Играем и поём - мы здоровыми растём (практическое пособие)


Автор: Давлетова Резеда Валиахметовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое пособие

Играем и поём- мы здоровыми растём (практическое пособие)

Краткое описание работы: Практическое пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

  

«Таланты создавать нельзя,

    Но можно создавать почву,

       На которой особенно успешно

            Они произрастают».

Г.Нейгауз

 

 

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

ЦЕЛЬ дыхательной гимнастики – дифференциация носового и ротового дыхания, получение длительного ротового выдоха под контролем движений диафрагмы и мышц брюшного пресса. Для занятий с детьми очень полезны игровые дыхательные упражнения:

1.  «Цветочный магазин» - глубокий медленный вдох через нос.

2. « Свеча» - тренировка ровного, медленного выдоха на  пламя свечи.

3  «Упрямая свеча» - тренировка интенсивного сильного выдоха.

4. «Погашу свечу» - тренировка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением: ФУ! ФУ! ФУ!

 5.«Насос» -  продолжительный  выдох при длительном     произнесении  звукосочетания «П Ш Ш Ш Ш Ш»…

 6. «Комар» - продолжительный выдох с произнесением ЗЗЗЗ…

7. «Проколотый мяч» - выдох спроизнесением СССС…

 

Затем включается громкое и длительное произнесение гласных и их сочетаний, звонких и глухих щелевых и взрывных согласных, слогов:

 А–аэ–эа-аэи–а–э           Э-аи–эи–аои–а-и  

 У–ау –эу –аио-а-у      В -ав – эв – ив – ов                   

 З– аз– эз– из – оз         Ж–аж–эж–иж - ож

 Ва- а–в –а- в-а             За – а – з –а – з – а             

 Жа–а-ж–а– ж-а        Фа– фэ –фи –фо- фу      

 СА–сэ–си–со–су      Ша–шэ-ши –шо–шу 

  Ба–бэ-би–бо–бу         Да–дэ–ди–до –ду              

  Га–гэ–ги–го-гу        Па–пэ –пи – по –пу           

 Та–тэ –ти–то–ту       КА– кэ –ки –ко -ку

При произнесении звукосочетаний и слогов постоянно фиксируется внимание ребёнка на длительном ротовом выдохе, поднятом мягком нёбе, контролируется утечка воздуха через нос, включается слуховой контроль.

При ларингитах произносятся только глухие согласные. При произнесении длинных звуков желательно тянуть их как можно дольше. Для усиления вибрационно-дренирующего эффекта можно использовать произнесение ребенком звуков «р», «тр», «т», «д», «ха».

 

АРТИКУЛЯЦИЯ

    Цель артикуляционной гимнастики – выработать чёткость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата. Необходимо, с одной стороны, уменьшить скованность, напряжённость артикуляционных мышц, с другой стороны, повысить их тонус и силу.

ДВИЖЕНИЯ ЩЁК.

 1.Надувание щёк одновременно.  

2. Втягивание щёк.

3. Надувание щёк попеременно.       4.Имитация полоскания щёк, зубов.

ДВИЖЕНИЯ ГУБ.

1. Вытягивание и растягивание губ на О,  У, И.

2. Подтягивание верхней губы (ПФ).

3. Опускание нижней губы (ВЫ-ВЫ).

4. Натягивание губ на зубы при открытом рте.

5. Укрепление губ при беззвучном произнесении согласного П-П.

6. Сосательные движения.

7. Вытягивание губ узкой воронкой (имитация свиста).

8. Поднимание плотно сжатых губ вверх и вниз при плотно сжатых челюстях.

9. Движения губ «хоботком» вправо, влево.

10. Вращательные движения губ «хоботком».

 

ДВИЖЕНИЯ ЯЗЫКОМ.

 1. «Лопата» - высовывание языка лопатой.

 2. «Иголочка» Поочерёдное высовывание языка распластанного и заострённого.

 3. «Часы» - повороты сильно высунутого языка вправо, влево.

 4. «Горка» - поднимание и опускание задней части языка, кончик языка упирается в нижнюю десну, а корень языка поднимается то вверх, то вниз.

5. «Ириска» - присасывание спинки языка к нёбу открывая и закрывая рот.

6. «Красим потолок»-присасывание языка к верхним альвеолам открывая и закрывая рот.

7.«Чистим язык» - проталкивание языка между зубами, так что верхние резцы «скоблят» спинку языка.                                                                                                 

8.«Вкусное варенье»- облизывание губ     

9. «Красим забор»- кончик языка касается верхних и нижних резцов, открыв рот.

10. «Чашечка» -высунутый язык удерживать желобком, лодочкой, чашечкой,

11. «Накажи язык»-закусывание зубами боковых краёв языка.

12. «Барабан» -при том же положении языка многократно барабанить кончиком языка по верхним альвеолам (т-т-т-т).

ДВИЖЕНИЯ ЧЕЛЮСТЕЙ

    1.«Рыба» - открывание и закрывание рта.

