"Музыка рассказывает о чувствах и настроении"


Автор: Штоколова Наталья Валерьевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

"Музыка рассказывает о чувствах и настроении"

Краткое описание работы: Конспект доминантного музыкального занятия по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Содействовать развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, учить сопоставлять свои эмоции с настроением музыки.

 

Основные задачи занятия:

 

  1. Развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявление творческой активности). Побуждать детей к различным проявлениям творчества в музыкально-ритмических движениях, ритмопластике, пении, певческих импровизациях и т.д.
  2. Развивать музыкальное восприятие, образную речь детей, побуждая их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на различие интонаций, их смены.
  3. Развивать представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки (темп, тембр, высота, динамика, паузы, акценты, настроение – интонационная окраска).
  4. В пении – обучение основным певческим навыкам: петь естественным голосом, напевно    и выразительно, передавая характер песни.
  5. Вызывать сопереживание музыке, проявление эмоциональной отзывчивости.
  6. Воспитывать доброту, умение сочувствовать.

 

Материал к занятию:

  1. аудиокассеты по программе «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой;
  2. иллюстрации;
  3. детские музыкальные инструменты;
  4. перчатки-цветы;
  5. цветы.

 

Музыкальный руководитель : Здравствуйте, мои хорошие! Очень рада вас видеть. Давайте присядем и поговорим. Всем удобно? Сегодня я хочу рассказать вам сказку. А поможет мне музыка. Скажите, а музыка может рассказывать сказки? (ответы детей). Да, музыка может рассказывать чудесные сказки. Нужно только прислушаться, и музыка, словно добрая фея, поведёт нас в мир сказки.

 

Звучит фрагмент музыкального произведения «Утро» (муз. Э.Грига)

 

 Музыкальный руководитель: Вы узнали эту пьесу?

(Ответы детей)

Музыкальный руководитель: Да, это «Утро» норвежского композитора Э.Грига. Какую сказку нам рассказывает утро?

Дети: Добрую, светлую, нежную, торжественную, солнечную.

  

Музыкальный руководитель: Основную мелодию, перекликаясь, ведут два инструмента: флейта и гобой. (Показывает иллюстрации с изображением инструментов). Оба эти инструмента напоминают пастушьи свирели – дудочки. Флейта – более тоненькую, а гобой – звучащую чуть ниже. С разговора этих двух инструментов начинается «Утро». Сам композитор образно говорил, что в этой музыке он хотел показать «солнце сквозь облака». Какими разноцветными красками-звуками нарисовал  Э. Григ эту чудесную сказочную картину?

А какие бы краски использовали вы, если захотели нарисовать утро?

Дети: Светлые, нежные, яркие, сочные.

Музыкальный руководитель: Посмотрите, пожалуйста, вот перед вами две иллюстрации. Таким увидел утро художник.

Как вы думаете, какая иллюстрация больше подойдет к музыке Э. Грига «Утро»? Почему?

Мы с вами поговорили о настроении, о характере музыки, о том, какими красками мы бы нарисовали утро. А теперь давайте вместе с музыкой попробуем рассказать сказку утра.

 

Звучит пьеса «Утро» (муз. Э. Грига).

 

Музыкальный руководитель: И начался новый добрый день.

(Напеваю, сопровождая пение показом движений).

- «Доброе утро! Всем, кто проснулся…»

Эта чудесная песенка продолжит нашу сказку. Ведь хорошая, бодрая песенка может сделать сказку еще интереснее. А что нужно сделать, чтобы песенка прозвучала особенно хорошо? Конечно, встать прямо, приподнять голову, улыбнуться. Как мы будем исполнять песню?

Дети: Ласково, напевно, нежным, добрым голосом.

 

Исполняем песню «Доброе утро» (музыка Н. Бордюг, слова Э. Костиной).

 

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, у нас все получилось?

Да, вы старались петь выразительно, ласково, но получилось не очень напевно. Давайте попробуем еще раз. Пропоем так, чтобы каждое словечко как бусинка нанизывалось на ниточку.     

(Пропеваю фразу, акцент на слове «утро»).

 

Повторное исполнение песни- приветствия.

 

Музыкальный руководитель: Молодцы! Получилось гораздо лучше.

- Динь-дон-добрый день, приветствуют друг друга цветы.

- Ш-ш-ш-добрый день шумит листва.

У всех есть своя песенка-приветствие. Попробуйте и вы придумать для листочка или цветочка свою утреннюю песенку.

 

Певческие импровизации детей.

 

Музыкальный руководитель: Вы пропели свои песенки ласково и напевно, подобрали очень красивые и добрые слова.

Вновь звучит музыка, и наша сказка продолжается. Давайте закроем глаза и прислушаемся. Интересно, кто продолжит нашу сказку?

 

«Весной» (муз. Э. Грига).

 

Музыкальный руководитель: Что вы увидели? Что вы услышали?

