Фольклор.Народная музыка


Автор: Паббо Надежда Алексеевна

Предмет: Музыкальный фольклор

Класс: Дети

Тип материала: Открытый урок

Фольклор.Народная музыка

Краткое описание работы: Музыкальный фольклор в жизни ребёнка

 

                              План-конспект открытого занятия

Предмет: Музыка

Класс: 2 класс с ЗПР

Тема: Фольклор.Народная музыка

Тип занятия: Систематизация знаний

 

Цель: Познакомить с понятием «Фольклор». Посредством народных песен  и фольклорных игр вызвать интерес детей к русскому народному фольклору, приобщать к русским народным традициям.

Задачи: 

           Обучающие задачи:

  • Формировать представления детей о календарно-обрядовом цикле.
  • Дать детям представления о народных традициях, обрядах , праздниках.
  • Коррекционно-развивающие задачи:
  • Расширять представления детей о музыкальном фольклоре путем знакомства с разнообразными формами игрового музыкального фольклора.
  • Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа.
  • Обогащать опыт эмоциональных переживаний, чувств, настроений детей в процессе приобщения к музыкальному фольклору.
  • Развивать наблюдательность, активную речь, творческую активность

Способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей, обогащению словарного запаса;

  • Способствовать развитию ритмического, динамического, звуко-высотного, тембрального слуха;
  • Способствовать развитию певческих и интонационных навыков;
  • Способствовать развитию умения передавать в движении образ музыкального произведения;
  • Воспитательные задачи:
  • Воспитывать интерес к звучанию русских народных инструментов.
  • Воспитывать любовь, уважение к культурному наследию народа.
  • Способствовать проявлению положительных эмоций;
  • Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе игры.
  • Воспитывать умение договариваться о совместных действиях.

 

Средства:

Наглядные: демонстрация иллюстраций, демонстрация музыкальных инструментов, видео-демонстрация.

Словесные: рассказ об устном народном творчестве.

Практические: игра, музыкально-ритмические движения, пение.

Оборудование: музыкальный центр, мультимедийная установка, экран

 

                                                   

                                                    Ход занятия:

 

Дети под русскую народную музыку «Как у наших у ворот» входят в музыкальный зал, встают полукругом.

 

 

 

Учитель:

Здравствуйте дети, здравствуйте, гости дорогие!

Ребята, давайте поздороваемся с гостями по старинному русскому народному обычаю – поклоном.

А теперь познакомимся с гостями. Игра «Меня зовут…»

II. Основная часть

Учитель: Ребята, предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в  стародавние времена. Мы с вами будем петь, играть, водить хороводы, какие водили наши прабабушки и прадедушки, когда были молодыми. Но в путешествие отправятся только самые смелые, веселые, активные и музыкальные. Ответьте мне на вопрос, ребята: вы такие? Самые музыкальные и активные?

Дети: Да!

Учитель: Отправляемся в путешествие.

                                         Дети рассаживаются на стульях

 

Учитель: Вы все знаете что есть музыка, которую сочиняют композиторы. Есть песни, которые сочиняют поэты и композиторы. А есть песни которые сочиняет народ. Как же мы будем называть такие песни?

Дети: Народные

Учитель: Правильно. А что  народ ещё может сочинять?

Дети: Сказки, считалочки, дразнилки, частушки, потешки ,загадки, попевки .

Учитель: Правильно. Всё это- музыкально-поэтическое творчество народа, которое передаётся в устной форме из поколения в поколение. И называется  одним словом- Фольклор.

Предлагаю вспомнить и пропеть  народные  дразнилки «Андрей-воробей», «Коля-Коля Николай»

А теперь вспомним попевку «Зайчик ,ты зайчик», «Лиса по лесу ходила», «Солнышко», «Котя, котенька, коток»

Учитель: Ребята, скажите, а какое новое слово встретилось нам, когда мы исполняли песенку «Лиса по лесу ходила»?

(Обращаю внимание на неизвестные слова «Лычки»-тонкие полоски древесины из которых плели лапти, «Лапты»-старинная обувь, плетёная из древесины.

Вот мы и распелись. И готовы спеть русскую народную песню «Как у наших у ворот».

Как у наших у ворот, как у наших у ворот,
Ай, люли, у ворот, ай, люли, у ворот.

