СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «СЕМИК-ТРОИЦА». ОБРЯДОВАЯ СЦЕНА.


Автор: Боженова Ирина Борисовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Сценарий мероприятия

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «СЕМИК-ТРОИЦА». ОБРЯДОВАЯ СЦЕНА.

Краткое описание работы: Тема посвящена весенне-летнему циклу народного календаря. Присутствует в примерных программных требованиях по предмету "Слушание музыки" 3-его года обучения. Сценарий традиционного обряда «Семик-Троица» разработан на основе устного и песенного фольклора разных областей России. Также даны методические рекомендации по подготовке учащихся к участию в вокально-драматической постановке.

 

Сцена оформлена в виде берёзовой рощи, одна берёзка стоит в центре. Выходят девушки с песней «Майская», водят вокруг берёзки хоровод.

1 ДЕВУШКА:

                        Благослови, мати, лето повстречати!

                        С чистой водицей, с высокой пшеницей.

                        В полях-со жнивьём, в лесах-со зверьём.

2 ДЕВУШКА:

                         Благослови нас, Троица-Богородица,

                         В лес пойти, венок сплести!

3 ДЕВУШКА:

                          Ой, девочки, завью я веночек, на круглый годочек.

                          Стой, мой веночек, всю неделю зелен,

                          А я, молоденька, весь год веселёшенька.

1 ДЕВУШКА:

                          Девушки-голубушки, свейте вы веночки

                          Из плакучей травки-кукушкины слёзки!

2 ДЕВУШКА:

                          Мы веночки сложим, на головку положим.

                    

Исполняется песня «Благослови, Троица». Девушки собирают цветы и плетут венки.

3 ДЕВУШКА:

                               Как у нас в году три праздника:

                               Первый праздник-Cемик честной,

                               Второй праздничек-Троицын день,

                               А третий праздничек-Купальница!

4 ДЕВУШКА:

                                 Честная масленица в гости Семик звала!

ВСЕ:

                                  Честь за то и хвала!

          С песней «К нам праздник пришёл» девушки величаво водят два круга, затем встают вокруг берёзки. Одна из девушек обвязывает ствол берёзки ленточкой, остальные - подходят к берёзке, вешают ленточки на веточки.

1 ДЕВУШКА:

                        Берёза моя, берёзонька,

                        Берёза моя белая,

                        Берёза моя кудрявая.

2 ДЕВУШКА:

                        Стоишь ты, берёзонька,

                        Кудреватая, весёленькая.

 

3 ДЕВУШКА:

                        Близ тебя, берёзонька, трава шелковая,

                        Под тобой, берёзонька, вода ключевая.

      

Обращаясь к берёзке, девушки исполняют песню «Берёзынька кудрявенькая». Выносят узелки и корзинки. Под берёзкой расстилают рушники, раскладывают ритуальную еду: каравай, лепёшки, крашеные яйца, блины.

 

4 ДЕВУШКА:

                        Берёзка, берёзка,

                        Завивайся, кудрявая!

                         К тебе девки пришли!

                         Со яичками, со куличками,

                         Яички те красные, кулички те сдобные!

Поют хороводную песню «Ты, берёзынька», в руках держат платочки. В хореографическом рисунке использованы движения: круг в круге, «змейка», «звёздочка», «ручеёк». Две девушки выносят соломенную куклу-«кукушку». Кладут «кукушку» под берёзку, накрывают платком.

 

 

1 ДЕВУШКА:

                     А где же наша кумушка-голубушка, серая кукушечка»?

 

   Исполняется песня «Куда летишь, кукушечка?» .

 

 

Девушки встают по парам, берутся за руки, обращаются друг к другу.

 

2 ДЕВУШКА:

                        Давай с тобой, девица,

                        Давай с тобой кумиться,

                        Чтобы нам весь год не браниться!

                         Ты мне кумушка-я тебе голубушка!

1 ДЕВУШКА:

                          Кумушка-голубушка, горюшко размыкаем,

                          Будешь мне помощница, рукам моим пособница.

 

Девушки поют 2 строфы песни «Давай, кумушка, мы покумимся» и целуются через венки, затем меняются платочками.

2 ДЕВУШКА:

                        Прощай, прощай, кукушечка!

                        Прощай, прощай, рябушечка!

1 ДЕВУШКА:

                          До новых гроз! До зелёных берёз!

                          До красной зари! До новой травы!

 

С песней «Зелёные вишни» девушки идут в хороводе-шествии по парам, используется хореографический рисунок «столбы».

