Статья «Я не хочу играть на пианино»


Автор: Никифорова Татьяна Вениаминовна

Предмет: Фортепиано

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

Статья «Я не хочу играть на пианино»

Краткое описание работы: Подход к обучению детей игре на фортепиано

Автор: Никифорова Татьяна  Вениаминовна                                                                                                                                                                        преподаватель МАУ ДО ДШИ МО  «Барышский район»  Ульяновская область 

 

Статья «Я не хочу играть на пианино»

В наше время всё больше родителей записывают своих детей на занятия, которые обучат их различным навыкам и повысят их таланты. Не всем детям даётся это легко и просто. Многие из них начинают играть на инструменте, но бросают на полпути, говоря: «Мама, я не хочу играть на пианино!». Полюбят ли дети музыкальные занятия в школе, станут ли они для них «открытием» увлекательности и познаванием мира сказочных звуков зависит в первую очередь от педагога, от его умения создать радостную атмосферу на уроке, от его заинтересованности, знания детской психики.

А.Д. Артоболевская говорила: «Постарайтесь околдовать ребёнка музыкой, как интересной сказкой, которой нет конца!».

        

          Поэтому обучение может быть успешным только тогда, когда педагог ищет и находит в каждом ученике то особенное и уникальное, что отличает его от другого. В условиях индивидуального обучения такой подход представляется единственно возможным.

          В современное время очень изменился подход к обучению детей игре на фортепиано или любого другого инструмента. Сегодня процент учеников, продолжающих музыкальное образование, очень низкий. В основном, выпускники музыкальных школ, несмотря на то, что участвуют в различных конкурсах и имеют хорошие результаты,  не продолжают музыкальное образование. Престиж нашей профессии  катастрофически падает.  

         Целью нашей работы должны стать не только те учащиеся, которые продолжат своё музыкальное образование, но и те, для которых школа является основным источником знаний о музыкальном искусстве, несложных навыков музицирования, а главное - любви к музыке, активных любителей музыки. А таких детей в нашей школе – большинство.  Занятия за инструментом, это удовольствие вместо обязанности. Чтобы уроки проходили плодотворно, необходимо пробудить в ученике длительный интерес к занятиям, ко всему новому.

              Главная цель для педагога - выявить и взрастить лучшие задатки каждого ученика, способствовать развитию и формированию его индивидуальности. Подлинный педагог делает все возможное для успехов каждого своего ученика, каков бы ни был уровень его развития, каковы бы ни были его индивидуальные склонности и качества. Перед преподавателем стоит комплексная задача воспитания творческой личности, которая сможет показать себя в любой сфере деятельности.

         Огромна роль педагога, как воспитателя, особенно в начале обучения. Заложенные им основы – любовь к музыке,  исполнительские навыки, умение слушать - скажутся на всем дальнейшем развитии ученика.

«Мы не можем своих учеников учить только тому, как надо играть на фортепиано. Педагог должен быть и воспитателем.

«Само общение через музыку способствует этому- она передаёт весь духовный мир человека». (А. Гольденвейзер)

         Творческий контакт педагога с учеником в значительной мере зависит от формы проведения урока, особенно на начальном этапе обучения, когда закладывается фундамент всего музыкального образования, а также дальнейшее отношение к музыке. Юному музыканту приходиться выполнять много задач - слуховых, зрительных, художественных, эмоциональных. Сочетание большой чуткости и симпатии к каждому ученику с нормальной требовательностью и умением мобилизовать волю ученика, сочетание большого терпения и выдержки с искренностью – являются  основой успешного воспитательного воздействия.

         По словам Александра Гольденвейзера: «Если ты не любишь ученика, ты не будешь хорошим педагогом…». Как бы вы не устали, вы должны давать урок так, как будто вам особенно приятно в данную минуту заниматься именно этим делом. Как только учащийся почувствует, что вы занимаетесь с ним со скукой и с отвращением, он вам этого простить не сможет.

         Немаловажный фактор мотивации к учёбе в школе - это создание доверительных отношений учителя и ученика. Важно создать у ребёнка уверенность в том, что учитель всегда готов помочь ему даже в неурочное время. Педагог часто недооценивает немалые усилия, которые приходиться делать ученику на уроке или в выполнении домашней работы. Поэтому он не должен быть скупым на словесные одобрения. Немаловажную роль играют и родители, сравнивая успехи своих детей с чужыми. Любой провал снизит их самооценку. Подчеркнуть удачи ученика, даже самые незначительные – это имеет гораздо большее значение с точки зрения стимулирования к учёбе. Опасны те уроки, предусматривающие проверку большого количества заданий. Завышенная программа также приводит к отрицательному результату.  Весьма важным в ДШИ совместное стремление преподавателя и ученика выйти за рамки традиционной программы обучения и расширить репертуар ученика песнями, популярными мелодиями, которые будут интересны ему. Это один из способов заниматься музыкой с удовольствием. Выступление учащихся  на сценических площадках (конкурсы, музыкальные вечера, классные часы, родительские собрания) тоже являются большим стимулом к обучению. Применение всего вышеизложенного на практике помогает сохранить и  приумножить интерес к занятиям, позволяет добиться больших успехов в образовательном процессе.

         В процессе обучения педагогу следует обратить внимание на воспитание таких качеств, как внимание, воля, самостоятельность  и критичность мышления, точность в выполнении поставленной задачи,  умение и желание трудиться, систематичность в работе. Именно эти качества являются залогом успешного обучения игре на фортепиано.

          Конечно же, воля не может возникнуть без заинтересованности в процессе обучения. Это достигается различными методами, обогащающими урок, на котором учащийся чувствует себя соучастником происходящего и ощущает радость творчества, что оказывает благоприятное воздействие на его волю. Педагогу следует обратить внимание на привитие умения трудиться. Ведь для того, чтобы провести один час за инструментом, нужно сделать усилие над собой. Ребенок должен устоять против соблазна посидеть за компьютером или посмотреть любимый сериал.

         Заключение.

         Обучение игре на фортепиано делает личность человека многогранной, оптимизирует его творческие способности, развивает фантазию и воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любой сферы деятельности.

 

Список литературы

1.     Гольденвейзер А. « Из бесед о музыкальном воспитании и обучении детей», «Как научиться играть на рояле»  М.: Классика –ХХI, 2006

2.      Исаева Е.О. «Особенности современного обучения игре на фортепиано»

3.     Калантарова Е. «Начальное обучение пианистов»- «Как научиться играть на рояле» М.: Классика –ХХI, 2006

4.     Милич Б. Воспитание ученика - пианиста. - М.: Кифара, 2002.

5.      Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. –

М.-Л ., 1964.

6.     Сухомлинский В.А.  «Сердце отдаю детям»

7.      Хохрякова Г. Фортепиано: возможно ли обучение без мучения? - М., 1998.