Автор: Чёрная Людмила Николаевна
Предмет: Музыкальный фольклор
Класс: Педагоги
Тип материала: Сценарий мероприятия
Краткое описание работы: Сценарий мероприятия о праздновании Масленицы на Руси
Цель мероприятия: знакомство детей с народными праздниками и их традициями;
Задачи:
Образовательные: учить понимать и осмысливать традиции русского народа, обобщить знания о праздновании Масленицы на Руси, о сезонных изменениях в природе, обогатить словарный запас младших школьников, расширить знания о народном этикете.
Развивающие: развитие памяти, внимания, мышления, чувства такта и ритма. Воспитательные: воспитание патриотизма, основанного на уважении к укладу жизни, обычаям наших предков, воспитание чувства общности со своими истоками.
Участники: учащиеся в возрасте от 5 до 18 лет, участники детского фольклорного ансамбля (старшая, младшая группа), преподаватели
Гости: воспитанники детских садов, младшие школьники, родители, жители города разных возрастов.
Звучит мелодия песни «Как вставала я ранёшенько», выходят девочки ансамбля - соведущие мероприятия.
-- Кружат февральские метели, сначала – вальс, потом кадриль.
-- А скоро мир улыбкой доброй / согреет солнечный апрель!
-- И сердце ждёт весны и чуда, и сердце верит в волшебство!
-- Сейчас такое время года - снег на дворе, но в душе – тепло!
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Мы очень рады вновь встретиться с вами, чтобы вместе вспомнить народные праздники, их обычаи, традиции и песни.
Февраль да март в России – месяцы переломные. Вроде бы и солнышко пока близко над горизонтом, да все знают, что день на прирост пошёл. А главное отличие зимы от весны – это звуки. Зима воет буранами, свистит вьюгами, хрустит мягким снежком, а пригреет солнце – потекут капели, зазвенят ручьи.
Несётся над полем, по улице мчится метель боевая в своей колеснице:
- «У-у, я по-ю-ю..., я весь мир заметаю-ю... Ага-а-а, кто-то шепчет уже «замерзаю-ю»?!
Чуть-чуть приутихла, ка-ак взвоет натужно: «А ну-ка, снежинки, навалимся дружно!
Избушки укроем до самых окошек, чтоб я не видала ни троп, ни дорожек!...(пауза..).......
Всю ночь грохотала и пела Метель, а днём Кап,кап,кап! – постучалась капель.
1. Песня «Метелица».
Ну что ж, недолго уже осталось властвовать зимушке-зиме, наступает время встречать весну.
--Что ни лес, ни трава расстилается, под ногами лежат расстояньица.
--Неоглядны российские стороны, ох, и буйны русские головы!
--А земля-то духом объятая, а Россия - людьми то богатая!
--Что ни лес, ни трава расстилается, праздник Масленицы …. НАЧИНАЕТСЯ!!!
2. Песня «Сею, вею снежок».
А вы знаете, ребята, что это один из древнейших обрядовых праздников наших предков. По приданию масленицу считали предвестницей хозяйственного изобилия. Чем богаче её отпраздновать, тем урожайнее будет год. Существовало поверье: если не потешаться в широкую масленицу – значит, год жить в невзгодах. Народ масленицу называл ласково: ясочка, касаточка, широкая, сырная неделя.
--Да, на Руси законом было щедро зиму провожать, всех блинами угощать.
--И аж целую неделю Масленицу-Просковею прославлять и величать, не грустить и не скучать!
3. Песня «А мы Масленицу дожидаем».
Ведущая: Праздник Масленицы делится на семь дней. Чем же объединялись все эти дни ?
-- А в народе так говорили «есть до икоты, петь до хрипоты!».
-- «Кричать до надсаду, плясать до упаду!».
А какие поговорки знаете про Масленицу?
--Дети: « Не жизнь, а масленица!».
--«Не всё коту масленица».
-- «Масленица идёт, блин да мёд несёт».
-- «Без блинов нет и Масленицы».
Ведущая: Каждый день Масленичной недели имеет своё название и определяет, что делают в этот день и как празднуют его.
Понедельник – «Встреча», народ собирается, праздник начинается! (выходят дети (младшая группа ансамбля)
--Эй, народ! Весна красная идет! Надо зимушку спровадить, дружно Масленицу сладить!
-- Собирайся стар и млад, выходите из палат. До поста одна неделя, там уж нам не до веселья. Так что пой, гуляй, пляши, семь денечков от души!
