Доклад: «Роль семьи в музыкальном воспитании дошкольников».


Автор: Рукавишникова Наталья Васильевна

Предмет: Иное

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Доклад: «Роль семьи в музыкальном воспитании дошкольников».

Краткое описание работы: Характеристика различного музыкального воспитания в семье: условий, предпочтений и т. д.

Доклад: «Роль семьи в музыкальном воспитании дошкольников».

(Музыкальный руководитель: Рукавишникова Н.В.,

МДОУ № 20, г. Ростов, Ярославской области).

 

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка с ранних лет, в том числе и музыкального воспитания, создаются в семье.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культуры.

Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с детьми. В данном случае родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.

А в некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, т.к. родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.

Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с 1-х дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные (и не только) способности, формируется музыкальная культура.

Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на детских музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Во многих семьях есть музыкальные инструменты-игрушки, родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слуху. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные для забавы.

Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр – напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, когда баюкают кукол; импровизировать мелодии на детских музыкальных инструментах.

Таким образом, в семьях дети получают различное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.

Обучая ребенка музыке, заинтересованные родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

- обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;

-  развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность);

- способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Для развития музыкальных способностей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую». Так и написанную специально для детей.

Для прослушивания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского и др.) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувства восхищения старинная музыка (А. Вивальди, И. С. Баха, В. А. Моцарта).

Методы обучения в семье:

Для достижения соответствующего результата необходимо знать способы, формы и методы взаимодействия родителей с детьми.

Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкальном семейном воспитании.

Наглядно-слуховой методосновной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только «развлекательная» музыка, то он естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.

Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. В детском саду для работы с детьми используются обычно крупные по размеру репродукции картин, иллюстрации, качество которых не всегда высоко. Дома же имеется возможность показать детям книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыки, обогащает представления детей об искусстве.

Словесный метод так же очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого, помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменение в звучании.

Практический метод (обучение пению. Игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

Известно, что заинтересовать ребенка чем-либо взрослый может тогда, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми.

Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.

Сотрудничество педагога и родителей в вопросах музыкального воспитания.

Принципы и подход:

- «Систематичности и последовательности» - вытекает из закономерностей образования, воспитания и развития, которые приобретают особый смысл в дидактических процессах в музыкальном воспитании.

- «Единства» - достигается в том случае, если цели и задачи музыкального воспитания хорошо понятны не только музыкальному руководителю, но и родителям.

- «Интегративного подхода к построению образовательной деятельности» - рассматривается как взаимное «пронизывание» различных видов предметности в разных видах детской деятельности, взаимодействие музыки, пения, восприятия, движения и игры на детских музыкальных инструментах.

- «Сотрудничества семьи и детского сада» - в воспитании по законам партнерства, содействие развития понимания, взаимоуважения между ребенком и его родителями на основе открытия ими ребенка как индивидуальности, создания условий для продвижения каждого ребенка по своей траектории развития и саморазвития в темпе и на уровне его возможного максимума.

- «Гармонии 3-х начал» - это проявляется в соединении направлений развития ребенка: музыкального, духовного и интеллектуального.

Формы взаимодействия педагога и родителей:

- индивидуальные беседы с родителями;

- консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье;

- выступления на родительских собраниях дошкольного образовательного учреждения с докладами о музыкальном воспитании;

- открытые музыкальные занятия с детьми для родителей (дни открытых дверей;

- анкетирование, опросы родителей с целью выявления условий музыкального воспитания в семье.

Для себя выбрала:

Приоритетные направления в взаимодействии с родителями:

- «Сохраняем культурные и семейные традиции» - основывается на приобщении к истокам народной культуры и сохранения семейных традиций.

- «Оздоравливаемся вместе» - включает в себя формирование у родителей основ музыкальной грамотности.

- «Играем, развиваем, воспитываем вместе» - погружение в разнообразную совместную деятельность, любое совместное мероприятие позволяет увидеть родителям изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как это делают другие, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Многообразие тематики позволяет родителям и детям не только пополнить свои знания, но и раскрыть свой творческий потенциал.

- «Взаимопознание и взаимоинформирование» - возможность оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.

По мнению П. Ф. Лесгафта и родители, и педагоги должны сохранить ценнейшие качества ребенка:

- «… Впечатлительность ко всему окружающему, самодеятельность, отзывчивость, искренность, правдивость, интерес к познанию».

Он писал:

- «Все это возможно только тогда, когда при воспитании ребенка не преследуется определенная тенденция, не ломают ребенка системою, не предупреждается всякий его почин…».

Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.

 

«Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…

Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать…

Любите и изучайте великое искусство музыки.

Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей.

Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее.

Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы.

Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

(Д. Д. Шостакович).