Музыка - как средство самовыражения


Автор: Саранцева Светлана Михайловна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

Музыка - как средство самовыражения

Краткое описание работы: О трёх факторах самовыражении ребёнка в музыке.

Автор: Саранцева С.М.

Преподаватель МАУ ДО ДШИ

муниципального образования «Барышский район Ульяновская область

 

 

 

Музыка - как средство самовыражения

 

Родившись на заре человечества, музыка в течение многих веков служила людям. Она звучала во дворцах, в костёлах, на концертных сценах, в домах богатых и бедных, и просто на улицах городов и деревень, сёл и посёлков. В каждом человеке есть тайная кладовая мастерства и таланта. Ключ, который может открыть дверь в эту кладовую, находится в руках самого человека. Он слышит музыку с колыбели, видит удивительный окружающий мир, природу с её неповторимыми красками. Но музыкантами становятся единицы. В чём причина? Нераскрытом  таланте? Одарённости и везении?  На мой взгляд причина одна - в самовыражении. Ребёнок с малых лет должен найти себя, своё «я» среди других детей и взрослых.

Рассмотрим некоторые примеры, связанные с музыкой, как музыка помогает самовыражению ребёнка и как из ребёнка вырастает личность, звезда яркая и долго неугасающая.

Пример №1. Классический.

Вольфган Амадей Моцарт своим трудом, работоспособностью, настойчивостью и терпением стал великим композитором. Человек, который прошёл через унижения и невзгоды, маленький и невзрачный с виду, Моцарт воплотил в своих произведениях мечту светлую, мечту своего детства. Он сумел поставить своё имя выше всех других при помощи своего музыкального дарования. Выразил себя в музыке так ярко, что его звезда до сих пор не сходит с музыкального небосклона.

Пример №2. Традиционный.

С детского сада, с первых занятий музыкой, мы видим как влияет она на сознание и развитие ребёнка. В группе поют все, а выразить себя в музыке могут далеко не все дети. Иногда ребёнок, не имеющий вокальных данных, в результате занятий и целеустремлённости развивает их очень быстро, ставя музыку, в частности вокал, своей целью в жизни. Он идёт по намеченной линии уверенно, зная чего он хочет. Ребёнок пропускает музыку через подсознание, через душу, и в результате становится незамедлительным. Ребёнок, имеющий с детства музыкальные способности, иногда теряется среди других детей, для него музыка не средство самовыражения. Он стесняется, боится раскрыть свой талант. Постепенно его дар угасает и остаётся просто незамеченным. А может быть в этом ребёнке старшие — воспитатели, родители и учителя просто не разглядели юного Вольфгана Амадея Моцарта или Александру Пахмутову, юного Фёдора Шаляпина или Елену Образцову. А ведь музыка — это такое сильное чувство, которое человека может сделать добрым, отзывчивым, благородным.

Как помочь ребёнку самовыразиться в музыке? Раскрыть и отшлифовать свой талант?

3 фактора, которые способны это сделать:

·         семья - её поддержка, её забота, её помощь в каждую минуту;

·         общество — группа детей в детском саду, класс в школе, друзья;

·         педагоги, работающие с данными детьми.

1-ый фактор. Семья.

Позитивный.

Родители заинтересованы музыкальной карьерой своего ребёнка. Они стремятся к полному раскрытию его таланта, его духовному росту, эстетической культуре.

Негативный.

Родители категорически против занятий своего ребёнка музыкой. Они стараются предпринять всё, чтобы ребёнок потерял к ней интерес, вплоть до покупок дорогих игрушек, техники, аппаратуры. Такие родители убивают в ребёнке личность, и здесь уже не до самовыражения.. Но всё же есть единственный случай. Когда ребёнок идёт наперекор семье и становится прекрасным музыкантом, и даже композитором. (Примером может послужить Ф. Шуберт).

 

2-ой фактор. Общество.

Очень много детей не может найти своего самовыражения в музыке из-за людей, окружающих его:

-друзья не разделяют его увлечения музыкой. Они увлекаются спортом и агитируют бросить музыку, а заниматься с ними;

-смех и издёвки товарищей над ребёнком, играющим на музыкальном инструменте;

- плохое воспитание, или вообще его отсутствие.

Свобода мыслей, а не самовыражения музыкой- главный критерий их оценки.

 

3-ий фактор. Педагог - главный наставник.

 

Если сравнить ребёнка с музыкальным инструментом, ребёнок — это скрипка, а педагог — это смычок. Очень многое зависит от того, как педагог занимается с детьми:

- отвести урок и пойти домой. Педагог глух и нем по отношению к ребёнку, его таланту;

- педагогу интересно заниматься с учеником. Он видит в нём личность, способствует раскрытию его таланта в личных целях.

Используя талант ученика, он не ставит вопрос о самовыражении музыкой, а просто эксплуатирует его в целях наживы. Цель педагога — сделать себе имя. Таких случаев в практике очень  много.

Педагог- творец — это педагог, который поставил перед собой цель и идущий к ней самозабвенно. Для него главное не деньги и слава, а творческий прогресс, двигающий его ученика к высшему пьедесталу почёта.

Недаром говорят, что педагог — это тот, чьи ученики его превзошли по уму, силе, таланту. Человек, отдающий всего себя своим ученикам ради их самовыражения, помогающий им раскрыться и расцвести их таланту в полную силу - это и есть педагог-творец.

Музыка - могучий источник мысли. Только она лечит души людей, развивает мышление, речь. Учит воспринимать мир таким, каким его видели И.С. Бах, Л.В.Бетховен, В.А. Моцарт, Ф.Шопен — ярким, многозвучным, таинственным и прекрасным.