4 . Песня «Едет Масленица дорогая» (выезжает масленица)
--- Ай, да Масленица-Кривошейка, встретим тебя хорошенько! Сыром, маслом и яйцом, да румяным калачом!
Вед. Выходите-ка, девчата, в масленичный хоровод. В этом чудо-хороводе пусть каждый спляшет и споёт!
5. Песня «Как вставала я ранёшенько»
- Ребята, как вы думаете, в чем особенность первого дня масленичной недели? (Ответы детей). В понедельник чучело из соломы возили на санях по всей округе, а потом с песнями и плясками усаживали на самом высоком почётном месте. А ещё понедельник называли «детской Масленицей». Дети делали куклы из мочала, вешали их на окна, или ставили на подоконник и обязательно ходили по домам гурьбою и кричали:
-- «Подайте Масленицу, на Великий пост!».
--Трынцы– брынцы, пеките блинцы! Мажьте масленее, будет вкуснее!
Вед. Кричали до тех пор, пока хозяева не выносили им старое тряпьё. Насобирают ребята всякой всячины и вывозят всё это на место высокое, хворосту натаскают и костёр зажигают. Такой костёр называли «масленкой».
Вед. Наступает день второй, весь наполненный игрой.
--Вторник – «Заигрыш» у нас! Вот веселью самый час!
6. Масленичные частушки (дети из зала могут плясать)
1. Мы при всём честном народе вам частушки пропоём.
Зиму-матушку проводим и весну встречать начнём.
Мы на масленой неделе праздник не нарушили,
все друзья плясали, пели, мы блиночки кушали!
2. В маскарадном хороводе закружился стар и млад,
а у Лизы и Володи от конфет глаза горят.
В нашем классе кулинарки ловкие, умелые!
Все в нарядных платьях ярких, а блины горелые!
3.Все девчонки в ночь гадали, дружно кинули башмак.
Мишке в голову попали, во весь лоб теперь синяк!
Мы мороза не боимся, нынче Маслену сожжём.
Хорошо повеселимся с ярким, радужным огнём.
4.На весёлой русской тройке прокатились мы друзья.
Сбили мы корову Зорьку, слёзы лили в три ручья.
Песни петь боюсь немножко, хоть и громко я пою.
Друг мой пляшет под гармошку, я как вкопанный стою.
5.Бой снежками не на шутку, Катя громче всех ревёт.
Ей снежок попал под шубку, а второй в открытый рот.
25 блинов здоровых съел я за один присест,
и теперь на брюках новых не найдёте чистых мест.
6.На санях с высоких горок девочки катаются,
ну а мальчики обжоры животами маются.
Мы Маслёну-хохотушку проводили на покой,
а теперь Весну-подружку с солнцем встретим за рекой.
7.Парни вьюги испугались, пусть на печке посидят,
мы напелись, нагулялись на морозе без ребят!
Мы пропели вам частушки, до чего же хороши!
Вы похлопайте в ладоши в благодарность от души!
Ведущая -- В этот день начинались развлечения: водили хороводы, в балаганах давали кукольные представления, а по улицам гуляли ряженые.
-- День потех и угощений, смеха, игр и веселья!!!
Игра: «Ряженые»
Дети делятся на две команды. На стулья садят двух юношей. Рядом кладут разную смешную одежду. По очереди наряжают «ряженых».
(Побеждает тот, кто быстрее и смешнее нарядит). Всех участников конкурса угощают сладкими призами.
7. песня «Пошла коляда»
Ведущая: Пока наряжают игроков, я рассказываю:
Во вторник по дворам с обрядовыми песнями ходили «ряженные» в козьих масках и соломенных шапках с голым веником на длинном шесте. К прутьям этого веника за небольшую плату (обычно блинами) можно было привязать ленточку с наговором от недугов и прочих невзгод: уйдут ряженые и унесут вместе с веником все горести.
С утра приглашались девицы, молодцы покататься на санках с горок, поесть блинов, проехать на лошадях, воздвигались снежные городки. А самым любимым делом детворы на Масленицу – кататься на корёжках – досках, залитых водой и замороженных на холоде. Корёжки заменяли санки, салазки. Для катания на корёжках выстраивались на крутом берегу. У такой катушки «разбег» был до трёхсот метров, чтобы дух при катании захватывало. Ещё дети катались на снопах соломы и на старых телячьих шкурах целыми компаниями. В народе говаривали: кто дальше всех с горки скатится, у того в доме лён будет длинный, и масло хорошо будет сбиваться. Вот ребята и старались.
