"Учусь творить: музыка, речь, движение, импровизация, игра, мышление, творчество"


Автор: Виктория Валерьевна Озерова

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Мастер-класс

"Учусь творить: музыка,речь,движение,импровизация,игра,мышление,творчество"

Краткое описание работы: Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование современных музыкальных методов.

 

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов через использование современных музыкальных методов.

Задачи:

        1            Приобщать  к музыкальному искусству через творческое музицирование.

        2            Познакомить воспитателей с методами («метод моделирования музыкального языка», «метод активации творческих проявлений») и приемами музыкального воспитания  («звучащие жесты», «игры с голосом», поэтическое музицирование, релаксация, моделирование ритма, свободное манипулирование инструментами) и возможностью их использования  в образовательной деятельности.

        3            Развивать  креативные  способности в различных видах художественно-творческой деятельности.

Инструментарий:

·        телевизор

·        музыкальные и шумовые инструменты (треугольник, металлофон, барабан, деревянные палочки, колокольчик, орехи, пластиковый стакан);

·        раздаточный материал (цветы).

 

 

СТРУКТУРА МАСТЕР-КЛАССА

 

Добрый день, уважаемые коллеги.

Музыка является одним из важнейших средств гармоничного развития личности. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве, в интеграции различных видов художественной деятельности. Еще Платон говорил: «… воспитание в музыке надо считать самым главным: Ритм и Гармония глубоко внедряются  в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим… Он будет упиваться, и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт». Игровое, творческое развитие ребенка, его природной музыкальности, способности к творческому самовыражению – вот главная наша цель для дальнейшей успешной самореализации его в жизни. Именно здесь и сейчас Вы узнаете, что существует множество разнообразных музыкальных методов и приемов работы, которые можно использовать в повседневной работе с дошкольниками именно вам – уважаемые воспитатели.

Кто- то скажет, что это трудно. А я отвечу -  это очень интересно! А интерес – это локомотив, который сдвинет любые проблемы.

Осень тонкой длинной кистью

Перекрашивает листья.

Красный, желтый, золотой,

Как хорош  ты, лист  цветной!

(И. Михайловой)

Вспомните, как приятно шуршат опавшие разноцветные листья в парке. Кажется, что этот шорох витает в самом осеннем воздухе и слышится нам осенним вальсом.

                Шух, шух-шух, шух (трение рук друг об друга)

          Шур, шур, шур…(трение об одежду).

Итак,  «звучащие жесты» - это первые инструменты человека, инструменты, которые всегда с собой, позволяющие организовать музицирование при отсутствии любых других инструментов.Звучащие жесты– это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:

Листья желтые летят,                                          (щелчки пальцами сверху вниз)

Скоро голым будет сад.                                   (трение по плечам)

Вдруг их ветер подхватил,                               (трение по бедрам)

В легком танце закружил.                                (притопы ногами)

Но вот ветер щеки толстые надул,  надул,

И на деревья пестрые подул, подул…

«Игра с голосом» с использованием фонопедических звуков - известный прием, который помогает детям представить звучание окружающего нас мира.

 

«Осенние листья»

Осенние листочки на дереве висят

Как только ветер дунет, они зашелестят (качают кистями рук, произносят коротко ш-ш-ш)

А ветерок рассердится и дунет посильней (активные взмахи руками, произносить на выдохе фффффффффффффффффф)

А ветви закачаются сильней, сильней, сильней (глиссандо голосом вверх-вниз на звуке ааа, руки пластичные)

Потом начнется листопад, листочки на землю летят (коротко произносят п-п-п-п, движение ладошек вниз, к полу)

Ритм, заключённый в словах, фразах, очень хорошо ощущается детьми: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой остинато.Поэтическое (речевое) музицирование  - помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести в мир динамических оттенков и темпового разнообразия. Благодаря поэтическомумузицированию дети не только незаметно, с удовольствием заучивают стихи на память, но читают их с особым чувством и выражением, осознают связь слова и музыки.

«Листопад» Груданов Е. (деревянные ложки)

Как прекрасен листопад!
Листья жёлтые летят!
Над землёй и над водой
Вихрь кружится золотой!
Осень дождички роняет
И деревья раздевает,
Устилая всё кругом
Пышным сказочным ковром!

