Воспитание метроритмических навыков на уроках сольфеджио


Автор: Миронёнкова Лариса Вениаминовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

Воспитание метроритмических навыков на уроках сольфеджио

Краткое описание работы: Метроритмических навыков на уроках сольфеджио

        Воспитание метроритмических навыков на уроках сольфеджио

 

          Для работы над метроритмом на уроках сольфеджио в музыкальных школах и школах искусств разработано много методических пособий, которые оказывают большую помощь педагогам – теоретикам. Но почти у каждого педагога существуют свои методические разработки, в которые входят наиболее интересные разделы по метроритму других авторов, а также свои, основанные на собственном опыте. Работа над метроритмом – один из самых важных момента урока сольфеджио. Она тесно связана с ладо – интонационной работой, определением на слух, сольфеджированием и музыкальным диктантом .Навыки метроритма развиваются у детей гораздо быстрее и легче, но ,несмотря на это, работа по воспитанию метроритма должна вестись систематически, усложняясь от класса к классу.

        Рассмотрим несколько видов работы над метроритмом в подготовительном и первом классах – то есть начальный этап обучения.

В формировании метроритмического чувства у учащихся младшего возраста сохраняется опора на использование двигательных навыков – реакция на ходьбу, бег под музыку, хлопки. Именно с этими движениями ассоциируется представление детей о длительностях (четверть –« шаг», восьмые - «бег»).

 

Ø Музыкальная разминка

-  под музыку марша дети шагают на месте. Под веселую танцевальную музыку изображают бег на месте.

- педагог играет гамму C – dur четвертными длительностями. Дети  называя звуки, шагают в ритме музыки. На доске можно повесить таблицу «Музыкальная лесенка». Дети образно и наглядно будут представлять движение по ступеням этой лесенки, одновременно закрепляя тему «Запись нот». Вниз эту гамму сыграть восьмыми длительностями, предложив детям сбежать по ступенькам вниз.

Ø Ритмическое «Эхо»

 - повторение ритмического рисунка за педагогом;

 - дети, разделившись на группы, поочередно поочередно простукивают ритмический рисунок мелодии ладонями или карандашом.

Ø Ритмические варианты слов

Учитель на доске пишет слово , например, «заяц» записывает его ритм, затем предлагает придумать варианты этого слово по ритмическому рисунку . Это упражнение подводит к понятию «ритмический вариант мелодии».

Ø Пение песен с прохлопыванием ритмического рисунка

 Педагог играет мелодию песни «Василёк», дети  прохлопывают ее ритмический рисунок. Это упражнение очень полезно применять перед разучиванием песен со словами.

Ø Исполнение песни с движением в ритме мелодии

Во время исполнения песни «Как под горкой» одна  группа детей движется в ритме мелодии, другая стоя на месте, прохлопывает метрические доли, делая акцент на 1-ю долю. Задание группам меняется по куплетам.

Ø Ритмическая импровизация

Педагог играет мелодию «Маленькую польку» - Д. Б. Кабалевского. Дети импровизируют ритм, рисунок любыми  длительностями: один учении – восьмыми, другой – четвертями и т. д. Мелодия  звучит как бы с ритмическим аккомпаниментом.

Ø Угадай мелодию по ритму

Педагог предварительно делает детям подсказку. Например: это песня о времени года «Осень», а затем простукивает ритмический рисунок песни. Дети должны узнать песню и сказать её название. Если дети узнали песню, то нужно сыграть её на инструменте и предложить детям спеть её с ритмическим сопровождением.

Ø Подготовительные упражнения к ритмическому двухголосию

Педагог играет мелодию любой детской песенки. Дети исполняют ритмический рисунок правой и левой рукой поочерёдно. Нечётные такты – правой рукой, чётные – левой.

Ø  Ритмическое двухголосие

-  ритмические упражнение для левой и правой руки (координация рук);

-  2-х голосные упражнения для двух групп;

-  2-х голосные упражнения для рук и ног.

