Тема «Развитие музыкальных способностей детей средствами вокала»


Автор: Кузьмина Александра Александровна

Предмет: Вокал

Класс: Педагоги

Тип материала: Аннотация на произведение

Тема « Развитие музыкальных способностей детей средствами вокала»

Краткое описание работы: развивать детей музыкальные данные

Введение.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

В дошкольных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников. Но в конечном счете успех дела зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, другие разнообразные формы осуществления музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и в семье.

Актуальность:               

     В связи с возросшей потребностью общества в разносторонне развитой личности проблема одаренности, а именно раннего выявления и развития способностей ребёнка становится наиболее важной и актуальной.  Видное место в процессе общего развития личности ребёнка занимает музыкальная одарённость. Система музыкального образования дошкольных учреждений направлена на знакомство детей с музыкой, независимо от их желания, интересов, потребностей и способностей. Дети обучаются по типовым образовательным программам, которые требуют актуализации и преобразований.  В отличие от традиционных форм обучения, существуют системы дополнительного образования представляя широкие возможности для развития музыкальных способностей в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности, используя нетрадиционные подходы к организации процесса обучения. Обучение детей вокалу как особому виду музыкального искусства открывает богатые перспективы для развития музыкальных способностей детей. Вокальное пение дает возможность и шанс каждому ребенку выразить себя, реализовать свои способности, добиться успеха.

Специфика данной работы не позволяет провести чёткое разграничение занятий на теоретические и практические, так как при обучении детей вокалу на каждом занятии мной выдаётся определённый объём как теории, так и практики, содержание которой просматривается в приведённом ниже содержании инновационного опыта, а также  в репертуарном плане, составленным с учётом возрастных особенностей  воспитанников. В содержании моей работы по каждому разделу определяется общая образовательная траектория пятилетнего обучения. Распределение учебного материала по годам для каждого ребёнка происходит в соответствии с намеченным индивидуальным образовательным маршрутом.

Цель: развитие музыкальных способностей детей средствами вокала.

Задачи для детей:

     Развивать вокальные, музыкальные, познавательные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Задачи для родителей:
     Создавать в семье благоприятные условия для развития музыкальных способностей дошкольников, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.  

           Задачи для педагога:

  1. Анализ и сбор информации из различных источников.
  2. Разработка перспективного и тематического планирования по проекту.
  3. Создание предметно-развивающей среды.
  4. Непосредственное развитие музыкальных способностей детей средствами вокала.
  5. Мониторинг результатов.

Ожидаемый результат:

  1. Развитие музыкальных способностей детей.
  2. Развитие вокальных способностей детей.
  3. Пополнение предметно-развивающей среды музыкального зала.
  4. Эстетическое развитие детей.
  5. Эмоциональное развитие детей.
  6. Обогащение родительского опыта в музыкальном воспитании детей.

 

 

 

Диагностика среднего и высокого уровней развития музыкальных способностей детей средствами вокала на 2009-2010 учебный год.

 

 

 

   

Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия музыкальный руководитель - воспитатели – родители. Воспитатели и родители принимали активное участие в реализации проекта.
                                                                                                                                            

1. Роль и место музыки в быту  детского сада

Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую силу ее воздействия на человека и возлагает особую ответственность на педагога, родителей за правильную постановку музыкального воспитания детей, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребенка, становления его личности.

Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на праздниках. Аналогично формам организации, утвердившимся в школьной практике (урок, внеклассная и внешкольная работа),

2. Музыка и игра

Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр и пособий. Сочетание применяемых в них методов может быть различным: слуховая, зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод (действия педагога и детей), зрительная, слуховая наглядность, слово и практические действия.

Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий — развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.

Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические пособия применяются в основном на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.

Музыкально-дидактические пособия, как правило, включают зрительную наглядность (карточки, картинки с передвижными деталями и т. д.). Музыкально-дидактические игры могут не использовать ее. Слушая музыкальные произведения, дети должны различать плавное и отрывистое движения мелодии, акценты, регистр, темп, тембр и т. д. и выполнять движения, соответствующие характеру частей, образам персонажей (например, «Птички летают и птички клюют» Т. Ломовой, «Игра с бубном» Л. Шварца и др.).

Различение свойств музыкальных звуков (высота, продолжительность, динамика, тембр) лежит в основе развития музыкально-сенсорных способностей. Некоторые свойства звуков дети различают легко (тембр, динамика), другие – с большим трудом (звуковысотные, ритмические отношения).

Развитие музыкально-сенсорных способностей (элементарных представлений о свойствах музыкальных звуков) является средством активизации слухового внимания детей, накопления первоначальных ориентировок в языке музыки. Как было отмечено, дети с легкостью усваивают представления о тембре и динамике звуков и труднее—о высоте и ритме. Поскольку основные музыкальные способности лежат в основе переживания выразительного содержания именно звуковысотных и ритмических движений, следует использовать в первую очередь музыкально-дидактические игры и пособия, моделирующие звуковысотные и ритмические отношения мелодии.