(Ответы детей)

Музыкальный руководитель: Мы увидели, как просыпается лес после долгого зимнего сна. Если хотите, мы можем с вами превратиться в деревья, ветерок, цветы, птиц, бабочек. Кто кем хочет быть?

 

«Весной» (муз. Э. Грига) – танцевальная импровизация.

 

Музыкальный руководитель: Как хорошо в весеннем лесу. Ребята, идите ко мне, посмотрите какое чудо.

 

Звучит пьеса «Подснежник» (муз. П. И. Чайковского). Сопровождаю чтение стихотворения показом перчатки-цветка.

 

В лесу, где березки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку зеленую выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил: «Я вижу погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда, что это весна?»   (П. Соловьева).

 

Вот он подснежник, маленькое зеленое чудо. Нежный, хрупкий, красивый и смелый.

А эту замечательную музыкальную пьесу «Подснежник» написал великий русский композитор П.И.Чайковский.

(Показ портрета композитора).

Музыкальный руководитель: Как звучит музыка?

Дети: Нежно, трепетно, легко, воздушно, иногда чуть задумчиво, а иногда взволнованно.

Музыкальный руководитель: Ребята, а как вы думаете, если мы попробуем оркестровать эту пьесу, тембр каких инструментов сможет подчеркнуть легкость, нежность, воздушность музыки?

Посмотрите, здесь на столе лежат разные музыкальные инструменты. Давайте выберем те, тембр которых лучше всего подойдет к этой пьесе. Объясните, пожалуйста, почему?

(Детям предоставляется на выбор инструменты: трещотки, ксилофон, маракас, колокольчик и треугольник).

Музыкальный руководитель: Конечно, вы правы. Трещотки, ксилофон и маракас не подходят. Они шумные, громкие. У них сухой, трескучий тембр. А колокольчики и треугольник подойдут лучше всех. Ребята, вы помните, о том, что нельзя играть на музыкальных инструментах, заглушая музыку. Необходимо прислушиваться к звучанию инструментов.

 

Оркеструем музыкальное произведение «Подснежник» (муз. П.И. Чайковского). 1 часть – колокольчики;

                          2 часть – треугольник.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята. Особенно старались …………………….

Музыкальный руководитель: А теперь давайте уберем наши инструменты на стол и тихо сядем на ковер, а нашим девочкам я предлагаю превратиться в подснежники.  А мы все полюбуемся нашими цветами.

 

Звучит «Подснежник» П.И. Чайковский (1 часть). Неожиданно звучит пьеса «Гном» М. Мусоргского (фрагмент).

 

Музыкальный руководитель: Что случилось? Почему наши цветочки спрятались? Их кто-то напугал. Кто это появился в нашем сказочном лесу? Давайте мы присядем и послушаем.

 

Звучит пьеса «Гном» (Муз. М. Мусоргского.)

 

Музыкальный руководитель: Какое это существо?

Дети: Злое, темное, коварное, страшное.

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, кто же это?

(Ответы детей)

Музыкальный руководитель: Это старый гном. Что он делает? Он стоит на месте? Какое у гнома лицо?

(Ответы детей)

Музыкальный руководитель: Гном будто крадется, затевая что-то недоброе, ковыляет, кривляется, делает свои страшные ужимки. Как звучит музыка? (Ответы детей)

Музыкальный руководитель: Да, музыка звучит то громко, то тихо, то резко, то таинственно. Да, ребята, это гном напугал наши цветы. Что бы нам предпринять, чтобы он больше так не поступал?

Мы можем его … (Ответы детей)

Музыкальный руководитель: Да, пожалеть, объяснить и посоветовать, что так себя вести нельзя, что плохо быть злым.

А в какой песне звучат добрые советы?

Дети: В песне «Если добрый ты».

 

Исполняется песня «Если добрый ты» (музыка Савельева, слова Пляцковского.)

 

Музыкальный руководитель: Я думаю, что теперь гном исправится, не будет больше злым. И, конечно, волшебный лес обрадовался тому, что гном стал добрым, что он больше не будет никого обижать.

Над волшебным лугом вновь зазвучала музыка и цветы закружились в своем сказочном танце. А мы с мальчиками тихонько присядем и выберем самые красивые цветы.

 

Звучит «Вальс» (муз. Гуно). Девочки танцуют с цветами.

 

Музыкальный руководитель: Как замечательно танцевали наши цветы, и мы чудесно провели время на волшебном лугу. А сейчас на нашу полянку  спешит Зайчик и приглашает нас всех поиграть.

 

Игра «Бездомный заяц» (английская народная песня).

 

Музыкальный руководитель: Вот и подходит к концу наша сказка. Какой она получилась?

Дети: Веселой, доброй, интересной.

Музыкальный руководитель: Я очень рада, что вам было интересно, но нам пора прощаться, до новых встреч.