Красивые листья под ноги летят,
Устроила осень в саду листопад.
Вот лиcтья берёзки, вот листья осинки,
Вот кружатся в вальсе листочки рябинки.

Меркулова О.

И  я вам сейчас предлагаю создать свою мелодию осеннего вальса.. Сейчас мы будем использовать нетрадиционный игровой метод моделирования музыкального языка.

- Что вы видите на экране? (листья)

- Какого они размера? («Большие и маленькие»).

-Песенку большого листика    назовём «Та», маленького– «Ти». Лист большой и  значит дольше его песенка, у маленького – звучит быстрее.

Метод моделирования музыкального языка позволяет в доступной форме показать и дать почувствовать воспитаннику особенности выразительных средств и их отношений.

Листья могут не только танцевать, но иногда и неслышно разговаривать.

Озвучивание стихотворения  «Разговор листьев» В. Берестов

Мы с кленов…                                         (детская губная гармошка)

Мы с яблонь…                                         (колокольчик)

Мы с вязов…                                           (коробочка с крупой)

Мы с вишен…                                          (маракасы)

С осинки…                                               (тремоло в хрустальных бокалах)

С черемухи…                                           (связка ключей)

С дуба…                                                   (шуршание бумагой)

С березы…                                                        (бубенцы в руке)

Везде  листопад,                                                (все вместе)

На пороге – морозы.                     

Творческое  озвучивание  стихотворений различными тембрами музыкальных инструментов получило название свободное манипулирование инструментами. Их образное применение особенное интересно в озвучивании сказок.

Наступила осень                                                                        

Под ногами зашуршали первые опавшие листья (звуки шуршащей бумаги).

Подул осенний ветер                                                  (звуки из пустой бутылки),

Он пригнал темные тучи (звуки барабана).

Закапал дождик                                                                    (звучит металлофон),

А потом все чаще и чаще                                            (звучит металлофон),

Побежали ручьи по дорогам             (дуем в баночку с водой через трубочку)

Холодно и сыро стало вокруг...

Но вот дождь закончился

И из-за тучи выглянуло солнышко (звучит колокольчик).

Осветило солнышко осеннюю полянку(снова звучит колокольчик),

и увидели мы красивые, разноцветные деревья.

Ветер подул на них                                                      (звуки из пустой бутылки),

и деревья зашумели своей листвой (пластиковые бутылочки) .

Где-то далеко застучал дятел                                                (звучат колотушка)

Белка готовила запасы на зиму

и прыгала по веткам (звучит молоточек ),

Птицы запели в последний раз перед тем,

как улететь на юг (свистульки).

Днем все собрались на полянке: и солнышко, и деревья, и листья, и ветер — и стали радоваться последним теплым денькам (звучат все инструменты).

Но вот наступил вечер и все вокруг умолкло.

Стало тихо-тихо.

Одна из задач, которая ставится перед современным, творческим педагогом является создание целостного образа мира у ребенка. Этому способствует интеграция разных видов искусств. Ведь «…в интеграции один вид искусства выступает стержневым, другой помогает более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами».

Видео-презентация П.И.  Чайковский «Октябрь»

«Уж небо осенью дышало...» А. Пушкин

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Работа с детьми по данной методике  предполагает качественно иные подходы к обучению со стороны педагога. Его задачей становится не просто направлять образовательный процесс, а жить на занятиях вместе с детьми, помогать им, искренне радоваться их успехам. Эту педагогику называют сотрудничеством. С первых же минут ему нужно найти правильную эмоциональную волну в общении с детьми. Оно должно быть легким, непринужденным, доставлять взаимное удовольствие детям и педагогу. В этом случае ребята не испытывают дискомфорта, скованности, страха. Они естественны, раскованы и искренне увлечены всем происходящим. Здесь нет места скуке и однообразию, зато всегда желанны фантазия и выдумка.

Ведь как гласит древняя мудрость:

Наша память сохраняет только

 10% из того, что мы слышим,

 50% из того, что мы видим,

 90% из того, что мы делаем!

Спасибо за активное участие и внимание!