С утра девицы и молодцы приглашались покататься на горах, поесть блинов. Молодежь в этот день собиралась в просторной избе для новых знакомств. Здесь парни высматривали невест, а девицы поглядывали украдкой на суженых.
Ряженые (переодетые гости с веником идут колядовать, их сопровождают мои дети).
Ведущая – Вот дошли и до среды, и вовсю печём блины!!!
-- Нынче Лакомка у нас! Угощенье — это раз! Объеденье — это два! Пляски прямо у стола!
--Угощаемся блинами, заедаем пирогом! Мы ни крошки не оставим, посидевши за столом!
Ведущая. Что же это за день – Лакомка? С этого дня пекли блины – жёлтые, круглые, горячие как солнце. Блинов ели много. Ели русские люди, и сами над собой подшучивали.
--У кумы была сестрица печь блины-то мастерица. Напекла их кучек шесть, семерым их не поесть.
-- А сели четверо за стол, дали душеньке простор, друг на друга поглядели..... и блины-то все поели!
Ведущая: Ребята, а что символизирует блин?
Дети: Солнце!
Ведущая: И это правильно. С масленицы начиналась весна, под солнечными лучами пробуждалась природа. Вот и стал блин символом набирающего яркость и жар весеннего солнышка, хороших урожаев, счастливых браков и здоровых детей!
Звучит весёлая музыка, выбегает Скоморох.
Ванька: Здравствуйте, дорогие гости и хозяева! Я – скоморох Ванька. По всему свету гуляю всё на свете знаю.
Пришел к вам позабавиться да повеселиться Праздник Масленицы встретить!
А у Масленицы герой один – круглый и вкусный, а зовут его?..
Дети: Блин!
Ванька: Чтоб поднять вам настроенье я устрою представленье. Тили - тили, трам - тарам роль блина сыграю сам! (надевает шапочку блина, нарумянивает щеки).
Ванька: Позвольте представиться: «Я - блин, на весь свет один. Всех моих братьев съели, а меня не успели. Только на меня раскрыли роток, а я - шмыг и наутёк! Так что будем развлекаться, танцевать, играть, смеяться!
(Звучит музыка, появляется скоморошина, одета в русский сарафан, на голове шапочка в форме оладьи).
Маруся: а я от бабушки ушла, я от дедушки ушла. По снежочку я пошла…, да и вас, друзья, нашла.
Ванька: Ты кто такая, мне ответь?
Маруся: Да я сестрица твоя, Оладушка!
Меня, как и тебя, испекла бабушка.
Ванька: А почему ты такая маленькая?
Маруся: А на меня муки не хватило.
Ванька: А почему на тебя муки не хватило?
Маруся: Вся мука на тебя ушла.
Ванька: Ну, что ж, теперь мы – братец и сестрица.
Вместе будем веселиться!
8. песня «Мы давно блинов не ели».
- Маруся - Эх, сейчас поозорую и игру вам подарю я!
Игра « Масленица»
А я – масленица, я не падчерица.
Со платочком хожу, к вам сейчас подойду.
На плече платок лежит, кто сильней нас рассмешит?
(Раздаёт и просит зрителей повторить скороговорки).
Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Выдра в ведро от выдры нырнула. Выдра в ведре с водой утонула.
Ехал грека через реку видит Грека - в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку - цап!
В недрах тундры выдры в гетрах тырят в вёдра ядра кедров! Выдрав с выдры в тундре гетры, вытру выдрой ядра кедров. Вытру гетрой выдре морду, ядра - в вёдра, выдру-в тундру!
В среду, на лакомку собирались родственники. Чтобы прийти в гости на блины они запасались пословицами и поговорками. А знаете ли вы пословицы? Сейчас проверим! Я буду читать начало пословицы, а вы — конец.
1. Ученье – свет…, (а неученье - тьма).
2. Готовь сани летом, (а телегу - зимой).
3. Не красна изба углами, (а красна пирогами).
4. Маленькое дело лучше… (большого безделья).
5. Чем дальше в лес… (тем больше дров).
6. Не сиди, сложа руки…, (не будет в доме скуки).
7. Труд человека кормит…, (а лень портит).
Четверг – Широкий, «Разгуляй – четверток!».
А в четверг - раздольный «Разгуляй» приходит. Ледяные крепости, снежные бои…
Тройки с бубенцами на поля выходят, парни ищут девушек – суженых своих.
-- Ну а в день четвёртый будем вместе - петь про Масленицу песни.
9. песня «Широкая Масленица».
