовательному процессу со стороны родителей учеников. А ведь именно они должны служить примером в преодолении трудностей, им под силу совместно с педагогом создать благоприятную атмосферу, поддержать благие начинания, в какой-то мере проконтролировать домашнюю работу. Только «командная игра», связка «ученик-учитель-родители», способна принести результат, создать фундамент для дальнейшего развития всех игроков.
Третья проблема – отсутствие в современном обществе культуры слушания музыки вообще, и классической музыки в частности. А ведь «Прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся - будь это ребёнок, отрок или взрослый - должен уже духовно владеть какой-то музыкой: так сказать, хранить её в своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом. Весь секрет таланта и гения состоит в том, что в его мозгу уже живёт полной жизнью музыка раньше, чем он первый раз прикоснется к клавише или проведет смычком по струне; вот почему младенцем Моцарт «сразу» заиграл на фортепьяно и на скрипке». (Нейгауз Г.Г., Об искусстве фортепьянной игры, М., 1961, с.13-14)
Немаловажным моментом, значительным образом повлиявшим на появление моей методики преподавания, стало осознание того факта, что мы живём в век информационных технологий. Интернет прочно вошёл в нашу жизнь, бурно расцветают различные социальные сети, электронные мессенджеры. Обилие данных и лёгкость их получения порождают проблему выбора правильной информации. Кто, как не учитель, поможет ученику сориентироваться в тематическом информационном поле?
Общение между преподавателем и обучающимся посредством соцсетей других средств интернет - коммуникации в значительной степени позволяет снизить остроту ранее обозначенных мной проблем.
Результатом размышлений о возможностях улучшения образовательного процесса стало создание моей группы в «Watsappe», в которую вхожу я, ученики и их родители. В группе размещается информация о важных аспектах музыкальной жизни моего класса, интересные факты – о музыкантах, музыке, анонсы мероприятий, видео-, аудио- и текстовые материалы, ссылки на полезные интернет-ресурсы.
Данная возможность позволяет обеспечить качественным материалом для прослушивания учеников и их родителей, выкладывается классическая и джазовая музыка в исполнении великих музыкантов.
В группе мной выкладываются домашние задания, в объёме, который сложно было бы визуализировать в «классическом» дневнике. В данном формате легко реализуется логическая цепочка: «задание» - «выполнение» -«контроль качества» - «работа над ошибками» - «повторный контроль». Всё проходит посредством обмена видеороликами и текстовыми сообщениями. Процесс дистанционного обучения позволяет избежать досадных пауз, связанных с болезнью, форс-мажорными обстоятельствами, обеспечить непрерывность обучения. Часть видео записывается в классе, и ученик имеет материал для домашнего анализа классных занятий. В свою очередь реализуется хорошая возможность «удержания репертуара», контроль ранее выученных пьес и упражнений без затрат времени на это во время очных уроков.
В наше время, когда мы, преподаватели, лицом к лицу столкнулись с сегодняшней проблемой – проведением уроков онлайн и выполнением домашних заданий, встает первый момент -
1) Дистанционное обучение - это не только отказ от привычных форм работы, но и новые способы взаимодействия. Сейчас у детей появилась возможность и на просмотр онлайн-концертов (концерты БЗ Московской консерватории), и на знакомство с новой для себя музыкой. Появилась возможность не сходя с дивана погулять по Третьяковке и послушать лекцию о творчестве какого-либо художника или посмотреть балет «Корсар» в Большом театре.
2) участие в интернет-конкурсах
Дети лишились публичных концертов и выступлений, но это не значит, что накопленный за год багаж пропадет впустую.
3) мотивация детей самостоятельно готовиться к экзаменам (а для младших классов необходима помощь родителей)
Очень важно организовать домашние занятия. В этом преподавателям могут помочь родители детей. Сейчас появилась возможность объединить усилия для одного важного дела: помочь ученику максимально быстро выполнять домашние задания. А преподаватели всегда рады прийти на помощь. Если возникают трудности с организацией времени - придерживаемся того же расписания занятий, какое было у ученика до ухода на дистанционное обучение. И ни в коем случае не откладываем занятия «на завтра».
4) на удаленке занимаемся в несколько подходов
Домашнее занятие разбиваем на несколько частей. В перерывах между видео записями я консультирую ученика с помощью мессенджеров (Watsapp, Скайп) и у моих учеников остается время для поиска примеров музыкального выступления других учеников из других школ на онлайн-уроках, Youtube –каналах (прекрасные мастер-классы преподавателя ЦМШ при МГК М. А. Марченко).Не могу не сказать и про отрицательные моменты приведенных ранее мной мессенжеров (зависание картинки, не совпадение картинки со звуком, прерывистость видео, отключение и т.д.) Ведь в нашей работе очень важен качественный, профессиональный звук. Но здесь можно сказать только одно: не до жиру, быть бы живу.
5) научить ребенка планировать свой день
Зачастую у подростка, кажется, совсем нет времени на занятия. На самом деле он, вероятно, просто не умеет планировать свою занятость. Мы вместе обсуждаем распорядок дня и я стараюсь на примерах, доступным способом рассказать, обьяснить и показать ,как лучше сделать. Скоро, сам подросток с удивлением обнаружит, что время можно выделить на все, что угодно, главное правильно расставить приоритеты.
6) слушаем музыку, разную и много.
Учимся определять характер музыки, жанр, темп, динамику, развитие, форму.
7) лучше мало, но лучше
Заставлять бесполезно - лучше придумать способ поддержать и поощрить.
8) надо больше разговаривать с учеником о музыке, которую он играет, слушает. Надо, чтобы он не боялся фантазировать - возможно он задумается над тем, какими средствами композитор добился этого ощущения.
9) создаем ощущение успеха
В условиях самоизоляции и работая дистанционно, я старалась как можно больше и чаще хвалить - даже если у него не все получалось. Очень хорошо, если после занятия, я могла ученика попросить сыграть только для меня с удовольствием, не боясь ошибиться. Я всегда после говорю свои замечания. Указывая на недочеты, обязательно при этом найду, что можно похвалить. И когда придет время выступить на концерте или экзамене, он будет уверен в себе, потому что обязательно вспомнит, с каким удовольствием слушают его родители.
В заключение могу только высказать пожелания всех преподавателей: скорей бы вернуться в класс, встретиться с учениками в привычной для нас обстановке, в своих классах.