ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ


Автор: Наний Ирина Викторовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Реферат

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Краткое описание работы: Воздействие музыкального воспитания на эмоциональную сферу ребенка с интеллектуальной недостаточностью, позволяет решать не только развивающие, но и терапевтические задачи, благодаря чему ребенок оказывается готов к другим, более сложным для него занятиям.

 Детей с нарушением развития становится все больше. Этому много причин: от неблагоприятных экологических условий, напряженного ритма жизни до развития современной медицины, позволяющей выхаживать недоношенных младенцев и детей с грубыми поражениями нервной системы. 
 Если раньше основное место в помощи ребенку с нарушениями развития занимало лечение, то теперь все чаще говорят о коррекционно-воспитательной работе с детьми с нарушением интеллекта занимает музыкальное воспитание и музыкальная терапия.
Музыкальное воспитание с «особыми» детьми осуществляется на музыкальных и музыкально-коррекционных занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности, в свободное от занятий время (на прогулках, концертах, в музыкальном театре и т.д.) 
У дошкольников с нарушением интеллекта даже к 5-6 годам недостаточно развиты все стороны восприятия музыки, нарушены элементы музыкального слуха (звуковысотный, ритмический, динамический). У большинства детей отмечается слабость, прерывистость дыхания, монотонный голос. Это затрудняет самостоятельное участие детей в пении. А недоразвитие ритмического слуха и нарушение движений отрицательно сказываются на возможности овладения дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью танцами, музыкальной ритмикой. Однако, при своевременном систематическом музыкальном воспитании, дети значительно продвигаются в эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера, овладевают некоторыми видами самостоятельной деятельности – это пение, танец, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.
Основными задачами дошкольного музыкального воспитания в коррекционном обучении детей с нарушениями интеллекта являются задачи формирования положительного отношения к музыкальным занятиям, воспитания эмоциональной отзывчивости на музыку, знакомство со средствами выразительности музыки, развитие слухового внимания, развитие слухового внимания, а также формирования чувства ритма.
Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности.
Песня доступнее детям по содержанию, чем другой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет дошкольников. Оно особенно полезно робким и несмелым детям. Важно научить детей любить песню. Дать им простейшие певческие навыки. Выбирая песенный репертуар, я учитываю содержание и текст песен, их темп, диапазон. Большое значение в пении имеет дыхание. У многих детей с нарушением интеллекта вдох и выдох очень слабые. Многие дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание. А потому, что не умеют им управлять.
И поэтому на каждом занятии необходимо следить, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не посередине пения, нужно показать наглядно, как надо дышать в процессе исполнения. Для этого можно использовать упражнения: подуть на снежинку, на листик, вдохнуть аромат цветка, погасить свечу – плавный и резкий выдох; изобразить фырканье ежика, шипящего гуся и др. Пение для детей с интеллектуальной недостаточностью является не толь учебным, но и лечебным средством т.к. оно регулирует дыхание, развивает легкие, помогает вырабатывать плавную, полнозвучную речь.
Особенности формирования двигательной сферы дошкольников с нарушением интеллекта также нельзя оставлять без внимания в процессе их музыкального воспитания. У детей данной группы не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, но у них обнаруживается отставание в физическом развитии, недостаточность таких двигательных качеств, как точность, выразительность, гибкость, выносливость, сила, координация. В процессе работы над музыкально-ритмическими движениями развивается мышечное чувство, ориентирование пространстве, координация движений. Использование пособий и игрушек дает возможность разнообразить детские игры и пляски, т.к. движения детей с нарушением интеллекта по объему весьма ограничены и невыразительны. Музыка в сочетании с яркими, разнообразными пособиями игрушками вызывает у детей играть и танцевать. Я ставлю перед собой задачу в коррекционно-образовательном процессе обучения детей умению двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности, а также знакомства с несложными элементами плясок, перестроений, упражнений, инсценировок, хороводами, музыкальными играми.
В общем, в процессе музыкального воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью особое место занимают праздники и развлечения. Они являются яркими моментами в жизни детей, радуют их, обогащают новыми, надолго запоминающимися впечатлениями, содействуют творческой активности детей.
Участвуя в праздниках и развлечениях, дети приобретают не только новые знания, но и закрепляют тот материал, который был отработан ранее на музыкальных занятиях.
Цель и задача детского праздника, досуга или развлечения одна – доставить радость детям. Но существует несколько моментов в подготовке и проведении праздников для детей с нарушением интеллекта, на которые необходимо обратить внимание. Во-первых, продолжительность праздника не должна превышать 25-30 минут. Это связано прежде всего с повышенной утомляемостью детей. Любой, даже самый интересный праздник может стать для них недоступным, мучительным, т.к. эти дети не могут долго удерживать внимание. Во- вторых, желательно использовать материал, не вызывающий затруднений для восприятия и для исполнения. В-третьих, не следует перенасыщать их, в сюрпризных моментах использовать узнаваемые и знакомые образы. 
И последнее. Необходимо тщательно продумывать роль ведущего, которая значительно отличается от роли ведущего в массовых группах. Ведущий дает эмоциональный настрой всему празднику. Зная, как трудно вызвать адекватные эмоции у детей с интеллектуальной недостаточностью, ведущий своим поведением показывает, как надо реагировать на те или иные события, происходящие по сценарию. Он искренне удивляется, радуется и грустит вместе с детьми и часто призывает их сопереживать. В сценариях слова ведущего продумываются особенно тщательно. Дети из-за слабости мышления и ограниченного запаса представлений не понимают многих слов. Все происходящее необходимо проговаривать, объяснять, наглядно показывать, активно использовать мимику и жесты. Но в тоже время ведущий не должен быть многословным.
Слово должно быть точным, кратким и понятным. Главное в музыкальном воспитании дошкольников с интеллектуальной недостаточностью заключается в том, что основную идею до детей нужно доводить в образной форме, при помощи ярких эмоциональных средств. Положительный эмоциональный фон на занятиях, праздниках, развлечениях дает возможность наиболее эффективно решать задачи коррекционно-воспитательной работы.
Таким образом, музыкальное воспитание, воздействуя на эмоциональную сферу ребенка с интеллектуальной недостаточностью, позволяет решать не только развивающие, но и терапевтические задачи, благодаря чему ребенок оказывается готов к другим, более сложным для него занятиям