 

 

                           

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Сценарий традиционного обряда «Семик-Троица» разработан на основе устного и песенного фольклора разных областей России.

В программных требованиях по предмету «Слушание музыки» в примерных темах календарно-тематического планирования 3-его года обучения предложена тема, посвящённая весенне-летнему циклу народного календаря, а именно празднику цветения растительности-Семику Троичной недели.

Подготовленный сценарий может быть разучен как с учащимися 3-его класса, так и с привлечением учеников старших классов. Песенные номера будут проанализированы в классе на уроке, пропеты, даны как материал для домашнего задания, к ним нужно будет возвращаться постоянно. Когда качество исполнения будет соответствующим, можно приступать к совместным репетициям.

Такой вид работы с детьми, как участие в сценическом действии, в небольшой театральной постановке даст ребятам положительный опыт. Сам факт перевоплощения в деревенских девушек по меньшей мере позапрошлого столетия, погружения в непривычную, но интересную атмосферу далёкого русского праздника, связан с игровым началом. Ведь сам обряд-это традиционное игровое ролевое действие. Игра, как известно,-необходимая составляющая учебного процесса, положительно влияющая на возникновение устойчивого интереса к изучению предмета, на запоминание информации, на личностное раскрытие.  Работа по подготовке выступления подарит детям и педагогу радость совместного общения, достижения творческого успеха.

Аудиторией для этого спектакля может стать сама школа искусств (преподаватели, учащиеся, приглашенные родители). Имеет смысл организовать выступление в общеобразовательных школах, детских садах. Подобные концерты практикуются в нашей школе искусств с культурно-просветительской целью и для привлечения поступающих.

До работы собственно над сценической постановкой учащиеся на уроках подробно и глубоко изучат данную тему. В рамках реализации системно-деятельностного подхода в обучении преподаватель должен управлять процессом обучения таким образом, чтобы у детей была возможность активно участвовать в освоении предложенной темы: после того, как педагог на уроке раскроет основные моменты изучаемой темы, следует[1]предложить  ученикам самостоятельно или с помощью родителей найти дополнительную информацию о славянском обряде зелёных святок, о трудовой деятельности в начале лета, подобрать иллюстрации картин художников; прочитать, как выглядел русский национальный костюм и т. п. и  поделиться своими сообщениями с ребятами в классе. Придётся обратиться и к словарям для объяснения вышедших из употребления или просто не совсем понятных слов. Таким образом, на основе рассказа учителя дети «добудут» дополнительные знания по теме.

 

ЧТО МОЖНО РАССКАЗАТЬ О ПРАЗДНИКЕ НА УРОКАХ

Неделя до Троицы именовалась в народе «Зелёные святки». Многие ритуалы имеют древнейшее дохристианское происхождение. Они основаны на обрядах обожествления и почитания растительности, вере в её животворящую силу.

Семик (седьмой четверг после Пасхи)-очень большой праздник. Он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю.

Деревни и сёла в этот период буквально преображались, украшались срезанными берёзками и цветами.

Главным объектом поклонения в эти дни была берёза, которая издавна почиталась на Руси. В поверьях русского народа она выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла, нечистой силы, прогоняющее болезни.

Берёза символизировала женское начало, считалась покровительницей девушек и молодых женщин.

Одновременно с этим берёза воспринималась как дерево, связанное с душами умерших.

На обширной русской территории троичный обряд с молодым деревом справлялся неодинаково. Каждая губерния и даже каждая деревня имели свой набор последовательных действий, свой обязательный песенный репертуар, притом, что основные элементы обряда сохранялись.

К числу таких элементов относится выбор и украшение дерева, совместная трапеза под ним, плетение венков, кумление, срубание дерева, хороводные песни, игры, гадания на венках.

Завивание берёзки-один из главных обрядов Семицкой недели, суть которого состояла в чествовании возрождающейся после зимы природы. Обряд совершали девушки, которые в тайне от мужского населения отправлялись в четверг семицкой недели в лес, на берег реки для выбора ритуального дерева. Выбрав берёзку с плакучими ветвями, девушки начинали завивать их, то есть скручивать ветки друг с другом, заплетать в косы, пригибать к земле и там закреплять колышками, связывать ветки лентами, после чего вокруг берёзки водили хороводы. Затем под ней устраивали пиршество, основным блюдом которого была яичница-символ плодородия.

В некоторых местах берёзку срубали, украшали и носили по деревне под пение песен. В песнях Зелёных святок выделяются две темы: любовная и трудовая. Считалось, что подражание трудовой деятельности обеспечит успех будущих трудовых работ.