В этот день гуляли до самого вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки. Выходили в этот день и на «кулачки» - кулачные бои. Словом, в любой схватке русскому бойцу следовало помнить о чести, не терять голову. Сходились на реке, бились «стенка на стенку», лазили на столб за подарками.
Наши дети бросают снежки в зал и выбирают из зрителей участников для игры «Почта».
Участники становятся в круг или усаживаются на скамейку (можно 2, 3 человека из зала).
Водящий говорит: «Динь, динь, динь!»
Дети - Кто там? (наши дети).
Водящий - Почта!
Дети - Откуда?
Водящий - Из города …
Дети - А что в городе делают?
После этого водящий должен придумать, что делают в городе. Можно сказать «поют», «играют», «скачут на одной ноге». И все игроки должны выполнить то, что скажет водящий.
Какие могут быть задания: прочитать стихи, спеть песенку, рассказать смешную историю, загадать загадку. (Зрители оценивают, игроков награждают блинами).
Вот и Пятница пришла – Тёщины вечера.
Ведущая. Ребята, а вы знаете кто такая теща? (Ответы детей - мама невесты). В разных местах России этот день проводили по своему: или зять ходил на блины к тёще, или тёща ходила на блины к зятю.
--- Тёщу зять позвал вчера на блины и кренделя, потому как наступили тёщи нашей вечера.
Ведущая. Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. Сами же молодожены в этот день выезжали нарядные в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе. Однако самым главным событием, связанным с молодоженами, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.
Мальчик: Ну а я на Масленицу, на пятый на денек, загляну- ка к тёщеньке на огонек. Обещала- то блинами угостить, даже доброе словечко подарить. Отворяй-ка, тёща, ворота! Твой черед пришел для зятя хлопотать.
10. «Было у тёщи семеро зятьёв».
Шестой день Масленицы – суббота – «золовкины посиделки». Кто такая золовка? (Если у вашего папы есть родная сестра, то вам она тётя, а вашей маме она золовка, так что в этот день все родные ходили друг к другу в гости). В этот день дети строили на реках, прудах, или полях снежные городки с башнями и воротами, потом делились на две группы. Одна группа охраняла городок, а вторая должна была взять его силой. А что ещё делали в этот день?
Слово «посиделки» говорит уже само за себя. Основные развлечения в этот вечер: игры, угощение и песни. Этот день считался всегда семейным. В Золовкины посиделки — новобрачная невестка должна была одаривать золовок подарками. В этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных.
День субботний величаво посиделками зовут. Хороводы с песней водят, в гости без конца идут.
11. песня «Земляниченька».
Ведущая. А какие посиделки без пляски и веселья?
-- Ах, вечёрочки-вечёрки, как же были хороши!
-- Словом эти посиделки были праздником души!
12. песня «Меня мама ругала».
Воскресенье – Прощённый день.
- В чём особенность этого дня? В воскресенье устраивали проводы Масленицы. Соломенную куклу чествовали, приглашали вернуться в следующем году, а потом вывозили за околицу и сжигали на костре. А пеплом посыпали землю к новому урожаю.
13. песня «Ты прощай, Масленица».
-- Масленицу провожаем, весну- красну встречаем.
-- Гостья погостилась, с зимушкой простилась.
-- С крыши капели, грачи прилетели.
-- Воробьи чирикают, они весну кликают.
Всю неделюшку гуляли, все запасы подъедали, а придет Прощёный день, нам покланяться не лень.
Приходите в воскресенье - будем мы просить прощенья, чтоб с души грехи все снять, с чистым сердцем пост встречать.
Скрепим дружбу поцелуем, хоть и так мы не воюем: ведь на Масленицу нужно укреплять любовью и дружбу.
Воскресенье – день прощанья, проводы седой зимы. В каждой хате целованья, год ждать новой Маслены.
Колокольный звон играет, всех к заутрене зовёт. Молодой и старый знает - завтра пост в дома придёт.
После службы в поле выйдут все с поклоном казаки. К солнцу взор с молитвой вскинут и попросят по-людски:
– Солнце красное, будь щедрым, в поле семена согрей!
Будь, Господь, к нам милосердным - землю дождичком полей.
Дотемна идёт веселье, угощается народ, до звезды до первой чтобы, всем наесться наперёд.
Вот мы и вспомнили, как на Руси отмечали Масленицу. Теперь будем ждать очередных праздников, которые сохранили до нас наши предки.
Ведущая – Приглашаем вас, ребята, в масленичный хоровод. Пусть каждый в нашем хороводе играет, пляшет и поёт!
14. песня «Здравствуй, Масленица!»