«SPINNING MUZIK CUBES»


Автор: Симаева Сония Шаукатовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Методические разработки

Ссылка на файлообменник: https://cloud.mail.ru/public/2m4g/3AtTv1UCy

«SPINNING MUZIK CUBES»

Краткое описание работы: Все музыкально-дидактические задания для развития музыкального слуха детей старшего возраста ДОУ в одном пособии.

 С фотографиями пособия можно познакомится по ссылке                                                                                                                              

Музыкально-дидактическое пособие «SPINNING MUZIK CUBES»для детей старшего дошкольного возраста

Цель:   Развитие  музыкального  слуха и памяти  детей.

Задачи:

- Уметь внимательно и заинтересованно слушать вокальные и инструментальные произведения;

- Определять по звучанию произведения: характер, темп, динамику, жанр произведения;

- Различать звучание разных музыкальных и шумовых  инструментов, группы инструментов в симфоническом оркестре, народных оркестров: русского, татарского, слышать звучание  оркестра современных инструментов;

- Слышать звучание сольного пения, пения дуэтом, трио, хором.

- Определять принадлежность музыки к народностям (татарская, русская, марийская, башкирская);

-Развивать навыки работы в команде.

Этапы подготовки к пользованию пособием:

I   Знание  детьми  всех музыкальных понятий о музыке:

1.     Ритм, характер, динамика, жанры;

2.     Знание детьми музыкальных инструментов следующих  оркестров: детского, симфонического, русского, татарского, современного;

3.     Знакомство детей с музыкой народов Поволжья;

4.     Слушание детьми и определения сольного пения, пения дуэта, трио и хора;

II   Знакомство с пособием.

III  Игра с педагогом,  индивидуально и в команде.

IY  Игры самостоятельные индивидуально и в коллективе.

Использование пособия  «SPINNING MUZIK CUBES»:

1.     Музыкальное занятие НОД  (раздел «Слушание», «Пение»)

2.     Мониторинг детей.

3.     Самостоятельная деятельность детей.

Пособие состоит  из 9 кубиков расположенных на осях по 3 и крутящихся по оси. На сторонах кубиков прикреплены по тематике изображения, они систематизированы по тематике заданий: жанры, темп, инструменты, оркестры, характер, вокалисты, народности.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень музыкально-дидактических игр:

Для детей 4-5 лет

1.«Угадай какой инструмент  звучит?»

     Игра на развитие   тембрового слуха                                                                                                                             Взрослый или ребенок озвучивает один  из детских инструментов, а тот кто должен отгадать поворачивает кубик на  левой оси (на 1 оси) на себя и определяет инструмент.  ( дудочка, трещетка, металлофон, треугольник)

Предлагаемый музыкальный материал:

а)   детские музыкальные инструменты;                                                                           б)   запись на аудио звучания этих инструментов «Игры на детских музыкальных инструментах для 3D «Музыкальное оливье» № 3(7)-2014

2 «Какая по характеру звучит музыка?»

     Игра на развитие  музыкального слуха  и памяти.(слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение сравнивать, сопоставлять музыку различного характера).                                                                                               Звучит произведение в записи или исполняется взрослым на музыкальном инструменте, ребенок прослушав,  поворачивая кубик в центре со смайликом  угадывает характер пьесы.

Предлагаемый музыкальный материал:

а) Веселые плясовые мелодии -  русская, татарская, башкирская, марийская. Польки Иоганна Штрауса  например по программе ДОУ полька «Анна».                   б) Грустная музыка из «Детского альбома»  П.И. Чайковского «Болезнь куклы», из альбома «Времена года» пьеса «Осенняя песня», Д.Б. Кабалевский «Грустный дождик», « Весело-грустно» - Л Бетховен                                                                                      в) «Детский  альбом»  П.И. Чайковского пьеса «Баба-яга», из балета «Щелкунчик» пьесу «Битва Щелкунчика и мышиного короля», пьеса «Избушка на курьих ножках» Модеста Мусоргского.                                               г) Л.Бетховен «Лунная соната» (отрывок), Вальс цветов из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик, «Вальс» С.Сайдашева

3. «Громко-тихо»

     Игра на развитие динамического слуха.

Ребенок прослушав произведение должен повернуть нижний  кубик  на 1 оси и определить силу звучности. (громко, тихо, не очень громко, не очень тихо)

Предлагаемый музыкальный материал:

 «Полянка»  - рус. нар. орк Федосеева, «Колыбельная»   С Разоренов, «Лесные картинки» - «Утро в лесу» - А Караманов,   «Итальянская полька»  С. Рахманинов, «Новая кукла»   П Чайковский, Григ  «В пещере горного короля»,  Римский-Корсаков – «Белка»

4. «Быстро или медленно»

     Игра на развитие ритмического слуха.

Ребенок прослушав произведение должен, выбрав правильный темп, повернуть нижний  кубик  на 2 оси (средней оси)  на себя.(черепашка -медленно, уточка – не медленно,  лошадка -быстро,  поезд -очень быстро.)