Муха песенки поёт, муха песенки поёт,
Ай, люли, вот поёт, ай, люли, вот поёт.

Комар музыку ведёт, комар музыку ведёт,
Ай, люли, вот ведёт, ай, люли, вот ведёт.

Стрекоза плясать пошла, муравья с собой звала.
Ай, люли, всё звала, ай, люли, всё звала.

Муравейка, милый мой, попляши-ка ты со мной.
Ай, люли, вот со мной, ай, люли, вот со мной.

Уж я рад бы, поплясал, да уж очень я устал.
Ай, люли, я устал, ай, люли, я устал.

Как у наших у ворот, как у наших у ворот,
Ай, люли, у ворот, ай, люли, у ворот.

 Дети встают. Исполняют песню.

Учитель: Молодцы. Скажите ,что под эту песню можно делать?

Дети: Можно танцевать.

Учитель: Да,правильно. Это плясовая весёлая песня.

 Итак наше музыкальное путешествие продолжается. Мы с Вами говорили, что к народному творчеству относятся загадки.

Отгадайте мои загадки и вы узнаете, какую песню я вам предложу исполнить?

 

1.По горам ,по долам

   Ходит шуба да кофтан (барашек)

 2.Два бодастых,
четыре ходастых,
пятый замахайка.(корова)

 

3.Вроде птица — не летает,

Ходит, зёрна собирает. (курица)

4.Пёстрая крикушка, ловит лягушек

Ходит вразвалочку, спотыкалочку (утка)

 

Учитель: Молодцы. Так герои какой песенки эти животные?

Дети: «Где был Иванушка»

Учитель: Правильно. Мы разделемся на две группы. Первая группа будет задавать вопрос, а вторая отвечать. Затем поём вместе.(Обращаю внимание на новые слова «Ярмарка»-это рынок в центре населённого пункта, куда съезжаются люди продать свой товар или что-то купить. «Сени»- неотапливаемое помещение между жилой частью деревенской избы и крыльцом. «Горница- комната в деревенской избе.

                          

1.      Где был, Иванушка?

2.      На ярмарке.

1.      Что купил, Иванушка?

2.      Курочку.

Вместе: Курочка по сеничкам

              Зернышки клюёт,

        Иванушка в горенке

        Песенки поёт.

 

1.      Где был, Иванушка?

2.      На ярмарке.

1.      Что купил, Иванушка?

2.      Уточку.

Вместе: Курочка по сеничкам

               Зернышки клюёт,

               Уточка по лужице

               Взад-вперед плывет,

               Иванушка в горенке

               Песенки поет.

 

1.             Где был, Иванушка?

2.             На ярмарке.

1.             Что купил, Иванушка?

2.             Барашеньку.

Вместе:   Курочка по сеничкам

                 Зернышки клюет,

                 Уточка по лужице

                 Взад-вперед плывет,

                 Барашек в садике

                 Травушку жует,

                 Иванушка в горенке

                 Песенки поет.

 

1.                Где был, Иванушка?

2.                На ярмарке.

1.                Что купил, Иванушка?

2.                Коровушку.

Вместе:     Курочка по сеничкам

                   Зернышки клюет,

                   Уточка по лужице

                   Взад-вперед плывет,

                   Барашек в садике

                   Травушку жует,

                   Коровушка деткам

                   Молочко даёт,

                   Иванушка в горенке

     Песенки поет.

 

                               (Исполнение песни  «Где был Иванушка»)

 

Учитель: Молодцы, ребята, отлично. Наше путешествие продолжается.

К народному творчеству относятся не только песни, потешки, загадки, но и различные народные игры, танцы, пляски. Один из таких древних танцев называется- «Хоровод».

(Объясняю, что такое хоровод. Это древний круговой массовый танец, часто сопровождающийся  песнями).

Как правило играми и плясками сопровождались народные праздники. Какие народные праздники вам известны?

Дети:  Масленица, Святки.                                             

Учитель: Да, совершенно верно. Это самые крупные праздники народного календарного цикла. Святки-это зимний Рождественский праздник. В это праздник дети ходят по домам и колядуют .Поют маленькие песенки колядки. Им выдают  угощение. Масленица –это праздник «Встреча весны». В этот праздник сжигают чучело зимы. Есть ешё осенний праздник-« Покров»-это встреча осени и зимы. Если на «Покров» выпадет снег, то зима будет снежной и морозной. А летом  в старину праздновали  день Ивана Купала. Одним из развлечений в такой праздник было прыжки через костёр. Более подробно о традициях, приметах, обычаях этих праздников мы поговорим на следующих занятиях. Все праздники сопровождались хороводами. Вспомните, что такое хоровод?