Применение зрительной наглядности, включающей пространственные представления (выше – ниже, длиннее – короче), помогает сформировать у детей представления о свойствах музыкальных звуков. Зрительная наглядность в образной форме моделирует отношения звуков по высоте и длительности.

Существуют различные классификации игр и пособий. Например, разделяются игры для развития музыкально-сенсорных способностей на настольные, подвижные, хороводные. За основание этой классификации взято различие игровых действий детей. Разработаны настольные музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей.

I Подготовительный этап.

Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.

Обсуждение проекта с воспитателями и родителями, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

II Основной этап реализации проекта.

1. Работа с детьми.                                                                                                                          

2. Работа с воспитателями.                                                                                                

3. Взаимодействие с родителями.

- Создание клуба «Весёлые нотки».
- Один раз в квартал проводятся отчетные музыкальные вечера для родителей и детей не участвующих в проекте.
- Создание информационного пространства (информационный стенд).

III . Заключительный этап.

     Диагностика и подведение результатов работы.

     По окончании проекта хочется отметить, что работа не прошла впустую. Систематически развивая вокал, как средство формирования музыкальных способностей я получила хорошие результаты, а именно:

дети имеют

высокий уровень культуры восприятия музыки;

глубокие знания в области вокально-эстрадного искусства;

устойчивое дыхание на опоре;

высокую вокальную позицию;

      дети умеют

точно интонировать на всем диапазоне;

уметь самостоятельно создавать художественный образ;

исполнить 5-6 вокальных произведений.

 

     Динамика обучения показала, что развитие музыкальных способностей детей средствами вокала дает положительный результат.                                                       

     Это можно увидеть в диаграмме.  Диаграмма показывает, что показатели развития музыкальных способностей  детей значительно улучшились по сравнению с началом обучения.

 

Заключение

Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой - классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей.

Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятия – мышление. Для полноценной реализации музыкально-педагогической программы необходимо проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления.

Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.

Развивая эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности, умение общаться с взрослыми и сверстниками, необходимо объединять усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышам и в детском саду, и дома.

 

Список литературы

1. От рождении до школы.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 201 0.-304 с.   

2. Бейлино А. Музыкально - ритмические пальчиковые игры. - Дошкольное воспитание, 1993г.

3. Методика музыкального воспитания в детском саду, / под. Ред. Н. А. Ветлугина и др. Издательство "Просвещение" 1989г.

4. Давыдова Н. Базы музыкального воспитания. - Дошкольное воспитание, 1994 год.

5. Михайлова М. А. Развитие музыкальных возможностей деток. - Ярославль "Академия развития", 1997 год.

6. Музыка в детском саду / под. Ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Музыка, 1980 год.

7. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. - Дошкольное воспитание, 1992г.

8. С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, Т.В.Воликова, В.А.Сластинин. Педагогика // учебное пособие для пед.училищ – М.: Просвещение, 1981.

9. Чемчуук Саас – Е.Н. Колосова

 

ОСОБЕННОСТИ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА.

Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранение его естественного звучания. Детский голос обладает особыми качествами, отличными от качеств голоса взрослых.

Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых – отсюда особое звучание детских голосов, прежде всего в младших классах. Гортань с голосовыми связками в 2-3,5 раза меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахей и бронхов).

У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому у ребят младших классов голос очень легкий, не сильный, не звонкий.

Резонаторы придают звуку разную окраску. При неправильном извлечении звука, например его форсировании, голос у детей приобретает неприятное низкое звучание.

Дети дошкольного возраста и первых классов поют, как правило, фальцетом. Детские легкие малы по своей емкости - отсюда естественная ограниченность силы детского голоса. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик.

Однако мы встречаемся иногда с тем, что дети начинают петь взрослые песни. Это вызывает умиление родителей. Когда ребенок взрослеет, его исполнение становится все менее приятным для слушания. Ребенок не может проникнуть в смысл и содержание песни, поэтому вместо выразительного исполнения наблюдается кривляние или попытка неумелого подражания. При таком пении не только портится художественный вкус ребенка, но и наносится вред голосовому аппарату. Необходимо переключать внимание учеников на репертуар песен, более подходящий им как по сложности исполнения, так и по содержанию.

Исполняя песни взрослых, которые им технически недоступны, учащиеся преодолевают трудности путем резкого нажима на различные отделы голосового аппарата. Они, вовлекая в работу всю мышечную массу голосового аппарата, поют громко, голоса от такого напряжения портятся, преждевременно изнашиваются. Возникают различные заболевания голосового аппарата.