Предлагаемый музыкальный материал:

«Танец с саблями» - А Хачатурян, «Тройка» - Г Свиридов М.Глинка «Попутная песня», «Шествие гномов» - Э Григ, «А я по лугу – рус. нар.песня, «Барыня» - рус. нарБерёзка» - рус. нар. «Вальс-шутка»  - Д Шостакович,

 

Итог: После освоения материала все эти 5 игр можно объединить в одну игру

 «Какую музыку ты слушал?» 

Ребенок должен повернуть несколько кубиков сразу определяя и говоря вслух какую он услышал музыку - веселую, громкую, быструю,  это песня.

Для детей 5-6 лет 

Игры детей 4-5 летнего возраста повторяются и добавляются новые, так как определение музыки становится шире.

1. «Какой оркестр звучит?»  

     Игра на развитие тембрового слуха                                                                                   Ребенок прослушав произведение  должен определить и повернуть кубик на себя, кубики верхнего ряда на оси 1,2, ( оркестр детских инструментов, оркестр русских  народных инструментов, оркестр татарских  народных инструментов, современный оркестр, симфонический оркестр)

Предлагаемый музыкальный материал:

А.Вивальди «Концерт для флейты с оркестром»,пьесы в исполнении  Будапештского струнного оркестра, Большого симфонического оркестра, Джазового оркестра, Духового  оркестра  Ретро, Государственных народных оркестров Татарстана, Башкирии  и Марийской республики.

 

 

2. « Музыка какой народности звучит?

 Игра на развитие  памяти и слуха ( представление о национальном характере музыки).

Ребенок прослушав произведение  должен определить и повернуть кубик на себя, кубик на 3 оси посерединке правильный ответ. (русская, татарская, башкирская, марийская)

Предлагаемый музыкальный материал:

Музыка Государственных народных оркестров Татарстана, Башкирии  и Марийской республики с солистами и хорами. 

3. «Определи жанр произведения»

     Игра на развитие восприятия музыки, ритмического слуха.

 Ребенок прослушав произведение  должен определить и повернуть кубик на себя, кубик на 3 оси нижний.(марш, песня, колыбельная, танец)

Предлагаемый музыкальный материал:

а) Польки Иоганна Штрауса, М. Глинки и С. Рахманинова.

б) Марши спортивные,военные.

в) «Бишек җыры» на сл. Г. Тукая, И Шамсетдинов муз. «Колыбельная дочери» на стихи М.Джалиля муз. Ю.Чичкова.

г) Детские песни.

 

4. «Сколько нас поет ?»

 

     Игра на развитие полифонического слуха

Ребенок, не видя поющих детей или взрослых  должен определить и повернуть  кубик располагающийся на 1 оси в центре.( один или много). Или ребенок прослушивает пение в аудиозаписи и определяет количество поющих.

Предлагаемый музыкальный материал:

Песни исполняемые соло, «Дуэт Буратино и Пьеро», вокальное трио «Рулате», «Терцет» детское трио, «Гимн международных детских игр», «Школа-детская проказная»  «Мультики» вокальное трио Челябинск.               « Дуэт пончика и сиропчика», «Дуэт глупого короля и принцессы» из мультфильма «Бременские музыканты».

Ребенок проиграв во все эти игры, может определять музыку по всем параметрам, знаниям предыдущего возраста и данного возраста -- веселая, громкая, быстрая, татарская плясовая в исполнении  оркестра татарских народных инструментов, это песня.

Для детей 5-6 лет 

1.  «Симфонический оркестр»

     Игра на развитие тембрового слуха

а) Ребенок слушая исполнения музыки в оркестровом звучании определяет, что звучат инструменты симфонического оркестра и какую группу  инструментов он слышит больше – изображение поворачивает на себя кубик на 3 оси сверху

б) Звучат отдельные группы инструментов симфонического оркестра в произведениях, ребенок определяет и поворачивает кубик с изображением данной группы на себя. (духовая, струнная, ударная,  клавишная).

2. «Сколько поет нас?»

     Игра на развитие полифонического слуха

Дети слушают в записи или пение друзей и определяют пение соло, дуэтом, трио, хором и поворачивают на себя кубик который находится на 1 оси по центру.

Ценность пособия: В этом возрасте ребенок может уже определять как звучит музыка, давать полные ответы и данное пособие поможет, подскажет ребенку о чем забыл сказать и подсказать дальнейший ход размышления.

Игра «Какую музыку слушал твой друг?»

     Игра на развитие внимания, логического, ассоциативного мышления.

Один ребенок садится перед пособием, второй  ребенок одевает наушники и садится поодаль, взрослый  дает прослушать произведение, первый ребенок работает с пособием определяя какая звучала музыка, справившись с заданием отходит от пособия,  со второго ребенка снимают наушники он подходит к пособию и гляда на картинки должен рассказать какую музыку слушал его друг. Например: он слушал песню, пел солист, песня татарская народная, звучала громко и весело, быстро и  исполнял оркестр татарских народных инструментов. Ребенок выполнивший задание должен подтвердить правильность ответа или поправить друга и еще раз вместе прослушать произведение.

 

 

        К основному пособию прилагается раздаточный материал: кубики свободно расположенные в коробке и используемые детьми в тех же целях, но в другой форме.  Дети могут доставать из коробки нужный кубик и показывать его и рассказывать о прослушанном произведении, или выполнять конкретное задание.