В день Троицы, в воскресенье, снимали с берёзы все украшения и спускали вниз по реке плыть, что, по мнению крестьян, обеспечивало на всё лето достаточно влаги.

Ещё один обряд Семицкой недели - кумление. Его исполняли девушки брачного возраста. Две близкие подруги подходили с двух сторон к завитому на берёзке венку, троекратно целовались через него и говорили друг другу:

                                 Покумимся, кума, покумимся,

                                 Чтоб нам весь век не браниться

                                  И вечно дружиться.

                                  Побронимся - грешны будем.

                                  Кукушеньке тошно станет,

                                  Товарочке грустно будет.

Затем обменивались нательными крестиками и небольшими подарками. Покумившиеся девушки называли друг друга кумой и кумочкой, гуляли вместе по дерене, шептали друг другу разные пожелания. Через неделю после Троицы девушки снова отправлялись на место кумления. Там они под песни, хороводы развивали венки, расплетали макушки, возвращали подарки.

Примечателен обряд, знаменующий переход девушек в брачный возраст,-похороны кукушки. В тот же день, когда завивали берёзку, изготавливали куклу-кукушку. Чучело шили из лоскутков, кукушку сажали на ветки берёзы и начинали обряд кумления. Затем кукушку хоронили-закапывали, оплакивали, провожали своё детство.

                    

        РАБОТА НАД ОСВОЕНИЕМ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Разучивание предложенных мелодий возможно не только на уроках сольфеджио, но и в хоровом классе (по договорённости с преподавателем).

 Мелодии песен отличаются характерными для фольклора  мелодическими интонациями, ритмическими особенностями, фразировкой, cпецифической манерой исполнения. В связи с необычностью музыкального материала, необходимо построить его изучение на уроках так, чтобы музыкальное произведение стало не иллюстрацией теоретической темы, а само являлось главной темой урока. Вслушиваясь в пластику мелодий, ученики с помощью педагога, а затем и самостоятельно раскроют музыкальный  образ, особенности стиля, элементов музыкального языка. Рассуждая, сравнивая, ученики осмыслят понятия музыкального образа, жанра, формы, присущие русскому фольклору; закрепят навыки слухового наблюдения и чистого интонирования.

Примечательно, что собранные песни аранжированы или записаны в двухголосном изложении. Преобладает унисон и интервал терции, что даёт возможность разучить некоторые мелодии двухголосно даже с детьми третьего года обучения. При нехватке времени для подготовки праздника или невысоком качестве исполнения, педагог может использовать одноголосный вариант.

Перед разучиванием мелодий песен, следует сделать предварительный анализ особенностей музыкального материала.

  1. 1.                                       Летняя.

Обратить внимание детей на частую смену размера (5/8, 3/8); на характерный «пропуск» в мелодии второй ступени лада (дети познакомятся на практике с пентатоникой); на особенность формы-укороченные строфы запева и припева (две строки);на мелодическую повторяемость запева и припева, что придаёт образу некую эмоциональную «остинатность». В этом чувствуется дух древнего ритуального действа. Конечно, придётся привыкнуть и к ритмическим сложностям, ведь в четырёх тактах запева не встретится практически повторных ритмо-формул. В этом кроется особая речитативная строгость и лаконичность. В построении самой мелодической линии преобладает поступенное движение.

2.Благослови, Троица. Летняя.

Как и в первой песне, обратить внимание на смену размера: в запеве она происходит на каждой сильной доле, т.е. в начале каждого такта(5/4,3/4,5/4,4/4). Обсудить с детьми причину смены темпа-в средней части он более подвижен. Направить внимание на смысл текста: распевное, «уважительное» пение при обращении к Богородице и радостное, нетерпеливое - при ожидании встречи с летним лесом. Дети, наверняка заметят, что все фразы второго раздела (а их восемь) окачиваются одинаково-на долгом доминантовом тоне. При пении следует избегать его излишнего акцентирования, так как этот звук связан с безударным слогом.

3.К нам праздник пришёл. Хороводная.

При работе над этой в целом несложной мелодией, возможно, придётся столкнуться с неверным нотным прочтением в окончании фраз: квартовый ход с четвёртой ступени на первую (присущая фольклорным образцам плагальность), тогда как для современного слуха более привычны автентические завершающие обороты.

В остальных песенных образцах встретятся уже описанные особенности (переменность ритма, окончание фраз и всей мелодии на доминанте).

