МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДШИ


Автор: Довженок Ольга Викторовна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДШИ

Краткое описание работы: Отражение проблематики современного времени в дополнительном образовании.

 

Тезисы:

  • Новые актуальные вызовы времени; потенциал нового поколения и учебные программы
  • Реализация программ музыкального развития в театральной школе

 

       Не секрет , что люди меняются от эпохи к эпохе. Но именно наше время мчится с огромной скоростью и за последние 100 лет   в человеческом обществе произошли огромные изменения, которые раньше происходили за более длительный промежуток, как отмечают психологи, политики, историки. И перед старшим поколением стоит сложная задача, с одной стороны передать своим детям накопленный опыт, традиции, и опору общества с другой стороны это не должно сломать   ростки нового духа времени , не превратится в костную систему препятствующую развитию общества.  Новое и старое во все времена боролись, уничтожая друг друга, но сегодня человек как никогда самосознателен, человечество внимательно изучает историю, собственное развитие и законы вселенной. Это помогает понять и принять перемены, которые должны произойти, помогает разглядеть дорогу куда оно движется. И на воспитателей и педагогов возложена огромная задача преемственности поколений, связи между ними и безболезненных перемен в будущем. Поэтому задача преподавателей прежде всего понять потенциал детей, разглядеть то, что они несут для будущего и дать этому «благородную огранку», для того что бы передаваемый опыт и традиции стали опорой для них, а не препятствием с которым борются во все эпохи.   

    Именно это подчеркивается в системе музыкального образования Карла Орфа- известного немецкого музыканта, композитора, педагога. Эго методика принята в более 40 странах мира. Она вводит ребенка в мир музыки через национальные традиции, и легкие формы музицирования. Он настаивал на том что нельзя замыкать учащихся в рамках классической Европейской музыки XVIII-XIX веков, а надо формировать открытый музыкальный слух и «вкус», чтобы создать условия для восприятия новых тенденций, создания потенциального будущего. Но   музыкальный материал для обучения должен основываться на фольклоре, который возник естественным образом из речи, жестов, выражения своих эмоций и чувств.   Опять же, его методика подчеркивает, что для творчества не нужно слепо воспроизводить материал в его первозданном виде, как это сегодня принято в этнографических группах.  Нынешний человек воспринимает и выражает себя по-другому, поэтому в рамках обучения надо   стремится не к копированию, а к сотворчеству- педагога, ученика и музыки. Его методика доказывала, что предпосылки к творчеству создается самой системой обучения. Решая педагогические вопросы –как и чему учить- учитель должен стремится создавать такие ситуации творчества на уроках, не натаскивая ребенка, но проводя его от одной задачи к другой. В детском возрасте все успешно проходит через игру, именно так ребенок понимает и постигает мир, свободно может действовать в рамках игры.

    Учебные программы школ сегодня претерпели сильные изменения, преподаватели постоянно пересматривают и корректируют их, оставаясь на передовой развития общества. Именно от них зависит каким будет завтрашний день, как построят будущее их ученики, и счастливы ли будут люди в этом будущем. На сегодня основные тенденции, которые должны учитываться - это свобода личности, развитие собственного потенциала без давления. И в этом всегда преуспевало   художественное воспитание, потому что истинное творчество невозможно без внутренней свободы.

      Сегодня в образовании многие предметы включают в себя игровые методики и обучение музыкальному искусству в том числе. В театральной школе этот метод является, пожалуй, приоритетным. 

     Театральное искусство изначально было рождено как синтез искусств, и поэтом оно несет в себе огромный потенциал художественного воспитания всеми доступными средствами литературы, танца и музыки сразу. И музыкальное оформление в спектаклях, театральных представлениях всегда играло важную роль в нем. Именно музыка зачастую сопровождает сцены своим характером подчеркивая лиричность или напряженность момента, может рассказать о чувствах героя без слов и, как подчеркивают психологи, именно у музыки есть такое свойство, как влияние напрямую на человека, его психику минуя сознательное восприятие, минуя оценку и анализ сознания. И поэтому на преподавателей музыкантах лежит большая ответственность развития восприимчивости детей к тонким чувствам, понимания музыкального искусства как средства выражения внутреннего мира человека.

         В этой связи с годами в театральной школе преподавание музыкальных предметов претерпело ряд изменений. Стало ясно, что музыкой надо больше заниматься практически, и теоретическая нагрузка снизилась к необходимому минимуму. Так сегодня в учебном плане важное значение уделяется вокалу, хору, где дети всех театральных групп непосредственно учатся музицировать, пропускают музыку через себя, воплощая музыкальные образы на уроках и, в дальнейшем, на сцене.  Самые способные дети могут посещать дополнительные занятия и возможность развить свои способности еще глубже. Дети показывают все, чему они научились на школьных и городских концертах, мероприятиях, ставят музыкальные спектакли, где музыка органически вплетается в канву событий. Проживая сказку или пьесу на сцене, передавая зрителям   эмоции персонажей в песне, например, у   маленьких актеров глубоко затрагивается психика  и они постигают сложность внутреннего мира человека и открывают свой собственный мир в себе.

  В процессе обучения педагог занимается творчеством- создавая для детей, задачи, которые приведут их правильному отображению характера персонажей, предлагает поиграть в сказку, игру. Дети, выполняя задания неизменно идут к нужному результату тоже через творчество, создавая мир героя в себе. В итоге создаются те маленькие театральные шедевры, которыми славится наша школа.

         Другим   направлением музыкального воспитания в театральной школе является обучение на инструментах. Учитывая особенности группового обучения в театральной школе, мы переняли    опыт других стран по проведению занятий малыми группами и ансамблями. И в этой связи открываются интересные возможности для развития ритмического слуха, сыгранности и совместного музицирования.  Хотя обучение игре на инструментах более сложный предмет и не у всех есть такие способности, те ученики кто выбирает своим жизненным путем театр, стараются освоить и его, понимая важность музыки в театре.  

Интернет Источники:

Андрей Фурсов. /Фурсов Андрей Ильич - русский историк, социолог, публицист, организатор науки/ Лекции:

https://www.youtube.com/user/systeemtheorie

-Андрей Фурсов. Разрушая образование – разрушают наше будущее

-Андрей Фурсов – Новые уровни 

Андрей Фурсов – Будущее рядом

Людмила Петрановская. . /психология/ Лекция   о последствиях детских переживаний.

Людмила Петрановская. Лекция "Дети 21 века": Как их понимать, учить, любить" https://www.goodhouse.ru/family_and_children/vospitanije/lyudmila-petranovskaya-vo-vsem-mire-roditeli-ne-znayut-k-chemu-gotovit-detey-no-est-tri-vazhnye-veshchi/

Наталья Кучеренко. /психология/ Лекция  .Эмоциональное выгорание, психологическое выгорание.  https://www.youtube.com/watch?v=InWDOPWB4zA

Юрий Бурлан /психология/  Системно-векторная психология. https://www.youtube.com/watch?v=yNtd8A-NVBw

Карл Орф   “Шульверк. Музыка для детей”. Воспитание искусством.   перевод В.А.Жилина. – Челябинск: «Music Production International», LLC, 2008г.