Дети: Круговой массовый танец.

Учитель: Так давайте заведём хоровод.

 

                                              (Дети встают в хоровод)

 

Учитель: Вот какой красивый хоровод получился. А вы знаете, что наши предки – древние славяне водили хороводы разными способами. «Круг», «змейка», «улитка». Давайте повторим, какие хороводы бывают?

Дети: «Круг»,  «змейка», «улитка».

Учитель: Заплеталися, расплеталися,

Легкой змейкой по земле

Извивалися….

                              (Проводится игра «Заплетися плетень»)

Во время игры дети выполняют различные виды перестроений в хороводе: «змейку», «улитку», «круг».

1.Заплетися, плетень - ( по 2 раза во всех куплетах)

   Заплетися. –                ( по 2 раза во всех куплетах)

2.Завяжися, узел,                              

    Завяжися.  

3.Как заплёлся плетень,

    Как заплелся.

4.Завязался узел,

    Завязался.

5.Расплетися, плетень,

    Расплетися

6.Развяжися, узел,

    Развяжися.

7.Как расплёлся плетень,

    Как расплёлся.

8.Развязался узел,

    Развязался.

Учитель:Ребята, давайте повторим, какие построения мы с вами выполняли . (Круг, змейка, улитка – 3 вида хоровода)

                           (  Дети рассаживаются на стулья)

 

А теперь, друзья. Мы обратимся к нашему волшебному экрану и посмотрим яркий красочный хороводный танец в исполнении хореографического ансамбля «Берёзка».

                           (Демонстрация  видеозаписи)

Учитель: Понравился вам, ребята, танец?

Ответы детей…..

Учитель: Наше путешествие продолжается. Русский народ издревле славился не только уникальной и крайне интересной культурой, но и увлекательными играми как для детей, так и для взрослых. Старинные русские игры люди придумывали с заботой о своих детях, с мыслями о том, чтобы они не только весело и энергично проводили время, но и учились общаться друг с другом, узнавали цену дружбы и знали, что такое честность и взаимовыручка. Нет ничего лучше забав на свежем воздухе, которые помогают не только выбраться из знакомой духоты закрытых комнат, но и найти верных друзей, увидеть мир во всех его завораживающих красках, а также дать свободу собственной фантазии.

                                               ( Игра «Золотые ворота»)

Эта игра отличается большой динамичностью и рассчитана не столько на ловкость ее участников, сколько на их везение. Правила «Золотых ворот» следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают:

Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После того, как заканчивается песня они опускают руку, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами».

Учитель: На Руси все праздники и гуляния  сопровождались игрой на музыкальных инструментах.

А  какие народные музыкальные инструменты вы знаете?

Дети: Деревянные ложки ,балалайка, гармонь, гусли, рожок, свирель, трещётка.

                       

                (демонстрация музыкальных инструментов)

 

Я хочу познакомить вас ещё с одним инструментом, который называется рубель. Рубель - предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для стирки и глажения белья. При игре как на музыкальном инструменте рубель держат одной рукой за ручку, а другой водят взад-вперёд по его рубцам деревянной ложкой или палочкой. Получается характерный «трещащий» звук. Рубель и сейчас иногда используются оркестрами народных инструментов или фольклорными коллективами.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами познакомились с русскими народными играми. Вам понравилось в них играть?.(ответ). Какие игры вам понравились больше? (ответ). Какие новые слова вы узнали?(ответ). Какие песни пели?(ответ) Вы устали? 

Дети:

         Нам плясать и петь не лень,

         Мы б плясали целый день!

Учитель:

Вы и пели, и играли.

Очень я довольна вами.

Вы, ребята, молодцы,

Получайте леденцы.

                                  (Раздаём угощение)

 

В дальнейшем вы будете продолжать знакомиться с русскими традициями, и познакомитесь с другими играми и произведениями народного фольклора. А теперь предлагаю простится в лучших традициях гостеприимства наших предков. Для этого мы дружно скажем: «Доброго здоровья» и помашем на прощание.