    2.«Будем кушать»- имитация жевания.

    3.«Проверка робота» - движения нижней челюсти вправо, влево, движения   нижней челюсти вперёд и обратно.

    4. «Радость-удивление» -Беззвучное произнесение гласных звуков А, Э (мягкое нёбо  максимально поднято), О,У,И (мягкое нёбо опущено).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УМЕНИЯ УПРАВЛЯТЬ СИЛОЙ ГОЛОСА

( ДИНАМИКА)

1.   «Лай собаки»- АВ -АВ (собака рядом громко)   ав   ав ( собака лает далеко)

2.«Мычание коровы»   МУ (корова  рядом громко), му  (корова мычит далеко)

 3.  «Укачивание куклы»  А-А-А (громко, в одной тональности)

4. «Плач ребёнка» А-(громко), а-(тихо),

    А-А ( громко, высоко)

5. «Гудок» - подражание гудку поезда :у у у у -от тихого к громкому звуку и наоборот,

      с силой одной громкости)

6.  «Эхо»  АУ___ АУ___   ау________

Далее пропеваются гласные, их сочетания, слоги с постепенным  усилением и ослаблением звучания (на одном звуке).

а а  А А а а (отрывисто с паузой) о о О О о о  у у у  У У у у ау ау ауАУ АУ АУ  ау ау ( те же звуки, но без паузы, плавно)

 

Далее тренируется пропевание счёта, пение стихов с усилением и ослаблением голоса, отрывисто или плавно.

ИГРОВЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

  1. «Самолёт» Уу-уу-уу   (вверх –вниз) 

  2. «Комар»   З-З-З (большой) , з-з-з-з-з (маленький)

  3. «Жук» Ж-Ж-Ж,   ж-ж-ж-ж                    

  4. «Часы» -Тик-так-тик-так                

 5. «Кукушка»  Ку-ку-ку-ку-ку-ку

 6. «Стон»    М- м-м-м-м                      

7. «Мяуканье»  Мяу-мяу-мяу 

 8. «Крик» Ой-ой-ой                      

9.  «Петух»    Ку-ка-ре-ку   (вверх)

10. «Плач»    А-а-а-а-а               

11. «Скорая помощь» М- м-м-м(вверх-вниз)

     Активность в пропевании согласных звуков должна пересилить привычку разговорного, вялого произношения слов. Гласные звуки должны иметь максимальную протяжённость и округлённость:звук А при пении напоминает что-то среднее между А и О,звук Э – между Э и О, звук И – между И и О.                     

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЕРНОГО РЕЗОНИРОВАНИЯ

Большое внимание уделяется массажу, который помогает снимать мышечные зажимы, способствует верному формированию к резонированию звука.
1.      Поглаживать лоб от середины к ушам.
2.      Поглаживать лицо от середины верхней губы к ушам.
3.      От середины подбородка к ушам.
4.      Обеими ладонями поглаживать затылок. От затылка к подмышечным впадинам.
5.      Поочередно каждой рукой поглаживать шею спереди от подбородка к груди.
6.      Постукивать кончиками пальцев лобные пазухи, от середины лба к ушам, произнося слитно сочетание «ми - ми - ми – ми».
7.      Так же постукивать полость под глазами, произнося слитно сочетание «ну - ну »,«ни – ни », «но – но – но », «на – на – на » 
8.      Постукивать под носом, произнося слитно «ви -ви »,«во-во-»,«ву-ву» «ва–ва–ва»
9.      Также постукивать под нижней губой,  «зу-зу» «зи-зи» «зо-зо-зо–зо»,«за-за-за – за»
10.  Постукивать ладонями грудную клетку, произнося сочетания «ж - ж – ж», «м-м-м ».
Упражнения делаются не напрягая челюсти, языка, лицевых мышц, длительно, на ощущении непрерывного звучания слогосочетаний и внимательно контролируя правильность дыхания.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГЛОТКИ
1.      Рот открыт, вдох носом. Выдох открытым ртом делается так, чтобы чувствовать рукой горячую струю воздуха.
2.      Основание ладони прижато к груди, пальцы к подбородку, рот открыт, Вдох через нос, теплый выдох - через открытый рот. Также на выдохе произносятся все согласные со звуком «а» - «ба, ва, га, да» .
3.      Сидя за столом, поставить локти на стол. Нижняя челюсть неподвижно опирается на пальцы, сцепленные под подбородком, рот открывается движением головы вверх. Выдох открытым ртом. То же самое движение связывается с произнесением слогов «йа - йа - йа...», «6а - ба – ба», «да - да – да» и далее со всеми согласными алфавита.
4.      Рот открыт / закрыт. Мысленно хочу сказать «п».
5.      Рот открыт. Мысленно хочу сказать «а».                                                            
6.      Рот открыт. Перед зеркалом долго держу поднятым маленький язычок, тренируя состояние зевка.
7.      Тоже с закрытым ртом.
8.      Крепко сжать зубы, затем быстро расслабить челюсть.