Автор: Романенко Любовь Яковлевна
Руководитель: Сапронова Елена Владимировна
Должность руководителя: Заведующий
Место работы руководителя: МБДОУ детский сад № 94
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Педагоги
Тип материала: Методические разработки
Краткое описание работы: Путешествие детей в поезде по Иркусткой области, повествование о её богаствах.
Цель: патриотическое и духовно- нравственное воспитание дошкольников, сохранение традиций народной культуры, выявление талантливых детей.
Ход праздника.
Под песню «Сибирь-красавица» входят дети с голубыми шарфами –(небо, вода) и зелёными –( лес), выполняют перестроения, останавливаются полукругом.
Ведущий: «Ода Сибири»,
автор Роза Тогобицкая.
Есть такая планета – Сибирь,
Среди звёзд вы её не найдёте.
Удивительный, сказочный мир
Та земля, на которой живёте –
Это БАМ, Усть-Илимская ГЭС,
Это несокрушимая сила,
Это слава, которая есть
У могучей и гордой Сибири.
Есть другие места на Земле,
И немало чудес в этом мире,
Но сердца мы отдали тебе –
Несравненной, прекрасной Сибири!
Ведущий: Велика Сибирь, необъятны её просторы – пешком да и на конях не обойти. А давайте отправимся в путешествие по ней на поезде, он уже ожидает нас, только занимайте места согласно купленным билетам (раздаёт билеты с номерами вагонов).
Голос диспетчера: Внимание! Пассажирский поезд «Сибирячок» отправляется с первого пути. Просим пассажиров занять свои места!
Ведущий: Поезд этот непростой, в нём народец озорной,
На местах своих сидит да в окошечки глядит.
В первый мы вагон войдём да знакомиться начнём.
(входит в первый вагон) Здравствуйте, товарищи пассажиры!
Очень мы узнать хотим: кто же и откуда вы?
(Железнодорожники – по очереди)
1: Я – машинист, этот поезд веду, и за дорогой с вниманьем слежу.
2: А я – проводница, за порядком смотрю,
Билеты проверю, уют создаю.
3: А мы – ремонтная бригада, за рельсами следить ведь надо –
Там подкрутить, здесь подвернуть, чтоб безопасным был наш путь.
Ведущий: Спасибо за важный, ответственный труд,
А я во второй вагончик пройду. (проходит)
Какие серьёзные люди сидят.
Наверное, это учёных отряд (берёт в руки книгу, читает «История Иркутской области» ) Да это же историки. О чём же они нам могут рассказать?
1историк: В 17 веке казаки по велению государя шли на Восток и присоединяли к России сибирские земли. Этому сословию присущи такие качества, как мужество, верность Родине и служение государству.
Ведущий: А у нас тоже есть такие мальчики – и смелые, и Родину любят – ну настоящие казачата! Да посмотрите на них.
«Танец казачат»
2 историк: Так вот, после похода Ермака (Ермолая Тимофеевича) в Приуралье началось освоение Сибири. Повсюду строили остроги: Тюменский, Братский, Илимский и, наконец, «июля в шестой день 1661 года отрядом казаков во главе с Яковом Похабовым было положено начало строительству Иркутского острога на правом берегу Ангары».
3 историк: Возле Иркутска возникли слободы, станции и деревни, монастыри, а на месте прежних острогов вырастают города Киренск, Илимск, Нижнеудинск…
4 историк: Сначала было образовано Иркутское воеводство, затем его преобразовали в провинцию, далее в губернию и в сентябре 1937 года была образована Иркутская область.
5 историк: На огромной территории проживали люди разных национальностей: монголы, буряты, татары, ненцы, ханты, манси, ехириты, булагаты…За долгие годы «соседства» с русскими они научились друг у друга хозяйствовать: строительству домов, земледелию, скотоводству, охоте, рыболовству, а так же вместе защищать свой край от врагов. А какие праздники вместе получаются!
«Хоровод дружбы» -дети танцуют в национальных костюмах.
Ведущий: Очень интересно знать историю своего края. Мы обязательно почитаем о нём вместе книги. А пока я пройду в следующий вагон.
(переходит) Здравствуйте! Расскажите, кто вы и чем занимаетесь.
1: Мы –разведчики недр – геологи и хотим вам сказать о том,
Что места эти очень нам дороги, изучаем их, пробы берём.
2. (показ слайдов) В Иркутской области добывают слюду, соль, железные, марганцевые руды, золото, уголь, редкие металлы, разные камни: нефрит, лазурит, чароит, мрамор, алмазы…
Ведущий: Я вам предлагаю поиграть в игру «Полезные ископаемые». Для этого каждый запомнит своё полезное ископаемое. Как только услышите свои названия, встаёте и быстро меняетесь местами на стульях друг с другом. Я тоже участвую и могу занять чьё-то место, если вы зазеваетесь, поэтому будьте внимательны. Начинаю
Я люблю разноцветные камушки, особенно золото…
Ведущий: Хорошо мы с вами провели время, уважаемые геологи, много полезного узнали, но мне пора дальше идти, к вашим соседям. Кто же у нас там едет? (проходит к следующему вагону)
Здравствуйте! Пожалуйста, расскажите о себе.
