"Развитие творческих способностей детей при обучении игре на детских музыкальных инструментах


Автор: Пасько Наталья Владимировна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

"Развитие творческих способностей детей при обучении игре на детских музыкальных инструментах

Краткое описание работы: познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них

Цель. Развитие музыкальных, творческих  способностей детей через обучение игре на детских музыкальных инструментах.

Задачи.

Обучающие. 1. Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.

2. Закрепить у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.

3. Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальных  инструментах.

4. Научить детей озвучивать текст сказок с помощью элементарного музицирования  по методике  К. Орфа.

Развивающие. 1. Способствовать становлению и развитию выдержки, усидчивости, внимания.

2. Развивать память, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные. 1. Формировать у детей коммуникативные качества, чувство  ответственности.

2. Воспитывать творческую инициативу.

Тип проекта : творческий

Сроки: 10.03 18-25.04. 18.

 

Основа проекта. Становление творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством обучения игре на детских музыкальных  инструментах.

Ожидаемый результат. В результате развивающих занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к  инструментальному музицированию, как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.

Заинтересовать родителей в дальнейшем развитии музыкально-творческих способностей детей и активном совместном музицировании. 

Продукт проектной деятельности. Музыкальное представление «Сказочки-шумелки» с участием детей и их родителей, выступление оркестра детей, выставка самодельных инструментов, изготовленных  по методике К.Орфа, фотоотчет «Наш оркестр», презентация «Самодельные музыкальные инструменты».

Материалы  и оборудование. Детские музыкальные инструменты, самодельные  шумовые инструменты, театр картинок на магните, мольберт, фотоаппарат, ноутбук.

 

Актуальность темы.

     Значение инструментального  музицирования  для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. Обучение детей игре на музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.

     Занятия с оркестром организуют детский коллектив, способствуют интенсивному и плодотворному развитию музыкальности. В процессе обучения игре на музыкальных инструментах идет усвоение нотной грамоты. Играя, дети лучше понимают устройство музыкальных инструментов, различают их звучание, тембр и естественно входят в новый для них мир музыкальной азбуки.

    В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуется эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.  У детей появляется чувство взаимопомощи, внимание к действиям товарищей. Игра на музыкальных инструментах развивает сосредоточенность и память. Знакомство с названиями инструментов, их тембрами, специальными музыкальными терминами обогащает активный словарь детей, развивает их речь.

    Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности  и все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический.

    Игра на инструментах активизирует всех детей, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку. Она  может применяться в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки – инструменты входят в жизнь ребенка – в его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив. Таким образом, игра на музыкальных инструментах оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.     

 

Этапы.

Подготовительный

- работа с методической литературой

- подбор музыкального репертуара.

-разработка конспекта занятия

-подбор видеоматериалов, музыкальных инструментов для озвучивания сказок, изготовление методического пособия «Теремок-холодок» и шумовых инструментов.

    Основной.

- цикл занятий по ознакомлению с музыкальными инструментами, нотной грамотой, обучающие видеофильмы  и музыкально- дидактические игры. «Узнай музыкальный  инструмент», «Где живут нотки?», «Музыкальная ширма»,  «В гостях у Пингви».

-индивидуальные занятия с детьми по разучиванию  музыкальных партий в оркестре «Часики-фиксики» и  «Сказки-шумелки».

-оформление стендовой информации для родителей - Консультации по изготовлению самодельных шумовых инструментов и организации домашнего оркестра: «Домики для звуков», «Музыкальные игрушки в семье».

-совместный концерт детей подготовительной группы и  учащихся ДШИ №1. Выступление оркестра детей с пьесой «Часики-фиксики».

    

 Заключительный.

- итоговое занятие - концерт «Сказочки-шумелки» с  участием родителей и детей.

- выставка самодельных инструментов «Домики для звуков».

- презентация «Самодельные шумовые  инструменты»

- фотоотчет «Наш оркестр»

«Сказочки-шумелки», их значение в жизни дошкольника.

Рекомендации по использованию в самостоятельной деятельности.

       В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. С помощью занимательных сказок – шумелок малыши познакомятся с детскими музыкальными инструментами, овладеют различными приёмами извлечения звуков, разовьют слуховую память, научатся воспроизводить оттенки звучания.
Сказки-шумелки дают возможность устраивать замечательные музыкальные спектакли, как дома, так и в детском саду.

        Дети  реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

Совместное  музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.

        Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

      Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.

    Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

 

Выбор текста

1.Выбирая текст, учитывайте насколько он подходят детям по сложности и объёму.

2. Определите, какую педагогическую ценность имеет выбранный текст цели и задачи очередного занятия.

3. Определите заранее смысловые акценты и паузы.

Выбор инструментов

1. Определите, какие музыкальные или шумовые инструменты и предметы, а также звукоподражания подойдут для шумового оформления текста. Сделайте соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.

2. Решите и, при необходимости, укажите в тексте, как именно следует играть в каждом случае: приём звукоизвлечения, громкость, продолжительность.

3. Решите, на каком инструменте будет играть ребёнок: первое время лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения. Учитывайте, какими приёмами ребёнок уже владеет, какие должен освоить на планируемом занятии.

 

Рекомендуемые инструменты

металлофон 

ксилофон

деревянные ложки

барабан

бубен

трещотка

треугольник

колокольчик 

тон-блок /рубель

большая тарелка

маленькие тарелочки

коробочка (деревянная)                    

погремушка/маракасы 

бубенчики или колокольчик

целлофан

расчёска 

трубка с фольгой (мирлитон)

платяная щётка 

гитара или леска – струна

костаньетты

стаканчики, фужеры

ключики

 

рекомендации по ПРОВЕДЕНИю ЗАНЯТИЯ

 

Сказочки или истории должны быть выучены взрослым почти наизусть.

Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.

Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.

Если в детском учреждении или дома нет необходимых  музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.

Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей,  можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время  проверить звучание.

Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.

Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.

Во время рассказа чаще глядите детям в глаза.

Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.

Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.

Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или  сигналом.

Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.

Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но, в то же время, быть готовым  поддержать  незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей,  идеи детей.

Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.

Возможно также   музицирование детей без помощи взрослых. На диске даны фонограммы сказок  с паузами для музицирования.

Учите детей бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место.