Автор: Виктория Валерьевна Озерова
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Педагоги
Тип материала: Мастер-класс
Краткое описание работы: Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование современных музыкальных методов.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов через использование современных музыкальных методов.
Задачи:
1 Приобщать к музыкальному искусству через творческое музицирование.
2 Познакомить воспитателей с методами («метод моделирования музыкального языка», «метод активации творческих проявлений») и приемами музыкального воспитания («звучащие жесты», «игры с голосом», поэтическое музицирование, релаксация, моделирование ритма, свободное манипулирование инструментами) и возможностью их использования в образовательной деятельности.
3 Развивать креативные способности в различных видах художественно-творческой деятельности.
Инструментарий:
· телевизор
· музыкальные и шумовые инструменты (треугольник, металлофон, барабан, деревянные палочки, колокольчик, орехи, пластиковый стакан);
· раздаточный материал (цветы).
СТРУКТУРА МАСТЕР-КЛАССА
Добрый день, уважаемые коллеги.
Музыка является одним из важнейших средств гармоничного развития личности. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве, в интеграции различных видов художественной деятельности. Еще Платон говорил: «… воспитание в музыке надо считать самым главным: Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим… Он будет упиваться, и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт». Игровое, творческое развитие ребенка, его природной музыкальности, способности к творческому самовыражению – вот главная наша цель для дальнейшей успешной самореализации его в жизни. Именно здесь и сейчас Вы узнаете, что существует множество разнообразных музыкальных методов и приемов работы, которые можно использовать в повседневной работе с дошкольниками именно вам – уважаемые воспитатели.
Кто- то скажет, что это трудно. А я отвечу - это очень интересно! А интерес – это локомотив, который сдвинет любые проблемы.
Осень тонкой длинной кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой,
Как хорош ты, лист цветной!
(И. Михайловой)
Вспомните, как приятно шуршат опавшие разноцветные листья в парке. Кажется, что этот шорох витает в самом осеннем воздухе и слышится нам осенним вальсом.
Шух, шух-шух, шух (трение рук друг об друга)
Шур, шур, шур…(трение об одежду).
Итак, «звучащие жесты» - это первые инструменты человека, инструменты, которые всегда с собой, позволяющие организовать музицирование при отсутствии любых других инструментов.Звучащие жесты– это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:
Листья желтые летят, (щелчки пальцами сверху вниз)
Скоро голым будет сад. (трение по плечам)
Вдруг их ветер подхватил, (трение по бедрам)
В легком танце закружил. (притопы ногами)
Но вот ветер щеки толстые надул, надул,
И на деревья пестрые подул, подул…
«Игра с голосом» с использованием фонопедических звуков - известный прием, который помогает детям представить звучание окружающего нас мира.
«Осенние листья»
Осенние листочки на дереве висят
Как только ветер дунет, они зашелестят (качают кистями рук, произносят коротко ш-ш-ш)
А ветерок рассердится и дунет посильней (активные взмахи руками, произносить на выдохе фффффффффффффффффф)
А ветви закачаются сильней, сильней, сильней (глиссандо голосом вверх-вниз на звуке ааа, руки пластичные)
Потом начнется листопад, листочки на землю летят (коротко произносят п-п-п-п, движение ладошек вниз, к полу)
Ритм, заключённый в словах, фразах, очень хорошо ощущается детьми: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой остинато.Поэтическое (речевое) музицирование - помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести в мир динамических оттенков и темпового разнообразия. Благодаря поэтическомумузицированию дети не только незаметно, с удовольствием заучивают стихи на память, но читают их с особым чувством и выражением, осознают связь слова и музыки.
«Листопад» Груданов Е. (деревянные ложки)
Как прекрасен листопад!
Листья жёлтые летят!
Над землёй и над водой
Вихрь кружится золотой!
Осень дождички роняет
И деревья раздевает,
Устилая всё кругом
Пышным сказочным ковром!