 

Хореографическое оформление.

Летние хороводы как игровое действо - одна из форм народного театра. В сценарий праздника включены две хороводные песни-№3 и №5.Здесь потребуются танцевальные навыки для различных видов хороводов: «круговые», «замкнутые», «змейкой», «воротца». При постановке танца стоит обратиться за профессиональной консультацией преподавателя-хореографа или познакомиться с движениями танца по видео, так как эти движения не сложны. В школе, где работаю я, есть хореографическое отделение. В школьных концертных программах часто используются совместные номера из исполнителей музыкального и хореографического отделений.

 

Художественное оформление.

Для художественного оформления сцены потребуется помощь учащихся художественного отделения, а при невозможности подобной помощи вполне можно справиться силами детей, участвующих в постановке.

Понадобится задний фон с лесным пейзажем. Он может быть как нарисован, так и выведен на экран. В середине сцены расположить макет берёзки. У участвующих девочек должны быть стилизованные русские костюмы: скорее всего это будут однотонные платья свободного кроя белого цвета, красные пояски или небольшие фартуки, на головах –венки из цветов или берёзовых веточек.

 

Если говорить о дидактических принципах, то в подобного рода работе особенно ярко проявляются следующие:

-принцип деятельности.

Учащиеся будут активно и осознанно участвовать в приобретении новых знаний, умений и навыков (вокальных, драматических, хореографических).

-принцип непрерывности содержания обучения.

 Работа над песенными формами в одноголосном и двухголосном изложении, народная основа музыкального материала являются основой на уроках сольфеджио и музыкальной литературы на протяжении всех лет обучения.

-принцип целостности.

 Полученные знания и впечатления станут частью формирования у детей представлений о природе, обществе, о преемственности традиций, о своём месте в этом мире, о роли искусства в жизни человека.

-принцип психологической комфортности.

Кроме доброжелательной обстановки, которая должна быть на любых занятиях с детьми, данный вид работы (многочисленные репетиции, обсуждение вопросов постановки, более тесное общение) создаст атмосферу сотрудничества и доверия с преподавателем. Наладятся более тесные контакты с родителями учеников, ведь понадобится их серьёзная помощь в поиске сведений для первых сообщений на уроках, в разучивании слов песен, в подборе костюма для выступления.

-принцип творчества.

Одной из постоянных и особенно любимых учащимися форм работы на уроках сольфеджио – творческие задания. В основном они связаны с сочинением и подбором аккомпанемента. В нашем варианте дети приобретут артистический опыт, преодолеют так называемую боязнь сцены, почувствуют себя создателями творческого «продукта».

 

В обращении к форме драматического действия реализуется одна из важных педагогических технологий – технология сотрудничества.

Педагог организует групповую работу так, что участники совместно овладевают новыми знаниями и умениями, вместе стремятся к общему успешному результату, постоянно взаимодействуя с другими членами коллектива. Педагогу необходимо не только поддерживать уверенность детей в своих силах, но и научить их критически анализировать неудачи, совместно решать возникающие проблемы.

Само обращение к русскому фольклору – это средство воспитания патриотического отношения к наследию прошлого, интереса к национальным традициям, уважения семейных ценностей.

 

         Литература и видеоматериалы:

 

  1. https://youtube/8NDtT7ITt4M

https://www.youtube.com/watch?v=8NDtT7ITt4M&ab_channel=%D0%9

C%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%D0%94%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D1%8F

  1. https://youtu.be/Jz4tBjRFw10
  2. https://youtu.be/-yOqBDXinxU
  3. https://youtu.be/kTgiC1JF1M0
  4. https://youtu.be/xla5Akv_W_A
  5. https://youtu.be/wHnvVSpICb8
  6. . Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий. - СП б.: «Люкси» «Респекс». - 256 с, ил.
  7. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. Пос. для ст-в пед. ин-ов. Под ред. проф. А.В. Петровского. - М.: 1987.
  8. Востриков А.А. Технология и методика культуры эмоции и чувств. Ч. - 1, 42 Томск, 1994.
  9. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М., 1974.
  10. Климов А. А. Основы русского народного танца: Учебник для студентов вузов искусств и культуры. - М.: Издательство Московского института культуры. 1994. 320с, с ил.
  11. Аникин В.П. Русский фольклор.-М.: «Высшая школа»,1987.
  12. Новикова А.М., Пушкина С.И. Традиционные бытовые песни Тульской области.-Тула: Приокское книжное издательство,1989.