1: Ну а мы – друзья природы – очень любим мы её,
В ясный день и в непогоду мы на помощь к ней идём.
Мы хотим, чтоб были всюду чисты воздух и вода,
Чтобы помнили все люди, что от грязи всем беда.
2: Чтоб костры в лесах тушили, не случился чтоб пожар,
И про мусор не забыли там, где славно отдыхал.
А ещё мы хотим вам загадать загадку. Слушайте.
3: А что это такое? Такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
4: А что это такое? Всё время в непокое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо,
А это и не солнце, а озеро…
Все: Байкал! (слайд)
1: Байкал – это природное чудо света.
2: Байкал – это самое древнее и глубокое озеро мира.
3: Байкал – величайшее хранилище пресной воды мира.
4: На Байкале необычные животные, рыбы и растения.
5: На Байкале прекрасная сибирская природа, поэтому много людей едут к нему. Очень важно сохранить его чистым и красивым.
1: Мы в ответе за каждое сломанное дерево, за каждый сорванный цветок, за чистоту воды.
Звучит песня «Славное море – священный Байкал» с демонстрацией слайдов.
Ведущий: Большое вам спасибо за ваше доброе, заботливое сердце. Счастливой вам дороги! А я перейду к вашим соседям. (проходит)
Здравствуйте! Расскажите о себе, пожалуйста.
1: Мы любим петь, стихи читать. Как можете вы нас назвать? – артисты.
2: Да, мы артисты и хотим спеть песню о своём городе и рассказать стихи.
Песня «Город, в котором мы живём» слова и музыка Романенко Л.
2: Стихотворение «Ты Родина моя» автор Юрий Касаткин
Некуда мне ехать, некуда мне плыть!
Знать в родной сторонке век мне свой прожить!
Милая, Сибирская, Иркутская земля,
Уголок Российский, ты Родина моя!
1: Озёр так много есть на свете,
Байкал же краше всех из них!
Вода чиста и свеж твой ветер,
Там шёпот сосен вековых.
3: Байкал – жемчужина Сибири. Он уникален наш Байкал.
К нему, единственному в мире стремятся все: и стар, и мал.
4: Байкал легендами овеян, народ предания сложил.
Здесь первый русский поселенец с 17 века жил.
Ведущий: Какие вы умные и талантливые. Тогда мне ответьте, какая единственная река берёт начало в этом озере? (Ангара)
О красавице Ангаре сложено много легенд, стихов, песен.
Танец «Ангара и Байкал»
Ведущий: А скажите нам, какие города построены на этой великой сибирской реке? (Иркутск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Братск, Свирск, Саянск, Усть-Илимск…)
Города.
Автор Романенко Л.Я.
Города, города, вас так много на свете,
Поднимаетесь ввысь и растёте вы вширь
И везде можно душу созвучную встретить,
Но приветливей всех всё же наша Сибирь.
Братск, Иркутск, Усть-Илимск, Свирск, Ангарск, Черемхово…-
Как грибы появлялись на карте страны.
Прирастала она каждым городом новым,
Знать, России они и нужны, и важны.
Здесь поля не измерить, простор необъятный,
Все богатства и в недрах земли, и на ней,
И поэтому гордость за край так понятна,
И любовь с каждым годом к нему всё сильней.
Ведущий: Вот мы все и познакомились в нашем славном путешествии, и так много интересного узнали, а самое главное, что вы – жители Иркутской области любите и знаете свой край. Мы очень гордимся вами.
Песня об Иркутской области.
Голос : Внимание, наш поезд прибыл на конечную станцию Усть-Илимск. Просим пассажиров не забывать в вагонах свои вещи.
Ведущий: Наше путешествие закончилось. На память о нём мы дарим вам эти памятные значки. (дети выходят из зала)
Иркутской области посвящается.
Автор Анна Желтогонова
С днём рожденья, Иркутская область,
С днём рожденья, мой край дорогой!
Величайшее счастье и гордость,
Ты навек с моей связан судьбой.
Города с Юбилеем, посёлки,
С Юбилеем дворы и дома.
Юбилей – это праздник потомков,
Молодёжи, ведь юность сама
Так шагает уверенно, твёрдо
По дорогам иркутской земли,
И звучат вдохновенно и гордо
Все слова о великой любви.
О великой любви и о лете Юбилейном, весёлом, цветном.
Пусть же знают о том все на свете,
Что Иркутская область – мой дом!