Красивые листья под ноги летят,
Устроила осень в саду листопад.
Вот лиcтья берёзки, вот листья осинки,
Вот кружатся в вальсе листочки рябинки.
Меркулова О.
И я вам сейчас предлагаю создать свою мелодию осеннего вальса.. Сейчас мы будем использовать нетрадиционный игровой метод моделирования музыкального языка.
- Что вы видите на экране? (листья)
- Какого они размера? («Большие и маленькие»).
-Песенку большого листика назовём «Та», маленького– «Ти». Лист большой и значит дольше его песенка, у маленького – звучит быстрее.
Метод моделирования музыкального языка позволяет в доступной форме показать и дать почувствовать воспитаннику особенности выразительных средств и их отношений.
Листья могут не только танцевать, но иногда и неслышно разговаривать.
Озвучивание стихотворения «Разговор листьев» В. Берестов
Мы с кленов… (детская губная гармошка)
Мы с яблонь… (колокольчик)
Мы с вязов… (коробочка с крупой)
Мы с вишен… (маракасы)
С осинки… (тремоло в хрустальных бокалах)
С черемухи… (связка ключей)
С дуба… (шуршание бумагой)
С березы… (бубенцы в руке)
Везде листопад, (все вместе)
На пороге – морозы.
Творческое озвучивание стихотворений различными тембрами музыкальных инструментов получило название свободное манипулирование инструментами. Их образное применение особенное интересно в озвучивании сказок.
Наступила осень
Под ногами зашуршали первые опавшие листья (звуки шуршащей бумаги).
Подул осенний ветер (звуки из пустой бутылки),
Он пригнал темные тучи (звуки барабана).
Закапал дождик (звучит металлофон),
А потом все чаще и чаще (звучит металлофон),
Побежали ручьи по дорогам (дуем в баночку с водой через трубочку)
Холодно и сыро стало вокруг...
Но вот дождь закончился
И из-за тучи выглянуло солнышко (звучит колокольчик).
Осветило солнышко осеннюю полянку(снова звучит колокольчик),
и увидели мы красивые, разноцветные деревья.
Ветер подул на них (звуки из пустой бутылки),
и деревья зашумели своей листвой (пластиковые бутылочки) .
Где-то далеко застучал дятел (звучат колотушка)
Белка готовила запасы на зиму
и прыгала по веткам (звучит молоточек ),
Птицы запели в последний раз перед тем,
как улететь на юг (свистульки).
Днем все собрались на полянке: и солнышко, и деревья, и листья, и ветер — и стали радоваться последним теплым денькам (звучат все инструменты).
Но вот наступил вечер и все вокруг умолкло.
Стало тихо-тихо.
Одна из задач, которая ставится перед современным, творческим педагогом является создание целостного образа мира у ребенка. Этому способствует интеграция разных видов искусств. Ведь «…в интеграции один вид искусства выступает стержневым, другой помогает более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами».
Видео-презентация П.И. Чайковский «Октябрь»
«Уж небо осенью дышало...» А. Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Работа с детьми по данной методике предполагает качественно иные подходы к обучению со стороны педагога. Его задачей становится не просто направлять образовательный процесс, а жить на занятиях вместе с детьми, помогать им, искренне радоваться их успехам. Эту педагогику называют сотрудничеством. С первых же минут ему нужно найти правильную эмоциональную волну в общении с детьми. Оно должно быть легким, непринужденным, доставлять взаимное удовольствие детям и педагогу. В этом случае ребята не испытывают дискомфорта, скованности, страха. Они естественны, раскованы и искренне увлечены всем происходящим. Здесь нет места скуке и однообразию, зато всегда желанны фантазия и выдумка.
Ведь как гласит древняя мудрость:
Наша память сохраняет только
10% из того, что мы слышим,
50% из того, что мы видим,
90% из того, что мы делаем!
Спасибо за активное участие и внимание!