Ø Ритмические остинато, как аккомпанемент для песен

Дети поют детскую попевку или песенку под аккомпанемент педагога, а дети одновременно исполняют ритмическое остинато длительностями.

Большое значение на уроках сольфеджио имеет работа над устными ритмическими диктантами, письменными ритмическиими диктантами.

Ø Ритмические игры

Ритмические игры активизируют учащихся, делают урок оживленным и интересным.

Ритмическая игра «Найди свой дом». В игре участвуют 7 человек. Каждый ученик – это нотка. Педагог ставит стулья в один ряд и нотки занимают свои места. Педагог говорит: «Раз,2,3,4,5 вышли нотки погулять». Звучит музыка марша, нотки шагают в ритме марша (четвертными длительностями) в разные стороны.

Педагог: «Нотки вдруг развеселились, заплясали, закружились». Звучит весёлая танцевальная музыка (восьмыми длительносчтями), нотки танцуют.

Педагог: «Тили-тили-тарарам. Нотки! Быстро по местам!» Каждая нотка должна занять своё место. Игры могут выбираться по желанию детей.

Ø Цветные карточки с длительностями нот

 Большое значение по освоению музыкального ритма имеет наглядность. Можно использовать цветные карточки с длительностями нот. Педагог играет мелодию детской песни, а дети должны сложить из карточек ритмический рисунок песни или фразы. Здесь уже работает не только звуковое, но и зрительное запоминание.

Ø Обозначение ритмических фигур цифрами

Эти упражнения чем-то напоминают детям компьютерные игры. Для наглядности принято обозначать ритмические фигуры цифрами: четверть – 1, две восьмых – 2, половинная - 3. Педагог пишет на доске упражнения цифрами и предлагает детям воспроизвести рисунок мелодии длительностями. Можно предложить детям сочинить свой ритмический рисунок, затем простучать его со счетом.

Ø  Шумовой оркестр

С большим интересом дети воспринимают шумовой оркестр. Каждый ученик по желанию выбирает себе свой шумовой инструмент – ложки, бубен, барабан, треугольник, погремушки. Педагог играет мелодию песни, например, р.н.п. «Ах, вы сени», дети исполняют свою партию (её можно написать на нотные листы) или педагог пишет всю партитуру на небольшом плакате. Предварительно дети должны выучить обозначение инструментов. Сначала лучше поработать с детьми по партиям, а затем уже соединить. Ритмические занятия с шумовым оркестром приучат детей к собранности, концертной деятельности, помогают лучше познать мир музыки.

Ø Элементы танцевальных движений

Например: р.н.п. «Из под дуба». Мелодия состоит из 8 тактов. Педагог играет мелодию, дети стоят по кругу. Запев – прохлопывают в ладоши ритмический рисунок. Припев – положив руки на пояс (кулачками) и приподняв чуть голову, дети исполняют ритмический рисунок поочерёдно притоптывая. Все движения нужно выполнять выразительно.

    Работа над метроритмом – это обширное поле фантазий самого педагога, а начальный этап обучения – это платформа, база знаний учащихся в старших классах. Ведь от того, как овладел ученик основными навыками метроритма, зависит его качество знаний на всём протяжении обучения в музыкальной школе или школе искусств. Но не следует увлекаться только работой над метроритмом. Всё должно быть в меру, и способствовать закреплению слуховых и интонационных навыков, помочь детям правильно воспринимать и записывать музыку.

   

В работе были использованы следующие сборники и методические рекомендации:

1.     Синяева «Воспитание метроритма на уроках сольфеджио» стр. 15-16.

2.     Т. Бырченко, Г. Франио «Хрестоматия по сольфеджио  и ритмике» стр. 156-157.

3.     Котляревская-Крафт «Сольфеджио» - учебное пособие.

4.     Ж. Л. Металлиди «Сольфеджио 1 класс» - авторские дополнения к работе.